• Подвиг пламенных сердец

    К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне
    7 августа 1941 года два летчика-истребителя РККА совершили единственный в истории ВВС двойной огненный таран!




    Плакат "Бессмертный подвиг
    Гастелло"
    Огненным тараном принято называть поражение военным летчиком наземного объекта противника ударом корпуса летательного аппарата. Как правило – ценой своей жизни. Это последняя возможность пилота нанести максимальный ущерб врагу на теряющем управление самолете, поврежденном средствами ПВО. Всего известно более двухсот таких актов самопожертвования советских авиаторов во время Великой Отечественной войны. О подвиге же двух военных летчиков – младшего лейтенанта А.П.Карпова и старшего лейтенанта Ф.В.Большакова из 298-го ИАП, которые сознательно, с интервалом в несколько секунд, направили один за другим свои подбитые, объятые пламенем И-16 в немецкую колонну с живой силой и техникой, широким кругам общественности ничего не было известно, вплоть до настоящего времени.


    Пролог

    298-й истребительный авиационный полк, как и ряд других авиационных частей, был сформирован по приказу Ставки на Южном фронте – в Вознесенске под Николаевом уже в ходе войны. Его командным костяком стала небольшая группа кадровых летчиков ВВС, к числу которых принадлежали и герои данного рассказа. Основной же летный состав состоял из молодых пилотов, прибывших из Качинской военной авиационной школы, – им еще предстоял долгий и тернистый путь совершенствования мастерства летчиков-истребителей.

    К началу июля 1941 г. полк под командованием майора А.П.Прудникова был полностью сформирован и начал учебно-боевые полеты.

    С 19 июля1941 г. летчикам полка были поставлены боевые задачи по прикрытию с воздуха городов Вознесенск, Запорожье, Днепропетровск, а также штаба ВВС Южного фронта. Опытные командиры звеньев и эскадрилий вступили в воздушные бои с противником, прикрывая с воздуха железнодорожный мост через реку Южный Буг, который немцы старались разрушить. Молодежь хоть и стремилась в воздушные схватки, но ее боевой пыл осаждали и продолжали обучать на земле и в воздухе тому, что необходимо на войне. Боевой счет уничтоженным немецким самолетам открыли в этот период майор Ф.М.Булгаков (31.07.1941 г. – Ju 88), мл. лейтенант А.П.Карпов (01.08.1941 г. – Ju 87, 05.08.1941 г. – Bf.109), ст. лейтенант А.А.Чайка (05.08.1941г. – Hs 126), лейтенант Л.П.Шорохов (05.08.1941 г. – Bf.109).

    5 августа 1941 г. полк понес первые тяжелые потери: во время вражеского налета на аэродром был сбит в воздушном бою лейтенант Л.П.Шорохов, а майор Ф.П.Булгаков погиб при взлете с полевого аэродрома «Мартыновский» близ Вознесенска из-за отказа двигателя.


    Шаг в бессмертье

    Вот в такой обстановке летчики уже сформированного 298-го истребительного авиаполка, летавшие на легких маневренных истребителях И-16, вступили в бой. Им ставили задачи вести борьбу не только с воздушным, но и с наземным противником, уничтожать на земле его живую силу и технику. Эффективность штурмовых действий авиации неоспорима и сомнений не вызывает. Однако опасность такого рода боевой деятельности для пилотов, летавших на истребителях, не предназначенных для этих задач, была слишком очевидной. Но в тяжелое для страны время летчики мало думали о собственной безопасности. Они больше заботились о том, чтобы нанести противнику наибольший урон. Помогая истекающим кровью наземным войскам, летчики-истребители делали по несколько боевых вылетов в день на штурмовку наземных целей. Что и говорить – мера вынужденная: выпуск самолетов-штурмовиков Ил-2 в то время только начинался и не был таким массовым, как в последующие годы войны.

