Tiger Meet 2009

Главная >> Выставки >> Tiger Meet 2009

 

 

F/A-18C
F/A-18C ВВС Швейцарии

С 14 до 25 сентября авиабаза Kleine Brogel в Бельгии стала местом проведения 48-ой ежегодной авиатусовки NATO Tiger Meet. В этот раз NTM - самое большое учение, проведенное НАТО в Европе в течение 2009 года.

Учения Tiger Meet проводятся с 1961 ежегодно за редкими исключениями. Краткую историю возникновения этой традиции можно прочесть тут.


Эмблема NATO Tiger Meet 2009

В 2009 году NTM были объединены общим сценарием с проводимыми на юго-западе Бельгии армейскими учениями NATO "Pegasus". Непосредственными участниками NTM выступили 19 авиационных частей от 11 стран с более, чем 50 единицами авиатехники.

За две недели учений было совершено около 800 вылетов. Обычно в лётный день планировалось две-три «волны» вылетов. В утренних вылетах отрабатывались индивидуальная подготовка и взаимодействие участников NTM. После полудня в воздушном пространстве Франции, Бельгии, Дании, Нидерландов, Германии, а также на полигонах Северного моря проводились совместные воздушные операции по различным сценариям: перехваты воздушных целей, воздушная поддержка, разведывательные полёты, прикрытие коммуникаций и конвоев, руководство крупными воздушными силами, поиск и спасение экипажей в боевой обстановке. Кроме военных задач отрабатывались гуманитарные миссии по эвакуации мирного населения.

А самым интересным моментом NTM для общественности стал день открытых дверей на авиабазе Kleine Brogel, проведённый 18.09.09.


Список авиатехники, задействованной на дне открытых дверей

Так как не каждый день доводится побывать на авиабазах НАТО, да ещё во время проведения таких крупных мероприятий, то возникло желание это действо посетить.

Ранним утром 18 сентября группа представителей сайта "ВВС России", вооружившись фототехникой и энтузиазмом, двинулась в направлении бельгийской границы. Зная о большом интересе авиационных фанатов к таким мероприятиям, мы рассчитывали попасть на аэродром пораньше, к 8 часам утра, к моменту «открытия ворот». Однако, зарулив на стоянку у аэродрома, поняли, что не попадаем даже во вторую - третью сотню прибывших. И таких, как мы, становилось все больше. Они подъезжали целыми туристическими автобусами, а места на парковке заполнялись со стихийной быстротой.

По номерам автомобилей можно было изучать географию Евросоюза, по многоголосию - все европейские языки! При входе на территорию нас встречал персонал авиабазы Kleine Brogel и раздавал некие карточки регистрации. Заполнять их пришлось на поручне дверцы бельгийского двойника ТПК, т.к. никаких столов не наблюдалось. Несколько удивила расцветка камуфляжной формы встречающих посетителей бельгийских военнослужащих. Оттенки были, прямо скажем, диковатые и больше уместные для каких-нибудь джунглей Амазонки, чем для северной Европы.

Стоило нам двинуться к организованному входу, нашлись и столы, и толпы фанатов, стремящихся на авиашоу. Организация прохода явно не рассчитывалась на такое количество людей, в результате на преодоление данной преграды нам потребовалось 20 минут времени и по 25 евро на человека (нет, это была не взятка за «ускорение процесса», это стоимость входного билета). При этом на заполненные карточки никто даже не взглянул, они молча складывались мешки, напоминающие мусорные…

Patrouille Suisse
Линейка F-5E пилотажной группы Patrouille Suisse

Пять минут активной ходьбы и мы выходим на площадку, уставленную немногочисленными представителями ретро авиации, в том числе и линейкой F-5E швейцарской пилотажной группы. Напротив, похоже, ангар местной ТЭЧ, в котором виднеется полуразобранный Ф-16. А за углом здания приютился списанный бельгийский F-16А (без внутренностей) в компании с БПЛА и различным ЗИПом от последнего. Чуть в стороне гордо стоит Ф-104 в «тигриной» окраске.

