История аэродрома завода № 21 начиналась с мастерской в составе сборочного цеха. Первым, испытанным на аэродроме самолетом, стал истребитель И-5, который взлетел 10-го августа 1932 года. Приказом по заводу от 7-го мая 1938 года аэродром был выделен из состава цеха сборки и стал самостоятельным подразделением – цехом №50.
Во время Великой Отечественной войны работники аэродрома обеспечили проведение наземных, летных испытаний и передали на фронт более 19-ти тысяч истребителей И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.
В послевоенный период завод серийно изготавливал и испытывал самолеты Ла-9, Ла-11, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29УБ, МиГ-31.
В 1990-х годах на аэродроме испытываются легкий многоцелевой самолет М-101Т «Гжель», модернизированные истребители МиГ-21-93 и МиГ-31БМ. В 1996 г. впервые поднимается в небо учебно-боевой самолет Як-130.
В современный период летно-испытательный комплекс проводит наземные и летные испытания модернизированных самолетов МиГ-31 и модернизированных вариантов учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ.
За прошедшие годы в ЛИК работало 130 лётчиков-испытателей. Из них: 7 Героев Советского Союза, 2 Героя Российской Федерации; 17 Заслуженных лётчиков-испытателей СССР и 8 Заслуженных лётчиков-испытателей Российской Федерации.
8-го мая 2018 года на аэродроме Нижегородского авиастроительного завода (НАЗ «Сокол» - филиала АО «РСК «МиГ») состоялось празднование 80-летия летно-испытательного комплекса.
На статической выставке, в полётах на празднике демонстрировались самолеты МиГ-29УБ №005; МиГ-31Э №903; МиГ-31 №94; МиГ-21УМ №901; МиГ-21БИС №08; М-101Т RA-15105, RA-15109, 15115; Ил-76МД RF-76826; L-29 RA-1274G; Ан-2 RF-010384; Ан-26 26092; Як-40 RA87578; Як-52 RF-01225; Cessna 182T RA-67405; Аккорд-201 RA-1772G; вертолеты Ми-8 №799, RF-34235, RF-34234.
Текст и фотографии: Дмитрий Юрьев