• 8-й втап - 76 огв втаэ. Историческая справка


    1 декабря 2008 г. 76 огв втаэ отметила 40-ю годовщину со дня образования части.

    На основании Директивы ГШ ВВС № 230140 от 21 января 1968 года в п. Сеща Дубровского района Брянской области, МВО в мае 1968 года началось формирование 8-го втап (в/ч 21322).

    Полк формировался из личного состава частей ВТА, выпускников военных училищ и офицеров, призванных из запаса сроком на 2 года.
    Руководящий состав части: подполковник Шалунов В.А. - командир полка, подполковник Смирнов В.П. - начальник штаба.

    1 декабря 1968 года командующий ВТА генерал-майор авиации Пакилев Г.Н. вручил полку Боевое знамя части на аэродроме Сеща.
    На вооружение полка поступили самолеты Ан-12АП из частей ВТА и ВВС.

    В период с 4 по 16 июня 1969 года полк принимал участие в учениях "Восток-69" МО СССР.

    В течение 1969-1970 гг. полк одиночными самолетами Ан-12 выполнял задачи по оказанию помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий в Ташкенте, Алма-Ате. Доставлялись медикаменты, палатки, продовольствие и передвижные дизель-генераторы.

    3-я аэ полка была создана в 1971 году частично из личного состава и авиатехники расформированного 229-го втап и частично 566-го втап.
    Первые полковые учения ВДВ были проведены летом 1971 года. Десантирование осуществлялось на площадку Хомяково (Тула).

    В 1971 году полк (29 экипажей) участвовал в учениях "Юг" и "Крым" с практическим десантированием личного состава и боевой техники 98-й вдд.

    В 1971 году экипажи полка осуществляли перевозку грузов (подвижные электростанции) с аэр. Рубцовка (г. Вязьма) на Камчатку, в районы, пострадавшие от землетрясения.

    23 октября 1972 года при перелете с аэр. Сеща на аэр. Клоково (Тула) в воздухе произошло столкновение самолета Ан-12БП (командир ап полковник Шалунов В.А., 8-й втап) и самолета Ан-12П (командир корабля майор Семенов В.И., 374-й втап). Погибло 27 человек.

    В период с 13 по 22 октября 1973 года 25 экипажей полка выполняли задачи по доставке вооружения в Египет и Сирию по маршруту: аэр. Сеща - загрузка на аэродромах Украины - Будапешт - Каир - Дамаск. За выполнение этого правительственного задания почти все командиры кораблей были награждены орденами и медалями.

    С июля 1974 года полк приступил к теоретическому переучиванию на самолет Ан-22 "Антей": первая группа летного и наземного состава проходила переучивание на Ташкентском АПО им. В. Чкалова.

    Весной 1975 года на аэродроме Сеща в полку были проведены первые полеты на самолете Ан-22, временно переданном из 566-го втап.
    В 1975 году 1-я аэ на самолетах Ан-22 готовилась к боевым действиям по десантированию войск и боевой техники в боевых порядках днем и ночью.

    С 16 по 24 июля 1975 года полк перебазирован к новому месту дислокации на аэр. Мигалово.

    Осенью 1975 года первый экипаж полка: командир корабля Чаплыгин, штурман корабля Латышев на самолете Ан-22 № 348 осуществил первый полет по международным воздушным линиям (МВЛ) по маршруту: аэр. Мигалово - Лерц (ГДР). Перевезена авиатехника.

    В январе 1976 года экипаж майора Маркова В.В. перегнал с заводского аэродрома города Ташкента крайний самолет Ан-22 полка № 836 (0708).

    14 октября 1975 года Мгинская Краснознаменная втад впервые вылетела на выполнение задачи в составе 3-х полков на самолетах Ан-22. Этот день - день рождения 12-й втад в новом "антеевском" качестве.

    2 сентября 1976 года 4 самолета Ан-22 8-го втап и 11 самолетов 566-го втап принимали участие в учениях МО СССР "Щит-76" с практическим десантированием боевой техники и личного состава ВДВ на площадку Пшенкув (Польша).

    В 1976 году 10 экипажей полка начали оформление документов и полетных карт для полетов по МВЛ в составе 224-го летного отряда.

    В ноябре-декабре 1977 года экипажи 8-го втап осуществляли полеты по оказанию интернациональной помощи народу Эфиопии в борьбе за независимость.

    В период с 13 по 16 марта 1978 года полк участвовал в десантировании посадочным способом 137-го пдп 106-й вдд с ИРД Дягилево (Рязань) на аэр. Степь в ходе пограничного конфликта между КНР и Вьетнамом.

    1 декабря 1978 года в авиагарнизоне Мигалово в торжественной обстановке был открыт памятник самолету-труженику "Антей", посвященное 10-й годовщине формирования 8-го втап.

    В декабре 1979 года полк составом 17 самолетов Ан-22 с аэр. Быхов, Энгельс, Чебеньки осуществлял доставку боевой техники и летного состава ВДВ в ДРА на аэр. Кабул, Кандагар, Баграм.

