Краснодар, Майкоп, Волгоград, Армавир, Ставрополь, Тихорецк, Сальск, Ейск – до сих пор эти названия ассоциируются не только с уютом южных городов России, но и с местами, где во времена СССР получило путёвку в небо большинство лётчиков Военно-Воздушных Сил и авиации ПВО. Реформирование системы обучения и подготовки лётного состава привело к значительному сокращению количества лётных училищ и учебных аэродромов страны. К сегодняшнему дню на юге России осталось не так много военных учебных аэродромов, на которых кипит жизнь и в небо взмывают самолёты − это учебная авиационная база (УАвБ) в станице Кущевская, УАвБ 2-го разряда в городе Тихорецке, УАвБ 2-го разряда в городе Майкоп и УАвБ 2-го разряда в городе Армавир.
История Армавирской учебной авиабазы началась в 1951 году. На основании Директивы Генерального штаба Советских Вооруженных Сил от 12.04.1951 года на базе 3 авиационного полка боевого применения Армавирского военного авиационного училища лётчиков был сформирован 713 учебный авиационный полк боевого применения (УАП БП) в составе двух эскадрилий. Годовым днем части установлено 1 июня 1951 года.
Первым командиром части с наименованием «713 УАП БП» стал подполковник Алифанов Дмитрий Кузьмич. На вооружении части в 1951 году имелись самолёты: По-2, Як-12, Як-ЗА, Як-3, Як-9, Як-9П, Як-9В, Як-9 «20», Як-11, МиГ-15УТИ и МиГ-15.
Полк полностью выполнил задачи, поставленные ему на 1951 год. Было обучено боевому применению на самолете Як-3 - 169 курсантов, переучено - 34 офицера 34 ВА на самолёт МиГ-15. Первым в округе и среди летных училищ ВВС 713 УАП БП приступил к обучению курсантов на самолёте МиГ-15бис.
В 1953 году 713-й авиаполк успешно решил ещё одну сложную задачу, осуществив за год обучение курсантов на поршневых самолётах Як-11 с последующим освоением ими в этом же году техники пилотирования и боевого применения МиГ-15. Уже через год лётчики полка стали обучать курсантов стрельбам с самолёта МиГ-15 по буксируемым мишеням (конусу).
В связи с переходом в 1960 году АВАУЛ в систему высшего образования и входом в состав войск ПВО, 713 УАП БП переименован в 713 УИАП в составе трех эскадрилий на самолётах МиГ-15УТИ и МиГ-17 (4-ая эскадрилья на самолетах Як-18А была исключена из полка в полном составе в 1963 году).
До 1977 года в части обучали курсантов на самолётах МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-21УМ и МиГ-21ПФМ. В 1978 году полк переучивается на самолёты МиГ-23УБ и МиГ-23М, и в этом же году лётчики-инструкторы подготовили 49 курсантов к выполнению самостоятельных полётов на МиГ-23М.
Согласно Директиве ГШ ВВС от 30.05.1981 года 713 УИАП переименован в 713 УАП. А 13 июня 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1983 года ему было вручено Боевое Знамя.
С 1985 по 1992 год обучение курсантов велось только на самолетах МиГ-23. В 1987 году впервые личным составом полка была успешно решена задача обучения курсантов 4-го курса полётам днём в СМУ и ночью в ПМУ. Впервые в практике лётного обучения курсантов лётных училищ в 1988 году на полигоне Красноводск были выполнены боевые стрельбы по парашютной мишени ПМ-6 ракетами Р-24.
В октябре 1993 года крайний МиГ-23 покинул аэродром Армавир, а в ноябре 1993 года 12 лётчиков части переучились на самолёт Л-39. С 1994 года полк начал обучение на этом типе авиатехники курсантов не только по лётному профилю, но и по профилю штурманов-операторов. Таким образом, полк готовил курсантов до 1998 года.
В 2000 году часть личного состава переучилась теоретически на самолёт 4-го поколения МиГ-29, а в 2001 году началось практическое освоение. К этому моменту летчики управления полка, во главе с командиром полковником Федоренко Геннадием Семёновичем, прослушали курс теоретического ознакомления с новым типом авиационной техники. Среди первых лётчиков, освоивших МиГ-29, были: полковник Федоренко Г.С., подполковник Станкевич И.В., майор Обляк И.Е. Среди инженерно-технического состава одними из первых получили допуск к обслуживанию нового типа техники самолётов: капитан Журавель О.А., капитан Румак В.В., старший лейтенант Максименко В.В.
