• Вертолеты ВВС Азербайджана в Карабахской войне

    История создания армейской авиации Вооруженных Сил Азербайджана берет начало в феврале 1992 г., когда было сформировано первое подразделение армейской авиации, состоявшей из ударных вертолетов Ми-24.

    По данным на ноябрь 1990 года, на территории Азербайджана располагались следующие подразделения бывшей Советской Армии, имевшие на вооружении вертолеты: 326-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, аэродром Кировобад-4, на вооружении состояли вертолеты Ми-8 и 1 ед. Ми-24; 116-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВДВ, аэродром Кировобад-4, на вооружении состояли вертолеты Ми-8; 381-я отдельная вертолетная эскадрилья, аэродром Нахичевань, на вооружении состояли вертолеты Ми-8 и 13 ед. Ми-24; 386-я отдельная вертолетная эскадрилья ПВО, аэродром Сангачалы, на вооружении состояли 10 вертолетов Ми-24; 286-я отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ, аэродром Далляр, на вооружении состояли вертолеты Ми-8, Ми-8ППА и Ми-8СМВ; 121-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, аэродром Кызыл-Агач, на вооружении состояли вертолеты Ми-8 и Ми-2; 300-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья Главного Командования Южного направления, аэродром Кала, на вооружении состояли вертолеты Ми-8, Ми-6, Ка-27ПС, Ми-9 и Ми-2; 104-й отдельный транспортный авиаотряд ПВО, аэродром Кала, на вооружении состояли вертолеты Ми-8; 79-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья ВМФ, аэродром Кала, на вооружении состояли вертолеты Ка-27. Также на территории Азербайджана дислоцировались две авиационные эскадрильи погранвойск КГБ СССР: отдельная авиационная эскадрилья, аэродром Кала, на вооружении состояли вертолеты Ми-8 и Ка-27ПС; отдельная авиационная эскадрилья, аэродром Пришиб, на вооружении состояли вертолеты Ми-8 и 4 ед. Ми-24.

    В начале февраля 1992 г. пилот 386-ой ОВЭ Сергей Туваев перегнал один вертолет Ми-24 на аэродром Забратского авиаотряда. 10 и 11 февраля 1992 г. пилоты 386-ой ОВЭ Алексей Шварев и Сергей Сенюшкин, перегнали в Забратский авиаотряд ещё два вертолёта Ми-24. 14 февраля 1992 г. пилоты 386-й ОВЭ и пилоты Забратского авиаотряда: Явер Алиев, Ханлар Саттаров, Эдисон Гасанов, Закир Юсифов и Мирмамед Агаев перегнали ещё пять вертолетов Ми-24 из расположения 386-ой ОВЭ. Через день оттуда же был перегнан еще один Ми-24. Все девять ударных вертолетов Ми-24П были размещены на территории Забратского авиаотряда, и стали основой армейской авиации Вооруженных Сил Азербайджана. Командира Забратского авиаотряда полковника Явера Алиева по праву можно назвать основоположником азербайджанской армейской авиации.


    Ми-24П, бортовые номера 102 и 105. Единственные вертолеты Ми-24П из первых 9-ти боевых вертолетов ВВС Азербайджана, оставшиеся в строю

