• Аварии и катастрофы Ту-22М


    Ту-22М3 на стоянке

    Потеряно в катастрофах 23 самолёта, погибло 47 человек личного состава.

    23 ноября 1973 г. катастрофа Ту-22М2 (экипаж Сасина)
    Казань, авиазавод = 2 = Заводской номер машины - «701» (7-я серия)
    Экипаж: КК Г.К Сасина, ПКК Б.В. Машковцева, ШК В.Ф. Мещерякова и ШК А.Е. Старостина на заводском Ту-22М2 летел на полигон для отстрела пушки. В районе Саратова появился дым в кабине. Экипаж попытался определить причину возгорания, но не смог этого сделать (впоследствии выяснилось, что сгорел трансформатор обогрева лобовых стекол). Приняли решение садиться на запасном аэродроме в Энгельсе.
    При подходе к аэродрому КК дал команду обесточить самолёт - выключить основные генераторы. ВШК перестарался и заодно выключил резервные генераторы. В процессе захода на посадку на Н=600 м ВШК отключил преобразователь ПТ-36, питающий рулевые приводы. При этом рули резко ушли в нейтральное положение, а самолет - в пикирование.
    КК приказал экипажу катапультироваться. Удалось только ВШК. У ШК при попытке покинуть машину, вероятно, не отлетел фонарь, и он погиб в кабине. Погиб и ПК. При осмотре места трагедии выяснилось, что он был не пристегнут. Эксперты предположили, что ПК отстегнулся, чтобы было удобнее наклониться вниз для определения источника дыма. Во время падения машины его перегрузкой вытащило из кресла и прижало к остеклению фонаря. КК катапультировался за несколько секунд до столкновения самолёта с землей на высоте ста метров, взрывная волна раскрыла купол парашюта. Лётчик получил тяжелые травмы, но остался жив.

    1974 г. авария серийного Ту-22М1
    При передаче Ту-22М2 (№403) заказчику на государственные испытания.
    Программу летных экспериментов по определению максимального веса машины на случай отказа одного из двигателей на взлете разбили на несколько этапов. Первый вылет выполнили с минимальным весом.
    Экипаж: летчики-испытатели Б.Л.Львов (НИИ ВВС) и Б.И.Веремей (ОКБ).
    Планировалось, обработав информацию, полученную в предыдущем полете, и определив вертикальную скорость, постепенно увеличивать взлетный вес машины. Но при подготовке одного из последующих полетов допустили серьезную ошибку, пропустив один из этапов.
    Испытательный полёт по программе прерванных и продолженных взлетов, после отрыва самолёта с одним работающим двигателем (второй двигатель выключен на разбеге согласно задания).
    Машина, оторвавшись от ВПП, набрала около 50 м. Попытка разогнать самолёт и перевести его в набор высоты привела лишь к его торможению. Не помогла уборка шасси и закрылков. Наоборот, с убранной механизацией самолет стал медленно и верно терять высоту. КК Б.Львов на взлете слишком рано убрал закрылки, несмотря на настойчивые предложения Веремея «подвыпустить» закрылки и тем самым прекратить опасную потерю высоты, не внял голосу разума, пытаясь решить проблему путем разгона самолёта за счет снижения.
    Самолёт упал в поле на стоявший совхозный трактор. От удара передняя часть самолёта вместе с кабиной оторвалась и, пропахав борозду на поле, остановилась, сохранив экипаж в сохранности. Все что осталось позади, на месте приземления, взорвалось и сгорело. Лётчик ГК НИИ ВВС получил перелом позвоночника.

    1 февраля 1979 г. авария Ту-22М2 (экипаж капитана В. И. Потапова)
    943 мрап ЧФ
    при выполнении захода на посадку на Аэр. Октябрьское из-за ошибочных действий экипажа в работе с оборудованием кабины произошел останов двигателей. Экипаж катапультировался