Началу эксплуатации самолётов МиГ-29 в Армавире предшествовали значительные организационные изменения в системе и структуре обучения российских курсантов, выбравших для себя истребительную авиацию в качестве профессии. Начиная с 2000 года, прославленное Борисоглебское ордена Ленина Краснознаменное ВВАУЛ им В.Чкалова, переформированное в 1990 году в Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава (УАЦ ПЛС) им. В. П. Чкалова, прекратило выпускать из своих стен лётчиков, подготовленных на МиГ-29. Входивший в Борисоглебский УАЦ ПЛС 160 УАП переквалифицировали на подготовку лётчиков штурмовой авиации, оснастив самолётами Су-25 и Л-39.
Но, как известно, «свято место пусто не бывает» и вот уже постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2001 года, приказом Министра обороны РФ № 278 от 23 июня 2001 года к Краснодарскому военному авиационному институту присоединены Армавирский и Балашовский военный институт. При этом, в результате организационно-штатных мероприятий, Армавирский институт (училище) был реорганизован в 783 учебный авиационный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава (истребительной авиации) с базированием в Армавире. Краснодарский ВАИ стал, по сути, единственным головным ВУЗом ВВС РФ, готовящим военных лётчиков. При этом теоретическая подготовка курсантов осуществляется непосредственно в Краснодаре, а лётное обучение было возложено на несколько учебных авиационных полков 783 УАЦ ПЛС (ИА). Одним из них как раз и стал 713 УАП. Все МиГ-29 из Борисоглебска решено было передать в его распоряжение.
Оснащение 1-й аэ полка новыми самолётами стартовало с 6 февраля 2001 года, когда на аэродром совершило посадку лидерное звено МиГ-29. Всего ожидалось получить более чем три десятка истребителей. Самолёты перегоняли лётчики 160-го авиаполка. Официально передача техники завершилась в октябре того же года.
16 марта состоялись первые полёты, а уже летом 2001 года 1-я аэ под командованием подполковника Волкова А.В. приступила к обучению курсантов на самолёте МиГ-29. Одними из первых самостоятельно вылетели на этом типе самолёта курсанты: В.Ефимов, Е.Кульша, А.Новиков, С.Чувакин. По плану на 2001 год перед 713-м полком стояли задачи по обучению всего 10 курсантов 5-го курса на самолётах МиГ-29 со средним общим налетом на одного курсанта в 40 часов (18 часов самостоятельно). Несмотря на то, что по объективным причинам полностью добиться данных показателей не удалось, общий налёт составил 29 часов, самостоятельно 7 часов 25 минут, Государственный экзамен все лётчики смогли сдать на средний бал «отлично». Общий налёт полка (на всех типах самолётов) составил 1983 часа (план 3686), у курсантов соответственно 1385 часов (план 1960).
В результате практического переучивания на самолёты МиГ-29 было подготовлено:
1. к технике пилотирования ДПМУ − 15 лётчиков;
2. к технике пилотирования ДСМУ − 11 лётчиков;
3. к боевым действиям на средней и большой высоте одиночно − 10 лётчиков;
4. на боевое применение − 6 лётчиков;
5. к инструкторской работе ДПМУ − 13 лётчиков, ДСМУ − 10 лётчиков.
По итогам годовой проверки полк получил оценку «удовлетворительно».
Буквально через пару лет число молодых лётчиков, ежегодно направляемых училищем в авиационные полки, возросло более чем двукратно: 2001 – 10, 2002 – 20, 2003 – 25, 2004 – 24, 2005 -24, 2006 – 25. К 2009 году этот показатель достиг 30 человек. При этом максимальный налёт выпускников на МиГ-29, при плане 40 часов, составлял 41 час. Впервые за многие годы план подготовки постоянного и переменного состава полка выполнялся на 100%. Так, в 2003 году общий налёт при норме в 4800 часов составил 4805 часов, а в 2004 этот показатель вырос до 6200 часов (план) и 6292 (факт).
