• Интервью с академиком Р.А.Беляковым

    Небольшое предисловие

    Осенью 1993 года академик Ростислав Аполлосович Беляков был на отдыхе в Болгарии. Во время отдыха он посетил авиабазу ВВС Болгарии Балчик, на которой в то время базировался 15 истребительный авиаполк. На вооружении 15 иап тогда стояли истребители МиГ-21бис.
    Болгарскому журналисту Галину Люцканову удалось взять интервью у академика Белякова. Интервью было опубликовано в газете "Черноморие", г.Варна 29 сентября 1993 г.
    Это небольшое интервью, с разрешения автора, мы публикуем ниже.
    Редакция



    Памятник МиГ-21ПФМ на авиабазе Балчик, снято в 2011 г., автор - Svetlan Simov

    Академик Ростислав Беляков, руководитель КБ «МиГ»: 40 часов налетов — самоубийство, F117 — летающий крокодил



    В аэропорту Балчик побывал руководитель конструкторского бюро «МиГ» академик Ростислав Беляков, находящийся на отдыхе в Болгарии. 74-летний генеральный конструктор два часа разговаривал с летным и техническим персоналом, после чего уделил мне несколько минут для личного разговора.


    — Академик Беляков, какие модели КБ «МиГ» самые удачные?

    — Самыми удачными моделями являются МиГ-17, 21, 29 и 31. На первой официальной презентации МиГ-31 на авиасалоне в Ле Бурже в 1991 году западные эксперты открыли рот, что ФАР была представлена в том же году. Их опасение было велико, потому что всего семь лет назад он был установлен на американском B-1. Двухконтурный двигатель самолета также был чудом техники — он плавно работает у земли на скорости 500 км в час и на высоте на трех тысячах километров в час.

    — Когда американцы представили этот двигатель?

    — Американцы только сейчас установили аналогичный двигатель на секретный до недавнего времени F-22. Никто не отрицает, что МиГ-31 — суперсамолет, способный одновременно обрабатывать десять целей и стрелять по четырем из них. Четыре МиГ-31 могут очистить коридор шириной 1000 км. МиГ-29 имеет систему вооружения, которой не может похвастаться ни один самолет в мире.

    — А как обстоят дела с МиГ-21, самым распространенным самолетом в нашей боевой авиации?

    — Он подлежит доработке — вооружение и локаторная станция, такая как на МиГ-29, значительно улучшат его летные характеристики, а при установке ракет средней дальности превосходство над F-16 будет полным.

    — Где отстают российские самолеты?

    — Самое большое отставание по электронике. На мой взгляд, государство должно финансировать разрабатываемые конструкции и технологии, чтобы с ними не случилось того же. Необходимо сократить количество самолетов, но ни в коем случае не расходы на новые разработки, потому что США и Франция по отдельности, а Италия, Испания, Великобритания и Германия совместно разрабатывают самолет нового поколения.

    — Есть ли у вас похожие разработки?

    — «МиГ» тоже работает над новой программой. Самый интересный из проектов — двухмоторный учебно-тренировочный самолет, который изменит свои характеристики и упростит переход пилотов с дозвукового самолета на сверхзвуковой.

    — Ваше мнение о F-117.

    — На мой взгляд, это летающий крокодил, он не соответствует требованиям к компромиссу между техническими и летными характеристиками и уменьшение отражающей поверхности. К тому же F-117 не такой незаметный, как представляют его создатели.

    — Вы знаете, сколько часов налёта у лётчиков в нашей стране?

    — Да, 40 часов налета — самоубийство! Я надеюсь, что в вашей стране будут найдены средства для увеличения лётной нагрузки на лётчиков, которая должна составлять не менее 80 часов в год.

    — Правда ли, что в России разрабатывают гиперзвуковой двигатель?

    — Я не могу дать конкретного ответа, но есть проекты гиперзвуковых самолетов, и это их будущее.



    Истребители МиГ-21бис на аэродроме Балчик. Сентябрь 1995 г. Автор - Alexander Mladenov


    Линейка МиГ-21 на аэродроме Балчик. Фото из коллекции Ivan Voukadinov



    Галин Люцканов (Galin Lyutskanov)
    29 сентября 1993 г.


    Фотографии с авиабазы Балчик для публикации на сайте предоставлены Ivan Voukadinov, Alexander Maldenov, Svetlan Simov