F-104G
Списанный F-104G ВВС Бельгии

Быстренько всё сфотографировав, продолжаем движение к ВПП в надежде занять удобные для фотосъёмки места.
Надо отметить, что организаторы «NTM open day» сделали всё возможное для удобства фотографирования происходящего на аэродроме. Кроме свободного прохода вдоль всей длинны рулёжной дорожки, имелось ещё два места для простых зрителей:


Авиабаза Kleine Brogel. Красным обозначены места для посетителей (PA - Public Area).
Спутниковое изображение © Google

РА1 было хорошо лишь расположением в тени соснового леса. До оси ВПП оттуда 200 метров, удачно фотографировать можно было лишь выруливающие по РД самолёты;
PA2 - между ВПП и РД был идеальным местом для фотосъёмки, но, к сожалению, таких догадливых там было к 9 часам утра просто не протолкнуться. И ладно бы стояли себе скромненько, так ведь большинство обустраивалось со всем комфортом, ставили кресла со столиками, рядом выстраивался лес стремянок, с которых планировалось фотографировать полёты. Естественно, даже стоя за одним таким рядом кресел-стремянок тяжело фотографировать, особенно в проводку. А уж когда подтянулись владельцы 1,5-2 метровых стремянок и выстроился их лес - стало совсем грустно. Нельзя еще не отметить не особо-то лояльное отношение владельцев всех этих «спецсредств» к «обделенным» коллегам. Споттер споттеру волк!

Ми-35
Ми-35 ВВС Чехии

Грусть развеял звук запускающейся АИшки, сопровождаемый щёлканием затворов десятков фотоаппаратов – это у них рефлекс такой, жать кнопку на звук двигателя. Спустя минут 15, сделав эффектный проход, над нами пронёсся блестящий свежей краской чешский Ми-35 по каким то своим срочным вертолётным делам. Из расположенного напротив лесочка донеслись звуки запускаемых двигателей, «споттеры» засуетились и стали переползать с кресел на стремянки. В 09.30 начался разлёт первой волны самолётов.

Mirage 2000
На рулежке Mirage 2000

За 40 минут взлетело 34 самолёта и вернулся чешский Ми-35! Такой активности на аэродроме я никогда не наблюдал! Довольно забавно смотрелись издали Грипены и Рафали со своей ярко-изумрудной подсветкой ИЛС в кабине. Ночью вполне можно принять за одноглазых циклопов. Кроме выползавшей из леска напротив основной массы самолётов, по рулёжной дорожке выкатывались на старт наиболее ярко и эффектно разукрашенные участники NTM. Перед выездом на ВПП они притормаживали и приветствовали зрителей, получая шквал ответных приветствий под стрекот затворов фотоаппаратов.

Mirage 2000C
Mirage 2000C, Франция

Не прошло и пяти минут после разлёта, как начали возвращаться взлетевшие самолёты. После посадки самолёт заруливал на РД и катился вдоль толп зрителей, давая возможность всем себя рассмотреть и запечатлеть, после чего снова скрывался в леске за ВПП. 11 самолётов собрались формацией в виде стрелы и совершили пару проходов над аэродромом. Впечатлило только массовостью и разнообразием типов самолётов. Интервалы и дистанции выдерживались не очень…

Довольно интересно смотрелся роспуск звеньев с последующим «конвейерным» заходом на посадку. Заодно это позволяло отснять «по типам» садившиеся самолеты на разных «стадиях»: на заходе, касание ВПП, пробег и т.п., концентрируясь для каждого самолета из звена на конкретном этапе (с учетом тесноты, толчеи и торчащих отовсюду штативов, стремянок и голов отснять за раз всё было просто невозможно).

В 12 часов началась «массовка» у вертолётов. Первыми стартовала пара чешских Ми-24В и Ми-35, за ними, имитируя выруливание, прополз над полосой итальянский АВ.212АМ, а уже в воздухе к группе пристроился бельгийский А.109ВА. Совершив ротацию, вертолетчики продемонстрировали миссию CSAR - боевой поиск и спасение. Ми-35 и Ми-24В имитировали прикрытие района операции, барражируя на малой высоте и энергично маневрируя. А.109ВА завис над деревьями, видимо осуществляя наблюдение за районом операции и координацию действий экипажей группы. С АВ.212АМ высадили группу десантников, которые условно прикрывали эвакуацию условно сбитого лётчика.

Успешно выполнив задачу, вертолёты собрались в строй и прошлись на малой высоте вдоль РД, в очередной раз вызывая аплодисменты зрителей и сопровождаемые стрёкотом затворов. После роспуска группы над ВПП на малой скорости продефилировал АВ.212АМ, с борта которого всех приветствовал «тигр» с флагом NTM-2009.

