• «Кущёвка» - летаем на «Элках», «МиГах» и «Сушках», ждем Як-130!


    Учебная авиабаза Кущёвская. В недавнем прошлом это был 797 учебный авиационный полк. История этой, одной из самых известных на сегодня учебных частей, где готовят лётчиков для дружественных иностранных государств, эксплуатирующих российскую (экс советскую) авиационную технику, началась буквально через несколько месяцев после окончания Великой отечественной войны. 1 октября 1945 года, приказом командующего войсками Дон ВО №1006 от 14.09.45 года, был дан старт формированию 1-го авиационного полка Батайского авиационного училища лётчиков, имени Героя Советского Союза А. Серова. Местом дислокации определили город Азов Ростовской области, и здесь же полковник Козлов А.Н. приступил к формированию нового полка, лично отбирая будущих лётчиков-инструкторов. Первыми самолётами, поступившими на вооружение части стали прославленные истребители ОКБ Лавочкина Ла-5.

    В 1950 году полк перебазировался в город Новочеркасск, расположенный на северо-востоке от города Ростов. Здесь для обучения молодых лётчиков были освоены самолёты Ла-7, Як-11 и Як-18. На новом месте 25 марта 1952 года полк получил истинное наименование – 797 авиационный полк переходных самолётов.


    В октябре 1954 года полк покинул обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его на место сегодняшнего пребывания, в станицу Кущёвская. Основной задачей части стало обучение летного и инженерно-технического состава Батайского летно-технического училища. Начавшийся процесс перевооружения на реактивные истребители МиГ-15Бис совпал с переименованием полка - 1 января 1955 года в названии заменили упоминание о «переходных» самолётах на «боевых».

    1 июня 1960 года приказом ГК ВВС Батайское училище было переформировано в объединенное военное лётно-техническое училище, куда организационно вошел и 797 авиаполк, получивший наименование учебный истребительный авиационный полк. С этого же года полк приступил к выполнению специальной задачи по обучению иностранных специалистов социалистических и иных дружественных СССР стран. Первыми курсантами стали представители Вьетнама, Лаоса, Алжира и Кампучии. Практическое обучение проводилось двумя эскадрильями на самолетах МиГ-17 и МиГ-21М. Помимо организации учебной работы на родном аэродроме, лётчики полка выполняли интернациональный долг вдали от родины - Куба, Вьетнам, Корея и Сирия.

    Еще одной важной датой в истории полка стало 23 октября 1965 года, когда он вошел в состав Краснодарского военного объединенного лётно-технического училища. 5 марта 1969 года 797 уиап было вручено боевое знамя. К концу шестидесятых годов кубанские лётчики окончательно переходят на эксплуатацию истребителей МиГ-21М и МиГ-21МФ. Расширяется география стран направляющих своих курсантов на обучение в Кущевскую. Год за годом к первоначальному списку прибавились Ангола, Эфиопия, Йемен, Никарагуа, Мозамбик, Лаос, Венгрия, Германия, Монголия, Ливия, Ирак, Мали, Мадагаскар, Танзания и д.р. В 1974 года была сформирована 3-я авиационная эскадрилья на истребителях МиГ-21Бис.

    В 1992 году полк приступил к переобучению на новые боевые машины 4-го поколения. С февраля 2-я авиационная эскадрилья начала осваивать Су-27 (первоначально было получено 7 машин), а в августе того же года 1-я аэ получила истребители МиГ-29. Появление МиГ-29 на Кубани было связано с не совсем обычной историей, которая до сих пор вызывает у многих неоднозначные воспоминания. Дело в том, что первоначально поступившие в распоряжение 797 уап истребители МиГ-29 принадлежали 715 учебному авиаполку, входившему в состав 5-х Центральных курсов по подготовке иностранных советников, и базировавшемуся на военном аэродроме в районе станции Луговая. После распада СССР и частичного пересмотра границ бывших республик, этот полк попал под юрисдикцию Казахстана. Часть лётного и инженерно-технического состава 715 уап отказалось принимать гражданство нового государства и направило запросы о переводе в Россию. Когда «представления» были получены, офицеры приняли решение под видом проведения «учений» подготовить и перегнать часть своих МиГов в Россию. Стоит оговориться, что тогда это было достаточно частым явлением – лётчики «самовольно» перегоняли в Россию самолёты из Грузии, Туркмении и Украины. Генерал-майор Янаков Яким Иванович - являвшийся в 1992 году заместителем начальника военно-учебных заведений ВВС Министерства обороны, подписал директиву давшую старт «ЛТУ». Надо отметить, что в тот период войска СНГ подчинялись объединенному командованию, что позволило не брать в расчет «мнение» местных органов управления войсками. Командованием полка, возглавляемое полковником Удодовым, был детально разработан план «учений», согласованы все промежуточные и запасные аэродромы. Лишь после этого «беглецы» на 18 истребителях (по другим данным 21 самолёт) перелетели в Россию. Перелёт в две тысячи километров состоялся по маршруту Ашхабад – Красноводск – Насосная - Астрахань. После заминки в несколько месяцев, когда истребители простояли в Астрахани, 6 августа самолёты поступили в распоряжение 797 уап. Практически все МиГи были на гарантии завода-изготовителя и налетали на тот момент порядка 80 часов (у боевых) и 150 (у «спарок»).


