• Пилотажная группа китайских ВВС "1 августа"

    Перевод с китайского



    Пилотажная группа ВВС Народно-освободительной армии Китая "1 августа" была создана 25 января 1962 года. В то время она называлась «Группа сопровождения ВВС Китая». В 1987 году она была переименована в «Пилотажную группу ВВС 1 августа».



    Ее основная задача — встреча правительственных гостей и демонстрация фигур высшего пилотажа на различных мероприятиях. Отбор личного состава в группу очень строгий, и в неё могут быть отобраны только лучшие пилоты ВВС. Пилотажная группа "1 августа " — одна из пяти групп в мире, которые летают на сверхзвуковых истребителях 4го поколения. В августе 2013 года. «1 августа» впервые выступила за рубежом на Московском авиасалоне МАКС.

    Аэродром базирования

    Пилотажная группа «1 августа» базируется на авиабазе Янцунь (Мэйчун) недалеко от города Тяньцзинь и входит в состав 24-го истребительного полка ВВС.

    История группы

    Осенью 1961 года президент Индонезии Сукарно посетил Китай. Накануне визита он обратился к правительству Китая с просьбой: после того, как его самолет вошел в воздушное пространство Китая, в соответствии с международной практикой для сопровождения должны быть отправлены восемь истребителей. В то время у Китая не было специальной авиационной группы для выполнения задач по сопровождению. Премьер Чжоу Эньлай, отвечавший за работу правительства, с радостью откликнулся на эту просьбу, т. к. посчитал, что это соответствует нормам международной этики и немедленно поручил Лю Ялоу, тогдашнему командующему ВВС, выделить самолёты для выполнения этой задачи. После того, как летчики ВВС впервые успешно сопроводили самолёт главы иностранного государства, премьер Чжоу также приказал немедленно создать демонстрационную летную группу сопровождения ВВС. После утверждения Центральным военным комитетом 25 января 1962 года была официально создана "Группа сопровождения ВВС Китайской Народно-освободительной армии". Недавно созданная группа сопровождения выполняла роль почётного эскорта при встрече гостей Китайской Народной Республики и показательных выступлений на важных государственных мероприятиях. Премьер-министр Чжоу, лично присутствовавший на выступлении группы, с радостью сказал: «Одно успешное выступление лучше, чем один сбитый самолёт!». Лю Шаоци, тогдашний председатель КНР, назвал авиашоу «Национальным подарком». Позже, указом Генерального штаба с 1 августа 1987 года группа была официально переименована в пилотажную группу "1 августа" ВВС Народно-освободительной армии Китая.

    Квалификация личного состава

    У всех пилотов группы общий налёт свыше 1000 летных часов, на J-10 — свыше 300 часов. Уровень лётного мастерства — выше, чем у просто высококлассных пилотов. Они могут летать в плотном строю и выполнять другие сложные элементы пилотажа.


    Самолёты группы

    Пилотажная группа "1 августа" летает на самолётах 4-го поколения J-10 собственной разработки. Их боевая эффективность достигла уровня лучших истребителей мира. Выступления пилотажной группы — показатель силы Военно-воздушных сил страны. За 51 год, прошедший с момента создания пилотажной группы "1августа" ВВС НОАК, она сменила 6 типов машин, от J-5 до J-10, показывая все более и более совершенное мастерство пилотажа, она демонстрирует всему миру вектор развития авиационной промышленности Китая.

    Эпоха J-5. Период 1962-1974 гг.

    В эпоху J-5 (лицензионный вариант истребителя МиГ-17) группа 56 раз выполнила задачу почётного эскорта для встречи гостей. Яркой запоминающейся особенностью выступлений группы на этих машинах стал пилотаж четверкой самолетов. До 1962 года в ВВС Китая не было специальной группы по высшему пилотажу. Для показа высшего пилотажа во время проведения международных мероприятий или крупных государственных праздников, создавались временные группы из самолетов и пилотов строевых полков ВВС. В 1961 году президент Индонезии Сукарно посетил Китай и обратился с просьбой к китайскому правительству выделить ему для сопровождения 8 самолетов. По поручению премьер-министра Чжоу Эньлая ответственность за выполнение этой задачи взяло на себя одно из подразделений ВВС. В день визита Сукарно задача по сопровождению восемью истребителями была блестяще выполнена. Премьер Чжоу предложил, чтобы ВВС создали специальное подразделение сопровождения. 12 февраля 1962 года в соответствии с приказом Центрального военного комитета КНР была официально создана "Группа сопровождения ВВС Китая". Ее основная задача заключалась в сопровождении самолётов глав иностранных государств, посещающих Китай и для показа фигур высшего пилотажа иностранным военным делегациям в Китае.