Высокий уровень подготовки инструкторов и курсантов полка подтверждается анализом нескольких авиационных происшествий, произошедших в Армавире за период с начала эксплуатации МиГ-29 по 2014 год. Так, в 2003 году на самолёте МиГ-29, пилотируемым курсантом Половко Д.Н., произошло срабатывание сигнальной лампы «МАСЛО КСА». Молодой лётчик спокойно доложил руководителю полётов о ситуации на борту и, следуя указаниям РП, выполнил грамотную посадку. После проверки самолёта выяснилось, что произошло ложное срабатывание датчика.
Более серьезное авиационное происшествие случилось 4 сентября 2006 года. После окончания полётного задания в зоне, самолёт МиГ-29УБ, пилотируемый заместителем начальника центра по лётной подготовке 783 УАЦ ПЛС (ИА) лётчиком-снайпером полковником Прошкиным С.А. в экипаже с курсантом 5-го курса Краснодарского ВВАУЛ Федосеевым В.П., приступил к выполнению захода на посадку. В 16 часов 26 мин, при выпуске шасси, после постановки крана шасси в положение «ВЫПУЩЕНЫ», основные опоры шасси вышли штатно, а передняя опора не вышла. После прохода над стартом и подтверждения руководителем полётов факта не выхода опоры, полковник Прошкин С.А. принял управление самолётом на себя.
Три попытки выпуска опоры от основной гидросистемы с созданием знакопеременных перегрузок не дали положительного результата – передняя опора не вышла. Аварийный выпуск шасси, также не дал результатов. Обладавший большим практическим опытом и высокой теоретической подготовкой, Сергей Александрович Прошкин принял решение на посадку самолёта без передней опоры шасси. Зная квалификацию командира экипажа, РП также дал разрешение на посадку. Выработав топливо до аварийного остатка, самолёт зашёл на посадку на скорости 233 км/ч, с перегрузкой 1,7 единиц и углом атаки 10 градусов. После посадки лётчик выключил двигатель и продолжал движение по ВПП, плавно опуская носовую часть таким образом, чтобы она коснулась бетона на минимальной скорости, непосредственно перед остановкой самолёта.
Грамотные действия экипажа позволили сохранить самолёт, который получил незначительные повреждения. Полковник Прошкин С.А. был представлен к награждению орденом Мужества.
В новейшей истории 713 УАП есть и черные страницы, когда лётчики теряли своих товарищей и крылатые машины. Через десять дней после успешной посадки полковника Прошкина, 14 сентября 2006 года, в ходе выполнения плановых полётов в 12 часов 17 минут произошла катастрофа самолёта Л-39. Погиб лётчик-инструктор Дмитрий Хребтов. Входивший в состав экипажа курсант третьего курса успешно катапультировался.
1 февраля 2008 года в 12 часов 25 минут был потерян еще один Л-39, который пилотировал лётчик второго класса майор А. Серов.
При выполнении полетного задания произошла остановка двигателя. Лётчик предпринял две попытки запуска двигателя в воздухе. Двигатель не запустился. По команде руководителя полётов, лётчик отвел самолёт в безопасный район и на установленной высоте произвел катапультирование.
На основании Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 15 марта 2011 года, путем переформирования 713 учебного авиационного полка, 5757 АТехБ и 704 ОБС РТО, образована 200 учебно-авиационная база с передачей ей Боевого знамени и исторического формуляра, принадлежавших 713 УАП.
С 15 марта 2011 года Авиационной базой стал командовать уроженец города Армавир и выпускник Армавирского училища − лётчик-снайпер полковник Волков Анатолий Викторович.
В новом облике авиабаза просуществовала до 22 апреля 2012 года, когда во исполнение директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 314/10/01, директивы штаба Южного военного округа от 10 февраля 2012 года № 14/1/089, приказа начальника филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Краснодар) от 17 февраля 2012 года № 123, с 22 апреля 2012 года войсковая часть 78738 переформирована в учебную авиационную базу 2-го разряда (г. Армавир) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (филиал г. Краснодар).
В этом же году произошло новое переподчинение авиабазы. В соответствии с Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 07 июня 2012 г. № 314/10/2801 учебная авиационная база (2 разряда, г. Армавир) включена в состав центра летной подготовки (г. Воронеж) военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж) с 01 августа 2012 года, как обособленное структурное подразделение.
