История боевого пути одного из старейших российских авиационных полков начинает свой отсчет с 17 января 1940 года, когда в местечке Кайрало (бывшая территория Финляндии) был сформирован 145 иап. Первым командиром полка был назначен майор Штоф В.Н. Основой для формирования новой авиационной части стал личный состав первой и второй эскадрильи 138 иап (на истребителях И-15бис), первой эскадрильи 20 иап (И-16), а так же летчики 48 иап и 80 иап (без матчасти). На этом, согласно приказа ВВС 9 Армии №6 от 3.01.1940 г., закончилось формирование 145-го истребительного авиационного полка, после чего 24 марта 1940 года он перебазировался на место постоянного дислоцирования – аэродром Шонгуй Мурманской области, войдя в состав 27 авиабригады ВВС 14 Армии.
Лётчик Дмитрюк (четвертый слева) с товарищами на фоне своего самолёта Р-40 Тамагаук
после боя, в котором он одержал 2 победы. 1941 г.
Важно отметить, что большинство летчиков сформированного полка к тому моменту имели опыт воздушных боёв с японцами в районе озера Хасан, реки Халкин-Гол и в республиканской Испании. Кроме того до 13 марта 1940 года, полк в составе 3-х эскадрилий участвовал в войне против белофиннов, выполнив 1125 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, в которых советские лётчики сбили 5 самолетов противника. Поэтому, когда 22 июня 1941 года в 4-00 по телеграфу было объявлено о начале военных действий со стороны фашистской Германии, никакого смятения или замешательства среди офицеров полка не было. Уже на четвертый день Великой Отечественной войны лётчики провели первый воздушный бой, в результате которого была одержана победа над противником, а 4 августа капитан Зайцев на истребителе ЛаГГ-3 в 35-и минутной схватке смог сбить Ме-110 немецкого аса, награжденного орденом Железного Креста, капитана Шашке.
Кроме побед были и невосполнимые потери. Так, 10 июня 1941 года, три И-16 под сильным зенитным огнем артиллерии противника штурмовали колонну автотранспорта, следующую к линии фронта. Самолёт командира звена лейтенанта Алексея Небольсина был подбит и лётчик направил горящую машину в автоколонну врага. 27 июня 1941 года, во время боя 15-ти И-16 с численно превосходящими силами противника, погиб смертью героя, совершив воздушный таран, лейтенант Мисяков. 9 сентября 1942 года в бою между 11-ю нашими истребителями и 17-ю самолётами противника, совершил воздушный таран командир звена лейтенант Кривошеев Е.А.
Летчики полка Филиппов, Фомченков, Кутахов (тот самый), Тимофеев на фоне самолёта Фомченкова
За мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года гвардии лейтенанту Кривошееву Ефиму Автомовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР №219 от 18 октября 1972 года он навечно зачислен в списки первой эскадрильи полка.
Участвуя в боевых действиях на Мурманском, Кондалакшинском и Кестенгском направлениях 145 полк в первые три месяца войны, в тяжелых условиях полярного дня и численного превосходства врага, сумел устоять под натиском противника. За высокую эффективность в боевой работе, проявленную отвагу, стойкость и мужество, а также героизм личного состава, приказом Народного Комиссара Обороны СССР №102 от 4 апреля 1942 года 145 иап был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиаполк. 20 июня того же года полку было вручено гвардейское знамя.
Вручение полку гвардейского знамени. Знамя вручал член Военного Совета Карельского Фронта Корпусный комиссар Желтов;
принял знамя командир полка гвардии полковник Рейфшнейдер
За четыре года войны гвардейцы совершили 9941 боевых вылетов, уничтожив 247 самолётов врага. Все это время главным оружием лётчиков 19 гиап были такие истребители как И-16 (56 ед.), МиГ-3 (3 ед.), ЛаГГ-3 (40 ед.), «Харрикейн» (13 ед.), «Киттихаук» (25 ед.) и «Аэрокобра» (92 ед.). Аэрокобра стала для полка на несколько лет основным типом, с ней связано много теплых воспоминаний и побед. Примечательно, что первым лётчиком гвардейского полка, выполнившем полет на «Аэрокобре I», стал будущий дважды Герой Советского Союза маршал авиации и командующий ВВС СССР, а на тот момент командир 1-й эскадрильи, капитан Павел Кутахов.
