Учения Anatolian Eagle 2021 проводились с 21 июня по 2 июля на 3й основной базе Конья с целью улучшения взаимодействия и сотрудничества. В учениях принимали участие ВВС и ВМФ Турции, ВВС Азербайджана, Пакистана, Катара. Со стороны НАТО в учениях был задействован E-3A AWACS.
Текст и фотографии Джованни Колла (Giovanni Colla), Даниель Фаччиоли (Daniele Faccioli), Ремо Гуиди (Remo Guidi).
В последние 30 лет истории мы видели много военных операций, которые можно отнести к так называемой современной войне. От войны в Заливе до Боснии и Косово, а также Афганистан, Ливия, Сирия – это все примеры того, как авиационная компонента может играть решающую роль в успехе операции. В основе успеха в воздушной кампании всегда лежат интенсивные тренировки Военно-Воздушных сил, их личного состава, подразделений и частей. В соответствии с этой философией Турция, занимающая ключевую стратегическую позицию как связующее звено между Европой и Средней Азией, в последние 20 лет значительно увеличила количество учений и модернизировала свои вооруженные силы, чтобы защитить себя от различных очагов нестабильности в окружающем регионе.
Ярким примером того, как ВВС Турции смогли создать выдающуюся программу тренировок – не только для себя, но и для своих союзников, без сомнения, стали учения Anatolian Eagle (Анатолийский Орел), которое проводится на авиабазе Конья, расположенной в сердце Турции – на Анатолийской равнине. Первый рез эти престижные учения были проведены в 2001 г. и с тех пор многие страны признали их значимость.
По настоящее время, 14 иностранных государств принимали участие в этих учениях, включая Бельгию, Францию, Германию, Нидерланды, Израиль, Италию, Иорданию, Катар, Пакистан, Саудовскую Аравию, Испанию, ОАЭ, Великобританию, США и НАТО.
Анатолийский Орел организован подобно знаменитым учениям «Красный Флаг» (Red Flag), которые проводятся в США. Участники разбиваются на две группы – Синие играют против Красных. В Анатолийском Орле роль агрессора выполняет 132 эскадрилья ВВС Турции на самолетах F-16, которая базируется в Конье. Эта эскадрилья отыгрывает различные виды угроз, в соответствие со сценариями, которые меняются ежедневно.
Сценарий 2021 года заключался в отработке действий «Синей» коалиции против «Красной» страны, которая пытается захватить роль региональной державы. Этот сценарий позволил отработать различные виды авиационной тактики в гипотетическом конфликте. Сложность заданий возрастала постепенно день за днем. Разумеется, все действия тщательно отслеживались и анализировались (база обладает впечатляющими средствами объективного контроля и анализа), поскольку основная цель учений была не только в отработке новой тактики, но и в выявлении любых ошибок и недостатков, которые возникали во время выполнения заданий многонациональными силами.
В этом году в 43х учениях Анатолийский Орел приняли участие ВВС Азербайджана, которые были представлены двумя МиГ-29 с авиабазы Сумгаит-Насосная и двумя Су-25 с авиабазы Кюрдамир. ВВС Азербайджана впервые участвовали в учениях Анатолийский Орел, однако это не стало для них первым опытом взаимодействия с турецкими ВВС. В действительности ВВС двух стран уже много лет обмениваются визитами и опытом во время проведения двухсторонних учений.
ВВС Катара были представлены тремя Rafale DQ из 1го истребительного крыла авиабазы Тамим. От ВВС Пакистана участие принимали пять JF-17 из 16 эскадрильи «Черные Пантеры» с авиабазы Минхас. Силы НАТО были представлены одним самолетом E-3A AWACS. Главную роль на учениях играли ВВС Турции, от которых участие принимали 40 F-16C/D из 113 эскадрильи (6 самолетов, авиабаза Eskisehir), 132 эскадрильи (2 самолета на стороне Синих, 8 на стороне Красных, авиабаза Конья), 151 эскадрильи (6 самолетов, авиабаза Merzifon), 152 эскадрильи (6 самолетов, авиабаза Incirlik), 181 эскадрильи (9 самолетов, авиабаза Diyarbakir), 191 эскадрильи (3 самолета, авиабаза Balikesir). Учения обеспечивали один KC-135R из 101 эскадрильи (авиабаза Incirlik), E-7T из 131 эскадрильи и ANKA-S из 302 эскадрильи (авиабаза Конья). Со стороны ВМФ Турции в учениях принимали участие 2 фрегата и 2 ударных катера. Кроме того, на учениях присутствовали наблюдатели из различных стран.
Типовое задание на учениях заключалось в комбинированной атаке (COMAO – COMbined Air Operation) сил Синих против стратегических целей на территории, контролируемой Красными силами, которые прикрывались истребителями и средствами ПВО.
