Являясь средним малозаметным истребителем, FC-31 по своим габаритам и массе вполне подходит для доработки в палубный истребитель. Тем не менее, даже после появления второго, в значительной степени усовершенствованного варианта FC-31, все равно необходимо провести большой объём работ по адаптации истребителя для базирования на авианосцах. Причем, объем этих работ может быть ничем не меньшим, чем при превращении в палубный истребитель самолета J-20. В то же время, из-за ограниченных возможностей силовой установки, сейчас трудно определить, уступает ли палубный вариант FC-31 палубному варианту F-35 или нет. По самым оптимистическим оценкам, все-таки немного уступает. И в этом плане J-20 выглядит предпочтительнее, а объём работ по переделке FC-31 в палубный вариант ничуть не меньше.
Отличительные особенности палубного варианта FC-31
Крыло, горизонтальное и вертикальное оперение 2 варианта FC-31 были спроектированы заново. Малозаметность и аэродинамика, в общем, улучшились, и, что особенно важно для палубного самолета, улучшились взлетно-посадочные характеристики.
Хотя размах крыла FC-31 невелик, но, учитывая специфику его эксплуатации на авианосцах, оно будет складным. Крыло будет складываться по линии, разделяющей элероны (нескладные) и закрылки. Общая площадь проекции уменьшится на 35% (по отношению к крылу в раскрытом положении). Но, несмотря на очевидные преимущества, применение складного крыла увеличивает массу конструкции на 120 кг, что для самолета, оснащенного двигателями WS-13 тягой всего в 8,7 тонн, достаточно ощутимо.
По размеру обтекатель РЛС сравнительно небольшой. Сама РЛС по размерам в основном соответствует размерам РЛС AN/APG-81 истребителя F-35. Если эти две РЛС спроектированы примерно на одном технологическом уровне, то возможности по обнаружению целей у них не могут сильно отличаться. Они могут отличаться лишь своим функционалом.
Для палубного варианта FC-31 на задней поверхности крыла должны быть установлены отдельные элероны и закрылки. По сравнению с интегрированной схемой рулевых поверхностей (элероны совмещены с закрылками), такая конструкция больше подходит для палубного самолета, т.к. улучшает его управляемость и точность пилотирования, а также увеличивают подъёмную силу. А для сухопутного варианта предпочтительнее использовать закрылки, совмещенные с элеронами, т.к. их стоимость ниже, вес меньше и их конструкция более простая.
В настоящее время самая большая проблема самолета FC-31 заключается в том, что процесс проектирования идет медленными темпами, устраняются выявленные недостатки. Но главной причиной этого является недостаточное финансирование, а также отсутствие четкого понимания области его применения. В настоящий момент инженеры приступили ко второму этапу проектных работ и испытаний более успешно развивающегося истребителя J-20, который обладает более высокими техническими характеристиками и более высоким общим техническим уровнем. Поэтому, если FC-31 не сможет подтвердить возможность достижения достаточно высокого уровня боеспособности при низкой стоимости производства и эксплуатации, тогда, в принципе, нет особого смысла вводить его в строй китайской истребительной авиации. Если говорить об оснащении китайского ВМФ палубными истребителями 5 поколения, то помимо стабильного государственного финансирования, учитывая состояние проектных работ и техническое состояние истребителя FC-31, осуществить проведение необходимых работ по переоборудованию его в палубный истребитель будет достаточно сложно. В частности, существует большая неопределенность в отношении того, будут ли достигнуты необходимые ТТХ.
На втором варианте FC-31 установлен отечественный двигатель WS-13Е тягой 8,7 тонн. За исключением чуть большей тяги, его общие характеристики примерно одинаковы с двигателем РД-93. Однако для второго варианта FC-31, вес которого вырос (по сравнению с первым вариантом) тяга все еще недостаточна. Особенно после того, как на втором варианте применили аэродинамическую схему и профиль крыла характерные для F-22, требования к характеристикам двигателя заметно возросли. Если палубный вариант в качестве силовой установки будет по-прежнему использовать WS-13Е, то его общие ЛТХ в будущем только ухудшатся (т.к. для палубного варианта надо использовать складное крыло, усиленные опоры шасси и т.д.). В таком случае он не будет иметь никакого преимущества перед пусть даже также не очень маневренным F-35.
WS-19 – это находящийся сейчас в разработке двигатель тягой 10 тонн, тяговооруженностью примерно 1,0. Это в будущем идеальная силовая установка для FC-31. Даже после увеличения массы самолета в результате переоборудования в палубный истребитель, его общие ЛТХ будут сопоставимы с ЛТХ истребителя J-20. Но в настоящий момент трудно сказать на какой стадии находится разработка этого двигателя. Но, по крайней мере, вероятность того, что эти двигатели будут готовы для установки на самолет ранее 2025 года, достаточно мала. И это очень плохо для переоборудования FC-31 в палубный истребитель.
Заново спроектированная передняя опора шасси. Установлен кронштейн для крепления к челноку катапульты.
Усиленные стойки основных опор шасси.
В хвостовой части самолета установлен посадочный гак.
Перевод с китайского и подготовка к публикации: Дмитрий Нагорный, администратор группы VK "PLAAF - ВВС Народно-освободительной армии Китая"
Сообщение форума