• Сергей Бурдин. Самолет Ту-128

    Предисловие автора


    Сергей Бурдин


    То, что Вы сможете прочесть ниже, является частью довольно большой книги (174 страницы текста, 132400 слова, 754685 знаков) о самолете Ту-128.
    К сожалению, экономический кризис пока не позволил выпустить эту монографию в свет, но я не оставляю надежду на это.

    Публикацию этих материалов мне хотелось приурочить к Пятидесятилетию первого полета прототипа Ту-28.

    Эту статью (кроме её прямого назначения) можно считать рекламой будущей книги, а потому я готов принять предложения по её совместной публикации на адрес 50osap@rambler.ru.

    В связи с этим, кроме двух глав, касающихся аварий и катастроф, произошедших с этим самолетом, я решил предоставить возможность Вам, читатель, ознакомиться с двумя маленькими разделами: «От автора» и «Введение». Они даны в «книжной» редакции, и позволят получить хотя бы приблизительное представление о содержании монографии.

    Прежде, чем Вы начнете настоящее чтение, мне остается только сказать, что мне было бы сложно написать такую книгу без помощи начальника ВОТП полка Николая Ивановича Попова (кстати, участника наших форумов) и нашего общего друга Сергея Цветкова.


    Содержание

    От автора
    Введение

    Глава 5. Средства жизнеобеспечения экипажей самолета Ту-128
    5.1 Система наддува и вентиляции
    5.2 Система кислородного оборудования
    5.3 Система аварийного покидания самолета

    Глава 6. Обзор аварий и катастроф, произошедших с самолетами Ту-128 в авиации ПВО СССР

    Аварии и катастрофы, произошедшие с самолетами Ту-128 в период эксплуатации в авиации ПВО СССР
    Авария самолета Ту-128. 1967 г.
    Авария самолета Ту-128. Лето-осень 1967 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 4 октября 1967 г.
    Авария самолета Ту-128. 7 марта 1968 г.
    Авария самолета Ту-128. 10 июля 1968 г.
    Авария самолета Ту-128. 4 августа 1968 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 28 мая 1969 (1968) г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 14 (8) сентября 1969 г.
    Авария самолета Ту-128. 24 (25) декабря 1970 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 6 апреля 1971 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 14 (25) мая 1971 г.
    Авария самолета Ту-128. 1972 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 12 мая 1972 г.
    Авария самолета Ту-128. 9 июня 1972 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 18 июля 1972 г.
    Катастрофа самолета Ту-128УТ. 14 (2) декабря 1972 г.
    Авария самолета Ту-128. 24 января 1973 г.
    Авария самолета Ту-128. 30 марта 1973 (1974) г.
    Авария самолета Ту-128. 21 мая 1973 г.
    Поломка самолета Ту-128. Зима 1974 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 21 мая 1974 г.
    Катастрофа самолета Ту-128УТ. 25 марта 1975 г.
    Авария самолета Ту-128УТ. 2 сентября 1975 г.
    Авария самолета Ту-128УТ. Сентябрь 1975 г.
    Авария самолета Ту-128. 21 июня 1976 г.
    Авария самолета Ту-128. 1 декабря 1976 г.
    Авария самолета Ту-128. 4 мая 1977 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 24 мая 1977 г.
    Авария самолета Ту-128. март-апрель 1978 г.
    Авария двух самолетов Ту-128. 17 июля 1978 г.
    Авария самолета Ту-128М. Февраль 1980 (1983) г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 11 марта 1980 г.
    Авария самолета Ту-128. 14 августа 1980 (1978) г.
    Авария самолета Ту-128. 10 (12) марта 1981 г.
    Катастрофа самолета Ту-128М. 18 февраля 1982 г.
    Авария самолета Ту-128М. 12 августа 1982 г.
    Катастрофа самолета Ту-128М. 18 августа 1982 г.
    Авария самолета Ту-128М. 16 сентября 1982 г.
    Авария самолета Ту-128М. 7 апреля 1983 г.
    Авария самолета Ту-128М. 1 февраля 1984 г.
    Авария самолета Ту-128М. Зима 1984-85 г.
    Катастрофа самолета Ту-128М. 6 июня 1985 г.
    Катастрофа самолета Ту-128. 6 августа 1985 г.
    Авария самолета Ту-128. 9 (6) января 1986 г.
    Авария самолета Ту-128М. Июль 1986 г.
    Авария самолета Ту-128М. 15 января 1987 г.
    Поломка самолета Ту-128УТ. 27 января 1987 г. -?
    Авария самолета Ту-128М. 16 марта 1987 г. -?