    7 августа 1941 г. под вечер полк получил приказ: направить все готовые к вылету истребители в район 60-70 километров севернее Вознесенска и нанести штурмовой удар по обнаруженной там механизированной колонне противника. «Восьмерку» И-16 возглавил командир сводной эскадрильи старший лейтенант А.А. Чайка. Летчики быстро обнаружили колонну, и после первой же атаки на земле запылали автомашины; повторные атаки были столь же эффективными. На аэродроме с нетерпением ждали возвращения товарищей. Через час на горизонте показались только шесть самолетов. Они приземлились и стали в капониры. В раскаленной августовской тишине застыл немой вопрос – что с остальными? Сегодня документальные подробности того отчаянного штурма более чем 70-летней давности можно найти только в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, что в г. Подольске Московской области, где хранятся бесценные свидетельства подвигов воинов РККА во время Великой Отечественной войны.


    Из наградного листа А.П.Карпова (здесь и далее сохранена орфография оригиналов):



    «…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советскому Правительству и за дело партии погиб 7.8.1941 г. в Арбузинке вблизи Вознесенска во время штурмового налета на мотомехчасти противника.
    Горел желанием разгромить врага всяческими способами. В бою был всегда инициативен и смел. Отлично знал тактику и приемы воздушного боя. За время войны с немецкими фашистами имел 39 боевых вылетов с боевым налетом 25,5 часов.
    С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска (06.08.1941 г.) активно нес непрерывную боевую службу по прикрытию Вознесенска от налета фашистских самолетов.
    1.8.1941 г. в районе Вознесенска первым врезался в строй шестерки фашистских бомбардировщиков, расстроил строй и своими атаками сбил один бомбардировщик.
    2.8.1941 активно участвовал в отражении атаки 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска допущены не были и были расстроены.
    5.8.1941 на аэродроме «Мартыновский» патрулируя в паре с командиром 1-й авиаэскадрильи ст. лейтенантом Чайка сбили фашистского разведчика «Хеншель-126», нанеся 10 пулевых ран летчику. Экипаж сбитого самолета взят в плен.
    В тот же день на аэродроме «Мартыновский» первый принял на себя удар налетевших на аэродром 8 фашистских истребителей Ме-109, в течение 30-40 минут искусно вел неравный бой с ними, будучи непрерывно атакуем 5-ю Ме-109 и в этом бою сбил одного Ме-109.
    6.8.1941 г. принимал активное участие в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск.
    7.8.1941 г. при повторном налете на Вознесенск, Арбузинку при атаке на цель мотомехколонны противника в дер. Арбузинка был подожжен огнем ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в строй мотомехколонны противника.
    Из боевой работы мл. лейтенанта Карпова в борьбе с белофиннами в 1940 году у тов. Карпова имелись следующие заслуги:
    Боевых вылетов 23 с боевым налетом 23 часа.
    25.2.1940 г. на ст. Вайникала обстрелял три железнодорожных состава и вывел из строя паровоз.
    27.2.1940 г. подавил батарею тяжелой артиллерии противника из 6 пушек, зажег дом, вывел из строя 7 автомашин и уничтожил группу пехоты 30-40 человек.
    4.3.1940 г. в воздушном бою сбил бомбардировщик марки «Блейхейм-Бристоль».
    Младший лейтенант Карпов погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.
    Ходатайствую о представлении младшего лейтенанта Карпова к награждению боевой правительственной наградой – ордену Ленина.
    Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.
    Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.
    8.8.1941 года, г. Николаев».
    (ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682523, Дело 29, Листы 46-47).


    Из наградного листа Ф.В.Большакова:



    «…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советского Правительства и за дело партии погиб 7.8.1941 г. во время штурмового налета на мотомехчасти противника в дер. Арбузинка вблизи Вознесенска.
    Горел желанием разгромить врага всяческими средствами.
    В бою был инициативен и смел.
    За время войны с немецкими фашистами имел 29 боевых вылетов с боевым налетим 16 часов.
    С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска активно нес непрерывную боевую службу прикрытия Вознесенска от налета вражеских самолетов противника.
    2.8.1941 г. активно участвовал в отражении удара 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска не дошли и были расстроены.
    3.8.1941 г. при атаке 3-х самолетов Ю-88 вывел из строя один мотор на Ю-88. Из боя возвратился, имея несколько пулевых пробоин в самолете.
    6.8.1941 г. участвовал в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск. Самолет из боя возвратился, имея пробоины.
    7.8.1941 г. при повторном налете на мотомехчасти противника в Вознесенске и Арбузинке был подбит ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в колонну противника.
    Старший лейтенант Большаков погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.
    Ходатайствую о награждении ст.лейтенанта Большакова боевой правительственной наградой – орденом Красного Знамени.
    Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.
    Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.
    8.8.1941 года, г. Николаев».
    (ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682523, Дело 29, Листы 86-87).