    6 июня 1980 года в районе аэр. Внуково потерпел катастрофу самолет Ан-22 № 0601, командир корабля майор Шигаев В.И.

    11 ноября 1992 года в районе аэр. Мигалово потерпел катастрофу самолет Ан-22 № 0610, командир корабля майор И.Мисютин. 19 января 1994 года в районе аэр. Мигалово потерпел катастрофу самолет Ан-22 № 0408, командир корабля майор Кредин А.

    15-16 марта 1981 года полк в составе 16 самолетов Ан-22 принимал участие в десантировании личного состава и боевой техники 7-й вдд с ИРД Черняховск на площадку десантирования Борисово (Минск) в ходе войсковых учений МО СССР "Запад-81".

    В период с 12 по 14 февраля 1984 года проводилось КШУ ГК ВВС. Выполнялась задача по десантированию усиленного пдб ВДВ. Задействовано 16 самолетов Ан-22 8-го втап.

    В период с 30 октября по 13 ноября 1984 года экипажи 8-го втап выполняли задачу по доставке вертолетов Ми-8Т с аэр. Джамбул на аэр. Аддис-Абеба в Эфиопию в ходе оказания гуманитарной помощи в ликвидации последствий засухи.

    В период февраль-апрель 1985 года 8 экипажей Ан-22 полка осуществляли доставку дизельного топлива в аэр. Братск на аэр. Полярный в интересах "Якуталмаз". Совершено около 120 рейсов, перевезено до 5000 тонн топлива.

    В 1986 году экипажи полка принимали участие в доставке оборудования спец. материалов (свинец), спец.техники на аэр. Борисполь и Чернигов для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С аэр. Челябинск перевозились радиоуправляемые тракторы, машины АРС.

    В 1987 году экипажи 8-го втап продолжали выполнять задачи по доставке в Анголу боевой техники и вооружения.

    В декабре 1988 года 12 экипажей полка выполняли задачу по доставке оборудования и техники, имущества, продовольствия, медикаментов для ликвидации последствий землетрясения в Армении. Перевезено до 15 тыс. тонн груза, около 1000 человек.

    В период с 6 по 9 сентября 1988 года экипаж майора Гуляева осуществил доставку двигателя ДК-30 (самолета "Руслан") на авиасалон в Фарнборо (Великобритания). На протяжении многих лет экипажи полка регулярно выполняли задачи по доставке экспонатов в советский павильон на салоны авиакосмической техники в Ле-Бурже (Франция).

    Начиная с 1986 года, экипажи 8-го втап выполняли специфические и несвойственные им задачи по доставке войск МВД и ВДВ в районы межэтнических и региональных конфликтов:
    - декабрь 1986 года - на аэр. Алма-Ата;
    - январь 1988 года - на аэр. Сумгаит, Кировобад;
    - 11 ноября 1989 года - аэр. Кишинев;
    - март 1990 года - аэр. Кала, Насосная;
    - апрель 1990 года - аэр. Тбилиси;
    - май 1991 года - аэр. Манас (Фрунзе), конфликт в долине Ош;
    - июнь 1992 года - аэр. Тирасполь;
    - август 1993 года - аэр. Гудаута (грузино-абхазский межэтнический конфликт);
    - ноябрь 1994 года - январь 1995 года - аэр. Моздок, Грозный.

    В период с 1992 по 1995 гг. полк выполнял задачи по выводу Западной Группы войск из Германии.

    В 1993 году полк обеспечивал передислокацию 104-й вдд из Гянджи (Кировобад) в Ульяновск.

    С 1993 года полк обеспечивал передислокацию частей 18-й втад с аэр. Паневежис, Шяуляй, Кедайняй и Тарту на аэр. Оренбург, Шадринск, Мигалово.

    В период с 23.05 по 27.05.1994 года полк посетила с ответным визитом делегация командования авиационных Мобильных сил США по главе с генералом Р.Фоглеманом.

    В январе 1995 года экипажи полка принимали участие в доставке миротворческих сил России (98-я вдд) с аэр. Иваново-Северный на аэр. Тузла.

    10 июля 1995 года полк посетил Его святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    На основании директивы первого заместителя МО РФ от 08.06.1998 года № 314/4/0469 и ГШ ВВС от 16.06.1998 года № 663/1/0510 было изменено наименование полка в связи с передачей ему боевого знамени, почетных наименований, ордена и исторического формуляра, принадлежащих 600-му втап. 8-й втап был переименован в 8-й Гвардейский военно-транспортный авиационный Ленинградский Краснознаменный полк.

    Во исполнение директивы заместителя МО РФ от 30.11.2000 года № 314/4/0835 и ГШ ВВС от 8.12.2000 года № 665/2/0874, штаба 61 ВА ВГК (ВТА) от 4.01.2001 года № 134/23/02 8-й втап был переформирован в 76-ю отдельную Гвардейскую военно-транспортную авиационную Ленинградскую Краснознаменную эскадрилью, войсковую часть 21322.

    Фоторепортаж Андрея Зинчука
    с празднования 40-летия со дня образования части



    Андрей Зинчук
    2008 г.