Чкаловск 2001
Вверх ] Tiger Meet 2009 ] Осень-2008 ] Полёты на аэродроме Шайковка ] Belgian Helidays 2007 ] МАКС-2005 ] Ле Бурже 2005 ] "Летающие легенды" ] Кубинка 2003 ] Остров 2002 ] Геленджик 2002 ] Чкаловская 2002 ] Нижний Новгород 2002 ] Новосибирск 2001 ] МАКС-2001 ] [ Чкаловск 2001 ] Ле-Бурже 2001 ] Ле-Бурже 2001 ] Геленджик 2000 ] Минск 9 мая 2000 г. ] Neptune Airshow '99 ] MAKC'99 ] Oshkosh'99 ] Ле Бурже 1999 ] Фарнборо' 98 ] 'Сухой' на МАКС-97 ] Заметки с МАКС-97 ]


 

Сергей Жванский, a.k.a. Panda-9

Празднование 85-летия Авиации Балтийского флота
Чкаловск, 14 июля 2001 года

Субботним днем 14 июля 2001 года на аэродроме Чкаловск (под Калининградом) проходило празднование 85-летия Авиации Балтийского Флота. Задумано было масштабное мероприятие с наземной экспозицией и обширной летной программой. Тем не менее, никакой рекламы, да и просто объявлений о готовящемся празднике Авиации в местных средствах массовой информации практически не было. Не смотря на это, утром 14 июля участок шоссе от Калининграда до Чкаловска был забит машинами, двигавшимися едва ли не со скоростью пешехода. На летном поле собралось немалое (по местным меркам) количество народа. Никаких разрешений, приглашений или билетов не требовалось, вход – свободный. За несколько дней до выставки на стоянке аэродрома была выстроена в линейку вся техника, реально летающая в Калининградской области сегодня. Шеренга состояла из Ми-8 (на левом «фланге»), Ми-24, Ка-27, Су-24, Ан-26 и Су-27 (на правом «фланге»).

Тут надо заметить, что сегодня Чкаловск – практически не эксплуатируемый аэродром. До конца 80-ых это была мощная авиабаза дальних бомбардировщиков Ту-22 и большинства последующих модификаций. Все «рассосалось» и пришло в упадок к середине 90-ых. Тем не менее, именно на этот аэродром садился президентский борт Ил-96: в 1996 году с Б.Н. Ельциным, в 2000 году – с В.В. Путиным. Кстати, с целью обеспечения безопасной посадки президентского самолета в 2000 году уже потребовалось и было произведено восстановление полосы – столь глубока деградация некогда могучего аэродромного хозяйства.

Техника, выставленная для осмотра посетителями, представляла собой полностью исправные летающие машины, которые прибыли в Чкаловск своим ходом, слетевшись со своих аэродромов базирования. Всем посетителям разрешалось не только осмотреть кабины самолетов и вертолетов, но и посидеть в них. Исключение составлял Су-27. (Стремянка к его кабине была приставлена, но фонарь открыли лишь вечером, так сказать, для истинных любителей авиации, когда на поле оставалось уже совсем мало народу.)

В кабинах любопытствующие творили что хотели. Штурвалы, ручки управления, тумблеры и гашетки – все было доступно. Создавалось впечатление, что после такого «осмотра», когда и дети и взрослые уподобляли себя пилотам и «управляли» большими игрушками, потребуется немало часов для проверки летной годности систем и оборудования. (Впрочем, задним числом стало ясно, что все обошлось, техника разлетелась «по домам» без происшествий.)

Официально праздник открывался в 10 утра. В 11:00 быстро и без особого стечения народа (основная масса продолжала толпиться у техники) прошла торжественная часть. Парадный строй летчиков выглядел слабо. Так идут стройбатовцы при разводке по объектам (если преувеличиваю, то немного). Впрочем, это был их день. А в свой же праздник напрягаться – это у нас, пожалуй, противоестественно. И авиаторы расслаблялись. Вместе с народом.

К этому времени уже успела развернуться «коммерческая» составляющая праздника: напротив шеренги авиатехники выстроилась шеренга торговых палаток с пивом и традиционной в таких случаях закуской. Народ, соответственно, принялся выпивать и закусывать. Привычка искать, да и расставлять в удобных местах урны так и не сформировалась. В результате к полудню непривычный к такому свинству аэродром начал захламляться опорожненными бутылками, обрывками упаковки и прочим мусором. Возникало ощущение творимого кощунства.