    11 мая 1979 г. катастрофа Ту-22М2 (экипаж капитана Кубракова В.В. 2 кл.)
    943 мрап ЧФ =1=
    День, ПМУ. При полёте по большой коробочке, на высоте 3400 м и приборной скорости 600 км/ч экипаж почувствовал резкий толчок и резкую вибрацию с увеличением ее частоты. Речевой информатор: «Проверь пожар. Проверь стреловидность. Выпусти шасси. Переключи 1 гидросистему на стабилизатор. Проверь давление в 1 гидросистеме».
    На отклонение штурвала самолёт не реагировал, и начал беспорядочно падать. С начала возникновения аварийной ситуации до столкновения самолёта с землей прошло 45 сек. Второй лётчик прыгнул самостоятельно, первым. Оператор и штурман принудительно катапультированы командиром. КК прыгнуть не смог и погиб. Самолёт начал разрушаться еще в воздухе вследствие сильных перегрузок.
    Причина катастрофы: разрушение турбины правого двигателя, лопатки пробили 8 т.б., что привело к взрыву 6-9 т.б. и разрушению киля.

    9 января 1980 г. авария Ту-22М (экипаж Широкожухова)
    Ту-22М2. Посадка с повышенной скоростью (315 км/ч вместо 290 км/ч), разрушилась правая стойка шасси.

    9 декабря 1981 г. авария Ту-22М (экипаж Першина)

    14 января 1982 г. катастрофа Ту-22М2 (экипаж майором В. М. Васильева)
    943 мрап, ЧФ =3=
    Катастрофа на взлете из-за потери продольной управляемости. ПКК катапультировался и остался жив, остальные члены экипажа погибли

    18 августа 1982 г. авария Ту-22М2 (экипаж подполковника А.Н.Митяева)
    568 мрап ТОФ

    12 апреля 1983 г. авария Ту-22М (экипаж Пономарёва)

    8 июля 1983 г. катастрофа Ту-22М (экипаж Цибулина)
    1229 тбап, в/ч 36737 =2=
    Метеоусловия: облачность 7 баллов, Н-нижней границы облаков 1 км, видимость 10 км, ветер слева под 80°, 2 м/сек.
    Экипаж зам. комэска по политической части капитана В.М.Цибулина, военного лётчика 1-го класса, выполнял взлет на маршрут ночью. После отрыва (через 7 с) на борту сработала сигнализация «Вибрация велика» левого двигателя. Удостоверившись в этом по стрелочному индикатору, командир корабля уменьшил режим работы левого двигателя, а затем перевел его на малый газ. Так как сигнал «Вибрация велика» не снимался, командир корабля в режиме набора высоты на высоте 140 м и скорости 480 км/ч выключил левый двигатель, о чем доложил руководителю полётов. При этом лётчик, очевидно, непроизвольно на время около 14 сек. уменьшил режим работы правого двигателя до 0,7 номинала, а затем по команде РП установил ему максимально форсажный режим.
    Продолжая набор высоты с вертикальной скоростью 2 - 3 м/сек., лётчик отвлек внимание на контроль вибрации и на высоте 215 м и скорости 450 км/ч вывел самолёт на критический угол атаки по УАСП. Остальные члены экипажа контроль за скоростью полёта упустили. Дальнейшее уменьшение скорости до 380 км/ч с набором высоты 250 м привело к выходу самолёта на режим сваливания. Самолёт перешел на энергичное неуправляемое снижение с переменными кренами от +20 до -70° и через 18 секунд столкнулся с землей, имея положительный угол тангажа 15° и правый крен 8°. Поступательная скорость составила 350 км/ч, вертикальная скорость снижения - 30 м/с.
    Опасность сложившейся аварийной ситуации командир корабля своевременно не определил. Много времени (около 10 сек.) потратил на доклад РП о непонятном положении самолёта. Команду на покидание самолёта не дал, решение на катапультирование принял на высоте 50 - 70 м (за 2 - 3 сек. до столкновения самолёта с землей) и только после команды на катапультирование от командира взлетевшего за ним самолёта, и наблюдавшего падение Ту-22М.
    Ввод в действие катапультируемого кресла КК совпал с началом разрушения самолёта.
    ПКК средствами аварийного покидания не воспользовался.
    ШО первым принял решение (самостоятельно) и покинул самолёт на высоте 120 - 150 м и скорости 355 км/ч при левом крене самолёта до 25° и вертикальной скорости 30 м/с.
    Штурман корабля покинул самолёт на высоте 100 - 120 м при левом крене до 60°. Полное наполнение купола произошло под воздействием взрывной волны. Приземление произошло в 15 м от взорвавшегося самолёта.
    Причины:
    Поспешные и несообразные с обстановкой действия КК при срабатывании аварийной сигнализации об опасной вибрации двигателя, потеря экипажем контроля за режимом полёта при возникновении особого случая, что привело к выходу самолёта на режим сваливания.
    Причиной ложного срабатывания сигнализации «Вибрация велика» явился отказ одного из элементов аппаратуры измерения вибрации ИВ-144. Ложное срабатывание системы привело к дезинформации КК и выключению им двигателя в полёте.
    Виновники: 1. Командир корабля капитан В.М.Цибулин; 2. Предприятие-изготовитель системы ИВ-144.
    видимо Ту-22М2. =1=

