• Учения Frisian Flag и EART


    Операция Atlantic Resolve проходила одновременно с учениями Frisian Flag. Во время этих интенсивных учений несколько подразделений из США были размещены в Европе. США и их европейские партнеры демонстрируют мощь НАТО России, которая ими видится как агрессор в украинском кризисе. Во время учений Frisian Flag ВВС Нидерландов и их партнеры в течение двух недель отрабатывали разные сценарии воздушных операций. Одним из самых заметных участников в этом году стали американцы, которые прислали двенадцать истребителей F-15 из состава национальной гвардии. В ближайшем будущем европейские союзники организуют объединенный флот самолетов-заправщиков. Необходимость такого шага стала понятна во время европейских учений по дозаправке в воздухе (European Air Refuelling Training). Эта тренировка проходила в этом году во второй раз на авиабазе ВВС Нидерландов в Эйндховене.

    Операция Atlantic Resolve

    Операция Atlantic Resolve стала ответом Запада на события на Украине, в которых Россия обвиняется в поддержке про-российских повстанцев, борющихся за отделение от Украины. Все американские подразделения, которые были передислоцированы в Европу, приняли участие в этой операции. Американцы хотят показать свою солидарность с Европой и готовность выполнять обязательства как партнеры по НАТО. В рамках этой операции США демонстрируют противостояние «российской угрозе» путем участия в совместных учениях с европейскими союзниками. Многие из этих учений проходят на территории бывшего Восточного Блока в восточной части Европы. Операция началась в странах Балтии и Польше в поддержку этих стран после угрожающих речей из России (имеется в виду заявление президента Украины Порошенко, согласно которому Владимир Путин в телефонном разговоре якобы сказал «Если бы я хотел, то ввел бы в течение двух дней войска не только в Киев, но и в Ригу, Вильнюс, Таллинн, Варшаву и Бухарест» - ред.). На время операции Atlantic Resolve несколько подразделений ВВС США было дислоцировано в Европе. Первые самолеты прибыли в Европу в марте. Двенадцать A-10 Thunderbolts из 354й истребительной эскадрильи, базирующейся на авиабазе Девис-Монтен (Davis-Monthan), прибыли на американскую базу Spangdahlem в Германии. Это подразделение было размещено на авиабазе Lakenheath в Англии, затем в Польше на авиабазе Powidz и наконец, на базе Campia Turzii в Румынии. В начале апреля двенадцать F-15 из 159го истребительного крыла национальной гвардии США, базирующиеся в Луизиане, были временно переброшены на болгарскую базу Граф Игнатиево. Ожидается прибытие дополнительных подразделений F-15 и A-10 для участия в аналогичных учениях в Европе. Насколько долго задержатся они в Европе – зависит от политической ситуации в Европе и от развития отношений с Россией.

    Американские подразделения также размещены в Нидерландах в рамках операции Atlantic Resolve. 1го и 2го апреля двенадцать F-15C/D Eagle прибыли на авиабазу ВВС Нидерландов Leeuwarden. В этой операции участвуют самолеты национальной гвардии 125го истребительного крыла из Флориды и 142го истребительного крыла из Орегона. Оба подразделения направили по шесть F-15 в Лееуварден. Авиация национальной гвардии является резервом ВВС США. Она снабжается и обучается военно-воздушными силами.

    Международные учения Frisian Flag 2015

    Ежегодные учения Frisian Flag начались 13 апреля и продолжались до 24 апреля. Цель этих учений отработать взаимодействие ВВС разных стран. В таких тренировках пилоты и солдаты разных стран получают возможность работать вместе в трудных кризисных ситуациях. Пилоты уже получали подобную практику во время операций в Ливии, Афганистане и Ираке. Учения такие как Frisian Flag важны для отработки международных процедур и для демонстрации силы. Истребители ежедневно поднимались в воздух с базы Leeuwarden для отработки различных сценариев боевых действий. Область учений располагалась в воздушном пространстве Нидерландов, Германии и Дании. В Нидерландах это были участки воздушного пространства с TRA01 и до TRA10. Эти участки расположены над Северным морем с ограничением по потолку FL550 (16,8 км). Во время учений полеты других самолетов в этих районах были запрещены управлением воздушного движения Нидерландов. Участники тренировались на полигонах Cornfield Range (Vlieland) и Marnewaard (к северо-западу от Groningen). Полигон Marnewaard используется для различных учений с участием авиации. На нем авиация отрабатывает поддержку сухопутных сил и флота. В учениях принимали участие авианаводчики голландской армии. Они указывали пилотам по радио точное местонахождение целей. Такое взаимодействие требует тесной взаимосвязи и предельной концентрации пилотов.