    Летом 1992 г. начался процесс передачи вооружения подразделений бывшей Советской Армии в распоряжение Вооружённых Сил Азербайджана. В июне 1992 года Минобороны России, без согласования с азербайджанской стороной, вывела значительное количество авиатехники, в том числе вертолетов. Минобороны Азербайджана было передано ещё 10 вертолетов: четыре Ка-27ПС и шесть Ми-8. По некоторым сведениям, ещё один неисправный Ми-24П остался на аэродроме в Сангачалы. Надо отметить, что существует различные сведения о количестве переданных Ми-24. По некоторым данным Азербайджану было передано 18 единиц. Эта цифра вызывает сомнения, т.к. всего на территории Азербайджана в составе подразделений бывшей Советской Армии дислоцировалось 24 вертолёта Ми-24, а также 4 вертолёта Ми-24 в составе подразделений погранвойск. Большая часть вертолетов Ми-24 была выведена в Россию. По состоянию на 17 июля 1992 г., в ходе обмена военной информацией между государствами-участниками Договора об ОВСЕ, Азербайджан признавал получение 9 вертолетов Ми-24 из состава 386-ой ОВЭ. В ноте № 49 МИД России от 30 марта 1993 г. (ОДВТ изъятые из под юрисдикции РФ до 13 февраля 1993 г.) сообщается о 8 ударных вертолетах, переданных Азербайджану . 22 сентября 1993 г. при подписании Протокольной записи двусторонних консультаций между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией стороны согласились, что Азербайджану было передано 8 ударных вертолетов. В ноте № 175 МИД Азербайджана от 06.11.1993 года, направленной делегациям государств-участников Договора об ОВСЕ в совместную консультативную группу в Вене, также указывается, что Азербайджан получил 8 ударных вертолетов . Таким образом, информация о 18-ти переданных Азербайджану вертолетов Ми-24 никак не подтверждается документальными данными. Можно констатировать, что при разделе имущества бывшей Советской Армии, Азербайджаном было получено от 8 до 10 ударных вертолетов Ми-24.

    В марте 1992 года, пилот Сергей Туваев и бортмеханик Сейфал Джалилов, со стадиона «Спартак» в Баку, угнали вертолёт Ми-8 (данную модификацию ещё называют Ми-8 «салон») на аэродром Забратского авиаотряда. 11 июня 1992 г. пилот ВВС Азербайджана Мирза Фараджев, несанкционированно перегнал вертолёт Ми-8 с военного аэродрома Далляр в Евлах. Также в июле 1992 года, с военного аэродрома Вазиани в Грузии на аэродром Далляр, был перегнан ещё один Ми-8.


    Азербайджанский Ми-24П в стандартном советском камуфляже «Клевер», на аэродроме Евлах в 1992 году

    По некоторым сведениям, в 1993-1994 годах были закуплены в одной из стран ещё 12 вертолетов Ми-24В (в какой стране, информация разнится). Они несколькими партиями были доставлены в Азербайджан и после ремонта, по мере готовности начали использоваться в зоне боевых действий.
    Несколько вертолетов Ми-8 были переоборудованы, оснащены пулеметами, неуправляемыми авиационными ракетами и начали использоваться как вертолеты боевого обеспечения. Для усиления огневой мощи на бортах стали размещать бойцов, вооруженных стрелковым оружием.


    Ми-24В ВВС Азербайджана

    Первый боевой вылет был совершён 14 февраля 1992 г. В этот день два Ми-24 в составе экипажей Сергей Туваев – Рафаэль Ширинов и Алексей Шварев – Фахраддин Мусаев, совершили боевой вылет в Аскеранском районе, где по информации приземлился армянский Як-40. Но, при подлете к Аскерану, по вертолетам был открыт огонь с земли. Подавив огневые точки противника, оба вертолёта вернулись на аэродром базирования. Этот день считается днём создания военной авиации Азербайджана.

    Если пилотов для боевых самолётов катастрофически не хватало, то с пилотами для боевых вертолетов ситуация была немного получше. В Азербайджане еще с 50-х годов дислоцировался Забратский авиаотряд, которым к началу 90-х годов активно эксплуатировались вертолеты транспортные Ми-8 (в эксплуатации находилось 25 вертолетов Ми-8 и 15 вертолетов Ми-2). Именно из пилотов Забратского авиаотряда были сформированы экипажи для управления боевыми вертолетами. Подготовка к вылетам и техническое обслуживание вертолетов также осуществлялись техниками Забратского авиаотряда. Приказом МО Азербайджана от 22 февраля 1992 г. большинство пилотов Забратского авиаотряда были зачислены в состав Вооруженных Сил. Началось ускоренное переобучение и освоение боевых вертолетов Ми-24. Большая заслуга в этом принадлежит подполковнику Сергею Туваеву, майору Сергею Сенюшкину, майору Алексею Швареву, капитану Евгению Карлову, перешедшим на службу в ВВС Азербайджана из 386-ой ОВЭ. К сожалению, во время учебного полета, в результате катастрофы погибли командир Забратского авиаотряда полковник Явер Алиев и лётчик-инструктор Сергей Сенюшкин. В течении короткого срока пилоты Забратского авиаотряда прошли ускоренный путь освоения боевых вертолетов Ми-24П и начали вылеты в зону боевых действий. Именно пилоты Забратского авиаотряда стали профессиональным ядром и основой армейской авиации.