    От автора

    Уважаемый читатель! Мне бы хотелось вместе с Вами выразить слова благодарности тем, с чьей помощью нам удалось хотя бы частично восстановить страницы эксплуатации самолета Ту-128.

    В первую очередь мне бы хотелось выразить признательность ОКБ А.Н.Туполева (www.tupolev.ru) за помощь в работе над книгой. Самых благодарственных слов заслуживает начальник штаба батальона аэродромно-технического обеспечения аэродрома Саваслейка Юрий Королько.

    Я благодарю за помощь в работе над книгой летчиков, которые стояли у истоков освоения перехватчика Ту-128 войсками: старшего инспектора-летчика начальника отдела комплексов дальнего перехвата Управления боевой подготовки Главного штаба войск ПВО страны полковника Александра Нефедова, начальника 1 отдела управления боевой подготовки Главного штаба войск ПВО страны полковника Электрона Евглевского и старшего инспектора-летчика отдела боевой подготовки Главного штаба войск ПВО страны полковника Петра Комягина. Автор книги очень признателен за замечания, уточнения и материалы домашних архивов, предоставленные многими ветеранами, отдавшими этому самолету лучшие годы своей жизни. Эти люди занимали различные должности, но все они до сих пор любят свой «корабль». От ветеранов 64 авиационного полка огромную помощь оказали: командир полка полковник Михаил Гречишкин, старший штурман полка подполковник Владимир Енютин, заместитель командира эскадрильи майор Леонид Рокин, командир корабля капитан Хамит Аблязин, бывший старший техник майор Евгений Плюта и бывший техник по авиационному оборудованию Вадим Булгаков. От себя и наших читателей я хочу поблагодарить штурмана эскадрильи 350 авиационного полка майора Александра Мамет и заместителя командира 350 авиационного полка по инженерно-авиационной службе подполковника Влада Каплуна, командира отряда 518 ап майора Александра Давидовского, штурмана эскадрильи 518 ап майора Ивана Родюкова и штурмана отряда 518 ап капитана Сергея Винокурова за то внимание и поддержку, с которыми они отнеслись к этой работе. Много для восстановления исторического облика Ту-128 сделали командир 72 авиационного полка, а впоследствии начальник авиации 2 отдельной армии ПВО полковник Валерий Яляев и заместитель командира 72 авиационного полка подполковник Вячеслав Моисеев. Мы благодарим штурмана отряда 72 ап капитана Валерия Матюкина, командира отряда 72 ап майора Олега Выдренка, штурмана эскадрильи 72 ап (позже главного штурмана объединения) полковника Сергея Щёлокова, штурмана 72 ап подполковника Александра Жабкина, старшего штурмана заместителя командира эскадрильи 72 авиационного полка по политической части, а впоследствии заместителя командира 144 оап подполковника Олега Федосеенко и старшего техника группы регламентных работ 72 ап капитана Андрея Ильмер. Мы благодарны ветеранам 356 ап: заместителю командира полка по летной подготовке подполковнику Александру Николаеву и командиру эскадрильи подполковнику Григорию Зайцу, а также их сыновьям Дмитрию и Владимиру. За помощь, оказанную в работе над книгой, хочется выразить благодарность начальнику службы безопасности полетов 14 ОА ПВО полковнику Виталию Авдееву. В восстановлении истории освоения Ту-128 в 445 ап нам активно помогал командир 677 отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения полетов на аэродроме Савватия подполковник Александр Юзов. Хочется выразить благодарность начальнику отдела боевой подготовки 14 ОА ПВО полковнику Василию Попову за ценные дополнения к книге.

    В восстановлении страниц совместной работы перехватчиков Ту-128 и самолетов радиолокационного дозора Ту-126 автору помогали: второй штурман экипажа Ту-126 из состава 67 оаэ майор Михаил Мусатов, штурман наведения экипажа Ту-126 майор Олег Махарь и офицер боевого управления Александр Голубев. Большое спасибо бывшему начальнику РЛС П-35 из радиотехнической роты в Амдерме, а ныне профессору Вячеславу Горшкову.

    Отдельные слова благодарности нам хочется выразить Инне Садовой - дочери майора Владимира Нироденко командира отряда 72 ап за предоставленные документы и фотографии, касающиеся службы ее отца.

    Не могу не сказать спасибо моим друзьям: авиационным историкам и фотографам Андрею Зинчуку и Сергею Цветкову, а так же их коллегам Александру Мелихову и Владимиру Пушкареву. Огромное спасибо за предоставленные фотографии хочется сказать Сергею Адамову, Алексею Башлееву, Юрию Кабернику, Алексею Калиновскому, Виктору Кудрявцеву.

    Мы благодарим также всех, кто создавал, испытывал и эксплуатировал этот уникальный самолет.