    И в этом же году, после долгого перерыва, в полк прибыла делегация летчиков из Китая. О серьезности обучения, проводившегося на самолётах Су-27, говорит тот факт, что завершающим этапом стали боевые пуски по воздушным мишеням!

    Есть в «книге истории» 797 уап и боевые страницы. В 1993 году летчики полка принимали участие в урегулировании Грузино-Абхазского конфликта в составе ограниченного миротворческого контингента ВС РФ. Самолёты С-27 несли боевое дежурство на аэродроме Гудаута. К сожалению, во время вылета 19 марта один из этих истребителей был потерян. Лётчик майор Вацлав Шипко погиб.

    В самой «Кущёвке» учебный процесс не останавливался ни на день. С 1993 года 3-я аэ начала освоение учебно-тренировочных самолётов Л-39, а со следующего года приступила к обучению курсантов из Белоруссии и Армении. Позже к этому списку присоединились курсанты из Грузии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. С 1993 по 1999 годы на самолётах МиГ-29 обучались лётчики из Венгрии, ЮАР, Малайзии, Перу и Бангладеш. Среди слушателей прошедших теоретические занятия были даже представители Японии. В 1999 году проведено обучение на Су-27 лётчиков из Эфиопии. В 2000 году в полк поступила Директива о создании 4-й эскадрильи для подготовки переменного и постоянного лётного состава на самолётах МиГ-21 и Су-25. Сами штурмовики поступили в Кущёвскую еще в июне 1998 года из 802 уап (самолёты перегоняли лётчики 461 шап). Для учебного полка было выделено восемь самолётов 4 Су-25К и 4 Су-25УБК. В 2002 году часть инструкторского состава этой эскадрильи приступило к обучению курсантов на самолётах Л-39. К этому моменту, а именно 1 сентября 2002 года, 797 уап переформировывается в 4-х эскадрильный состав на пяти типах авиационной техники: 1-я аэ на Су-25К/УБК и Су-27/УБ (в 2010 году произошла очередная рокировка и она снова стала 2-й аэ); 2-я аэ на МиГ-21СМТ и МиГ-29 тип «9-12Б»/УБ; 3-я и 4-я эскадрильи на Л-39С. С этого года на базе полка начинают проходить лётную подготовку курсанты Борисоглебского и Армавирского УАЦ.


    В 2003 году на штурмовиках Су-25, подготовлен лётный состав корпуса Революционной гвардии (IRGCAF) Ирана. После чего четыре Су-25УБК были сданы Борисоглебск. Полк практически прекратил эксплуатацию истребителей МиГ-21 и их место в эскадрилье заняли МиГ-29 тип «9-12»/УБ, полученные из Борисоглебска, Ейска, а так же с авиаремонтных предприятий.

    В процессе реформирования Российской армии в 2009 году 797 учебный авиационный полк был преобразован в учебную авиационную базу «Кущёвская» в составе Краснодарского ВВАУЛ. С июля 2010 года командование ею принял полковник Руслан Сергеевич Будтуев.

    За последние годы среднегодовой налёт поднялся с 20-30 часов до 200. За счёт своевременного возвращения из планового ремонта более пятидесяти машин, состояние авиапарка истребителей МиГ-29 и Су-27, а так же учебно-тренировочных Л-39 (только этих самолётов с 2006 года было отремонтировано более 40 единиц) значительно улучшилось. Сегодня гул двигателей на аэродроме слышен практически каждый день. На полётах одновременно выставляется не менее десяти-пятнадцати самолётов. Высокий профессиональный уровень лётного состава не раз подтверждался в экстремальных ситуациях. В частности показателен относительно недавний случай, произошедший в небе над станицей Ленинградской в 2005 году. Тогда у Л-39, в котором находились заместитель командира эскадрильи майор Александр Морозов и командир звена майор Александр Мелентьев, остановился двигатель. Лётчики проявили удивительную выдержку, и грамотно используя аэродинамические свойства своего самолёта, благополучно совершили посадку на родном аэродроме.

