• Тяжелые авианесущие крейсера СССР/России

    Тяжелые авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов»

    «Адмирал Кузнецов» ЧСЗ 1.9.1982/4.12.1985 /25.12.1990 в строю
    «Варяг» ЧСЗ 4.12.1985/25.11.1988/ не достроен


    ТАВКР "Тбилиси" 1990



    Головной ТАВКР проекта 1143.5 при закладке получил название «Рига», 26.11.1982 переименован в «Леонид Брежнев», 11.8.1987 — в «Тбилиси» и 4.10.1990 — в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В последние годы в официальных документах именуется сокращенно «Адмиралом Кузнецовым». ТАВКР «Варяг» до 19.6.1990 назывался «Рига».

    «Адмирал Кузнецов» создавался как своего рода компромисс между линией развития кораблей с СВВП (проекты 1143, 1143.4) и разработанными в 1970-е гг., но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапультным взлетом самолетов и атомной ГЭУ (проекты 1160 и 1153). По концепции новый ТАВКР стал в гораздо большей степени авианосцем, чем были его предшественники, поскольку теперь в составе вооружения авиация играла первостепенную роль. Однако по субъективным причинам (советское правительство упорно не желало утверждать постройку более крупных, но и более совершенных кораблей) боевые возможности ТАВКР были ограничены уже на стадии техзадания.

    Тем не менее, появление «Адмирала Кузнецова» ознаменовало собой переход нашего флота на качественно новый уровень. Впервые на корабле вместо СВВП появились полноценные реактивные самолеты, причем отличные характеристики Су-27К (Су-33) в значительной степени компенсировали отсутствие на корабле катапульт. Отечественный ВМФ наконец-то получил «воздушный зонтик», без которого невозможно обеспечить ни боевую устойчивость надводных соединений, ни развертывание стратегических подводных лодок в районах действия неприятельской авиации ПЛО.

    ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 г. — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14800 м2, угловая часть размерами 205х26 м располагается под углом 7° к ДП. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. От предполагавшихся катапульт отказались на заключительном этапе разработки проекта — их заменили носовым трамплином с углом схода ЛА 14°. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.
    Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб. Ангар площадью 153х26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м) и вмещает 70% штатного числа ЛА. Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи ЛА на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование (НКЗ) прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т. ПТЗ шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная: на «Адмирале Кузнецове» пакетная (многослойная), на «Варяге» — монолитная.

    Энергетическая установка практически полностью повторяет примененную в проекте 1143.4, но за счет увеличенного запаса топлива дальность плавания 18-уз. ходом повысилась до 8000 миль. Автономность выросла в 1,5 раза и составила 45 суток.

    По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили ударными ПКР «Гранит», размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. В остальном вооружение корабля аналогично установленному на «Адмирале Горшкове», но вместо 100-мм АУ появились новейшие ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик». Проектная численность авиакрыла — 50 ЛА.

    Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1». На «Варяге» из-за проблем с доводкой комплекса «Марс-Пассат» последний решили заменить на 2 РЛС «Форум», для чего часть стенок «острова» с основаниями фазированных антенн были срезаны, что сильно изменило силуэт корабля.

    Служба

    «Адмирал Кузнецов»



    ТАВКР "Адмирал Кузнецов", 1991



    Закладывался дважды: 1.9.1982 под названием «Рига» и официально 22.2.1983 как «Леонид Брежнев». Швартовые испытания в Николаеве (лето 1989), затем — летно-конструкторские испытания авиационного вооружения. 1.11.1989 состоялась первая посадка самолета на палубу. Ходовые и государственные испытания (5—9.1990). Включен в состав КСФ 20.1.1991, доводочные работы завершены к 6.5.1991. Переход вокруг Европы в Североморск (1—20.12.1991). В течение 1990 г. пройдено 16232 мили, 1991 г. — 15650 миль. Отработка полетов авиакрыла и учебные стрельбы в Баренцевом море. За 1992 г. пройдено 5012, за 1993 г. — 5095, за 1994 г. — 5397 и за 1995 г. — 5467 миль. Возглавил многоцелевую группу в дальнем походе на Средизем. море (23.12.1995 —22.3.1996); за время боевой службы пройдено 14156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами. Нанес визиты в г. Тартус (Сирия, 29.1—2.2.1996) и на Мальту (17—19.2.1996). Больше за пределы Баренцева моря не выходил, базируется преимущественно в Росте (Мурманск).

    «Варяг»


    ТАВКР "Варяг", май 1999



    Заложен под названием «Рига» через 20 мин. после спуска на воду головного ТАВКР. 19.6.1990 переименован в «Варяг». В 1992 г., когда ТАВКР находился в стадии достройки на плаву со степенью технической готовности около 70%, строительство было прекращено. Искл. из списков флота 30.6.1993 и передан в собственность ЧСЗ. Продан Украиной на слом фирме из Макао, уведен на буксире из Николаева 14.6.2000. Почти 1,5 года простоял у входа в Босфор из-за отказа Турции пропустить корабль через Черноморские проливы. Проведен через Босфор только в 11.2001, после чего едва не был брошен в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма.

    От редакции: В настоящее время крейсер под именем «Shi Lang» (Ши Лан) прошел достройку в Китае и по состоянию на сентябрь 2012 г. проходит ходовые испытания. По завершению испытаний крейсер будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным кораблем. «Ши Лан» будет использоваться в качестве тренажёра пилотов и палубных самолётов до ввода в строй первого собственного китайского авианосца, который по данным Пентагона будет построен около 2015 г. При этом, однако, предполагается, что «Ши Лан» также будет в боевом строю.


    Авианосец «Shi Lang» на ходовых испытаниях. Спутниковая фотография © DigitalGlobe Inc.

    ТТХ ТАВКР «Адмирал Кузнецов» по состоянию на 1991 г.

    55 000/67 500 т, 304,5 (270 вл) х 72 (35 вл) х 10,5 м. 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 ПК КВГ-3, 200 000 л.с.=29 уз. Экипаж 1960 чел. + 626 чел.
    авиагруппа.
    12 ПУ ПКРК «Гранит», 6х8 ВПУ ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР), 8 ЗРАК «Кортик», 2 РБУ-12000 «Удав», 6х6 30-мм авт. АК-630М.

    Состав авиагруппы

    По проекту 36 истр. Су-27К, 14 верт. Ка-27.
    1996 15 истр. Су-33, 1 учебно-боевой самолет Су-25УТГ, 11 верт. Ка-27.