    Эпоха J-6. Период 1974-1980 гг.

    В этот период группа на J-6 (лицензионный вариант истребителя МиГ-19) выполнила 54 выступления. "Гвоздем программы" выступления группы на этих машинах по-прежнему был пилотаж строем из 4 самолётов. J-6 — реактивный истребитель 2го поколения. В 1960-х и 1970-х годах, когда J-6 стал главным героем китайских военно-воздушных сил и морской авиации, его, конечно, также выбрали для показательных выступлений. Однако, поскольку для выполнения пилотажа этот тип летательных аппаратов имеет некоторые неустранимые недостатки, уровень сложности пилотажа за этот период существенно не изменился. Единственно примечательно то, что этот самолёт является сверхзвуковым. Этот период следует рассматривать как переходный для пилотажной группы, и рассказать о нём особенно нечего.

    Эпоха JJ-5. Период 1980-1995 гг.



    На самолётах JJ-5 (аналог МиГ15УТИ) пилотажная группа выступила 97 раз. "Гвоздём программы" группы стал пилотаж девяткой самолётов. Летом 1981 года группа получила задание освоить групповой пилотаж девяткой. Группа освоила его менее чем за 3 месяца, научилась выполнять фигуру "роспуск" и вверх, и вниз, и в горизонтальной плоскости, а также другие сложные фигуры пилотажа. 16 сентября 1981 года группа впервые выступила строем из 9 самолётов. На высоте 5000 метров появились четыре самолёта, поднимающихся в южном, восточном, северном и западном направлениях, а остальные пять пикировали с пяти разных направлений. Самолёты включили генераторы дыма, и внезапно, как девять разноцветных летящих драконов, прочертили яркие полосы в чистом голубом небе. Это ярко продемонстрировало, что уровень выступления "1 августа" достиг уровня мастерства лучших пилотажных групп мира.

    Эпоха J-7EB. Период 1995-2005 гг.

    На J-7EB (модификация МиГ-21) группа выступала 107 раз. Замена самолётов на J-7EB открыла для пилотажной группы "1 августа" новую эру. После тысячи тренировочных полётов пилотажная группа успешно освоила такие сложные элементы группового пилотажа мирового уровня, как одновременный взлет 4 самолетов, быстрые "бочки" выполняемые одиночным самолетом на малой высоте, восходящий "роспуск" 4 самолётов летящих ромбом и одновременное пикирование и выход на мёртвую петлю летящей "клином" шестёрки самолётов . В октябре 1997 года, после более чем двухлетнего отсутствия каких-либо вестей о группе, "1 августа" снова появилась, поразив весь мир своим ярким выступлением.
    В мае 2001 года самолёты J-7EB появились в новой сине-белой окраске, простившись с красно-белой, которая использовалась в течение многих лет. Впоследствии пилотажная группа разработала новые элементы летной программы, так при полёте четверкой, группа отработала выполнение двумя парами энергичных "бочек", а также пробовала выполнить несколько элементов группового пилотажа, таких как “Пагода”, “Сапфир”, ”Попутный ветер", и др., что увеличило количество выполняемых за одно выступление фигур пилотажа с 16 до 21.

    Эпоха J-7GB. Период 2006-2009 гг.