    В учениях принимали участие шестьдесят истребителей из Германии, Финляндии, Нидерландов, Польши, Испании и США. Управление истребителями осуществлялось с ВКП НАТО E-3 Sentry, базирующегося на немецкой базе Geilenkirchen. В обеспечении учений участвовали также четыре танкера из Нидерландов, Италии, Германии и Франции, базировавшиеся на АБ Эйндховен. Германия прислала десять истребителей EF2000 Eurofighter из TLG-31, АБ Nörvenich. Испания – шесть EF-18 Hornet из Ala 12, АБ Torrejón под Мадридом. От польской стороны участвовали шесть F-16 из Познани. Финские ВВС прислали шесть F-18 из разных эскадрилий. От Нидерландов летали восемь F-16 из АБ Volkel и Leeuwarden. Учения были организованы на базе 322 эскадрильи ВВС Нидерландов в Leeuwarden. В этом году самыми заметными участниками стали американские F-15 из Флориды и Орегона. F-15 национальной гвардии США редкие гости в Европе.

    159 истребительная эскадрилья (159th FS) входит в состав 125 истребительного крыла (125th FW) и базируется в Джексонвиле во Флориде. Кроме того, часть самолетов эскадрильи постоянно находится на базе резерва Homestead как подразделение быстрого реагирования. В период, когда 125th FW привлекается к операциям ВВС США, оно становится частью Боевого Авиационного Командования (ACC) в составе 1st Air Force. В настоящее время на вооружении 159th FS находятся истребители McDonnell Douglas F-15 Eagle. В 2006 г. эскадрилья получила F-15 модификаций C и D. Как правило, авиация национальной гвардии США состоит из самых старых самолетов ВВС. Самолеты эскадрильи имеют голубую молнию на хвосте. Так же на хвосте нанесена голубая полоса с белой каймой на которой нанесен текст Florida на внешней стороне хвоста и надпись 125th FW на внутренней. Главная задача подразделения – ПВО юга США.

    123я истребительная эскадрилья (123d FS) входит в состав 142 истребительного крыла (142nd FW) и базируется в Портленде, Орегон. На вооружении эскадрильи стоят McDonnell Douglas F-15C/D Eagle. Подразделение ведет свою историю с 30 июля 1940 года, когда была организована 123 наблюдательная эскадрилья. Самолеты эскадрильи несут на хвосте изображение ястреба с флагом Орегона в когтях. Также на хвост нанесена красная полоса с черной каймой. На внешней стороне хвоста имеется надпись Redhawks а на внутренней – Portland. Redhawks – это название 123й эскадрильи. Главная задача эскадрильи – защита воздушного пространства над западным побережьем США и истребители F-15 хорошо подходят для решения этой задачи.



    European Air Refueling Training 2015


    В период с 13 по 24 апреля 2015 года европейское оборонное агентство (EDA) во второй раз организовало европейскую тренировку по дозаправке в воздухе. Тренировка проходила на базе Европейского командования военно-транспортной авиации, которое расположено на авиабазе Eindhoven в Нидерландах. За две недели учений участники получили уникальный опыт работы в многонациональной среде. Экипажи должны были совместно планировать и выполнять задачи в рамках учений. Чтобы обеспечить тренировкам заправщиков реальную обстановку, они проводились одновременно с учениями Frisian Flag. В настоящее время учения EART – единственные в своем роде, которые регулярно проводятся в Европе. Первые учения EART проводились на авиабазе Эйндховен в 2014 г. И как и сейчас, они проводились одновременно с учениями Frisian Flag. Учения оказались чрезвычайно эффективными для экипажей танкеров, и было решено организовать продолжение в этом году. В 2015 г. в EART участвует четыре танкера – немецкий Airbus A310MRTT с авиабазы Koln-Bonn, французский C-135FR Stratotanker с авиабазы Istres-Le-Tube, итальянский Boeing KC-767 с авиабазы Pratica di Mare и голландский KDC-10 с авиабазы Эйндховен.