    Экипаж погибшего 29.02.92 в учебном полете Ми-24 — Сергей Сенюшкин, Явер Алиев и Фазиль Байрамов

    Хотелось бы отдельно рассказать о пилотах Забратского авиаотряда. Изначально авиаотряд был сформирован как подразделение гражданской авиации, оснащенное пассажирскими и транспортными вертолетами. С началом Карабахской войны и созданием национальных Вооруженных Сил, возникла острая потребность в специалистах-вертолетчиках высокой квалификации. Такие высокопрофессиональные пилоты имелись в Забратском авиаотряде. Экипажи Забратского авиаотряда уже длительное время совершали полеты в зону боевых действий, доставляли на передовую продовольствие, боеприпасы, медикаменты, вывозили из зоны боевых действий раненых и гражданское население. Первые боевые потери отряд понес 28 января 1992 г.: во время эвакуации мирных жителей из осаждённого армянами села Малыбейли при подлете к Шуше из ПЗРК «Стрела» армянскими боевиками был сбит гражданский вертолёт Ми-8Т, управляемый экипажем в составе Виктора Серёгина, Сафы Ахундова и Арастуна Махмудова. После попадания в салоне возник пожар, но командиру воздушного судна Виктору Серёгину удалось отвести падающий борт от жилых кварталов г. Шуша. Экипаж и все 47 пассажиров погибли.


    В.Серегин, С.Ахундов и А.Махмудов. Экипаж Ми-8 сбитого 28.01.92 над Шушой

    В ряды Вооруженных Сил Азербайджана также перешли пилоты вертолетов Фаик Мамедов и Рафаэль Ширинов из 386-ой ОВЭ, и пилоты вертолетов Руслан Половинка и Игорь Костюк из других авиационных подразделений бывшей Советской Армии, дислоцированных на территории Азербайджана. Они уже имели большой практический опыт эксплуатации боевых вертолетов. После укомплектования первых экипажей, ударные вертолеты Ми-24 начали боевые вылеты в зону боевых действий в Карабахе. Приказом Минобороны Азербайджана был создан авиационный полк (в/ч 843), командиром был назначен подполковник Сергей Туваев, в состав авиаполка входили все боевые вертолеты Ми-24П. Основным аэродромом базирования боевых вертолетов стал аэродром Кала. Кроме боевых вертолетов Ми-24, на вооружении полка также состояли вертолеты Ми-8, Ми-2, Ка-27ПС, самолеты Бе-12, Ан-12 и Ил-76. При использовании ударных вертолетов в боевых действиях, они заранее перемещались на аэродромы, расположенные в близости от линии фронта, откуда и совершали боевые вылеты.


    Ка-27ПС ВВС Азербайджана

    28 февраля 1992 г. два ударных вертолеты Ми-24 под управлением Сергея Туваева – Закира Юсифова и Евгения Карлова - Рафаэля Ширинова, осуществили сопровождение гражданских вертолетов Ми-8, вывозивших мирных жителей из села Умудлу Агдеринского района Нагорного Карабаха, окруженного армянскими военными формированиями. При эвакуации вертолеты подверглись обстрелу из крупнокалиберных пулеметов. Ответным огнем противник был подавлен, и эвакуация мирного населения была проведена без потерь. С 28 февраля по 04 марта 1992 г. вертолеты армейской авиации осуществляли сопровождение и прикрытие гражданских вертолетов, осуществлявших вывоз тел жителей пос. Ходжалы, расстрелянных армянскими боевиками около села Нахичеваник Аскеранского района.


    Евгений Карлов и Фахраддин Мусаев, погибшие 11 апреля 1992 г.

