• Скульптуры "Сталинский сокол"

    Одним из символов аэродрома и авиационного гарнизона Кубинка в Подмосковье является скульптура «Сталинского сокола», установленная в середине 1950-х годов у въезда в авиагарнизон (КПП-1) напротив автобусной остановки. В 2005 году эта скульптура была перенесена на территорию авиабазы и установлена у штаба ЦПАТ.



    Фото 1. Скульптура «Сталинский сокол» у КПП-1 авиагарнизона Кубинка. 1961 год. Архив С.М. Исаева



    Фото 2. Та же скульптура у штаба ЦПАТ. 2008 год. Архив С.М. Исаева

    Однако кубинский «Сталинский сокол» не является уникальным произведением монументального искусства. Нам удалось выяснить, что такие же скульптуры установлены на братской могиле 744 советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, в селе Кавельщино Бельского района Тверской области; у Дома культуры им. Тимура Фрунзе в городе Старая Русса Новгородской области; на могиле 17 летчиков, разбившихся 15 ноября 1941 года и захороненных на кладбище села Якоть Дмитровского района Московской области; на воинском мемориале в поселке Икша Дмитровского района Московской области; на воинском мемориале в районе аэродрома Ватулино в 5 километрах от города Руза Московской области; на братской могиле в поселке Зосимова Пустынь, ныне вошедшего в состав Новой Москвы.



    Фото 3. Скульптура у ДК им. Тимура Фрунзе рядом с 123-м АРЗ в городе Старая Русса



    Фото 4. «Сталинский сокол» на могиле летчиков в селе Якоть Дмитровского района Московской области.




    Фото 5. Скульптура на братской могиле советских воинов в селе Кавельщино Тверской области.



    Фото 6. Скульптура на братской могиле в поселке Икша Московской области.



    Фото 7. Скульптура в районе аэродрома Ватулино недалеко от города Руза Московской области.

    Наиболее близким территориально к Кубинке оказался экземпляр скульптуры, установленный на воинском захоронении в Зосимовой Пустыни – в поселке, входящем в состав сельского поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа города Москвы.

    В поселке Зосимова Пустынь находится братская могила, на которой на высоком постаменте установлена скульптура «Сталинского сокола» с двумя гранитными табличками: верхняя – мемориальная, на нижней – указаны данные по захороненным. Эта скульптура, судя по аналогичным экземплярам, установленным в других уголках нашей страны, является типовой. Изготовлением подобных скульптур занимались специализированные предприятия, такие как Комбинат монументально-декоративного искусства в Москве. Созданный в начале 1950-х годов комбинат выполнял заказы, в том числе, по изготовлению скульптур для воинских захоронений, парков, организаций и т.д.



    Фото 8. Скульптура «Сталинский сокол» на братской могиле авиаторов в поселке Зосимова Пустынь сельского поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа города Москвы.
    Фото Владимира Савченко, сентябрь 2016 года

    Наше внимание привлекла следующая запись на табличке: «Летчики Корбанов Иван Иванович, 1921-1943 и Гальцов Василий Петрович, 1910-1942; штурманы Зимин Павел Максимович, 1906-1943 и Макаров Николай Николаевич 1923-1943». Как в последствии выяснилось, все фамилии захороненных указаны с ошибками или вообще изменены, также не соответствуют действительности другие данные погибших авиаторов.

    Так как захоронение расположено недалеко от аэродрома Кубинка, мы предположили, что возможно кто-то из погибших служил на этом аэродроме. Мы воспользовались известным ресурсом – ОБД «Мемориал». Из-за ошибок и неточностей в надписях на надгробии с трудом, методом поочередного подбора отдельных данных, удалось установить истинные фамилии троих погибших: Карабанов, Зинин и Гольцов. С поиском данных четвертого – штурмана Макарова, ничего не получалось. Но это уже было дело принципа - троих нашли, а четвертого нет? В итоге, с помощью расширенного поиска удалось найти документ с похожими данными. Но фамилия значилась как Кокров.

    Оказалось, что в ОБД «Мемориал» неправильно указана первая буква фамилии, так как в найденном документе она практически не читается. Подставили вместо первой буквы «К» - «М», по полученной фамилии сразу нашлись другие документы с верными данными. Правильная фамилия авиатора – Мокров. Однако в ОБД так и остаются «висеть» две разные фамилии с документами на одного и того же человека. Судя по найденным фотографиям, памятник как минимум дважды реконструировался. Во время реконструкций обновлялись и таблички. Видимо, в ходе таких обновлений и были допущены ошибки в данных.