    J-7GB (усовершенствованная модификация МиГ-21) принимали участие в параде приуроченного к 60-летию образования КНР. Т.к. самолёты группы J-7EB уже практически исчерпали свой ресурс, они были заменены на J-7GB. Эта модификация имеет небольшие внешние отличия от J-7. Так, за пилотской кабиной вместо обычной антенны располагается конструкция, на конце которой находится диск округлой формы, напоминающий антенну самолётов ДРЛО, только гораздо меньшего размера. Это изменение улучшило характеристики средств связи самолёта. Однако самая большая разница между новым самолетом для демонстрации пилотажа и самолетом J-7EB в бортовом оборудовании. Например, конструкция некоторых тумблеров в кабине больше подходит для самолёта, предназначенного для выполнения фигур высшего пилотажа, добавлена система контроля, установлены строевые огни и др. Всё это улучшает эргономику кабины и облегчает управление самолётом. Во время военного парада в честь "Дня образования КНР" восьмёрка самолетов J-7GB пилотажной группы выполняла роль самолетов сопровождения самолетов-лидеров, начинающих воздушную часть парада, пролетая над площадью Тяньаньмэнь, сопровождая самолёты ДРЛО и выпуская 8 ярких разноцветных струй дыма в голубом небе.

    Эпоха J-10. Период с 2009 года — по настоящее время



    Военный парад в "День образования КНР" стал последним появлением J-7GB. После Дня образования КНР пилотажная группа "1 августа" была полностью оснащена истребителями последнего поколения J-10 собственной разработки. “Пилотажная группа "1 августа" должна летать на новейших самолетах собственной китайской разработки, которые наилучшим образом отражают мощь наших военно-воздушных сил и соответствуют статусу крупной державы. J-10 — лучший выбор. После вступления в эру J-10 большинство любителей авиации прозвали его “Пилотажная группа демонстрации безопасного полета старого бая "(Примечание: пилотажную группу назвали так из-за одинакового произношения названия группы (八一,bāyī," 1 августа "), со словом" бай " (巴依, bāyī, бай (крупный землевладелец или скотовладелец)) так как выступления группы стали отличаться аккуратным, спокойным выполнением элементов летной программы.

    Программа выступлений



    Задача пилотажной группы “1 августа” — это участие в авиашоу. Поэтому необходимо, чтобы выполняемый ими пилотаж приковывал к себе внимание. Группа более чем 40 лет оттачивала свое летное мастерство в небе. Пилоты группы научились выполнять множество элементов пилотажа , от которых захватывает дух.

    "Дьявольская шестёрка"

    Безоблачное синее небо. Шестёрка "стальных соколов" то летит строем "стрелка", то перестраивается в "клин", то делает мёртвую петлю или пикирует. Так искусно и синхронно... В мировых авиационных кругах плотный строй из шести самолётов прозвали" дьявольским строем", так как из-за большой опасности, летать в таком строю все равно что стучаться в дверь к дьяволу. При полете шестёркой самолеты находятся всего в 3 метрах друг от друга спереди и сзади, разница в высоте составляет всего от полуметра до одного метра, а скорость составляет 200 метров в секунду. В это время пилот должен визуально следить за дистанцией между самолётами, а управлять самолётом приходится обеими руками. Это означает, что пилоту приходится всё время следить за своей скоростью, положением в пространстве и держать в уме больше тысячи параметров полёта. Таким образом, если ведущий самолёт ошибется на 0,05 секунды, то ведомый может с ним столкнуться. Если же лётчик слегка "перетянет" РУД или слегка задрожит в руках РУС, то можно попасть в спутную струю впереди летящего самолёта, что может даже привести к столкновению и к авиакатастрофе.

    Чувствовать себя выше всех!

    Специалисты знают, что пилотаж — это игра со смертью. При выполнении предельного виража со скоростью 500 километров в час, радиус виража составляет всего 450 метров. В это время пилот переносит перегрузку более 7 g. Это человеческий предел. При малейшей ошибке в пилотировании, кровь отольет от головы и "в глазах потемнеет". Если пилот плохо рассчитает свои действия, то он потеряет сознание. Но есть и высокая цель! На высоте всего лишь 50 метров пронестись на скорости 900 км в час, едва не касаясь крылом земли, а затем "свечкой" под углом почти 90 градусов снова взмыть в небеса! Когда самолёт летит в перевернутом положении, прямо над головой у пилота находится фонарь, а сам он висит на привязных ремнях. В течение примерно 10 секунд лётчик управляет самолётом полагаясь только на свои чувства. Это не только демонстрация мастерства пилота, но и упорство, решительность и отвага. Для того, чтобы выполнить эту программу, пилотажная группа заплатила жизнями двух пилотов. Но группа "1 августа" не дрогнула, а двинулась к более высокой цели, высота была уменьшена с 200 метров до 100 метров, а затем и до 50 метров.