    В начальный период, основной проблемой для ВВС Азербайджана была острая нехватка боеприпасов. Но после захвата военного склада в пос.Зазаллы, отрядом под руководством Сурета Гусейнова 20-22 апреля 1992 г., данная проблема была решена. На этом складе хранилось большое количество авиационных средств поражения для самолётов и вертолетов, которые во время захвата склада были вывезены в Евлах. Это позволило решить проблему с авиационными средствами поражения для ВВС.

    8 мая 1992 г., во время штурма армянскими войсками Шуши, четыре вертолёта Ми-24 с аэродрома Агдам совершили многочисленные боевые вылеты в зону боевых действий и наносили огневые удары по армянским частям, а также оказывали огневую поддержку наступлению азербайджанских войск в Аскеранском районе 15 мая 1992 г. Во время одного из таких вылетов, экипаж Ми-24П Алексей Шварев – Ханлар Саттаров, обнаружили колонну бронетехники противника и нанеся по ней огневой удар уничтожили несколько БМП и БТР.

    В зоне боевых действий в Нагорном Карабахе, армейская авиация подчинялась командиру 2-го Армейского корпуса Сурету Гусейнову. Штаб 2-го АК (в зоне отвественности которого был весь фронт в Карабахе) определял направления, на которых применялись вертолеты. Многие вопросы материально-технического обеспечения или снабжения боеприпасами вертолетов в зоне боевых действий, также решались Суретом Гусейновым.

    Летом 1992 года под руководством пилота армейской авиации Гусейнджана Азимова, на аэродроме Кала началась организация лётного учебного центра для подготовки пилотов вертолетов. В 1993 году был осуществлён первый набор 37 курсантов в лётный учебный центр. Начальником лётного учебного центра был назначен Алексей Шварев. Им была разработана ускоренная программа подготовки пилотов. Первый выпуск состоялся летом 1994 года, в присутствии президента Азербайджана Гейдара Алиева. Фактически Гусейнджаном Азимовым и Алексеем Шваревым были заложены основы подготовки в Азербайджане, пилотов как боевых, так и транспортных вертолетов.

    23 июня 1992 г. один вертолет Ми-8, управляемый подполковником Б.Хачатуровым, на которым были высокопоставленные армянские военные: 1-й замминистра обороны Армении генерал-полковник Г.Андреасян, командующий ВВС Армении полковник А.Абрамян, начальник разведуправления генштаба ВС Армении полковник И.Гукасов, в сопровождении двух вертолётом Ми-24П совершал перелет из Армении в Нагорный Карабах через воздушное пространство над Губадлинским районом Азербайджана. Огнем с земли азербайджанские войска подбили два Ми-24П, которые совершили вынужденную посадку. Третий вертолет под управлением Бориса Хачатурова, приземлившись забрал экипажи двух подбитых Ми-24П и смог перелететь в Армению. Из двух подбитых вертолетов Ми-24П один сгорел полностью, на втором была повреждена гидросистема. Азербайджанским авиатехникам удалось починить поврежденную машину на месте, и пилоты Закир Юсифов – Фейруз Джалилов перегнали этот вертолёт на аэродром ВВС Азербайджана. После ремонта захваченный вертолет стал использоваться армейской авиацией ВВС Азербайджана.


    Азербайджанские солдаты около захваченного армянского Ми-24П, Губадлинский район июнь 1992 года

    Техническим обслуживанием вертолетов занимались авиатехники, перешедшие на службу в ВС Азербайджана из частей бывшей СА. Многие из них были местными жителями, и прежде служившими в вертолётных эскадрильях. Благодаря их работе удавалось поддерживать высокий уровень боеготовности вертолетов и оперативно ремонтировать поврежденные летательные аппараты.

    Летом 1992 года Минобороны Азербайджана также были переданы склады боеприпасов бывшей Советской Армии, расположенные на территории Азербайджана. Это позволило в целом решить вопрос с обеспечением боевых вертолетов необходимыми боеприпасами. Наиболее распространенным оружием вертолетчиков стали неуправляемые ракеты — их невысокая точность с лихвой компенсировалось количеством. Чаще всего применялись 80-мм ракеты С-8. Также использовались ПТУР «Штурм-В» (ракеты 9М-114), пушка калибра 30-мм.