    Постановлением Военного Совета Южного фронта № 016/н от 05.11.1941 г., утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.12.1941 г., ходатайство командования полка было удовлетворено – мл. лейтенант А.П. Карпов и ст. лейтенант Ф.В. Большаков награждены орденами Ленина и Красного Знамени соответственно (посмертно).
    (ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682523, Дело 29, Листы 12-25, 2-11 ).


    Эпилог

    С позиций сегодняшнего дня можно только предположить, какая драма разыгралась в тот день над Арбузинкой, и какой нелегкий в своей неотвратимости выбор пришлось сделать двум русским летчикам в течение нескольких секунд в извечной и проклятой в бою дилемме – «быть или не быть». Ясно одно: они начисто отвергли третий , компромиссный вариант «быть, но…» и, приняв убийственное для себя и противника решение, в последний раз проявили свое безупречное летное мастерство…

    Причиной несправедливого, однако совсем неумышленного забвения этого уникального и единственного в своем роде подвига стал очевидный объективный факт: к 1945 г. прямых участников того боевого вылета – свидетелей величайшего взлета человеческого духа – в полку уже не осталось. Крайне мало сохранилось и документов за начальный период войны. В 1941 г. – в условиях быстро меняющейся обстановки – делопроизводство велось нерегулярно, многие штабные документы были уничтожении из-за угрозы окружения. В беспощадных фронтовых буднях в неприкосновенности сохранились только наградные документы летчиков – они благополучно ушли в вышестоящие штабы и, пройдя положенный им длительный круговорот, заняли впоследствии место на полках архивных хранилищ ЦАМО СССР (РФ). Вот и получилось, что письменных свидетельств подвига в полку не осталось, а вживую о легендарном подвиге летчиков-истребителей могли лишь рассказать лишь немногие из ветеранов полка. Однако, сами они прямыми свидетелями подвига не являлись, из-за чего их редкие, скромно прозвучавшие после войны печатные воспоминания не могли иметь какой-либо юридической силы.

    А вот Постановление Военного совета Южного фронта (с приложенными к нему наградными листами, содержание которых приведено выше), долгое время хранившее тайну подвига – это уже официальный юридический документ. На сегодняшний день он является единственным из письменных, абсолютно неопровержимых доказательств двойного огненного тарана. Документ этот заверен подписями командующего войсками Южного фронта генерал-полковника Черевиченко, членов Военного совета фронта дивизионных комиссаров Рябченко, Корниец, Задонченко, Бородина, командующего ВВС фронта генерал-майора Вершинина, военного комиссара ВВС – бригадного комиссара Алексеева. Излишне напоминать, что в то время содержание подобных документов многократно проверялось соответствующими компетентными органами.

    Тем ценнее находка

    Таким образом, двойной огненный таран в ВВС РККА был! Как выясняется, он единственный в истории мировой авиации!


    Примечания


    Мл. л-т Карпов. Фото из учетно-послужной карточки

    1. Младший лейтенант КАРПОВ Африкан Петрович, 1915 г.р., русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1936 г., командир звена 298 ИАП, приказом Главного управления кадров ВВС Красной Армии № 011/проп. от 15.02.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как погибший на фронтах против немецко-фашистских захватчиков. Местом жительства семьи обозначен УРВО (Уральский военный округ). Увековечен в Книге Памяти Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, Россия.

    2. Старший лейтенант БОЛЬШАКОВ Федор Васильевич, 1913 г.р., русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1931 г., командир авиаэскадрильи 298 ИАП, приказом Главного управления формирования и комплектования войск Красной Армии № 0971/пр. от 26.10.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести 05.08.1941 г. Жена ЯКОВЛЕВА Вера Федоровна проживала в 1941 г. по адресу: г. Запорожье, ст. Мокрая, дом начсостава.