    Выполнение "бочек"

    При демонстрации одиночного пилотажа, лётчики также показывают уникальную фигуру, когда в течении 8 секунд лётчик 3 раза подряд выполняет "бочку". Это означает, что скорость вращения достигает 135 градусов в секунду, а пилот при каждом витке "бочки "испытывает перегрузку в 5,5g! Когда он вращается, людям, которые наблюдают за пилотажем с земли, кажется, что самолёт падает вниз, как будто он собирается “поцеловать” землю. В настоящее время сложность пилотирования для летчиков заключается в том, что они должны не только контролировать радиус вращения самолета, но и преодолевать инерцию качения при выводе самолёта из вращения и перевод его в горизонтальный полёт.

    Фигура в небе "Цветок фуксии"

    Набрав высоту и собравшись вместе, группа из шести самолетов резко под прямым углом взмыла в небо. Внезапно строй разбился и каждый самолёт полетел по небу в шести разных направлениях. Среди грохота реактивных двигателей, шлейф дыма за самолетами трепетал на ветру, создавая в небе узор похожий на цветок фуксии. На максимальной высоте 3000 метров скорость самолета составляет 400 километров в час, при переходе на кабрирование высота составляет всего 200 метров, а скорость — 850 километров в час. Если в этот момент пилот допустит небольшую ошибку пилотирования, то последствия могут быть фатальными.

    "Разойтись на узкой дороге" (выполнение встречных проходов)

    Два самолета летят навстречу друг другу. Один летит слева, другой — справа, в мгновение оба проносятся мимо друг друга перед трибуной на высоте от 800 до 1000 метров, как будто они вот-вот должны столкнуться, заставляя душу зрителей уйти в пятки. Трудность выполнения этого маневра состоит в необходимости точно рассчитать время. Потому что встреча двух самолетов должна произойти в заданном месте на скорости 500-550 километров в час. Если исключить случайный фактор, то вероятность успешного выполнения маневра составляет менее сотой доли процента. Поэтому Лу Бин — технический инспектор группы, сказал: "Мы целиком полагаемся на высокое летное мастерство пилотов обоих самолетов".

    Участие в авиашоу

    Яркие выступления на авиасалонах

    Пилотажная группа китайских ВВС "1 августа" впервые появилась на публике в "новом обличье", —на самолётах J-10, на 8-м Китайском Международном авиасалоне (в ноябре 2010 года). Являясь одной из немногих пилотажных групп в мире, которая использует истребители 4-го поколения для демонстрации высшего пилотажа, как и американские пилотажные группы "Thunderbirds" и “Blue Angels”, российские "Стрижи" и "Русские Витязи”, — эта новая "визитная карточка" страны, призвана способствовать развитию авиакосмической культуры страны и поддержанию имиджа Китая на международной арене в качестве крупной авиационной державы.

    Яркая окраска самолётов

    Введение новой окраски самолётов J-10 обусловлено всесторонним анализом характеристик покрытий летательных аппаратов основных пилотажных групп ВВС мира и изменений в характеристиках покрытий летательных аппаратов китайской пилотажной группы ВВС "1 августа". Новая окраска была утверждена после широкого опроса мнений и проведения глубоких исследований. Выбор такой окраски объясняется концепцией "острого меча", который олицетворяет глубокое историческое и культурное наследие китайской нации, отражает идею “сверкающего меча” — китайских ВВС, покоряющих небесную стихию и защищающих национальные интересы, а также воплощает в себе мощь четырех поколений истребителей. Сложные обводы внешних поверхностей, придающие динамизм облику истребителей группы J-10, раскрывают их особый грозный и гордый темперамент. Они и своим внешним обликом, и внутренним содержанием отражают уверенность и ответственность за достижение высоких целей, а также концентрируют суть национальной культуры и культуры китайских ВВС и отражают величие и совершенно новый облик ВВС крупной авиационной державы.

