• Удар по железнодорожному мосту через р.Нарву 21 мая 1943 г.

    Герой Советского Союза, профессор, доктор военно-морских наук, полковник Р.С.Демидов так описывает действия 73 БАП ВВС КБФ по уничтожению моста через реку Нарву:

    "10 мая 1943 г. авиация КБФ получила боевое задание в период с 12 по 20 мая бомбовыми ударами разрушить железнодорожный мост через р. Нарва, по которому противник осуществлял перевозку войск, боевой техники и оружия в направлении блокированного им Ленинграда.

    Штаб авиаполка разработал подробный план действий и необходимые боевые документы: навигационный план полета, схему истребительного прикрытия, схему заходов на цель, бомбардировочные расчеты. Заход на цель предусматривался со стороны солнца, выход из пикирования в направлении на свою территорию. Прикрытие обеспечивали две группы истребителей: одна на маршруте к цели до аэродрома Борки, другая от аэродрома Борки до цели и обратно. Бомбовая нагрузка по две бомбы ФАБ-250 и две ФАБ-100 на самолет, взрыватели мгновенного действия. В качестве запасной цели была назначена железнодорожная станция Кингисепп. В результате проведения розыгрыша полета все экипажи хорошо знали порядок своих действий при различных возможных вариантах обстановки.

    12 мая в 19.50 аэродром покинули четыре Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 и семи ЛаГГ-3. Полет проходил строго по заданию. Истребителей противника над целью не оказалось. Зенитная артиллерия открыла огонь по нашим самолетам, но уже на отходе от цели. И все же мост остался цел, он даже не был поврежден.

    14 мая в 8.55 снова взлетели три самолета Пе-2. На подходе к цели они были атакованы тремя вражескими истребителями ФВ-190 и подверглись интенсивному обстрелу зенитной артиллерией. Пикировщики не смогли выполнить бомбометание.

    Утром 21 мая 1943 г. после подробного разбора вылетов и тщательной подготовки материальной части и экипажей шесть самолетов Пе-2 (ведущий капитан В.С. Голубев) со стороны солнца вышли на цель и нанесли удар по мосту (рис. 2.6). Бомбометание выполнялось одиночными самолетами с пикирования с дистанцией между самолетами 50–75 м. Ввод в пикирование на высоте 2200 м, сбрасывание на высоте 900–1100 м, вывод из пикирования с разворотом на высоте 400–500 м. Экипажи наблюдали прямое попадание четырех бомб в фермы моста. |79| Одна из ферм была до основания разрушена, в результате чего мост вышел из строя более чем на месяц.


    Решение задачи в третьем вылете было достигнуто благодаря тщательной подготовке и тренировке экипажей на полигоне. Успеху способствовали детальная разработка плана удара и хорошая организация его выполнения. Однако повторение ударов малыми силами привело к потере внезапности и усилению противодействия противника. Можно предположить, что если бы в первом ударе наряд сил был увеличен до девяти-десяти самолетов, то мост был бы разрушен."

    И вот недавно стали доступны фотографии, иллюстрирующие описанные события.


    Летчики эскадрильи ст.лейтенанта В.С.Голубева,
    разбомбившие мост, снятый на следующем фото



    Мост вражеской железнодорожной магистрали,
    разрушенной балтийскими летчиками

    Политотдел отреагировал на этот успех летчиков полка листовкой


    Листовка, с описанием подвига летчиков

    Будь таким, как они!