    Леонид Александрович Игнатенко
    руководитель группы «Поиск»
    Никопольского завода ферросплавов, Украина,
    выпускник РУДН 1978 г.
    E-mail: ignatenko1949@mail.ru

    апрель 2015 г.
    An-Z, GK21 and Mig like this.
    Комментарии 11 Комментарии
    1. Аватар для МишаТ
      МишаТ -
      Спасибо большое за публикацию, только с чего Вы взяли что в фонде полка нет документов про этот эпизод??? Фонд полка вообще один из лучших среди полков ВВС КА!
      В ЖБД полка весьма подробное описание эпизода, 7 И-16 сводной эскадрильи во главе с командиром полка Прудниковым атаковали танки противника на дороге С-В Вознесенска 60 км, в р-не Арбузинки. Оба И-16 были сбиты огнем зенитных пулеметов. Со слов командира 1-й эскадрильи Чайки, один И-16 с разворота врезался в колонну грузовиков и сгорел. Другой просто упал на окраине Арбузинки.
      Естественно это ни как не умаляет их подвиги, люди сражались и геройски погибли за Родину! Но все таки делать из вполне реальных подвигов какие то полу-сказочные сюжеты наверное не стоит, тем самым Вы нивелируете до уровня сказок реальные подвиги людей...

      Да Большаков был командиром 3-й АЭ полка, а Карпов комзвена 1-й АЭ.
      Фото из УПК командира 3-й АЭ 298 ИАП старшего лейтенанта Федора Васильевича Большакова.
    1. Аватар для Леонид Игнатенко
      Спасибо автору отклика за фото ст. л-та Ф.В.БОЛЬШАКОВА и страничку ЖБД 298-го ИАП за 7 августа 1941 г. – они дополняют общую картину – но из текста мне не совсем понятно, в чем все-таки заключается «сказочность» моей статьи? Я так полагаю, что необходимо сделать «разбор» этого полета, как говорят авиаторы…
      Действительно, если судить по записи в ЖБД, то все происходило не сказочно, а очень даже прозаично – дословно – «…По словам командира 1 ИЭ (так в тексте – Л.И.) ст. л-та Чайка он видел, как один И-16 с разворотом (!) врезался в колонну (!) грузовиков (это значит – он маневрировал, чтобы попасть в цель, т.е. колонну! – Л.И.) и сгорел. Другой самолет был подожжен зен.пулем.огнем и при выводе из пикирования упал на окраине д.Арбузинка…».
      Это кто же сделал такую запись в ЖБД? Вероятно, начальник штаба или ПНШ-1 (первый помощник начальника штаба). Он там был? Нет, не был! Показания скольких летчиков он записал в ЖБД? Аж одного! – ст. л-та Чайки, звено которого вернулось на свой аэродром из-под Арбузинки и Вознесенска без потерь (!). А кто первым прилетел, тот первым и рассказал то, что видел…
      А теперь стоп! Погибшие летчики были из звена Чайки? Нет! Значит, Чайка не обязан был контролировать их действия? Конечно, нет! - из всех действий «чужого» звена Чайка видел только то, что попало в поле его зрения, о чем и доложил по возвращению на аэродром!
      Так почему же мы должны принимать запись а ЖБД за аксиому, а фразу «упал на окраине д. Арбузинка» воспринимать в буквальном смысле этого слова? Скорее всего, звено Чайки видело эту картину уже на изрядном от Арбузинки расстоянии – действия первого погибшего пилота он действительно видел во всех деталях, а вот второго вряд ли…
      А в чьем звене были погибшие летчики, кто летел рядом с ними «крылом к крылу» и кто мог видеть все их действия последовательно и с близкого расстояния? А вот кто: «…Звено ст. л-та Чайка … прилетело на аэродром «Водопой», куда прилетел и командир полка…».
      Разумеется, по возвращению командир полка не обязан был что-либо докладывать начальнику штаба или ПНШ. Да и настроение для поддержания каких-либо разговоров у него в тот день, после потери двух опытных пилотов, вряд ли было – вот и вся разгадка отсутствия ПРЯМОЙ записи о ДВУХ наземных таранах в ЖБД. Все читающие его после войны думали так же, как и автор предыдущего комментария – что второй самолет «просто упал на окраине Арбузинки». Но этот подвиг ОСТАЛСЯ ОТРАЖЕННЫМ В НАГРАДНЫХ ЛИСТАХ – не далее, чем на следующий день (!) в штаб ВВС ЮФ ушли три наградных листа за подписью командира полка А.Прудникова и батальонного комиссара Ф.Загуменова – на ст. лейтенанта Ф.Большакова, мл. лейтенанта А.Карпова и ст. лейтенанта А.Чайка, где их подписал командующий ВВС ЮФ генерал-майор Шелухин и бригадный комиссар Алексеев. Учитывая реалии того времени, командиры полкового, армейского и фронтового звена вряд ли стали бы удостоверять своими подписями документы «сказочного» содержания, да и мотивов у них для этого не было…
      Лично я этим документам (наградным листам) верю, и «двойной огненный таран» «сказкой» не считаю. В них - наградных листах - ПРЯМО указывается, что ОБА летчика направили свои самолеты в мотомеханизированную колонну противника. А вот заметить наградные листы в архивном деле и сравнить их содержание, ранее не зная об их существовании, не так просто - они подшиты на значительном расстоянии друг от друга. Конечно, все вышеизложенное – это мое собственное видение событий. Я ни в коей мере не навязываю свою точку зрения другим авторам – каждый вправе иметь свою собственную, так же как и отстоять ее…
      Мне остается лишь добавить, что майор Прудников Александр Петрович стал впоследствии помощником командира 206 ШАД по ВВС, освоил Ил-2 и 29.09.1943 г. геройски погиб в боевом вылете на этом типе самолета. Капитан Чайка Александр Арсентьевич – штурман 298 ИАП – погиб 05.05.1943 г. при катастрофе «Аэрокобры» во время ее перегонки на аэродром базирования…
    1. Аватар для Мансур Мустафин
      В наградном явно написано 4.3.1940 г. в воздушном бою сбил бомбардировщик марки «Блейхейм-Бристоль» И РАССТРЕЛЯЛ ПАРАШЮТИСТА.
      А в расшифровке этого нет...