    Для целеуказания, помимо сигнальных ракет и трассеров, применялись артиллерия и танковые пушки, выпускавшие снаряды в сторону цели. Чтобы помочь авианаводчику, в примерном направлении с вертолета пускали пристрелочную серию НАР, по разрывам-ориентирам которой он определял месторасположение цели.

    Перед нанесением ударов пилоты изучали местность по картам (обычно использовались карты масштаба 1:100000) и данным фоторазведки. Для ориентировки на месте использовали привязки по координатам и «улитку» – разбивку участков карты-километровки на квадраты небольшого размера, порядка 500x500 м, пронумерованные по спирали. Выйдя по координатам или по «улитке» в нужный квадрат, летчик определял положение цели с точностью до нескольких десятков метров и по указанным ориентирам отыскивал объект атаки. В местности, где приходилось работать постоянно, обходились картой района штурмовки в наколенном планшете.

    Следует добавить, что к лету 1992 г. в составе Азербайджанской армии было несколько сотен разведчиков, которые прошли обучение на полигоне в Шемахинском районе под руководством инструкторов 22 ОБрСпН. Они, в том числе, были обучены организации передового авиационного наведения. Часто работа вертолетов по наземным целям обеспечивалась работой передовых авианаводчиков с земли. Целеуказание выполнялось авианаводчиком путем подачи команд по радиосвязи и наведением экипажей на заданные цели относительно характерных ориентиров. В основном вертолеты работали парами. Иногда работали звеном из 4-х машин.

    Основными тактическими приемами борьбы с ПВО противника являлись:
    - полет на наиболее выгодной высоте над рельефом местности;
    - отстрел тепловых ловушек;
    - выполнение противозенитного маневра;
    - выполнение атак со стороны солнца с выходом на нагретую поверхность гор или освещенных облаков.

    Основной задачей боевых звеньев стала огневая поддержка наземных войск в ходе проведения боевых действий. Вертолеты применялись для нанесения ударов по заранее выявленным стационарным целям, скоплениям живой силы или бронетехники противника. При огневой поддержке наземных операций, осуществлялось поражением противника на основных направлениях нанесением последовательно-повторяемых ударов.
    Силы армейской авиации использовались и для доставки продовольствия, боеприпасов, эвакуации больных, раненых, гражданского населения. Так пилот Алексей Шварев, тяжелораненый после сбития вертолёта Ми-24 и спасённый в ходе поисково-спасательной операции, был срочно доставлен в госпиталь на Ми-8 под управлением командира экипажа Павла Комкова. И таких случаев срочной эвакуации раненных из зоны боевых действий на вертолетах очень много.

    При участии армейской авиации в сентябре 1992 г. была проведена уникальная боевая операция. 21 сентября 1992 г. автономно действующие группы 123-го мотострелкового полка (основной задачей которого было прикрывать левый фланг и тыл группировки, наступавшей на Лачин с севера и не допустить удара противника), для отвлечения сил противника и содействию продвижению азербайджанских войск, наступавших на Лачин, на транспортных вертолетах Ми-8 преодолев Карабахский хребет (высота 2200 – 2500 метров), высадились в тылу противника. Они проникли на территорию Шушинского района и взяли под контроль села Ханалы, Аллахкулулар, Сафыханлар, Ханлыпея, Имангулулар, Заманпеяси. Перед высадкой тактического десанта удары по позициям армянских войск нанесли реактивные системы залпового огня и ударные вертолеты Ми-24. Группировкой армейской авиации 21 сентября 1992 г. было высажено около 300 военнослужащих и обеспечены их действия. Общее командование операцией осуществлял начальник штаба 123-го полка подполковник Назим Байрамов. На занятой территории подразделения 123-го полка заняли активную оборону. Разведподразделения 123-го полка, под руководством командира разведроты 123-го полка Байрама Байрамова, подходили к Шуше на расстояние до 3-5 км по воздуху и наблюдали за передвижениями армянских войск по дороге Шуша-Туршсу-Лачин. Этими группами активно проводились разведывательно-диверсионные операции с целью упреждения сосредоточения противника. Снабжение группировки осуществлялось транспортными вертолетами Ми-8. Они ежедневно совершали по несколько перелетов через Карабахский хребет - из Лачинского в Шушинский район и обратно.