Полк вел напряженные и жестокие воздушные бои, после которых самолёты возвращались с серьезными повреждениями. И вот тут отдельных слов достойны инженеры, техники и младшие авиаспециалисты полка. Несмотря на отсутствие учебной базы и тяжелейшие климатические условия Заполярья, они смогли не только освоить новую авиатехнику, но и обеспечить для своих лётчиков её практически 100% исправность. Особую трудность вызывало отсутствие технического описания на иностранные самолёты, так что при работе с ними приходилось полагаться исключительно на здравый смысл и армейскую смекалку. Порой лётчики совершали вынужденные посадки, не дотянув до аэродрома, и тогда техники эвакуировали поврежденную технику, работая у переднего края обороны наших войск. Всего ИТС полка эвакуировал 19 самолётов, провел 7050 самолёто-ремонтов и 2300 моторо-ремонтов.
29 июня 1942 года лётчики полка сбили 6 немецких самолётов. На снимке один из них, сбитый в районе озера Тюхменское
Подводя итоги участия полка в Великой Отечественной войне надо сказать, что победа дорого досталась гвардейцам – погибло 64 человека личного состава полка, из них 62 лётчика и 2 техника. Звания Героя Советского Союза были удостоены 8 офицеров, четверо из которых пали в боях.
После окончания войны 19 гиап приступил к плановой учебе. Базируясь на аэродромах Сальмиярви, Шонгуй, Мончегорск и Алакуурти, полк до 1951 года продолжал эксплуатировать истребители «Харрикейн», «Киттихаук» и «Аэрокобра». Знаменательными для истории части стали 1951-1952 г.г., когда летный и технический состав переучился и освоил принципиально новую авиатехнику – реактивные истребители МиГ-15бис. В начале следующего года гвардейцы приняли на вооружение самолёты МиГ-17/МиГ-17Ф, на которых совершенствовали боевое мастерство вплоть до начала 1962 года.
МиГ-17 на ЛТУ, 1959 год
Еще одним важным этапом в судьбе полка стал сентябрь 1953 года, когда в составе 16-й гвардейской истребительной Свирской Краснознамённой авиационной дивизии он перебазировался на территорию ГДР, на аэродром Дамгартен. С октября 1956 года место дислоцирования снова изменилось на аэродром Виттшток, а с сентября 1961 года полк прописался на аэродроме Лерц. В этом же году 19-й гвардейский истребительный авиационный полк сменил свое назначение. Из иап он был преобразован в апиб.
Во второй половине февраля 1962 года личный состав 19 гапиб приступил к переучиванию на более подходящую истребительно-бомбардировочному полку матчасть – самолёты Су-7Б. Уже к концу года 34 лётчика самостоятельно вылетели на самолётах этого типа. 1962-1977 года были временем совершенствования мастерства и освоения новой модификаций самолётов семейства «Су», а именно Су-7БМ.
В 1977 году лётный и инженерно-технический состав начал осваивать новый авиационный комплекс 3-го поколения – самолёты МиГ-27. Первым лётчиком-снайпером на этом типе стал майор Поздеев В.С. Спустя несколько лет успешной эксплуатации микояновских самолётов, их сменили более совершенной модификации – МиГ-27Д.
МиГ-27Д №07 на ЦЗТ аэродрома Лерц
К сожалению, размеренная жизнь полка не обходилась без трагедий. В разные послевоенные годы полк потерял нескольких своих лучших лётчиков. Самый известный и героический случай произошел 14 мая 1982 года, когда погиб командир звена, гвардии капитан Арапов Сергей Викторович. На взлете у его МиГа остановился двигатель, лётчик мог бы катапультироваться, но под падающей машиной находилась немецкая деревня Гарц. Сергей отвернул падающий самолёт от деревни и ценой собственной жизни спас жизни многих немецких граждан. Посмертно Сергей Арапов был награжден орденом «Красного Знамени».
