Мое увлечение авиацией началось примерно... лет 30 назад. За это время мои пристрастия претерпели немало кардинальных перемен -- начинал я с зарубежной авиации времен второй мировой войны, позже расширил хронологически свои интересы до 70-х гг., затем переключился на гражданскую авиацию (уже преимущественно отчественную, а не только зарубежную) и, наконец, в середине 80-х стал заниматься и советскими военными самолетами.
В общем, любителей нашей авиации можно весьма условно поделить на тех, кто интересуется отечественной авиаисторией (т.е. всеми самолетами, служившими с красными звездами или несшими регистрацию СССР-....) и поклонников советских самолетов (пусть даже и за рубежом). Я себя отношу ко вторым, и оттого все еще могу получать удовольствие от "живых" МиГ-21 - например, в польских ВВС.
Эта коллекция (собрание, архив) началась в середине 80-х годов, когда я понял, что многие самолеты, долгие годы бывшие олицетворением советской авиации и казавшиеся "вечными", вот-вот навсегда исчезнут из боевого состава, а вскоре после этого останутся лишь в памяти (поскольку фотографировать в части в то время было более, чем проблематично). В какой-то мере толчком к этому послужила поездка на месяц (офицерские сборы) в Шяуляй. Там мне удалось увидеть немало редкостей (единственный полк Ан-12ПП, камуфлированный Су-7 на ремзаводе, и более всего поразившие воображение Ту-126) -- отснятую пленку отняли и все это осталось лишь в воспоминаниях.
После этого я и начал при любой возможности искать старые фото советских самолетов -- имеются в виду оригиналы, а не опубликованные картинки. Я вполне осознанно сделал упор на фото из строевых частей, поскольку служба для любого самолета - едва ли не самый интересный этап жизни (собственно, для того он и создается, не так ли?). Найти людей, снимавших более-менее свободно в те годы (период с середины 50-х до конца 80-х) само по себе проблема. Но даже перебирая десятки и сотни фотографий и негативов, часто видишь либо откровенный брак (смазанные или мелкие или просто нерезкие снимки) либо замечательные постановочные кадры политзанятий. Самолетов попадается не так уж много, а найти что-либовыдающееся случается крайне редко.
В 1988 г. начал снимать и сам (помню, телеобъективы были огромной проблемой), а вскоре начал и ездить по строевым частям (к сожалению, гораздо реже, чем хотелось бы). Многое из того, что мог бы "пощелкать" упустил (Ту-16, Ту-95РЦ, МиГ-21, МиГ-27, Су-17, Як-28, Су-15), но кое-что все же удалось запечатлеть -- финские МиГ-21 (за полгода до списания), крайние летающие МиГ-23П (за 9 месяцев до расформирования), крайние Су-17 в военной авиации РФ, польские МиГ-21, доживающие последние годы и кое-что другое.
Лучшее из того, что мне удалось заснять самому, что мне подарили и того, что пришлось купить будет представлено на airforce.ru.