Мозговым центром учений, в котором планировались и анализировались действия Синих, стал Белый Штаб (White Headquarters), расположенный на территории авиабазы Конья. Все данные о ходе выполнения заданий передавались в Командный Центр (The Command and Control Center – CCC) в режиме реального времени благодаря аппаратуре ACMI, установленной на самолетах. Эти данные комбинировались с информацией с самолетов AWACS, наземных радиолокационных станций и позволяли создать полную картину происходящего. Все данные сохранялись для итогового разбора полетов с оценкой ударов и пораженных целях.
Штаб противоборствующей стороны – Красных, был расположен отдельно от Синих, и доступ к этой территории имели только Красные. Здесь, на основе результатов прошедшего дня, разрабатывались сценарии на следующий день с целью создать для Синих максимально сложные и приближенные к реальным условия. В течение двух недель сценарии постоянно изменялись и адаптировались.
Территория учений расположена в окрестностях города Конья и зона полетов занимает 400 км с востока на запад и 330 км с севера на юг. В дополнение к этому, для учений задействуется зона Средиземного моря с размерами 260 х 140 км. По высоте зона полетов имела протяженность от 0 до 15км. Главное преимущество этой зоны состоит в отсутствии ограничений на полеты и в близости к авиабазе Конья, что позволяет участникам более эффективно использовать время в воздухе для выполнения учебно-боевых задач, по сравнению с другими учениями.
Типичный день на учениях состоял из двух задач: EAGLE 01 – в первой половине дня, и EAGLE 02 – во второй. Кроме того, для международных сил организовывались дополнительные вылеты, в соответствии с их запросами. Первая часть начиналась с постановки задач примерно в 7:00 утра, полеты начинались примерно в 9:30 и продолжались около 2,5 часов, с дозаправкой в воздухе. Вечерние полеты начинались в 15:00.
Авиационную компоненту Красных, в которой истребители F-16 имитировали Су-27, Су-30 и F-15, дополняли силы наземной ПВО, такие как ЗРК 2К12 Куб, 9К33 Оса, 9К37 Бук, ЗСУ 23-4 Шилка и ЗРК Skyguard-Sparrow, распределенные по трем зонам – в Karapmar, Tersakan и Koc.
Во время учений были выполнены различные типы заданий: OCA-A/ OCA-G (завоевание превосходства в воздухе), SEAD (подавление вражеской ПВО), SMP Slow Mover Protection (защита наземных конвоев), TAL (взлет-посадка), RECCE (воздушная разведка), CSAR mission (поиск и спасание), Time Sensitive Targeting (работа по целям в условиях ограниченного времени), Dynamic Targeting (перенацеливание в процессе выполнения задания), CP (??), CAS (непосредственная авиационная поддержка), EWT (??), HVAA Offensive (удары по стратегически важным целям), HVAA Defensive (защита стратегически важных целей, Anti Surface Air Operations (ASFAO) in Maritime Environment (атака надводных целей).
В целом за две недели было выполнено 450 вылетов, и эти учения в очередной раз показали насколько эффективными они являются для совершенствования уже известных и для отработки новых тактических приемов в современных ВВС.
Во время этих учений в первый раз ВВС Турции прошли сертификацию для участия в силах быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force). Была проверена боеготовность и совместимость шести истребителей F-16, заправщика KC-135R и шести подразделений ПВО Стингер, командированных ВВС Турции для участия в Объединённой оперативной группе повышенной готовности (Very High Readiness Joint Task Force – VJTF), как части Сил Быстрого Реагирования.
Поскольку Турция является мостом между Западом и Ближним Востоком, она предоставляет возможность тренировок и обмена опытом между ВВС, работающим по разным процедурам и методам. Этот аспект очень важен, поскольку современные вооруженные конфликты показали необходимость для НАТО тренировок со странами, не входящими в его состав, и учения, такие как Анатолийский Орел, являются необходимыми для достижения этой цели. Было интересно заметить, что среди международных наблюдателей находились представители стран, необычных для НАТО, и это определенно признак того, что в следующие годы состав участников учений может расшириться.
Катарско-Турецкое сотрудничество
Во время учений начальники генеральных штабов Катара и Турции подписали соглашение, по которому в течение следующих 5 лет на турецких авиабазах на постоянной основе будут дислоцированы самолеты и личный состав ВВС Катара. А именно, будет размещено 250 человек летного и технического состава и 36 самолетов (5 Rafale DQ/EQ, 9 Mirage 2000-5DDA/EDA, 4 C-17 и 4 C-130 и 7 вертолетов AW139). В основном, они будут дислоцированы на авиабазе Конья для участия в тренировках и совместных операциях с ВВС Турции. Соглашение подписано на 5 лет, однако оно будет автоматически продлено на год в случае, если никакая из сторон не отменит его. Присутствие катарских истребителей позволит турецким летчикам расширить возможности по тренировке с другими типами самолетов.
Джованни Колла (Giovanni Colla), Даниель Фаччиоли (Daniele Faccioli), Ремо Гуиди (Remo Guidi).
Сообщение форума