За время базирования в Германии 19 гапиб принимал непосредственное участие в таких крупных учениях Организации Варшавского Договора как: в 1965 г. – «октябрьский штурм», 1970 г. – «Братство по оружию-70», 1980 г. - «Братство по оружию-80» и многих других.
Пара МиГ-27К из состава 1 аэ выруливает на взлет
В 1993 году 125 авиационная Краснознаменная дивизия истребителей-бомбардировщиков (Рехлин), в которую входил 19 гапиб, прекратила боевую работу на территории ГДР и была в полном составе выведена в Россию. 23 марта все самолёты 19 гапиб перелетели на аэродром Миллерово Ростовской области, где гвардейцев ждало очередное переформирование. На этот раз снова в истребители. Новый полк сохранил прежний номер и Боевое Знамя. Истребители-бомбардировщики МиГ-27Д, стоявшие на вооружении полка, были сданы на БХАТ (аэродром Чебеньки), а им на замену поступили истребители МиГ-29 тип «9-13». Если в предыдущие годы полк комплектовался новой техникой непосредственно с завода, то в случае с МиГ-29 всё обстояло иначе. Самолёты собрали из нескольких частей и аэродромов - из Липецка (968 иап), Зернограда (31 гиап), Жердевки (14 и 35 гиап) и Приморско-Ахтарска (960 иап). Для сохранения и приумножения гвардейских традиций полка, создания особой социально-психологической атмосферы в коллективе, решением командира на многие МиГи нанесли гвардейский знак нового российского образца.
МиГ-29 №11 "новобранец" полка, так как ранее принадлежал 31 гиап.
Отличительный декор расформированного авиаполка был закрашен по приказу командира авиабазы "Крымск"
За 16 лет прожитых 19 гиап на Ростовской земле полк в полной мере ощутил на себе все «тяготы и невзгоды», обрушившиеся на российскую армию в сложные 90-е годы. Еще свежи в памяти воспоминания того, как военных лихорадило от постоянного недофинансирования, от нехватки топлива и запчастей для самолётов. В определённый момент всё это, плюс отсутствие достаточной лётной практики у офицеров, привело к аварии, когда в марте 2007 года было потеряно сразу два боевых истребителя.
МиГ-29 №02 - единственный из боевых истребителей полка, получивших уникальную эмблему тигра на фоне флага ВВС.
К сожалению, самолёт был потерян в аварии.
МиГ-29 №06. Точнее то, что от него осталось после падения с высоты нескольких тысяч метров.
Но постепенно ситуация начала выправляться, в последние годы лётчики снова стали активно летать, возобновились лётно-тактические учения и практические стрельбы. Личный состав в ходе учебно-тренировочных полетов проводит боевое слаживание. Самолёты, много лет стоявшие на земле, сейчас отремонтированы и их всё чаще можно наблюдать в небе.
Надеемся, что начавшийся в 2009 году и продолжающийся сейчас процесс перевооружения Российской авиации на новую современную авиационную технику вскоре затронет и гвардейцев из Ростовской области, и наша воздушная граница и дальше будет оставаться под надежной защитой.
Из первых уст
Во время подготовки материала об истребителях из Ростовской области я встретился с командиром авиационной группы «Миллерово» гвардии полковником Животовым Сергеем Анатольевичем и взял у него короткое интервью.
Я уверен – хорошие времена возвращаются
А.П.: Сергей Анатольевич, новый облик вооруженных сил Российской Федерации привнес серьезные изменения в структуру ВВС. До недавних пор Вы были командиром 19-го гвардейского авиаполка, а сейчас стали командиром авиационной группы. Это обстоятельство, несомненно, прибавило Вам забот. Расскажите о принципиальных отличиях старой схемы управления вверенной Вам авиационной части от новой структуры.