    Ми-24П в 1992 году в зоне боевых действий

    19 сентября 1992 года по инициативе министра обороны России Павла Грачева в Сочи состоялась встреча министров обороны Армении и Азербайджана В.Саркисяна и Р. Газиева, на которой было подписано соглашение о прекращении огня из всех видов оружия в полночь с 25 на 26 сентября сроком на два месяца. В связи с этим боевые операции в Шушенском районе были прекращены. В период с 27 по 29 сентября 1992 г. данная группировка была выведена в Лачинский район.

    13 февраля 1993 г. армянским войскам удалось перерезать дорогу Тер-Тер – Кельбеджар, тем самым отрезав Кельбаджарский район, где проживало примерно 50 тыс. гражданского населения, и дислоцированную там 701-ю мотострелковую бригаду от остальной территории Азербайджана.

    Снабжение стало возможным только через высокогорные перевалы Муровдагского хребта (высота 3200-3700 метров), труднопроходимые зимой и ранней весной, и вертолеты стали едва ли не единственным средством доставки всего. В этих условиях основная тяжесть по снабжению Кельбеджарского района и 701-ой мотострелковой бригады легла на пилотов вертолетов. Для снабжения района и бригады была выделена группировка из 10-ти транспортных вертолетов Ми-8. Ежедневно транспортные вертолеты армейской и гражданской авиации совершали до 7-ми вылетов в Кельбеджарский район, доставляя необходимые припасы и вывозили раненных.
    27 марта 1993 г. армянские войска начали наступление на Кельбеджарский район. В этих условиях президент Азербайджана Абульфаз Алиев (Эльчибей) обратился к правительству Турции с просьбой перебросить несколько вертолетов для эвакуации гражданского населения, жизни которого грозила вполне реальная опасность. Но правительство Турции отказалось выделить вертолеты, сославшись на отсутствие общей границы между Азербайджаном и Турцией . Поэтому в период с 27 марта по 4 апреля 1993 г. эвакуация большого числа жителей Кельбеджарского района была осуществлена силами транспортных вертолетов армейской и гражданской авиации. Пока 701-я бригада под командованием полковника Азизага Гани-заде, вела тяжелые оборонительные бои в Кельбеджарском районе, вертолеты безостановочно эвакуировали жителей. Несмотря на то, что транспортный вертолёт Ми-8 может перевозить максимум 24 человек, иногда на одном вертолете эвакуировалось до 70 человек. Для того чтобы можно было брать больше людей, вертолеты брали минимум горячего. Всего в операции по эвакуации жителей Кельбеджарского района было задействовано 13-14 вертолетов Ми-8. В ходе сложнейшей операции силами транспортных вертолетов было эвакуировано более 5 тыс. человек из труднодоступных местностей Кельбеджарского района. За 7 дней операции налет каждого из экипажей вертолетов составил от 70 до 100 часов. Сама операция проводилась в сложных погодных условиях, при наступлении армянских войск на Кельбеджарский район и часто происходила непосредственно из зоны боевых действий под обстрелом.

    Ежедневно – с 13 февраля 1993 г. по 04 апреля 1993 г. - пилоты транспортных и ударных вертолетов, в сложных погодных условиях совершали перелеты через Муровдагский хребет (высота 3200-3700 метров) в высокогорный Кельбеджарский район и обратно, выполняя задачи как по снабжению и эвакуации, так и по боевому сопровождению. За этот период было выполнено около 4 тыс. вылетов, при этом был утерян лишь один вертолёт Ми-8 от случайного «дружественного огня».

