• Ко Дню авиации войск Противовоздушной обороны. Репортаж с аэродрома Хотилово


    790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк на аэродроме Хотилово.
    Прошлое, настоящее и будущее...


    История аэродрома

    Первые самолёты в районе села Хотилово появились ещё до второй мировой войны. В 50-60-х годах прошлого века здесь базировались винтовые и первые реактивные самолёты. В ходе их эксплуатации погибли многие лётчики и летчики-испытатели — некоторых лётчиков хоронили на кладбище в селе Хотилово. До недавнего времени ещё можно было видеть могилы с пропеллерами. Городок аэродрома располагался вдоль шоссе. Взлётное поле и полосы рулёжки были созданы из типовых металлических трапов, которые и сейчас можно видеть в селе — их используют и как дорожки и как изгороди. При посещении Фиделем Кастро ракетной дивизии в городе Озёрное-4, он прилетел с правительственной делегацией именно на аэродром Хотилово. Техническое обслуживание аэродрома шло через ближайшую железнодорожную станцию Куженкино. Там был оборудован пакгауз, погрузочная площадка, и место для выгрузки топлива. Самолёты поступали и оправлялись по железной дороге в разобранном виде, в деревянных контейнерах серого цвета — фюзеляж и плоскости отдельно. Позже в 70-х годах городок и сам аэродром перенесли за несколько километров в сторону, за реку Шлина, где он и занимает современное положение.

    С апреля 2006 по 2008 года на аэродроме производилась реконструкция: увеличена длина ВПП до 3000 метров и её ширина, полностью заменены покрытия ВПП, перрона и рулёжных дорожек на бетонный монолит; построены новые здания контрольно-диспетчерского пункта (КДП), стартового командного пункта (СКП) и несколько других строений различного назначения, в том числе здание дежурного звена. После реконструкции аэродром способен принимать любые типы российских военных самолётов, включая стратегические бомбардировщики Ту-160.
    Приказом командующего войсками Командования Специального назначения с 24 сентября 2007 аэродром введен в эксплуатацию и готов к приему и организации полетов государственной авиации.

    В настоящее время на аэродроме дислоцируются:
    • 790-й истребительный ордена Кутузова III степени авиационный полк, на вооружении которого состоят самолёты МиГ-31
    • 3-я эскадрилья Су-27, включенная после расформирования 611-й ИАП 32-го корпуса ПВО
    • 844-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (ОБС РТО) — осуществляет радиотехническое обеспечение полётов.




    История 790 ИАП

    790-й истребительный ордена Кутузова авиационный полк был сформирован в октябре-ноябре 1941 в Кировабаде на базе 69-го ИАПа и получил наименование 69-й «А» истребительный авиаполк. Позже (вероятно, в мае 1942) получил новый номер: 790-й ИАП. На вооружении имел истребители ЛаГГ-3. 15 мая 1942 приступил к боевой работе в составе ВВС 6-й Армии на Закавказском фронте.

    В августе 1942 вошел в состав 219-й бомбардировочной авиационной дивизии, которая действовала на Закавказском, а с января 1943 года на Северо-Кавказском фронте. С апреля 1943 действовал в составе 229-й истребительной авиадивизии. В мае 1944 выведен в тыл на переформирование, где вошел в состав 129-й ИАД. Перевооружен истребителями Ла-5. С 13 октября 1944 и до конца войны действовал в составе 129-й ИАД на 2-м Белорусском фронте. Всего за годы войны летчиками полка одержано 182 воздушных победы.

    В 1980—198? годах полк летал на самолётах МиГ-25. С 198? года авиаполк постепенно перевооружился на истребители-перехватчики МиГ-31. На время реконструкции авиабазы Хотилово в 2006—2008 годах авиаполк был временно перебазирован на авиабазу в Дорохово. С переходом на новый облик Вооруженных Сил РФ полк стал авиабазой в составе Оперативно-стратегического командования Воздушно-космической обороны ВВС, то есть переформированного Командования специального назначения.

    Авиаполк принял из Бежецкого истребительного авиационного полка эскадрилью Су-27. А в Бежецке осталась комендатура, структурно вошедшая в состав авиабазы Хотилово.

    Лётный состав полка принимал активное участие в российско-белорусских учениях «Запад-2009», где отрабатывали вопросы перехвата воздушных целей. Кроме того, каждый год проводятся боевые стрельбы на полигонах Ашулук и Ладога.


    844-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (ОБС РТО)

    с 1953 года обеспечивает полеты 790-го ИАП. Батальон начал своё формирование в феврале 1953 на станции Куженкино Бологовского района Тверской области. В данный момент батальоном командует гвардии подполковник Муга Александр Григорьевич. Организационно включает в себя отделения связи, РТО, роту РЗА, ТЭЧ и управление. В составе батальона находится весь комплекс радиотехнических средств обеспечения полетов: радиотехническая система ближней навигации (РСБН), приводная аэродромная радиостанция (ПАР), стартово-командный пункт (СКП), радиолокационная система посадки (РСП), светосигнальное оборудование (ССО) и др.

    Дежурные силы состоят их двух МиГ-31 и двух Су-27. Они всегда исправны и готовы к вылету. Каждый самолет имеет подвешенное ракетное вооружение. Для МиГ-31 это 4 ракеты класса воздух-воздух, преднназначенные для дальнего воздушного боя Р-33 и 4 ракеты класса воздух-воздух, предназначенные для ближнего боя - Р-60, а для Су-27 это 2 ракеты класса воздух-воздух, предназначенные для ближнего воздушного боя Р-73 и 4 ракеты класса воздух-воздух, предназначенные для дальнего воздушного боя Р-27. Время с момента поступления команды на перехват нарушителя до взлета дежурных сил составляют менее 10 минут. Регулярно проводятся учебные тревоги, которые направлены на тренировку лётного и инженерного состава, поддержание их натренированности и четкости действий в случае поступления сигнала.

    В конце 2013 года в полк поступили первые 2 самолета МиГ-31БМ. В настоящее время они несут боевое дежурство и участвуют в учебно-тренировочных полетах. На УТП, которые проходят регулярно - до 4 смен в неделю лётчики отрабатывают различные навыки, такие как перехват условного противника, ближний маневренный воздушный бой, уход на второй круг, полет по маршруту, полет в строю и прочие.

    В 2014 году планируется, что 4 Су-27 из третьей эскадрильи 790 ИАП заменят на боевом дежурстве в Беларуси Су-27 из Бесовца.



    Владислав Дмитренко
    январь 2014
    Djoker, Aca Srb, AC and 7 others like this.