К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне
7 августа 1941 года два летчика-истребителя РККА совершили единственный в истории ВВС двойной огненный таран!
Огненным тараном принято называть поражение военным летчиком наземного объекта противника ударом корпуса летательного аппарата. Как правило – ценой своей жизни. Это последняя возможность пилота нанести максимальный ущерб врагу на теряющем управление самолете, поврежденном средствами ПВО. Всего известно более двухсот таких актов самопожертвования советских авиаторов во время Великой Отечественной войны. О подвиге же двух военных летчиков – младшего лейтенанта А.П.Карпова и старшего лейтенанта Ф.В.Большакова из 298-го ИАП, которые сознательно, с интервалом в несколько секунд, направили один за другим свои подбитые, объятые пламенем И-16 в немецкую колонну с живой силой и техникой, широким кругам общественности ничего не было известно, вплоть до настоящего времени.
Пролог
298-й истребительный авиационный полк, как и ряд других авиационных частей, был сформирован по приказу Ставки на Южном фронте – в Вознесенске под Николаевом уже в ходе войны. Его командным костяком стала небольшая группа кадровых летчиков ВВС, к числу которых принадлежали и герои данного рассказа. Основной же летный состав состоял из молодых пилотов, прибывших из Качинской военной авиационной школы, – им еще предстоял долгий и тернистый путь совершенствования мастерства летчиков-истребителей.
К началу июля 1941 г. полк под командованием майора А.П.Прудникова был полностью сформирован и начал учебно-боевые полеты.
С 19 июля1941 г. летчикам полка были поставлены боевые задачи по прикрытию с воздуха городов Вознесенск, Запорожье, Днепропетровск, а также штаба ВВС Южного фронта. Опытные командиры звеньев и эскадрилий вступили в воздушные бои с противником, прикрывая с воздуха железнодорожный мост через реку Южный Буг, который немцы старались разрушить. Молодежь хоть и стремилась в воздушные схватки, но ее боевой пыл осаждали и продолжали обучать на земле и в воздухе тому, что необходимо на войне. Боевой счет уничтоженным немецким самолетам открыли в этот период майор Ф.М.Булгаков (31.07.1941 г. – Ju 88), мл. лейтенант А.П.Карпов (01.08.1941 г. – Ju 87, 05.08.1941 г. – Bf.109), ст. лейтенант А.А.Чайка (05.08.1941г. – Hs 126), лейтенант Л.П.Шорохов (05.08.1941 г. – Bf.109).
5 августа 1941 г. полк понес первые тяжелые потери: во время вражеского налета на аэродром был сбит в воздушном бою лейтенант Л.П.Шорохов, а майор Ф.П.Булгаков погиб при взлете с полевого аэродрома «Мартыновский» близ Вознесенска из-за отказа двигателя.
Шаг в бессмертье
Вот в такой обстановке летчики уже сформированного 298-го истребительного авиаполка, летавшие на легких маневренных истребителях И-16, вступили в бой. Им ставили задачи вести борьбу не только с воздушным, но и с наземным противником, уничтожать на земле его живую силу и технику. Эффективность штурмовых действий авиации неоспорима и сомнений не вызывает. Однако опасность такого рода боевой деятельности для пилотов, летавших на истребителях, не предназначенных для этих задач, была слишком очевидной. Но в тяжелое для страны время летчики мало думали о собственной безопасности. Они больше заботились о том, чтобы нанести противнику наибольший урон. Помогая истекающим кровью наземным войскам, летчики-истребители делали по несколько боевых вылетов в день на штурмовку наземных целей. Что и говорить – мера вынужденная: выпуск самолетов-штурмовиков Ил-2 в то время только начинался и не был таким массовым, как в последующие годы войны.
7 августа 1941 г. под вечер полк получил приказ: направить все готовые к вылету истребители в район 60-70 километров севернее Вознесенска и нанести штурмовой удар по обнаруженной там механизированной колонне противника. «Восьмерку» И-16 возглавил командир сводной эскадрильи старший лейтенант А.А. Чайка. Летчики быстро обнаружили колонну, и после первой же атаки на земле запылали автомашины; повторные атаки были столь же эффективными. На аэродроме с нетерпением ждали возвращения товарищей. Через час на горизонте показались только шесть самолетов. Они приземлились и стали в капониры. В раскаленной августовской тишине застыл немой вопрос – что с остальными? Сегодня документальные подробности того отчаянного штурма более чем 70-летней давности можно найти только в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, что в г. Подольске Московской области, где хранятся бесценные свидетельства подвигов воинов РККА во время Великой Отечественной войны.