    Во время событий 4 июня 1993 г. в Гяндже, правительство НФА пыталось заставить пилотов армейской авиации, принять участие в карательной операции против верных Сурету Гусейнову войсковых частей. Но, учитывая высокий авторитет Сурета Гусейнова среди пилотов ВВС, никто из пилотов не согласился принять участие в этой операции. Так, 16 июня 1993 г. экипажи четырёх вертолета Ми-24 и одного вертолёта Ми-8, вылетев с аэродрома базирования с летательными аппаратами прилетели в Гянджу и перешли на сторону Сурета Гусейнова.

    Летом и осенью 1993 года, подразделения армейской авиации ВВС Азербайджана принимали активное участие в отражении наступления армянских войск на прилегающие к Нагорному Карабаху районы. Так в октябре 1993 года, экипажи Ми-24 под командованием Бахлула Зульфикарова принимали участие в боях в Зангеланском районе, оказывая огневую поддержку ведущим оборонительные бои азербайджанским войскам. И в дальнейшем, в ходе боевых действий на фронте в 1993-1994 годах, армейская авиация Азербайджана, несмотря на потери, продолжала с честью выполнять возложенные на нее задачи.

    Армейской авиацией также осуществлялось поисково-спасательное обеспечение. Эти операции проводились в основном в состоянии дежурства на площадке или аэродроме. При производстве полетов в готовности находилась пара вертолетов поисково-спасательной службы (ПСС), ожидавшая вызова. Как правило, в состав экипажей дежурных вертолетов включались штатные поисково-спасательные отряды (4–6 человека) или поисково-спасательные операции производились разведгруппами, которые наиболее близко находились к месту падения летательного аппарата. При проведении поисково-спасательных операций, работа наземных групп в обязательном порядке прикрывались ударными вертолетами Ми-24. Для подавления огневых точек противника нередко привлекались самолеты штурмовой или бомбардировочной авиации. Поисково-спасательные мероприятия относились к разряду наиболее опасных и ответственных, сопоставимых с десантированием, с той лишь разницей, что эвакуировать раненых или погибших приходилось из мест, которые находились под контролем противника. Пилот вертолёта Ми-24 Алексей Шварев, экипаж вертолёта Ми-24 под командованием Игоря Костюка, пилоты МиГ-25 Тельман Гусейнов и Михаил Астафьев, были эвакуированы с территории, контролируемой противником, и остались живыми исключительно благодаря поисково-спасательным операциям. Тела многих погибших пилотов самолётов и вертолетов, также были эвакуированы поисково-спасательными отрядами.

    Как уже отмечалось, армейской авиации ВВС Азербайджана приходилось работать в высокогорных условиях Нагорного Карабаха, где высота вершин достигает 2000-3500 метров. Летом большая территория Нагорного Карабаха покрыта густыми лесами. Зимой для горных районов Нагорного Карабаха характерно резкое изменение метеорологических условий - внезапное образование низкой облачности, ухудшение полётной видимости, движение восходящих и нисходящих воздушных потоков, феновый эффект, изменение направления и скорости ветра. Кроме того, применение армейской авиации в ущельях и узких долинах было связано с ограниченными возможностями по выполнению одновременных групповых атак, выбора направления захода на цель, прицеливанию и противозенитному маневрированию. Особенно ухудшались полётные условия зимой, когда вершины и склоны гор накрывались снежным покровом.

    Боевые задачи почти постоянно приходилось решать в условиях горной местности, на высокогорных площадках и ущельях, и это значительно осложняло применение вертолетов по следующим причинам:
    – полёты в горной местности в условиях ограниченной видимости;
    – ограниченная возможность обнаружения и распознавания целей;
    – сложности при выборе боевых курсов при атаке и заходе на цель;
    – ограниченные возможности выхода из атаки;
    – турбулентность воздуха в горной местности усложняла пилотирование вертолетом, затрудняла прицеливание и обнаружение средств ПВО противника в районе объекта атаки.

    Указанные причины, а также усиление системы ПВО армянской армии в Нагорном Карабахе, обусловили рост потерь армейской авиации ВВС Азербайджана. Кроме прочего, вертолеты могли быть обстреляны огнём с земли с использованием стрелкового оружия или гранатометов.

