Подготовил к публикации А.Валяев-Зайцев
"Фронтовые альбомы" народного художника России, лауреата Государственной премии Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко (1911-1983).
Яр-Кравченко ушел добровольцем на фронт в июле 1941-го. Служил в авиации маскировщиком в летных частях, оборонявших Ленинград, стрелком-радистом на пикирующих бомбардировщиках, и, наконец, был прикомандирован к редакции армейской газеты "Атака".
Почти в каждом номере стали появляться его рисунки, посвященные героям войны и суровым будням города. Вскоре их стали издавать в виде фронтовых альбомов, которые вручались особо отличившимся в боях пилотам и летным подразделениям, а портреты Героев Советского Союза тиражировались в виде открыток.
Далеко не каждый мог стать моделью художника - истребителю надо было сбить не менее четырех самолетов противника, и тогда он удостаивался чести позировать художнику, а потом готовый портрет разрешалось публиковать в армейской или фронтовой газете. Всего за годы блокады художник написал более 540 портретов. Сам художник говорил: "Моим мольбертом было крыло самолета, а мастерской - аэродром. Постоянно приходилось спешить, ибо те, кого я рисовал, не имели свободного времени для позирования, и любая боевая тревога прерывала начатый сеанс". Художник создавал свои произведения как очевидец и непосредственный участник боевых операций. Последними фронтовыми работами Яр-Кравченко были берлинские зарисовки, выполненные в мае 1945 года - безлюдный город, поверженный рейхстаг и молчаливые развалины. Ратный и гражданский подвиг художника-воина был оценен высокими правительственными наградами - орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, среди которых главная для него - "За оборону Ленинграда".