      А потом вы говорите про то, что "таран сказкой не считаете".
      И про то, что настроения докладывать не было.
      Откуда же тогда по вашему взялся второй таран, если это не приукрашивание?
    1. Аватар для Леонид Игнатенко
      Война - это противоестественное для "человека разумного" состояние, где не все так однозначно и любая из сторон может дать повод для "негуманных" поступков. А что касается второго наземного тарана (а это секунды!) - то он произошел на глазах командира полка, который был в составе того звена "трех-самолетного состава", т.е. был "прямым" из оставшихся в живых свидетелей, а ст. л-т Чайка таким свидетелем не был - он летел в совершенно другом звене и просто физически не мог видеть ВСЮ ситуацию лучше, чем командир полка - непосредственный участник атаки в этой тройке! (ведь их разделяло как минимум несколько сот метров!..). А что касается доклада, то я полагаю, что старший по званию и должности командир полка не обязан был докладывать и отчитываться перед своими младшими по званию и должности подчиненными - таковы законы воинской субординации. Он поступил так, как посчитал необходимым в той стрессовой ситуации. Мне непонятно только, если сохранилось так много полковых документов - почему ОБА летчика числятся в списках "пропавшими без вести", а не "погибших" - ведь в обеих наградных листах ясно указано: "...не выходя из пике врезался в мотомехколонну противника...".
    1. Аватар для Д.Срибный
      Д.Срибный -
      Леонид Александрович, Мансур не обсуждает гуманность этого эпизода. Он лишь указывает на то, что в расшифровке наградного листа это описание пропущено.
    1. Аватар для Леонид Игнатенко
      Это мое упущение! Готовя статью и списывая содержание наградных листов, я не стал включать этот эпизод в основной текст статьи, поскольку тема ее совсем иная. Но из песни слов не выбросишь...
    1. Аватар для МишаТ
      МишаТ -
      Я бы еще раз указал на то что ни Чайка, ни Прудников, судя по описанию этого вылета, точно не могли сказать что произошло. Поэтому по горячим следам Чайка и написал что один самолет, он даже не знал чей с переворота врезался в колонну грузовиков, а второй просто упал на краю деревню. Радио у пилотов не было, в эфир они ничего не передавали, поэтому 99% что оба советских самолета были сбиты огнем МЗА, при этом, я еще раз подчеркну, никто не умаляет их подвига. Оба сражались и героически погибли за Родину.
    1. Аватар для Леонид Игнатенко
      Я так думаю, что только Чайка по возвращению на аэродром не смог сказать точно, что произошло. Он, завершая вторую атаку выходом из пикирования, без потерь в своем звене ушел затем на Вознесенск, где звено, судя по записи в ЖБД, произвело атаку танков на ю.з. окраине города (надо полагать - без командира полка, о судьбе которого Чайка тоже ничего не мог сказать сразу после приземления - см. запись в ЖБД "...Звено ст. л-та Чайка ... вернулось на аэродром "Водопой", куда прилетел и командир полка"). Может, необходимо проанализировать, где мог летать командир полка майор Прудников, ведь он приземлился позже Чайки? В том, что он находился в замыкающем звене, нет ничего удивительного (очевидно, звено Чайки было ведущим и состояло из двух пар И-16, т.е. 2+2, а замыкающее Прудникова из 3-х И-16, где были Карпов и Большаков, поскольку взлетало 7 И-16). Находясь в замыкающем звене, командир полка мог видеть результат боевой деятельности своих летчиков (фотоаппаратов контроля не было). А когда произошла трагедия в замыкающем звене и Чайка ушел на Вознесенск, командир полка не стал его догонять… А что же он сделал? Лично у меня нет никаких сомнений, что он ушел на третий круг (атак было две), с тем, чтобы удостовериться, что летчики погибли… А потом тот же начальник штаба, который довольно сумбурно заполнил ЖБД «по словам ст.л-та Чайка», прилетевшего на аэродром первым, на следующий день заполнил наградные листы «по приказу командира полка майора Прудникова», прилетевшего вторым. Их удостоверили своими подписями все вышестоящие командиры, вплоть до командующего Южным фронтом. Случайность? Вряд ли… Значит, не надо противопоставлять эти два документа (ЖБД и наградные листы). Их содержание не противоречит друг другу – оно лишь взаимно дополняет общую картину. Хочу поздравить участников форума с первомайскими праздниками и пожелать им крепкого здоровья! А самой большой ценностью публикации данной статьи на сайте и нашей дискуссии по ней является то, что статью заметили внуки обоих дедов, которые благодарят нас за то, что они впервые за 70 лет узнали правду о подвиге своих дедов…
    1. Аватар для Леонид Игнатенко
      Уважаемые участники форума! Как я уже сообщал - найдены внуки и правнуки обоих летчиков ( мл.л-та Карпова - в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, ст.л-та Большакова - в г.Туапсе Краснодарского края). А все наши теоретические споры самым неожиданным образом разрешила сама жизнь и жители пгт. Арбузинка Николаевской области, Украина. Они увековечили подвиг летчиков установкой в Арбузинке мемориальной доски, которую торжественно открыли в дни празднования 70-летия Победы. Сами же и текст составили, когда узнали фамилии! Вот его содержание (перевод с украинского):