    Введение


    Перехватчики Ту-128 на аэродроме Амдерма. 72 гвиап. Фото А.Жабкина

    Советский Союз был страной тотальной секретности, поэтому рассказы о многих образцах вооружений и военной техники послевоенного периода носили обрывочный характер. Именно поэтому они «обросли» различными домыслами и выдумками. Однако были отдельные образцы, которые не удостоились даже такого внимания. О них знали немногие даже среди военнослужащих. Была такая техника и в авиации ПВО. Едва ли не самым ярким ее представителем является перехватчик Ту-128. Несмотря на то, что этот самолет находился на вооружении шести полков авиации войск ПВО страны с 1965 по 1988 годы, он и до сих пор продолжает хранить свои тайны.

    Эта книга является попыткой воссоздать облик самолета. Хотелось представить его таким, каким его ощущали летчики и штурманы, летавшие на нем. Хотелось увидеть его глазами инженерно-технического состава, обслуживавшего его на земле. Мы хотим, чтобы читатель почувствовал, чем был этот самолет для авиации ПВО страны и каков был его вклад в систему обороны СССР.

    Хочется надеяться, что по отдельным рассекреченным документам авиации войск ПВО страны и воспоминаниям участников событий, удалось создать достаточно цельный образ необычного перехватчика.

    Автор старался активно использовать воспоминания ветеранов эксплуатировавших Ту-128 в воздухе и на земле. «Живая» речь должна внести больше эмоциональной окраски в наше повествование и в ряде мест будет служить «оправдательным документом» для авторских выводов. Кроме того автор старался опираться на цифровые данные из технических описаний, инструкции экипажу и методических разработок. Все эти документы позволили дополнить рассказ о самолете фактическим материалом.

    Значительное место в книге занимает глава с описанием аварий и катастроф, в которых участвовал этот перехватчик. Перечень инцидентов, который удалось составить, включает краткие описания сорока двух аварий и катастроф и двух поломок этого самолета. В ряде описаний к краткому изложению инцидента добавлены рассказы членов государственной комиссии по расследованию инцидентов и участников этих драматических событий. В столь полном виде этот перечень, видимо, публикуется впервые.

    В этой книге также впервые столь широко изложены вопросы истории эксплуатации Ту-128 в войсках ПВО СССР и особенности его боевого применения. Автору хотелось показать, как этот уникальный самолет появился в войсках; сколько сил было потрачено для того, чтобы он стал полноценным оружием.

    Здесь же автор попытался рассказать о взаимодействии перехватчика Ту-128 с самолетами радиолокационного дозора Ту-126, которые параллельно создавались и стояли на вооружении авиации ПВО СССР.

    Прочитав эту книгу, читатель получит достаточно полное представление об уникальном самолете, аналогов которому нет ни в одной стране мира. Задачи, которые он был призван решать, были весьма специфическими и представляли интерес лишь для Советского Союза. Именно поэтому самолет Ту-128 никогда не продавался в другие страны. Его экспортный потенциал был небольшой, но это не мешало Ту-128 решать весьма важные задачи, выполняя боевое дежурство на северных рубежах СССР и юге Сибири.

    Этот необычный перехватчик был создан на базе бомбардировщика. Одно только это сочетание слов делает Ту-128 уникальным в своем роде. На первый взгляд может показаться, что у самолета не было ни прошлого, ни будущего.

    Однако автор надеется, что прочитав книгу, Вы измените это мнение. В техническом описании на самолет Ту-128 было сказано: «Внедрение в войска ПВО авиационного ракетного комплекса перехвата Ту-128 потребует глубокого изучения его специфических особенностей, разработки и совершенствования новых приемов ведения боя при отражении налетов авиации противника».

    Эксплуатация именно этого самолета позволила разработать и усовершенствовать новые приемы ведения воздушного боя. Возникший как птица Феникс из «пепла» самолета совершенно другого назначения, Ту-128 дал возможность развиться новому направлению в авиации ПВО. Это направление предполагало создание и совершенствование авиационных ракетных комплексов дальнего перехвата. Именно эти идеи со временем воплотились в самолете МиГ-31 и множестве его модификаций. Малоизвестный в советскую эпоху даже в родной стране, но не забытый после снятия с вооружения, Ту-128, по-прежнему является интересным объектом для исторических исследований.

    В книге сохранена терминология, использовавшаяся в документах касающихся этого самолета в разные годы, поэтому она может иногда «резать» слух современного читателя.
    Автор надеется, что прочитав эту книгу, читатель раскроет для себя еще одну интересную страницу истории Советских вооруженных сил времен «Холодной войны».
Играть в игровые аппараты на реальные деньги