Значительное улучшение финансирования Вооруженных сил РФ, произошедшее за последние годы, и повышенное внимание к обновлению учебно-материальной базы, привели к тому, что исправность техники превысила критическую отметку в 50%. С 2006 по 2014 годы, краснодарским авиаремонтным заводом было отремонтировано и возвращено в строй около двух десятков самолётов авиабазы. Это не замедлило отразиться на общем налёте и, как следствие, на уровне подготовки лётчиков. К 2014 году в Армавирской УАвБ большая часть лётного состава имела классную квалификацию «Лётчик первого класса» и «Лётчик второго класса» и только три лётчика имели классную квалификацию «Лётчик третьего класса».
В конце октября 2014 года Иркутский авиационный завод передал для ВВС России очередную партию учебно-тренировочных самолётов Як-130. Согласно утвержденному плану переоснащения авиационной техникой, эти машины были предназначены для вооружения Армавирской УАвБ. Одним из основных достоинств этих машин является то, что установленное на них оборудование позволяет перенастраивать режимы полёта самолёта под особенности практически любого современного отечественного боевого истребителя.
Непосредственно на аэродром базирования первая группа из 3 Як-130 (бортовые номера 51, 52, 53) прибыла 8 ноября 2014 года. К этому моменту 6 лётчиков управления авиабазы, во главе с командиром УАвБ полковником Волковым А.В., прошли подготовку в УАвБ (г. Борисоглебск) по программе практического освоения нового типа авиационной техники. Первая лётная смена с участием Яков состоялась 4 декабря 2014 г. С 8 декабря лётчики управления полка приступили к выполнению самостоятельных полетов на новых машинах. После получения инструкторских допусков и завершения программы переучивания всего лётно-инструкторского состава, авиабаза будет готова приступить к подготовке курсантов.
6 декабря 2014 г. на аэродром перелетела вторая «тройка» самолетов Як-130 (бортовые номера 54, 55, 64). К концу 2015 года число самолётов этого типа должно быть доведено до 20 единиц. При этом имеющиеся МиГ-29 и МиГ-29УБ остаются на авиабазе и будут эксплуатироваться наравне с новой техникой, которая должна полностью заменить самолёты Л-39.
Из первых уст
Командир учебной авиационной базы 2-го разряда (г.Армавир) лётчик-снайпер полковник Волков Анатолий Викторович рассказал о сегодняшнем дне и перспективах авиабазы.
До 2014 года на вооружении УАвБ состояло 4 типа авиационной техники (МиГ-29/УБ, Л-39, Ан-26, Ми-8). Подготовка курсантов для нужд истребительной авиации осуществлялась на самолётах Л-39 и МиГ-29/УБ.
На данный момент (airforce: на ноябрь 2014 года) наша учебная авиационная база находится в активной фазе частичного перевооружения. С 2015 года 2-я авиационная эскадрилья полностью переучится и будет переоснащена с самолётов Л-39 на новый авиационный комплекс Як-130. Учебная авиационная эскадрилья на самолётах МиГ-29 и третье авиационное подразделение нашей базы – смешанный авиационный отряд на самолётах Ан-26 и вертолётах Ми-8, продолжат эксплуатацию имеющейся у них авиационной техники.
Авиабаза у нас разнопрофильная, и на нас возложено множество задач. Основную задачу по обучению курсантов по профилю истребительной авиации мы решали на самолётах МиГ-29 и, до недавнего времени, на самолётах Л-39. Небольшая часть курсантов 5-го курса обучалась на самолётах Ан-26. Кроме того, эти машины выполняют у нас перевозки в интересах Военного учебно-научного центра ВВС. Вертолёты участвуют в перевозках и десантировании личного состава по плану ВВС.
