• Проход Джедаев в Долине Смерти


    В мире есть несколько мест, легендарных среди авиационных фотографов, где, приложив некоторые усилия, можно сделать эффектные фотографии военных самолетов на сверхмалой высоте на фоне впечатляющих горных пейзажей. Это горный полигон Аксальп в Швейцарии, зона полетов на сверхмалой высоте в Уэльсе, Великобритании, известная как Machynlleth Loop, или Mach Loop. И, наконец, Радужный каньон (Rainbow Canyon) в пустынной части восточной Калифронии, США.

    Каньон расположен в западной части Долины Смерти, в 210 км от Лас Вегаса и 260 км от Лос Анжелеса. Свое название он получил из-за горных пород, окрашивающих его стены в красный, розовый, коричневый, золотистый цвета. В 70-х годах ландшафты каньона использовались во время сьемок знаменитых «Звездных войн», после чего он получил свое второе название, популярное в среде военных летчиков – «Каньон Звездных войн».


    Вид в средней части каньона


    Вид на выходе из каньона в Долину Смерти

    Сам каньон мало чем отличается от множества других каньонов, расположенных в этой области. Однако, если забраться на вершины скал, окружающих каньон и подождать некоторое время, то с большой вероятностью вскоре можно услышать рев реактивного двигателя и увидеть сверхзвуковой истребитель, на большой скорости несущийся между скал на очень, очень малой высоте. Он будет находиться в поле зрения всего несколько секунд, но за эти несколько секунд самолет сделает несколько виражей на фоне разноцветных скал и у фотографа будет уникальная возможность сделать очень эффектные кадры.

    Радужный каньон входит в зону ограниченного доступа R-2508, для полетов в которой требуется специальное разрешение. Каньон расположен в малонаселенной части Калифорнии, окружен военными базами (такими как база ВВС Эдвардс, станция морской авиации Чайна Лейк, станция морской авиации Ле Мур, база национальной гвардии Фресно и др.), полигонами, зонами для полетов на сверхзвуке и благодаря своему ландшафту предоставляет военным летчикам отличную возможность для тренировки полетов на сверхмалой высоте.

    В зоне R-2508 проложен самый длинный в США маршрут полетов на малой высоте, в официальных документах именуемый как Sidewinder – в честь гремучей змеи – типичного обитателя здешних мест. По форме маршрут выглядит как лошадиная подкова, с открытой частью на юге. Общая длина маршрута – 450 км. Маршрут проложен между 13ю контрольными точками, которые могут быть визуально опознаны с воздуха. Маршрут в основном проложен над равнинами и редко пересекает горные хребты, что позволяет использовать его для тренировок таких самолетов как B-1 Lancer, C-17 Globemaster III и B-52 Stratofortress. Но большей частью, здесь можно наблюдать такие истребители как F/A-18E/F/G, F-35 Lightning II, T-38 Talon, F-16 Fighting Falcon, F-15 Eagle и F-22 Raptor, взлетающие с окружающих баз. Иногда на маршруте можно видеть и самолеты с авиабазы Неллис, но следует иметь в виду, что этот маршрут не используется самолетами-участниками учений Red Flag.


    Схема маршрута Sidewinder из официального руководства

    Если представить маршрут в виде подковы, то если провести линию между серединными точками подковы (на схеме - точки C и J) – мы получим маршрут, наиболее любимый фотографами и пилотами. Эта часть маршрута пролегает через Каньон Звездных войн и носит название Jedi Transition – проход джедаев. Это название отражает сложность маршрута, а также уровень смелости и даже некоторой «безбашенности» пилотов, маневрирующих между скал на небольшой высоте на скорости около 500км/ч.


    Как правило, самолеты проходят маршрут с запада на восток, но бывают и исключения. Именно эта часть маршрута и предоставляет фотографам шанс сделать уникальные фотографии. В протяжении каньон занимает около 5 километров и на его южной стене находятся несколько точек, удобных для фотографирования. До некоторых точек можно доехать на машине, но все же, до большинства позиций надо добираться пешком по скалам и каменистым осыпям. При подготовке к сьемке надо учитывать, что каньон находится в одном из самых жарких и засушливых мест планеты. В летнее время сьемка затруднена тепловыми волнами, поднимающимися от скал. Кроме того, в летний сезон скалы изобилуют змеями и скорпионами. Зимой же погода очень переменчива и каньон может встретить вас плотными туманами, ледяным пронизывающим ветром, а иногда даже и снегом. Поэтому лучшее время для сьемок – весна и осень. Военная авиация в США, как и в большинстве стран, летает, как правило, в рабочие дни. Лучшие дни для сьемок в каньоне – со вторника по четверг. Планы полетов нигде не публикуются, поэтому заранее никогда не известно, будут ли полеты в этот день и что именно будет летать. Иногда можно прождать весь день и не сделать ни одного снимка. В удачный день можно наблюдать до 20 проходов через каньон, а в среднем получается 10-12 проходов. Поскольку каньон изобилует поворотами, то в некоторых точках сьемки видимость ограничена и время реакции фотографа составляет несколько секунд. Поэтому удобно иметь с собой радиосканнер, настроенный на частоту 315.9 Mhz. При заходе на маршрут пилоты должны оповещать на этой частоте о том, что они входят в Jedi Transition и это дает фотографу несколько дополнительных секунд на подготовку к сьемке. При фотографировании в каньоне лучшие результаты дает оптика 200-500мм для полнокадровой камеры.


    Фотографии, представленные в статье, были сделаны во время двух поездок в каньон, каждая из которых длилась по два дня.

    Фотографии и текст - Дмитрий Срибный
    Mig, Muller and ПСП like this.