    Огромная нагрузка лежит на плечах инженерно-авиационной службы. Интенсивность полётов такова, что к примеру один самолёт Л-39 может делать в день до десяти вылетов. Следовательно, самолёты необходимо не только готовить к каждому из них, но и системно проводить более серьезные работы после окончания полётов. Иногда офицеры ИАС буквально сутками живут на аэродроме. Достаточно сказать, что на подготовку 50 курсантов работает около тысячи человек!

    Сегодня Кущёвская обучает представителей Никарагуа, Индонезии, Анголы, Монголии, Лаоса, стран СНГ. Недавно приезжала новая группа из Алжира. Практические занятия летно-технического состава проходят на самолетах МиГ-29, Л-39, Су-27.


    На стоянках авиационной техники аэродрома бросается в глаза большое количество самолётов. Может показаться, что в распоряжении Кущёвской авиабазы Л-39 и МиГ-29 столько, что могло бы хватить для одновременной подготовки пары-тройки строевых полков. Но всё не так просто. По факту, часть машин выработала свой ресурс или хранится в ожидании планового ремонта. Основную же массу самолётов готовят к полётам, другие «спят» заботливо укрытые брезентовыми чехлами. Среди МиГ-29 1-й авиационной эскадрильи старые старые знакомые из курского авиаполка. Их легко отличить по характерным эмблемам. Истребители прибыли на Кубань в конце 2009 года после того как гвардейцы перевооружились на МиГ-29СМТ. Специалисты ИАС детально проверили их после дальней дороги и сразу же задействовали на полётах при подготовке Алжирских пилотов.

    В апреле 2013 года в полк приезжали лётчики из знаменитой пилотажной группы «Стрижи». Это уже не первая встреча местных авиаторов с прославленными пилотажниками из Кубинки. Впервые они побывали в Кущевской еще в 1998 году и тогда специалисты ИАС готовили самолёты «Стрижей» и «Русских Витязей» для показа на авиасалоне в городе Геленджик. На этот раз в качестве «братской помощи» были предоставлены не только руки специалистов, но и самолёты авиабазы, на которых, вдали от любопытных глаз, «Стрижи» почти месяц готовили новую программу. Среди подмосковных лётчиков есть офицеры хорошо знакомые с Кущевским полком – гвардии майор Денис Кузнецов, служивший в Зернограде, и бывший инструктор соседнего Армавирского учебного полка гвардии майор Дмитрий Селиванов. Кроме того, в составе пилотажной группы «Русские Витязи» летает воспитанник 797 уап майор Денис Плаксин.

    Завершая рассказ о сегодняшнем дне учебной авиационной базы Кущёвская, надо обязательно «посмотреть вперёд», ведь здесь все очень ждут новую, современную технику – технику завтрашнего дня. Модернизированные истребители семейства Су-27/30 различных модификаций, МиГ-29СМТ и Як-130 находят все больше покупателей за границей России. Следовательно, будущие лётчики этих стран должны будут приезжать к нам на обучение. А как это сделать качественно не имея в своем распоряжении соответствующих самолётов? В 2013 году начался процесс теоретического переучивания на учебно-боевые самолёты Як-130, поставки которых начнутся в ближайшее время. Напомним, что эта машина выбрана в качестве базовой для основной и повышенной подготовки лётчиков ВВС России, и, по словам конструкторов Як-130 позволяет обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолётов поколения «4+» и «5». Будем надеяться, что они действительно вскоре появятся в Кубанском небе и заменят морально устаревшие, но не ставшие от этого менее надежными и любимыми, «учебные парты» - Л-39.

    Антон Павлов
    июль 2014 г.
    An-Z, APKAH, RA3DCS and 6 others like this.
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для An-Z
      An-Z -
      Хороший аэродром, давно собираюсь посетить.
    1. Аватар для Антоха
      Антоха -
      конечно приезжай, там же твои Су-27! Есть мнение, что еще год другой их оттуда вытеснят Як-130. Так что лучше не затягивать
аренда теплохода до 50 человек