    Удалось выяснить, что все четверо похороненных проходили службу в 10-м отдельном дальнеразведывательном авиационном полку (10 одрап) 1-й воздушной армии Западного фронта. Согласно архивным документам, в мае 1942 года 1-я отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья (ставшая впоследствии 10 одрап) базировалась на аэродроме Кубинка и имела на вооружении самолеты ЛаГГ-3, Пе-2, и Пе-3.

    Уточнили остальные данные погибших и по их наградным листам удалось установить послужные списки почти всех похороненных в этой могиле. Каждый из них внес свой вклад в общую Победу и погиб, до конца выполняя свой воинский долг. Вот, что мы выяснили:

    Майор Зинин Павел Максимович, 1908 года рождения, уроженец п. Красный Яр Илекского района Оренбургской области, штурман эскадрильи 10 одрап. Участвовал в боях с 6 февраля 1942 года. Лично произвел 92 боевых вылета на разведку, из них 65 успешно. 23 боевых вылета произвел на фотографирование площадей укрепленных оборонительных районов противника. По результатам его аэрофоторазведки была расшифрована оборона противника в районе Погорелое-Городище, Зубцов, что способствовало успешному наступление наших наземных войск.

    За время службы майор Зинин провел большую работу по усовершенствованию имеющихся и изысканию новых способов и методов аэрофотосъемки площадей и больших объектов. Им была изобретена и применена в боевой практике бортовая качающаяся фотоустановка, дающая возможность одним заходом фотографировать 5-6 маршрутов (полоса шириной 10-10,5 км), что значительно экономило топливо, ресурсы самолетов-разведчиков и истребителей прикрытия, а также снижало потери среди авиатехники и личного состава. Кроме этого им был сконструирован прибор-секундомер, показывающий готовый угол прицеливания при бомбометании, освобождающий штурмана от расчетов угла прицеливания в воздухе.

    29 декабря 1942 года при выполнении разведки в районе Сычевки самолет майора Зинина был атакован шестью Ме-109. В результате обстрела противника был поврежден пулемет стрелка-радиста, а сам стрелок-радист ранен. Тем не менее экипажа самолета-разведчика продолжал воздушный бой, во время которого майор Зинин П.М. был убит.

    Капитан Гольцов Василий Петрович, 1916 года рождения, уроженец с. Кирсановка Верхнее-Карачанского района Воронежской области, командир звена 10 одрап. Считался одним из опытнейших летчиков полка. За время службы произвел 115 боевых вылетов, из них 3 ночных на бомбардировку Кенигсберга. Отличался настойчивостью и упорством при выполнении заданий, а также чувством взаимовыручки. Так, 6 июля 1942 года вылетел на задание в качестве ведомого в звене командира эскадрильи капитана Дымченко. При выполнении задания самолет командира эскадрильи был атакован и подожжен вражескими истребителями. Гольцов подошел вплотную к самолету Дымченко и, прикрывая огнем, отражал атаки противника, чем дал возможность самолету ведущего долететь до своего аэродрома.

    13 сентября 1942 года при выполнении задания на разведку трижды был атакован истребителями противника. Умело отражая атаки и маневрируя, Гольцов выполнил задание, после чего успешно вернулся на свой аэродром, доставив ценные разведданные. При выполнении другого вылета был неоднократно атакован огнем зенитной артиллерии и истребителями противника, но, несмотря на это, сумел сфотографировать укрепленный рубеж Сычевка-Ржев и доставить разведданные командованию. Капитан Гольцов В.П. погиб 3 марта 1943 года при катастрофе самолета вместе со старшим механиком самолета техником-лейтенантом Карабановым Иваном Ивановичем – 1921 года рождения, уроженец д. Рафаловка Воровского с/с Развожевского района Киевской области.

    Младший лейтенант Мокров Николай Николаевич, 1923 года рождения уроженец д. Чанниково Ильинского района Ивановской области, летчик 10 одрап. В действующей армии с августа 1942 года. За время службы произвел 72 боевых вылета. Во время выполнения заданий проявлял настойчивость и, несмотря на огонь зенитной артиллерии и истребителей противника, успешно доставлял разведданные для командования.

    14 марта 1943 года экипаж лейтенанта Мокрова Н.Н., в который входили штурман старший сержант Усенко Демьян Андреевич и стрелок-радист сержант Ситало Павел Евтихиевич, производил разведку вновь сооруженной линии обороны противника в районе Елец-Дорогобуж. Во время выполнения боевого задания лейтенант Мокров был тяжело ранен зенитным огнем противника. Превозмогая боль, летчик дотянул поврежденный самолет до своей территории, успешно посадил машину на вынужденную, чем спас жизнь тяжело раненому штурману и стрелку, но сам скончался после приземления.

    Вот такие герои покоятся под сенью одного из нескольких «Сталинских соколов»…

    Георгий Лысенко, Владимир Савченко