• Аэроплан Бреге



    Аэроплан, построенный Луи Бреге в сотрудничестве с профессором Рише, был назван жиропланом, но он не дал ожидаемых результатов. После этого Бреге изучил несколько моделей бипланов и остановился на типе, который мы опишем ниже; на нем Бреге добился прекрасных успехов, например, был побит рекорд полета с пассажирами. С военной точки зрения, аэроплан Бреге один из тех, которые заставляют обратить на себя особенное внимание. Многие из французских офицеров признали в нем простоту и большую прочность, касающиеся главным образом гибкости крыльев. Действительно эта гибкость позволяет крыльям применяться к воздушным вихрям, и в то же время является действительным средством против опрокидывающих эффектов. С другой стороны сила тяги на стяжки и связи значительно убавлена. Все это содействует замечательной устойчивости и абсолютной прямизне в полете. Благодаря специальному и очень простому расположению крыла отделяются от формы; поэтому аппарат может располагаться в пространстве от 3 до 4-х метров и 4 метра в высоту. Аэроплан Бреге-биплан содержит:

    • Несущие поверхности или крылья
    • Главную форму
    • Приспособление для поддержания поперечной устойчивости Аэропланную тележку
    • Стабилизирующее оперение
    • Руль глубины или высоты
    • Мотор и винт
    • Место пилота
    • Руль направления.



    Несущие поверхности или крылья. Несущие поверхности или крылья разделяются на две части в поперечном направлении. Нижние крылья прикреплены прямо к главной форме металлическими шарнирами. Неподвижная плоскость, занимая середину главной поверхности, строго прикрепленная к главной форме — служит связью между двумя частями верхних крыльев. Два простых подкоса из металлических трубок связывают между собой две несущие поверхности. В результате получается минимальное сопротивление в передвижении, а также большая легкость разборки и сборки аппарата. Крылья имеют единственный поперечный стержень, сделанный из металлической трубки; на нем нанизаны с легким трением деревянные ребра. Особые пружины скрепляют эти ребра с трубкой; они позволяют таким образом автоматически поддерживать определенное сопротивление по отношению к данной скорости аппарата, и смягчают толчки, происходящее от резких колебаний воздуха. Ширина крыльев верхней поверхности равняется 14-ти метрам и нижней поверхности 9 метрам, при длине по направлению движения 1,5 метра. Вся несущая поверхность равняется 34,5 кв. метрам. Главная продольная ферма разделяется на три части:

    1. Подмоторная часть, на которой находится мотор, резервуары и под которой расположена тележка, для спуска.
    2. Гондола, окованная железными листами, содержащая места пилота и пассажиров и органы управления.
    3. Собственно форма, сделанная из стальных трубок, обитая деревянным и матерчатым килем, который соединяет гондолу с хвостом.

    Аэропланная тележка. Аэропланная тележка одна из интереснейших частей аппарата Бреге. Тележка биплана Луи Бреге содержит в себе три колеса. 1) Впереди маленькое, в 50 см. в диаметре, связанное с вертикальным рулем сзади и позволяющее легко управлять аппаратом, когда он катится по земле до взлета или после спуска. Кроме того это колесо прикреплено к форме трубками, содержащими в себе амортизирующие рессоры. 2) Позади центра тяжести аппарата расположены два других колеса в 45 см. в диаметре, соединенные осью, длина которой равняется 2 метр. 10 см. Эти колеса прикреплены к форме амортизирующей подвеской.
    Эта система подвески имеет целью препятствовать резким спускам аппаратов. Она основана на законах вытеснения жидкостей. Пустой цилиндр, образуя тело насоса, соединен с катящимися колесами, на которых покоится аппарата. Внутри тела насоса движется поршень, прикрепленный своим штоком к одной из точек аэропланной тележки. Ход поршня зависит от желания. Тело насоса внутри наполнено жидкостью и поршень имеет несколько отверстий, позволяющих жидкости переходить из верхней части в нижнюю и наоборот. Когда аппарат поднят, другими словами находится в воздухе, — вес колес и тела насоса заставляют поршень опуститься до дна насоса и жидкость заполняет тело насоса над поршнем. Когда аппарат опускается, жидкость сильно сдавливается в теле насоса и вытекает через отверстие поршня со скоростью, пропорциональной корню квадратному из давления этой жидкости. Живая сила аппарата прогрессивно таким образом поглощается в то время, когда поршень в теле насоса опускается и живая сила аппарата превращается в теплоту, которая нагревает жидкость. При постоянных отверстиях, скорость спуска поршня пропорциональна скорости течении жидкости и следовательно пропорциональна квадратному корню из давления жидкости. Интересно то, что скорость опускания поршня можно сделать пропорциональной давлению или лучше квадрату этого давления жидкости, для чего необходимо, чтобы сечения отверстий были бы функцией скорости течения; этого результата можно достичь, снабдив поршень автоматическими клапанами с соответствующими по силе пружинами, или же сделать эти клапана управляемыми; площади отверстий таким образом будут функциями давления жидкости и могут быть урегулированы как угодно.