После того как в 2011 году был сокращен набор курсантов в единственное сохранившееся авиационное училище (Краснодарское), интенсивность подготовки несколько спала. Так, за три года с 2011 по 2013 на МиГ-29 мы подготовили всего 30 курсантов. В 2014 году их было вообще только пятеро. В этой ситуации, конечно, есть явные минусы. Но с другой стороны мы смогли более интенсивно поднять уровень подготовки лётчиков постоянного состава авиабазы. В результате, на сегодняшний день мы полностью готовы по предназначению и можем обучать курсантский состав согласно своему профилю во всех погодных условиях. Повторюсь, что в данный момент 2-я эскадрилья перевооружается на самолёты Як-130. Сегодня я и старший штурман авиабазы полковник Владимир Рачков впервые выполнили самостоятельные полёты на этом прекрасном самолёте. Во время ближайших смен к полётам подключатся командир эскадрильи, начальник службы безопасности полётов и командир звена. Нас переучивает лётный состав из Борисоглебской учебной базы и плюс один лётчик-испытатель из 929 ГЛИЦ. После получения лидерной группой инструкторских допусков, в течение 2015 года мы планируем самостоятельно завершить переучивание своих лётчиков-инструкторов на новую технику. Будем летать на себя, еще больше повышая уровень подготовки. После этого, с 2016 года возобновим обучение курсантов. Плюс, никто не снимает с нас дополнительную задачу по полётам с молодыми лётчиками из строевых частей на самолётах МиГ-29 и со слушателями Воронежской Академии, для того чтобы у них не складывались перерывы в лётной подготовке.
Налёт наших лётчиков достаточно сильно разнится, но в среднем лётчик-инструктор проводит в небе до 150-160 часов. Все подготовлены на сложный пилотаж на малой высоте, к групповым воздушным боям на средней высоте. Сейчас возник перерыв в полётах на высший пилотаж, но думаю, что через какое-то время этот пробел мы устраним.
Возвращаясь к разговору о перевооружении на Як-130, хочу поделиться своими впечатлениями о новой технике. Самолёт конечно прекрасный, современный. Он полностью отвечает поколению 4++. В отличие от Л-39 и МиГ-29 имеет принципиально новую цифровую систему управления и активной безопасности полёта. Она полностью соответствует современным истребителям, которыми обновляются строевые части ВВС России – МиГ-29СМТ, Су-30 и Су-35. Як-130 демонстрирует совершенно иной подход к решению навигации и техники пилотирования. Курсант, освоивший этот самолёт, в дальнейшем без проблем освоит любой другой самолёт, на котором ему предстоит проходить службу в строевых частях.
С точки зрения освоения нового самолёта инженерно-техническим составом авиабазы, хочу отметить, что на сегодняшний день наши офицеры прошли стажировку на Борисоглебской учебной авиабазе и допущены к обслуживанию Як-130. Но пока прошло всего три лётных смены, и мы только набираемся опыта обслуживания и эксплуатации самолётов Як-130. Совершенно очевидно, что по многим системам эти самолёты значительно сложнее и «умнее» стоящих у нас на вооружении Л-39 и МиГ-29. Есть определенные трудности. Поэтому мы не спешим. Сейчас задача − максимально внимательно следить за техникой, её реакцией на те или иные аспекты поведения в воздухе и на земле. Какие бы у нас не были хорошие знания, главное,не делать поспешных выводов и не навредить. Уверен, что со временем самолёты Як-130 станут для нас таким же синонимом слова надежность, каким сейчас являются самолёты МиГ-29.
Раз уж речь зашла о самолётах марки «МиГ», то хочу поздравить РСК «МиГ» с 75-летним юбилеем, который, как я знаю, отмечается в эти дни. Я много лет летаю на самолётах МиГ-29 и очень люблю эту машину. Как лётчик, хочу пожелать конструкторскому бюро не останавливаться на результатах сегодняшнего дня. Смотреть в будущее. Ставить перед собой самые высокие цели. Создавать для нас наиболее современную и надежную технику, востребованную в войсках и отвечающую вызовам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. А мы сделаем всё для того, чтобы будущий лётный состав её успешно осваивал.
Материал подготовлен по заказу журнала "Взлёт".
Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки и подготовке материала пресс-службе ВВС. Лично Начальнику группы информационного обеспечения Военно-воздушных сил, полковнику Климову Игорю Александровичу и заместителю командира УАвБ 2-го разряда (г.Армавир) по работе с личным составом подполковнику Жданову Дмитрию Анатольевичу.
Антон Павлов
декабрь 2014 г.
К 75-летию училища,которое отмечается 23 февраля этого года, автор подготовил видеоролик
Сообщение форума