С.А.: Если сравнивать с той структурой, которая существовала до того как в августе прошлого года была сформирована 6972-я гвардейская Барановическая Краснознаменная ордена Суворова III степени авиационная база 1-го разряда, и наша авиационная группа «Миллерово», вошла в её состав как структурное подразделение, изменилось практически всё. Можно сказать, что руководство аэродромом и всеми частями обеспечения, которые на нем находятся, перешло в единые руки. Поясню почему. Когда существовал авиационный полк, я как командир, руководил исключительно полком, не имея прямого влияния на части его обеспечивающие. Командир базы занимался тыловым обеспечением, батальон связи занимался обеспечением аэродрома световым оборудованием и всеми видами связи, радиотехнические войска – локацией. Всё это было единым организмом, но делилось, имея сложную структуру взаимоотношений. Сейчас всё включено в состав авиационной группы. Командир один и все остальные командиры стали его заместителями. Это накладывает определенные сложности, так как раньше вопросами обеспечения заниматься не приходилось. Надо знать специфику каждого из перечисленных направлений, а они многогранны. Безусловно, сразу людям тяжело перестроиться под новые правила службы, скорости принятия решений и их исполнения. Для этого мы проводим лётно-тактические учения нового формата, на фоне которых проходят тактико-специальные занятия для тыла, для связи. До того как была создана авиагруппа, каждый командир проводил подобные учения отдельно, иногда даже без учета потребностей друг друга. Повторюсь, что сейчас всем руководит один человек, убраны лишние звенья в цепи и как следствие, сократилось расстояние от центра принятия решения до непосредственных исполнителей.
А.П.: До того, как появилась авиагруппа, её предшественником был гвардейский авиационный полк. Сохраняете ли Вы сейчас гвардейские традиции, заложенные нашими ветеранами еще со времен ВОВ.
С.А.: Конечно же, преемственность осталась. Авиационная база 1-го разряда создана на основе трех полков - 19-го гвардейского, 31-го гвардейского и 3-го гвардейского. Переняв их традиции и боевую историю Барановическая ордена Суворова 3-й степени Авиационная база стала гвардейской.
А.П.: Как отнеслись ветераны полка к тому, что в прошлом году их родной 19-й гвардейский иап фактически перестал существовать?
Миг-29 №95. Самолёт ранее принадлежал 31 гиап, но после слияния двух полков был практически сразу отправлен проходить КОВР на 275 АРЗ. В свой новый полк он вернулся обновленным не только изнутри, но и снаружи - новый камуфляж и новый бортовой номер
С.А.: Полк перестал существовать лишь на бумаге. Весь личный состав, летный и инженерно-технический, службы тыла и связи, все кто был с нами все эти годы, они остались и составили костяк существующей сейчас авиационной группы. Во многом благодаря моему заместителю по воспитательной работе майору Вячеславу Лавренкову, действующие офицеры и ветераны полка с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. День образования части 17 января, сохранен нами как обязательный праздник. Ветераны, живущие неподалеку, всегда остаются нашими почетными гостями и посещают полк, как в этот день, так и на День Авиации и 23 февраля.
Положительный момент, который отмечаем и мы и наши ветераны, это то, что, прежде всего, часть стала полнокровной по авиационной технике. Что скрывать, в крайние годы ситуация с боевыми машинами была очень напряженная. Самолёты имелись в наличии на аэродроме, но по своему реальному состоянию они не отвечали предъявляемым требованиям. Сейчас, после всех оргштатных мероприятий техники у нас практически 100%. Последние несколько лет мы активно восстанавливаем свои МиГ-29 на авиаремонтных предприятиях, осталось дополучить несколько машин и авиагруппа будет полностью боеготова. Вы сами наблюдали на аэродроме новые, еще пахнущие свежей заводской краской самолёты, на которых был проведен капитально-восстановительный ремонт, позволивший продлить их ресурс на многие годы вперед. В настоящий момент мы отвечаем требованиям к части постоянной боевой готовности. Такого давно не было. Это сразу сказалось и на подготовке лётного состава и интенсивности полётов. Сейчас мы выполняем полёты четыре раза в неделю. По ряду субъективных причин пока не можем выйти на график в две смены в день, но думаю, что с апреля перейдем на этот ритм работы. Так что будет повышаться уровень натренированности лётного состава, как в индивидуальном и групповом плане, так и по подразделениям. Соответственно подтянется инженерно-техническая служба, служба тыла.