АВ.212АМ
АВ.212АМ ВВС Италии

Второй разлёт получился не массовым и каким-то растянутым на пару часов. Возможно, что-то произошло, так как пара руливших по РД самолётов были на ней остановлены, и в ту сторону по рулёжке проехала «скорая» и «пожарка». Кстати, местные «пожарки» почему-то окрашены, как в ярко-желтый, так и в «камуфляжный» зеленый цвета. В это же время демонстрационный полёт выполнил бельгийский F-16 и улетел незаявленный в программе французский «Альфа Джет». Потом все затихло. Мы решили воспользоваться паузой и прогуляться вдоль РД, сфотографировать наиболее интересных «тигров» на стоянке, а заодно перекусить.

Питание было организовано редкой цепью тележек с фастфудом и напитками. Интересен принцип оплаты. В отдельной кассе меняешь евро на купоны, каждый эквивалентный одному евро. Потом движешься к вагончику и обмениваешь купоны на требуемые тебе продукты. Цель задумки понятна, но озадачивает «потребителя», приходилось стоять в двух очередях. Пища невкусна, гамбургер состоял из булки и сомнительной как бы мясной котлеты с кетчупом (хот-дог на вид был не менее сомнителен). Дорого – гамбургер стоил 3 евро, а любой напиток - 2 евро за 250 мл стаканчик. Только пиво было хорошим, вкусным и холодным - его и пришлось есть :) Если уж зашла речь о пиве, нельзя упомянуть и его последствиях :) Для минимизации ущерба от массового посещения авиабазы вдоль РД были развернуты несколько групп биотуалетов с интересной системой «абонементного посещения». Платишь 1 евро, получаешь на руку цветной полиэтиленовый браслет и дальше ходишь «до ветру» без ограничений до конца дня. Несмотря на большое количество посетителей, никаких очередей в данные заведения не наблюдалось. Правда, отсутствие очередей, вероятно, объяснялось еще и отсутствием «клиентуры». Как ни странно, но большая часть посетителей предпочитала пользоваться «услугами» чахлой лесополосы, растущей вдоль РД, не особо в нее углубляясь и не обращая внимания на праздношатающиеся толпы и редкое оцепление из бельгийских военнослужащих. А еще говорят, что в России дикий народ! Цивилизованная Европа, как выяснилось, не сильно дальше ушла в своем культурном развитии.

P-51D Mustang
P-51D Mustang

Пока мы утоляли жажду, над аэродромом пронёсся Хантер ВВС Нидерландов, а через 15 минут, совершив проход над ВПП, сел Р-51D! Звук работающего на малых оборотах «Аллисона» - ни с чем несравнимая музыка! Это начали прибывать участники авиашоу в Саниколе, которое должно было состояться на следующий день.

В то время, когда мы неспешно фотографировали подготовку «тигров» к очередному вылету (кстати, движки у бельгийских Ф-16 свистят просто омерзительно! (личное мнение А.Зинчука :) - ред.), за полосой загудела третья волна. Отсняв старт двух десятков самолётов, мы решили запечатлеть их вне аэродрома на посадочной глиссаде. В то время, когда мы решали, куда нам для этого лучше поехать, внезапно прилетел Merlin HAS.1 британского ВМФ. Достаточно энергично покружившись над нами несколько минут, он скрылся за лесом. Впоследствии оказалось, что это тоже участник авиашоу в Саниколе.

Tornado IDS
Tornado IDS Люфтваффе

По пути от аэродрома до парковки прошли мимо длинного ряда «палаток», в которых НАТОвскими «прапорщиками» была развернута бойкая торговля сувенирами с символикой NTM. Судя по всему, это тоже обязательный атрибут данных мероприятий.

Через некоторое время мы расположились в тени лесополосы на юго-западной окраине аэродрома. То, что это «самое то» место, было ясно по большому количеству зрителей расположившихся вокруг.
Около часа мы наблюдали посадки самолётов. Кроме участников NTM-2009, были замечены F-16 ВВС Португалии, британский Beech Super King Air, швейцарская Цесна Citation XLS. С аэродрома вылетела пара бельгийских А.109ВА. Приветом из прошлого пророкотали в воздухе Р-38, В-25 и F4U.

Размечтавшись, мы уже настроились ожидать прилёта ещё одной легенды - британского бомбардировщика Vulcan, который тоже был заявлен как участник авиашоу Саниколь-2009. Но путём опроса знатоков выяснили, что он вообще не должен садиться в Kleine Brogel. После этого мы посчитали программу дня выполненной и решили сберечь силы для завтрашнего Саниколь-2009.

Фотогалерея (продолжение следует...)

Андрей Зинчук, Антон Цюпка, Дмитрий Срибный
Сентябрь 2009

© www.airforce.ru 2011

Авторы: Андрей Зинчук, Антон Цюпка, Дмитрий Срибный
Дата публикации: 02.01.2011

 

Реклама