Сергей Ершов
История авиации - это, к счастью, не только история войн и воздушных сражений. Одна из славных страниц нашей авиационной истории, одна из самых романтических и увлекательных - это освоение Арктики. Одним из тех, кто своим трудом делал Арктические просторы более доступными, кто обеспечивал полеты полярной авиации и проводку караванов судов, был Александр Сергеевич Целовальников.
Целовальников Александр Сергеевич
Май 1944 г. Полярная станция Амбарчик
Александр Сергеевич родился в 1910 году под Москвой. К началу 30-х годов закончил ВТУЗ. В 1935 г. закончил «Курсы по подготовке полярных работников» Главного Управления Северного Морского Пути при Совнаркоме СССР (присвоено звание «старший механик 1-го разряда полярных станций).
Начинал радистом, потом начальником узловой радиостанции, под конец своей работы на Севере был начальником порта. Был на Диксоне, мысе Челюскина, Маточкином Шаре. Работал на полярных станциях Рау-Гуа, Амбарчик.
Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Их зимовка обеспечивала патрульные полеты Музурука на "Каталине".
Всю войну проработал на Севере без смены - так складывалась ледовая и военная обстановка. Первый раз встретились с немцами, когда на их метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но к ним на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у них хватало. Обе резиновые десантные лодки они потопили, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, - дома у них были из толстого плавника.
В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму они прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.
В 1946 г. по состоянию здоровья убыл из Арктики. Работал главным механиком на военном заводе в Подмосковье, потом в ЦНИЛ ВЭ (Центральная научно-исследовательская лаборатория ветроэнергетики), где делали автономные энергоустановки для Севера, Казахстана.
Александр Сергеевич проработал на Севере с момента создания Севморпути почти 14 лет. Все это время он не расставался с фотоаппаратом. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые из его фотографий, которые передал для публикации Александр Ершов, сын Александра Сергеевича.
Надпись на обороте: "Р-5"
Пассажирский вариант разведчика Р-5 - ПР-5. Надпись на обороте: "Редкий гость в Амбарчике. ПР-5"
На заднем плане АНТ-4 (ТБ-1П), на переднем плане Дорнье "Валь" (Dornier Do.J Wal)
Дорнье "Валь" (Dornier Do.J Wal)
Дорнье "Валь" (Dornier Do.J Wal)
Дорнье "Валь" (Dornier Do.J Wal). Надпись на обороте: "Нечаянные гости. Самолет уходит от нас из Радуги после вынужденной посадки."
Ледокол "Красин". Надпись на обороте: "Летние гости. Отдыхают после работы во льдах."
Аэросани ОСГА-6 №5, учавствовавшие в спасении челюскинцев, на летнем хранении. Двигатель зачехлен, бензобак снят. Севморпуть, Амбарчик, 1942 г.
Douglas DF-195 (ДФ-2).
Самолет закупили в США для использования на северных авиалиниях. Это была двухмоторная цельнометаллическая летающая лодка - образец в смысле комфорта и удобств для пассажиров. 32 человека свободно размещались в 4-местном купе и четырех отсеках, на ночь мягкие двухместные сиденья легко трансформировались в 16 спальных мест. Была отопительно-вентиляционная система. Перед центропланом - трехместная кабина летчика, бортмеханика и радиста.
В августе 1937 г. самолет испытали по программе НИИ ГВФ, пилотировал ее П.Г.Головин. Затем машину передали в Главсевморпуть, где под обозначением ДФ-2 она летала продолжительное время.
Надпись на обороте: "Дуглас в Чокурдаке. На нем из Чокурдака в Якутск я долетел за 9 часов. А в 1938 году я ехал до Чокурдака два месяца. Небольшая разница."
Ли-2. Надпись на обороте: "Современный вид транспорта"