На 12:00 было намечено начало летной части программы. Предполагалось участие 21 единицы авиатехники. Однако до последнего момента демонстрация техники в воздухе была под вопросом. Дело в том, что утром этого же дня под Москвой разбился Ил-76. А в таких случаях все необязательные полеты отменяются – на всякий случай. В результате было получено «добро» только на одиночный пилотаж Су-27УБ и Ми-24, ну и групповые парашютные прыжки с Ан-2. Взлет на демонстрационные полеты непосредственно с аэродрома Чкаловск не планировался. Соответственно, отрывающихся от ВПП машин публика не увидела. Вся техника, поднимавшаяся со своих аэродромов, подходила к зоне с востока на небольшой высоте. Не смотря на ограниченность программы, полеты произвели сильное впечатление. Правда, «колокола» и «кобры Пугачева» не было (тоже из-за катастрофы Ил-76), но и продемонстрированных фигур пилотажа было достаточно для того, чтобы убедиться в том, что на старых запасах практического опыта, при нехватке керосина и «свежих» двигателей – все же на Балтике есть пилоты, которые любят свое дело и знают его блестяще. Многие говорили потом, что пилотаж на Ми-24 смотрелся даже сильнее, чем пилотаж на «спарке». Такое впечатление сложилось, видимо, от того, что Су-27УБ летал все же подальше от людей, а Ми-24 зависал на малой высоте в непосредственной близости от публики, обдуваемой ветром от лопастей. После Ми-24 прыгнули парашютисты Калининградского РОСТО, и вся летная программа завершилась за 20 минут.

Большую часть времени погода была уныло серой с довольно плотными облаками. Однако в этом был свой существенный плюс. Выгляни Солнце – и пилотаж смотрелся бы в контровом свете. И для наблюдения, и для фото/видео-съемки – хуже не придумаешь. А так, при плотной облачности условия освещенности были вполне терпимыми. Распогодилось ближе к вечеру.

После этого летали радиоуправляемые модели (пилотажные, не копии), но к ближе 14 часам одна из них разбилась в щепки, да и две другие свернули полеты. К этому времени народу уже заметно поубавилось. Публика разделилась на две, впрочем, изрядно пересекающиеся группы. Одна продолжала осматривать технику, другая кучковалась у палаток с пивом. Наверняка, не обошлось и без водки. Народу на аэродроме становилось все меньше, а ощущение «непотребства» даже усиливалось.

И, наконец, примерно к 16 часам как-то вдруг все кончилось. От самолетов и вертолетов люди отошли окончательно. А те, что остались у палаток и с песнями праздновали прямо на зеленом газоне летного поля, фотосъемке уже не мешали. Техники постепенно начали кое-что зачехлять, закрывать. К 17 часам стоянка была обнесена заградительной лентой, и вскоре была выставлена охрана.

В целом же праздник удался. Понравилось всем, или почти всем. Для людей авиаторы сделали, что могли. И не вина устроителей в том, что публика изменилась. Особое, уважительное отношение к Авиации, базирующееся на живой любознательности, романтике и почтительном отношении к труду, сменилось пошло потребительским: «хлеба и зрелищ!».

По случаю праздника для авиаторов Балтийского флота были предоставлены еще два выходных, помимо воскресенья. А в среду 18 июля с аэродрома Чкаловск вся техника должна была разлететься по своим базам…

Впрочем, жизнь еще может вернуться на аэродром в Чкаловске. Поговаривают о возможном скором переводе сюда перехватчиков и фронтовых бомбардировщиков. Но пока это разговоры.

P.S. Все фотоснимки выполнены аппаратом Canon EOS Elan II с объективом EF 28-105 USM. Фокусного расстояния в 105 мм не хватало для съемки Су-27УБ в воздухе (возникала острая потребность в 300-миллиметровом «телевике», но, увы…). В то же время пилотаж на Ми-24 выполнялся значительно ближе, и 105 мм хватило вполне. Вот только с выдержкой ошибочка вышла. Взял слишком короткую (1/1500 и 1/1000), в результате лопасти практически «остановились» – смотрится не так красиво, как сверкающий диск. Почти все снимки авиатехники на стоянке сделаны в то время, когда «уважаемый публикум» уже покинул чкаловский аэродром.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12

Фото 13

Фото 14

Фото 15

 

 

Реклама