    Главная задача учений – улучшить взаимодействие экипажей заправщиков. В настоящее время ощущается нехватка координации между европейскими странами в вопросах дозаправки в воздухе. Во время учений экипажи обмениваются опытом между собой. Учения продолжаются в течение двух недель, во время которых сложность упражнений постепенно увеличивается. Учения начинаются с выполнения нескольких упражнений для отдельных заправщиков и доходят до вовлечения всех танкеров в обеспечение комбинированных воздушных операций. Последняя фаза включает обеспечение истребителей, действующих в рамках учений Frisian Flag. Таким образом, учения также обеспечивают тренировки экипажей истребителей. Во время учений выполняются различные виды упражнений. Такие как стандартная процедура рандеву, тактическая дозаправка в воздухе и групповые упражнения, такие как Link16, EMCON 3, Bailout поисково-спасательные операции (SAR). Танкеры, участвующие в учениях, выполняют по 1-2 вылета каждый день.

    Дозаправка в воздухе жизненно важна для обеспечения воздушных операций по всему миру. Эта технология усиливает эффективность действий авиации и поэтому является необходимой составляющей современных ВВС. Дозаправка в воздухе важна не только для операций боевой авиации, но и для всего спектра военных операций. Но, несмотря на эту важность, в последние годы европейские ВВС структурно зависели от возможностей американских дозаправщиков. Как, например, во время операции в Косово в 1999 г. или в Ливии в 2011. Сегодня европейские ВВС имеют в своем распоряжении около 40 заправщиков. По сравнению с США, в распоряжении которых около 500 самолетов-заправщиков, это небольшая величина. Помимо нехватки танкеров, в европейских ВВС также ощущается недостаток специальных тренировок экипажей заправщиков. И EART – одно из первых учений, призванных восполнить эту нехватку. Помимо практических сценариев, международные экипажи также отрабатывают оперативные процедуры, перенимая лучший опыт. Это позволит экипажам заправщиков лучше выполнять совместные задачи в будущем. Международное сотрудничество также стимулируется сертификацией экипажей Европейским Оборонным Агентством (EDA).

    Дозаправка в воздухе была определена EDA как одна из приоритетных задач программы «Объединение и участие» в ноябре 2011 г. На встрече в марте 2012 г. министры обороны европейских стран договорились развивать совместные операции по дозаправке в воздухе в будущем. На встрече было указано, что задачи развития возможностей по дозаправке имеют большое значение для европейских ВВС. Объединенный флот заправщиков должен быть способен обеспечивать операции НАТО. В будущем планируется создать единое командование заправщиков в Европе, которое будет иметь схожую организацию с EATC (Европейское командование воздушного транспорта). В соглашении приняли участие министры обороны Бельгии, Франции, Греции, Испании, Венгрии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии и Норвегии. Инициатива принадлежит Нидерландам и задачей является повышение возможностей европейского флота заправщиков. Рассматривается закупка новых самолетов для использования в качестве стратегических многофункциональных заправщиков и транспортных (MRTT). Обновленный флот заправщиков должен быть готов в 2020 г. Этот флот многофункциональных самолетов будет базироваться на четырех авиабазах, одной из которых станет Эйндховен. Остальные базы, скорее всего, будут располагаться в Испании, Польше и Норвегии.


    Алекс ван Нойе (Alex van Noye)
    май 2015 г.

    OKA, An-Z, sparrow and 3 others like this.
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для Д.Срибный
      Д.Срибный -
      Алекс, спасибо за репортаж! Как всегда отличные фотографии!
      А что там делал украинский Ан-12?
    1. Аватар для An-Z
      An-Z -
      Да, интересный репортажи и великолепные фото. Надо будет приехать как нибудь, поглядеть самому на это))