    Стабилизирующее оперение. Стабилизирующее оперение состоит из одной поверхности, которая в то же время является и несущей; она расположена позади основной продольной формы и имеет площадь около 3-х кв. метр. Эта поверхность может в то же время вращаться вокруг поперечной оси. Далее, эта поверхность соединена с вертикальным килем, и эта крестообразная совокупность одновременно служит рулем высоты и рулем направления. Она закреплена пружинами в положении равновесия, которое во время передвижения превосходно позволяет этому приспособлению играть роль двойного эластичного оперения.

    Приспособление для поддержаний поперечной устойчивости. Приспособление для поддержания поперечной устойчивости обеспечено V—образно расположенными крыльями и пружинными упорами, препятствующими пилоту вывести аппарат из состояния равновесия. Кроме того, пилот в своем распоряжении имеет управление искривлением несущих поверхностей в случае неожиданного бездействия других органов.

    Руль высоты. Руль высоты, устроенный, как мы уже говорили, из поверхности, расположенной позади формы, содействует в то же время восстановлению продольного равновесия. Биплан Бреге снабжен моторами различных типов, согласно преследуемой цели. Более ходкие типы современных моторов, применяемых в аппаратах Бреге, мотор Гном в 50, 70 и 100 HP, и мотор Рено 60 HP и т.д. Винт обыкновенно уменьшенный; он или же из дерева в 2 или 4 лопасти, а иногда из гибкого метала 3-х лопастной (система Бреге).

    Место пилота. Место пилота содержит штурвал, вращение которого приводит в действие руль направления. Этот штурвал посажен на подвижной рычаг, перемещения которого действуют на приспособление для поддержания продольного равновесия, которое служит в то же время, как это известно, рулем глубины. Действуя тем же рычагом направо и налево можно восстановить поперечную устойчивость. Отсюда следует, что пилот имеет под рукою средства управления одним органом, — различными приспособлениями, которые содействуют восстановлению равновесия аппарата. Место пилота расположено позади несущих поверхностей; это расположение составляет одну из особенностей аппарата Бреге, т.к. большей частью в других бипланах место пилота находится в передней части несущих поверхностей.

    Руль направления. Руль направления состоит, как у большинства аппаратов, из одной поверхности с вертикальной осью, помещенной на заднем краю фермы и позади стабилизирующего оперения.

    Главные данные.
    Несущие поверхности: 34,5 метр.
    Ширина верхней поверхности: 14 метр.
    Ширина нижней поверхности: 9 метр.
    Длина аппарата: 9 метр.
    Длина поверхности по направлению движения: 1,5 метр. Вертикальное расстояние между поверхностями; 1 метр. 80 см. Общая высота: 8,5 метра.
    Тип мотора: различный.
    Скорость: различная.
    Диаметр винта: различный.
    Шаг винта: различный.
    Число оборотов винта: различное.
    Скорость движения: от 75 до 110 км. в час.
    Общий вес аппарата: 540 кг.
    Нагрузка, приходящаяся на 1 кв. метр, — от 22-х кг. до 35-ти.

    Источник: Журнал «Воздухоплаватель» Императорского всероссийского аэро-клуба №12, 1911 г.