    Особо сложные маневры в воздухе

    Пилотаж — эта игра для смелых, а высший пилотаж — это идеальное сочетание мужества и трезвого расчёта. Группа из шести самолетов летит строем "треугольник", из четырех самолетов — "ромбом", пятёрка выполняет "роспуск", а два летящих навстречу друг другу самолета —"встречный проход". На этом авиасалоне группа одну за другой продемонстрировала фигуры, заставляющие кровь зрителей застыть в жилах. Да, лётчики и правда превосходят обычных людей своей смелостью и отвагой. Расстояние между крыльями составляет от 0,5 до 1 метра, по вертикали — от 1 до 2 метров, а запас высоты чаще всего практически нулевой. Нельзя допустить малейшую ошибку. Это ярко демонстрирует высокие моральные качества, стремление пилотов к совершенствованию и тесному взаимодействию между собой.
    Их отточенные навыки пилотирования ставят их в один ряд с летчиками пилотажных групп из других стран, летающих на истребителях 4 поколения. Выступления пилотажной группы — это показатель развития страны. Воплощенный в них дух самоотверженной преданности, инициативы, единства и сотрудничества, а также упорный труд являются мощной духовной опорой для великой страны и нации в мире.

    Выступления за рубежом

    Накануне открытия Девятой авиационной выставки в Чжухае Ян Фэн, командир группы высшего пилотажа "1 августа", сообщил в интервью журналистам 12 ноября 2012 года, что группа теперь в состоянии выполнять полеты за границу для участия в зарубежных авиасалонах.

    Выступление в Дубае

    12 ноября 2017 года пилотажная группа выступила на авиасалоне в Дубае, ОАЭ. 12-го числа открылся 15-й Дубайский международный авиасалон. В авиасалоне приняли участие более 1200 экспонентов со всего мира, его посетили более 70 000 зрителей. Впервые авиасалон пригласил к участию в авиасалоне пилотажную группу китайских ВВС "1 августа".

    Выступление в Пакистане

    23 марта 2019 года пилотажная группа выступила на параде в честь государственного праздника Дня Пакистана. В 11:17 по местному времени шесть самолетов J-10, выкрашенных в «красный, белый и синий», летевшие строем «елочка» появились над площадью в Исламабаде. 18-минутный пилотаж захватил внимание зрителей. Это первый раз, когда пилотажная группа китайских ВВС "1 августа" приняла участие в государственном празднике другой страны.

    Достижения группы

    С момента своего создания группа выполнила 241 показательный полёт для 187 делегаций из 92 стран и регионов. В разное время группа с успехом принимала участие в "учениях 802", в параде в честь 35-й годовщины образования КНР, в международном авиасалоне в Чжухае 1998 года, в учениях "Ючжуан номер 2", в параде в честь 50-й годовщины образования КНР и в других важных государственных мероприятиях. Пилотажная группа "1 августа" в разное время летала на 6 типах летательных аппаратов: J-5, J-6, JJ-5, J-7EB, J-7GB и J-10. По мере возрастания летного мастерства пилоты от одиночного и парного пилотажа перешли к строю из шести, восьми и даже девяти самолётов. Они создали свой собственный стиль и устранили многие пробелы, которые имелись на тот момент в Китае в области проведения авиашоу. Группа была 2 раза награждена медалью "За заслуги" 2-й степени, 2 раза — медалью "За заслуги" 3-й степени и 4 раза — Почетной грамотой. Также, за время существования группы 170 человек стали Заслуженными деятелями ВВС, а саму группу стали называть "Почётным Небесным эскортом ВВС НОАК".


    Перевод с китайского и подготовка к публикации: Дмитрий Нагорный, администратор группы VK "PLAAF - ВВС Народно-освободительной армии Китая"
    GK21 likes this.