    Боевые потери вертолетов ВВС Азербайджана:

    • 11 апреля 1992 г. в Физулинском районе был сбит Ми-24 под управлением Евгения Карлова, Фахраддина Мусаева, Т. Фараджева и Г.Гасанова (весь экипаж погиб).
    • 15 мая 1992 г. в район села Гюлаблы Агдамского района, на высоте почти 1500 метров из ПЗРК был сбит Ми-24 под управлением Алексея Шварева и Рафаэля Ширинова. Оба пилота смогли выпрыгнуть из вертолёта и приземлиться на парашютах. Алексей Шварев при приземлении на парашюте был обстрелян с земли, получил ранения и попал в плен. Был спасён в ходе поисково-спасательной операции. Рафаэль Ширинов несколько часов скрывался в горно-лесистой местности, после чего вышел в расположение азербайджанских войск.
    • 06 августа 1992 г. в Агдеринском районе был сбит Ми-24 под управлением Закира Меджидова, Руслана Половинки и Джаваншира Рагимова (весь экипаж погиб).
    • 11 октября 1992 г. в Лачинском районе был сбит Ми-24 под управлением Закира Юсифова, Рауфа Кулиева и Тахира Багирова (весь экипаж погиб).
    • В марте 1993 г. в Агдеринском районе был сбит Ми-24 под управлением командира Игоря Костюка. Экипажу удалось совершить аварийную посадку, эвакуация была осуществлена поисково-спасательным отрядом.
    • 04 апреля 1993 г. на Муровдаге "дружественным" огнем ПВО Азербайджана по ошибке был сбит Ми-8 под управлением Валерия Меркулова, Виктора Кондрашова и Расима Мустафина (весь экипаж погиб)
    • 30 августа 1993 г. в Губадлинском районе был сбит Ми-24 под управлением Фейруза Джалилова, Александра Мизяка и Арифа Маралиева (весь экипаж погиб). Это был тот самый Ми-24, который летом 1992 год в Губадлинском районе, захватили у армянских войск.
    • 10 января 1994 г. в Физулинском районе, при выполнении боевого задания в сложных метеоусловиях, Ми-24 под управлением Адиля Исмаилова, Зюлькайда Зюлькайдаева и Махира Гусейнова столкнулся с землёй (весь экипаж погиб).



    Закир Юсифов — командир сбитого 11 октября 1992 Ми-24
    Фейруз Джалилов. Командир МИ-24П, сбитого 30 августа 1993 г. в Губадлинском районе
    Адиль Исмаилов в кабине вертолета



    Второй справа Тахир Багиров (погиб 11 октября 1992 г. в Лачинском районе), второй слева Джаваншир Рустамов (погиб 06 августа 1992 г. в Агдеринском районе).


    Небоевые потери вертолетов ВВС Азербайджана:
    • 29 февраля 1992 г. в районе пос.Новханы во время выполнения тренировочного полета на малой высоте вертолет Ми-24 под управлением полковника Явера Алиева, майора Сергея Сенюшкина и Фазила Байрамова. 28 февраля 1992 г. экипаж на этом же вертолёте вернулся с зоны боевых действий, где выполнял задачи по боевому сопровождению эвакуации оставшиеся в живых жителей Ходжалы или трупов. На следующий день, 29 февраля 1992 г. экипаж вылетел для проведения тренировочных полётов. При проведении тренировочных полётов над озером, отказала система управления и вертолёт столкнулся с водной поверхностью озера и затонул (весь экипаж погиб).


    В Карабахской войне вертолеты сыграли особую роль. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становилась единственным средством обеспечения и поддержки. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней. За весь период войны экипажи армейской авиации с честью выполняли свои обязанности. 12 членов экипажей вертолетов удостоены звания Национальный герой Азербайджана: Явер Алиев, Сергей Сенюшкин, Виктор Серегин, Сафа Ахундов, Арастун Махмудов, Евгений Карлов, Фахраддин Мусаев, Закир Меджидов, Руслан Половинка, Джаваншир Рагимов, Закир Юсифов, Тахир Багиров.


    Мамед Велимамедов
    Март 2019 г.
    Micro, AndyM, OKA and 1 others like this.