      «…МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА - Установлена в честь командира эскадрильи старшего лейтенанта, кавалера ордена Красной Звезды Большакова Федора Васильевича и командира звена, младшего лейтенанта, кавалера ордена Ленина Карпова Африкана Петровича. 07.08.1941 года во время штурмового налета на территории с. Арбузинка летчики направили свои пылающие самолеты на немецкую колонну, уничтожив ее и приостановив дальнейшее движение противника. Май 2015 года…».

      Возможно, немного наивно, преувеличено, да и с наградой Ф.В.Большакова сельские жители немного ошиблись, но не это главное – оказывается, они знали и помнили о подвиге летчиков все минувшие 73 с лишним года, передавая молву о нем от поколения к поколению. Подтверждают, что оба (!) летчика попали в колонну и сгорели дотла... «-Хоронить было нечего!..». (Не удивительно – ведь у них оставалось по 130 - 150 л. авиационного бензина на обратный путь! - Л.И.). Вот такой вот, happy end!
    1. Аватар для Леонид Игнатенко
      08.05.2015_Арбузинка_Николаевск ая_Украина_Открытие мемориальной доски героям-летчикам.
    1. Аватар для Леонид Игнатенко

      08.05.2015_Арбузинка_Николаевск ая_Украина_Мемориальная доска героям -летчикам.