МиГ-29 №09. Родной самолет авиабазы Миллерово, совсем недавно прошел ремонт
Проблемы тоже есть. Во-первых, мы так не работали, и это накладывает определенный отпечаток на психологию людей. Сегодняшние лейтенанты и капитаны не застали времена, когда столь интенсивная работа являлась нормой. Они приходят из училища с налётом всего 70-80 часов. Просто для сравнения, когда я выпускался, то имел налёт 275 часов, и это считался не самый большой показатель. Им кажется, что те времена прошли, и они не верят в долгосрочность перемен. Но я уверен – хорошие времена возвращаются. Сейчас средний налёт наших лётчиков составляет 80-100 часов в год, и этот показатель будет только расти. Следовательно, различные ситуации будут проигрываться не на площадке «пешим по лётному», а многократно отрабатываться в воздухе. Влётанность и опыт будут повышаться.
Возвращаясь к разговору о молодежи, могу сказать, что людей, пришедших в авиацию, не надо подгонять, они сами рвутся в небо и нам остаётся лишь подсказывать, направлять их, плюс немного корректировать ошибки. Без ошибок не обходится, но стремление и желание летать огромное. Что касается самолётов, на которых мы летаем, то МиГ-29 прощает многое и позволяет легко и быстро освоить пилотаж. Машина очень управляемая и трудностей с ней нет. Сейчас у нас два совсем молодых лётчика, пришедших в 2008 году, это лейтенанты Алексей Селиванов и Сергей Вайтенко. Прошло совсем немного времени, как ребята покинули ученическую парту, а они уже выполняют самостоятельные полёты в сложных метеорологических условиях.
Гвардии лейтенанты Алексей Селиванов и Сергей Вайтенко проживают "пешим по лётному" свой полёт парой
А.П.: Сегодня для вас был необычный полётный день, расскажите о том, что происходило на аэродроме и в небе над ним.
С.А.: Действительно, сегодня у нас на аэродроме прошли совместные ЛТУ между 1-й авиационной эскадрильей с авиабазы Крымск и 1-й аэ нашей авиагруппы. Подобных учений не было уже года полтора-два. Сейчас, когда мы перешли на новую структуру, нам надо оттачивать как взаимопонимание, так и противоборство. А это всегда было в крови лётчика истребителя, ведь он по своей натуре боец. Если охарактеризовать итоги сегодняшнего дня, то я бы сказал, что все прошло удачно для нас. Летчики давно хотели проявить себя, горели и ждали этого дня. Кроме того всегда приятно встретить в небе своих друзей-товарищей, даже в облике противника, условного противника. Как я уже сказал, сегодня наша авиагруппа противостояла Су-27 из Крымска. На бумаге мы единый организм, но фактически базируемся на разных аэродромах. По условиям учений были разработаны определенные маршруты и варианты заданий. Лётчики к ним подготовились, и все задания были выполнены. Считаю, что учения прошли с пользой для обеих сторон. Везёт сильнейшему. Не буду излишне хвалить свои экипажи, но с их стороны значимых ошибок допущено не было. Срывов не было. Военные лётчики гвардии майоры Андрей Аксенов, Константин Периков и гвардии капитан Александр Салов выполнили все атаки, в результате чего условный противник уничтожен на заданных рубежах и в заданное время. Немного волновались за технику, так как самолёты только-только после ремонта и на них надо поработать, к ним надо, что называется, присмотреться. Группа ИАС подготовила истребители в полном объеме и так же достойна самой высокой оценки своих действий.
В завершение разговора хочу искренне поздравить наших ветеранов с 65-летием Великой Победы и пожелать им крепкого здоровья!
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи пресс-секретарю Управления пресс-службы и информации МО РФ по Военно-воздушным силам подполковнику Владимиру Дрику и заместителю командира авиационной группы по воспитательной работе гвардии майору Лавренкову Вячеславу
Антон Павлов
2010 г.