Из наградного листа А.П.Карпова (здесь и далее сохранена орфография оригиналов):
«…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советскому Правительству и за дело партии погиб 7.8.1941 г. в Арбузинке вблизи Вознесенска во время штурмового налета на мотомехчасти противника.
Горел желанием разгромить врага всяческими способами. В бою был всегда инициативен и смел. Отлично знал тактику и приемы воздушного боя. За время войны с немецкими фашистами имел 39 боевых вылетов с боевым налетом 25,5 часов.
С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска (06.08.1941 г.) активно нес непрерывную боевую службу по прикрытию Вознесенска от налета фашистских самолетов.
1.8.1941 г. в районе Вознесенска первым врезался в строй шестерки фашистских бомбардировщиков, расстроил строй и своими атаками сбил один бомбардировщик.
2.8.1941 активно участвовал в отражении атаки 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска допущены не были и были расстроены.
5.8.1941 на аэродроме «Мартыновский» патрулируя в паре с командиром 1-й авиаэскадрильи ст. лейтенантом Чайка сбили фашистского разведчика «Хеншель-126», нанеся 10 пулевых ран летчику. Экипаж сбитого самолета взят в плен.
В тот же день на аэродроме «Мартыновский» первый принял на себя удар налетевших на аэродром 8 фашистских истребителей Ме-109, в течение 30-40 минут искусно вел неравный бой с ними, будучи непрерывно атакуем 5-ю Ме-109 и в этом бою сбил одного Ме-109.
6.8.1941 г. принимал активное участие в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск.
7.8.1941 г. при повторном налете на Вознесенск, Арбузинку при атаке на цель мотомехколонны противника в дер. Арбузинка был подожжен огнем ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в строй мотомехколонны противника.
Из боевой работы мл. лейтенанта Карпова в борьбе с белофиннами в 1940 году у тов. Карпова имелись следующие заслуги:
Боевых вылетов 23 с боевым налетом 23 часа.
25.2.1940 г. на ст. Вайникала обстрелял три железнодорожных состава и вывел из строя паровоз.
27.2.1940 г. подавил батарею тяжелой артиллерии противника из 6 пушек, зажег дом, вывел из строя 7 автомашин и уничтожил группу пехоты 30-40 человек.
4.3.1940 г. в воздушном бою сбил бомбардировщик марки «Блейхейм-Бристоль».
Младший лейтенант Карпов погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.
Ходатайствую о представлении младшего лейтенанта Карпова к награждению боевой правительственной наградой – ордену Ленина.
Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.
Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.
8.8.1941 года, г. Николаев».
(ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682523, Дело 29, Листы 46-47).
Из наградного листа Ф.В.Большакова:
«…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советского Правительства и за дело партии погиб 7.8.1941 г. во время штурмового налета на мотомехчасти противника в дер. Арбузинка вблизи Вознесенска.
Горел желанием разгромить врага всяческими средствами.
В бою был инициативен и смел.
За время войны с немецкими фашистами имел 29 боевых вылетов с боевым налетим 16 часов.
С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска активно нес непрерывную боевую службу прикрытия Вознесенска от налета вражеских самолетов противника.
2.8.1941 г. активно участвовал в отражении удара 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска не дошли и были расстроены.
3.8.1941 г. при атаке 3-х самолетов Ю-88 вывел из строя один мотор на Ю-88. Из боя возвратился, имея несколько пулевых пробоин в самолете.
6.8.1941 г. участвовал в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск. Самолет из боя возвратился, имея пробоины.
7.8.1941 г. при повторном налете на мотомехчасти противника в Вознесенске и Арбузинке был подбит ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в колонну противника.
Старший лейтенант Большаков погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.
Ходатайствую о награждении ст.лейтенанта Большакова боевой правительственной наградой – орденом Красного Знамени.
Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.
Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.
8.8.1941 года, г. Николаев».
(ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682523, Дело 29, Листы 86-87).
Постановлением Военного Совета Южного фронта № 016/н от 05.11.1941 г., утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.12.1941 г., ходатайство командования полка было удовлетворено – мл. лейтенант А.П. Карпов и ст. лейтенант Ф.В. Большаков награждены орденами Ленина и Красного Знамени соответственно (посмертно).
(ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682523, Дело 29, Листы 12-25, 2-11 ).
Эпилог
С позиций сегодняшнего дня можно только предположить, какая драма разыгралась в тот день над Арбузинкой, и какой нелегкий в своей неотвратимости выбор пришлось сделать двум русским летчикам в течение нескольких секунд в извечной и проклятой в бою дилемме – «быть или не быть». Ясно одно: они начисто отвергли третий , компромиссный вариант «быть, но…» и, приняв убийственное для себя и противника решение, в последний раз проявили свое безупречное летное мастерство…
Причиной несправедливого, однако совсем неумышленного забвения этого уникального и единственного в своем роде подвига стал очевидный объективный факт: к 1945 г. прямых участников того боевого вылета – свидетелей величайшего взлета человеческого духа – в полку уже не осталось. Крайне мало сохранилось и документов за начальный период войны. В 1941 г. – в условиях быстро меняющейся обстановки – делопроизводство велось нерегулярно, многие штабные документы были уничтожении из-за угрозы окружения. В беспощадных фронтовых буднях в неприкосновенности сохранились только наградные документы летчиков – они благополучно ушли в вышестоящие штабы и, пройдя положенный им длительный круговорот, заняли впоследствии место на полках архивных хранилищ ЦАМО СССР (РФ). Вот и получилось, что письменных свидетельств подвига в полку не осталось, а вживую о легендарном подвиге летчиков-истребителей могли лишь рассказать лишь немногие из ветеранов полка. Однако, сами они прямыми свидетелями подвига не являлись, из-за чего их редкие, скромно прозвучавшие после войны печатные воспоминания не могли иметь какой-либо юридической силы.
А вот Постановление Военного совета Южного фронта (с приложенными к нему наградными листами, содержание которых приведено выше), долгое время хранившее тайну подвига – это уже официальный юридический документ. На сегодняшний день он является единственным из письменных, абсолютно неопровержимых доказательств двойного огненного тарана. Документ этот заверен подписями командующего войсками Южного фронта генерал-полковника Черевиченко, членов Военного совета фронта дивизионных комиссаров Рябченко, Корниец, Задонченко, Бородина, командующего ВВС фронта генерал-майора Вершинина, военного комиссара ВВС – бригадного комиссара Алексеева. Излишне напоминать, что в то время содержание подобных документов многократно проверялось соответствующими компетентными органами.
Тем ценнее находка
Таким образом, двойной огненный таран в ВВС РККА был! Как выясняется, он единственный в истории мировой авиации!
Примечания
Мл. л-т Карпов. Фото из учетно-послужной карточки
1. Младший лейтенант КАРПОВ Африкан Петрович, 1915 г.р., русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1936 г., командир звена 298 ИАП, приказом Главного управления кадров ВВС Красной Армии № 011/проп. от 15.02.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как погибший на фронтах против немецко-фашистских захватчиков. Местом жительства семьи обозначен УРВО (Уральский военный округ). Увековечен в Книге Памяти Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, Россия.
2. Старший лейтенант БОЛЬШАКОВ Федор Васильевич, 1913 г.р., русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1931 г., командир авиаэскадрильи 298 ИАП, приказом Главного управления формирования и комплектования войск Красной Армии № 0971/пр. от 26.10.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести 05.08.1941 г. Жена ЯКОВЛЕВА Вера Федоровна проживала в 1941 г. по адресу: г. Запорожье, ст. Мокрая, дом начсостава.
Леонид Александрович Игнатенко
руководитель группы «Поиск»
Никопольского завода ферросплавов, Украина,
выпускник РУДН 1978 г.
E-mail: ignatenko1949@mail.ru
апрель 2015 г.
Сообщение форума