Небом заболел с трехлетнего возраста. Серебристый самолетик-истребитель с красными звездами стал любимой игрушкой в раннем детстве...
Как и у многих юношей, дорога в небо лежала через авиамодельный кружок и летное училище. В 1978-м окончил Харьковское ВВАУЛ, служил в ВВС до 90-го года. Основной тип, на котором прошел полный курс летной подготовки МиГ-21 и МиГ-23, более 3000 вылетов. Довелось немного полетать и на МиГ-15УТИ.
Еще в летном училище были попытки фотосъемок в полете, но строгие законы по летной безопасности сильно ограничивали творческий простор. Будучи уже опытным военным летчиком стал серьезно заниматься не только фотографией, но и киносъемками. Имея твердые навыки съемок и хорошую летную подготовку, часто брал в кабину камеру, как в плановых полетах, так и на учениях. При этом в одноместном МиГ-23 и в тесной кабине было не очень удобно заниматься съемками и одновременно держаться в строю 4-х истребителей, особенно во время работы на полигоне. В те годы я просто мечтал, чтобы кто-нибудь управлял самолетом во время съемок... Как-то раз командиру намекнул по поводу съемок на спарке МиГ-23УБ и он меня назвал сумасшедшим. Поэтому мне приходилось тайком брать камеру в кабину одноместного МиГа...
Мечта съемок со спарки осуществилась в начале 90-х, после службы в ВВС, когда меня пригласили работать в «МАПО МиГ» (сейчас это «РСК МИГ») в качестве летающего кинооператора и фотографа. Профессия летчика-истребителя и полученные специальные допуски для выполнения воздушных съемок, давали возможность участия в испытательных полетах практически без ограничения. Учитывая мою профессию летчика-истребителя, меня допускали снимать с передней кабины истребителя. Это и давало возможность показывать зрителю полет глазами пилота, усиливая эффект присутствия, особенно в полете группой.
При выполнении воздушных съемок, имел честь полетать со многими летчиками-испытателями. В реализации моих творческих задумок и различных композиций огромную роль сыграли Павел Власов, Роман Таскаев, Марат Алыков, Александр Пелих, Михаил Беляев, Сергей Шапошников, Владимир Логинов, Юрий Абрамович и другие…
Параллельно с основной работой, в 90-х, работал в качестве оператора и фотографа пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» на авиабазе Кубинка. Многие годы тесно работал и с пилотажной группой «Русь», особенно в период создания документального фильма «Эскадрилья РУСЬ». В те годы, для усиления эффекта воздушных съемок, впервые стал использовать наружную видеокамеру на самолетах Л-39. Специальных камер не было, поэтому приходилось изготавливать различные защитные боксы и кронштейны, для использования обычных бытовых камер. Съемки пилотажа из кабины велись исключительно ручной камерой и фотоаппаратом. Перед каждым вылетом на съемку из кабины требовалась серьезная подготовка. Как правило съемка велась и видео и фото. Иногда даже с двумя фотоаппаратами, один с обычной фотопленкой (негатив), другой для слайдов (позитив), а с учетом отсутствия постобработки (цветокоррекция, вторичное кадрирование и т.п...) и количеством кадров на пленке всего 36, требовалась безупречность в каждом нажатии на кнопку затвора.
С появлением современных камер творческие возможности заметно расширились. Теперь, установка на самолеты пилотажных групп до десяти камер, в том числе наружных, стала обычным делом. Хотя, съемки из кабины пилота с рук я всегда считал важной составляющей любого авиационного фильма. Только таким образом, «живой камерой» можно усиливать эффект присутствия для зрителя.
Мои видео на канале
YouTube