    Летчики нашей части разрушили большой железнодорожный мост в тылу у немцев.
    Эта победа имеет исключительно важное значение. Одна железнодорожная магистраль, соединяющая тыл врага с его войсками под Ленинградом, выведена из строя. По этой железной дороге немцы могли пропускать до 25 пар эшелонов в сутки. Наши летчики выбили из рук врага это преимущество.
    Гордо звучат имена героев победы. Вот они – летчики Голубев, Кабаков, Пасынков, Косенко, Чубинидзе, Веденеев; штурман Давыдов; бомбардиры: Кабанов, Куликов Машкарь, Проценко, Губанов; стрелки-радисты: Ершов, Марухин, Смирнов, Посудневский, Романов, Еременко; летчики-истребители: Сушкин, Чернышенко, Замыко.
    Отвага и боевое мастерство, образец воинской дисциплины и организованности еще раз были продемонстрированы сталинскими соколами при выполнении боевого приказа командира, приказа Родины.
    Любой ценой разгромить мост, с честью выполнить священный долг советского патриота-воина – вот что руководило, двигало каждым участником этой боевой операции. «Живым не вернусь, а моста не будет» - заявил перед боевым вылетом летчик Пасынков. «На этот раз мост все равно уничтожим», - так сказал штурман Давыдов. Непреклонную волю к победе наиболее ярко характеризуют слова летчика Кабакова: «Когда я пикировал, у меня блеснула мысль врезаться в мост. Но бомбы легли точно».
    Высокая и благородная идея защиты любимого отечества от немецких варваров родила бесстрашие, отвагу, готовность жертвовать собой ради победы. Непоколебимая вера в силу своего оружия явилась вторым условием успеха.
    В числе этих основных условий, приведших к победе, важнейшее значение имеет боевое мастерство, без которого немыслим успешный исход любой операции.
    Летчики, штурманы и стрелки-радисты тщательно готовились к выполнению задачи. Они досконально изучили цель, характерные ориентиры в районе моста, экипажи располагали необходимыми данными о наличии и размещении средств противовоздушной обороны противника. Технический состав сделал все зависящее от него, чтобы к указанному сроку отлично подготовить самолеты и вооружение.
    Тщательная подготовка на земле нашла свое отражение в четких действиях экипажей в полете, в бою. Ими был умело использован элемент внезапности. Самолеты настолько стремительно вышли на цель и начали пикирование, что вражеская зенитная оборона не успела вовремя открыть огонь. Сброшенные с самолетов бомбы рвались у самого моста и на мосту.
    С большим искусством наши бомбардировщики отразили около двадцати атак немецких истребителей «Фокке-Вульф-190». Здесь было достигнуто умелое взаимодействие огня экипажей, стрелков-радистов и бомбардиров.
    Этот воздушный бой еще раз подтвердил, насколько эффективно радио в бою, если им умело пользоваться. По радио экипажи взаимно предупреждали друг друга о намерениях атакующих немецких истребителей, об опасности, угрожающей тому или иному нашему самолету и немедленно принимали меры.
    Стойкость и выдержка, хорошая групповая слетанность, четкое взаимодействие между экипажами, безотказное действие оружия позволило советским бомбардировщикам сделать неприступной для численно превосходящего врага оборону в воздухе. Это была вторая победа наших славных сталинских соколов.
    Не жалея сил своих и самой жизни, защищали бомбардировщиков в этом бою летчики-истребители Сушкин, Чернышенко и Замыко.
    Летчики, штурманы, стрелки-радисты показали яркий, поучительный образец того, как надо сражаться за любимую родину, как надо выполнять первомайский приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Их боевые дела высоко оценены командованием. Всем участникам операции вручены правительственные награды.
    Так же храбро и мужественно драться в каждом бою, так же точно бомбить вражеские цели – долг всех воинов нашей части. Этого надо добиваться повседневно, упорно и настойчиво.
    Слава соколам-победителям!
    Смерть немецко-фашистским захватчикам!

    Политотдел

    Командование Балтийского флота высоко оценило результаты операции и на следующий день после разрушения моста командующий флотом вице-адмирал Трибуц подписал приказ о награждениее участников вылета орденами.
    Орденом Красного Знамени были награждены: ст.лейтенант Веденеев Петр Андреевич, ст.лейтенант Голубев Василий Сергеевич, капитан Давыдов Сергей Степанович, мл.лейтенант Ершов Николай Васильевич, старшина Кабаков Иван Иванович, сержант Кабанов Евгений Иванович, сержант Косенко Юрий Хрисанфович, мл.лейтенант Куликов Борис Андреевич, ст.сержант Марухин Александр Афанасьевич, ст.сержант Пасынков Григорий Васильевич, гвардии капитан Победкин Николай Ильич, майор Селиванов Георгий Карлович, капитан Сушкин Борис Михайлович, ст.сержант Чубинидзе Александр Иванович.
    Орденом Великой Отечественной войны первой степени - ст.сержант Губанов Максим Герасимович. Орденом Великой Отечественной войны второй степени - ст.сержант Мошкарь Леонид Федорович.


    26.01.1944 года экипаж Пе-2 в составе командира экипажа гвардии капитана В. С. Голубева, штурмана Н.С.Козлова и стрелка-радиста И.Т.Чижикова погиб в районе станции Волосово при выполнении удара по железнодорожным эшелонам.

    Литература:
    1. Лаврентьев H.M., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. M.: Воениздат, 1983
    2. Калинеченко А.Ф. "В небе Балтики"

    Фотографии из личного архива Mr.Foriner
    Комментарии 1 Комментарий
    1. Аватар для Анатолий
      Анатолий -
      Дмитрий, здравствуйте.
      Как я понимаю, Вы автор статьи. Статья эта мне очень понравилась. Большое Вам спасибо, за написание этой статьи, и её публикацию.
      С уважением,
      Анатолий РУБЛЁВ.
Оао завод резервуарных металлоконструкций.