Небольшое предисловие
Осенью 1993 года академик Ростислав Аполлосович Беляков был на отдыхе в Болгарии. Во время отдыха он посетил авиабазу ВВС Болгарии Балчик, на которой в то время базировался 15 истребительный авиаполк. На вооружении 15 иап тогда стояли истребители МиГ-21бис.
Болгарскому журналисту Галину Люцканову удалось взять интервью у академика Белякова. Интервью было опубликовано в газете "Черноморие", г.Варна 29 сентября 1993 г.
Это небольшое интервью, с разрешения автора, мы публикуем ниже.
Редакция
Осенью 1993 года академик Ростислав Аполлосович Беляков был на отдыхе в Болгарии. Во время отдыха он посетил авиабазу ВВС Болгарии Балчик, на которой в то время базировался 15 истребительный авиаполк. На вооружении 15 иап тогда стояли истребители МиГ-21бис.
Болгарскому журналисту Галину Люцканову удалось взять интервью у академика Белякова. Интервью было опубликовано в газете "Черноморие", г.Варна 29 сентября 1993 г.
Это небольшое интервью, с разрешения автора, мы публикуем ниже.
Редакция
Академик Ростислав Беляков, руководитель КБ «МиГ»: 40 часов налетов — самоубийство, F117 — летающий крокодил
В аэропорту Балчик побывал руководитель конструкторского бюро «МиГ» академик Ростислав Беляков, находящийся на отдыхе в Болгарии. 74-летний генеральный конструктор два часа разговаривал с летным и техническим персоналом, после чего уделил мне несколько минут для личного разговора.
— Академик Беляков, какие модели КБ «МиГ» самые удачные?
— Самыми удачными моделями являются МиГ-17, 21, 29 и 31. На первой официальной презентации МиГ-31 на авиасалоне в Ле Бурже в 1991 году западные эксперты открыли рот, что ФАР была представлена в том же году. Их опасение было велико, потому что всего семь лет назад он был установлен на американском B-1. Двухконтурный двигатель самолета также был чудом техники — он плавно работает у земли на скорости 500 км в час и на высоте на трех тысячах километров в час.
— Когда американцы представили этот двигатель?
— Американцы только сейчас установили аналогичный двигатель на секретный до недавнего времени F-22. Никто не отрицает, что МиГ-31 — суперсамолет, способный одновременно обрабатывать десять целей и стрелять по четырем из них. Четыре МиГ-31 могут очистить коридор шириной 1000 км. МиГ-29 имеет систему вооружения, которой не может похвастаться ни один самолет в мире.
— А как обстоят дела с МиГ-21, самым распространенным самолетом в нашей боевой авиации?
— Он подлежит доработке — вооружение и локаторная станция, такая как на МиГ-29, значительно улучшат его летные характеристики, а при установке ракет средней дальности превосходство над F-16 будет полным.
— Где отстают российские самолеты?
— Самое большое отставание по электронике. На мой взгляд, государство должно финансировать разрабатываемые конструкции и технологии, чтобы с ними не случилось того же. Необходимо сократить количество самолетов, но ни в коем случае не расходы на новые разработки, потому что США и Франция по отдельности, а Италия, Испания, Великобритания и Германия совместно разрабатывают самолет нового поколения.
— Есть ли у вас похожие разработки?
— «МиГ» тоже работает над новой программой. Самый интересный из проектов — двухмоторный учебно-тренировочный самолет, который изменит свои характеристики и упростит переход пилотов с дозвукового самолета на сверхзвуковой.
— Ваше мнение о F-117.
— На мой взгляд, это летающий крокодил, он не соответствует требованиям к компромиссу между техническими и летными характеристиками и уменьшение отражающей поверхности. К тому же F-117 не такой незаметный, как представляют его создатели.
— Вы знаете, сколько часов налёта у лётчиков в нашей стране?
— Да, 40 часов налета — самоубийство! Я надеюсь, что в вашей стране будут найдены средства для увеличения лётной нагрузки на лётчиков, которая должна составлять не менее 80 часов в год.
— Правда ли, что в России разрабатывают гиперзвуковой двигатель?
— Я не могу дать конкретного ответа, но есть проекты гиперзвуковых самолетов, и это их будущее.
Истребители МиГ-21бис на аэродроме Балчик. Сентябрь 1995 г. Автор - Alexander Mladenov
Линейка МиГ-21 на аэродроме Балчик. Фото из коллекции Ivan Voukadinov
Галин Люцканов (Galin Lyutskanov)
29 сентября 1993 г.
Фотографии с авиабазы Балчик для публикации на сайте предоставлены Ivan Voukadinov, Alexander Maldenov, Svetlan Simov