    18 января 1985 г. катастрофа Ту-22М2 (экипаж капитана А.А.Ширманова)
    568 мрап, Монгохто =4=
    Ночь, ПМУ, плановые полёты. Через 58 сек после начала разбега на Н=250 м, V=470 км/ч самолёт перешел в снижение с углом 120 и вертикальной скоростью до 40 м/с со скоростью до 650 км/ч без выключения форсажа, на удалении 1050 м и левее оси ВПП столкнулся с землей.
    На Н=250 м для уменьшения тангажа лётчик отдавал штурвал двойным триммированием для снятия нагрузки. В поисках ведущего экипаж отвлекся и упустил момент перехода на снижение. После команды РП «Выключи форсаж» за 2 сек до столкновения с землей сделали попытку вывести самолёт незначительным взятием штурвала на себя, не отдавая отчета о попадании в катастрофическую ситуацию. Экипаж погиб.
    Причин катастрофы много: вылет с интервалом в 3 мин вместо 2-х, неразбериха, перенос плановой и т.д.
    (штурман-оператор капитан Городников Виктор Петрович) - первая катастрофа самолета этого типа на ТОФ.

    8 февраля 1985 г. авария Ту-22М (экипаж Бондарева)
    Выполняя перелет из Дягилево в Воронеж, отключили левый двигатель из-за нарушения работы маслосистемы. Вслед за этим вышел из строя правый двигатель из-за обрыва лопатки одной из ступеней компрессора. Экипаж катапультировался, самолет потерян.

    Спустя три месяца потеряна еще одна машина. Из-за пожара (разрыв трубопровода) в хвостовой части самолета отказало управление. Экипаж спасся. (Мурсанков?)

    12 июля 1985 г. катастрофа Ту-22М2
    240 МРАП, Быхов =2=
    ком. АО майор В.М. Пеньков инстр. подполковник К.В.Борисов ком АЭ
    День, ПМУ. Полёт парой. На выравнивании, с 1 метра при скорости 310 км/ч самолёт увеличил тангаж с 50 до 18-190, пошел в набор и с высоты 40 м свалился на удалении 1120 м от начала ВПП. Самолёт столкнулся с полосой, стойки подломились. При дальнейшем движении самолёт стал разрушаться и загорелся. На 1520 м остановился и сгорел.
    Борисов два раза давал команду катапультироваться, один раз - командир. Штурман прыгнул на высоте 5 м, на нисходящей, штурман-оператор покинул самолёт после его остановки, командир и инструктор находились без сознания и были эвакуированы наземными службами. Борисов скончался на месте, Пеньков - в лазарете через 7 час.
    Причина: отказ рулевого привода из-за обрыва штока компенсатора усилия РП-63А и попадания стружки в золотник управления, что привело к самопроизвольному выходу его на полный рабочий ход.

    4 сентября 1985 г. катастрофа Ту-22М (экипаж подполковника Б.М.Карповсккого)
    1229 тбап=4=
    Экипаж командира полка выполнял полёт ночью по маршруту. При снижении на Н=4700 м и на скорости 600 км/ч самолёт вошел в кучево-дождевую облачность и подвергся интенсивной электризации и обледенению. В результате разряда статического электричества и ослепления произошла временная потеря экипажем пространственной ориентировки. Это привело к отклонению штурвала влево до 500, созданию большого крена и угла пикирования до 700. За 13 с до столкновения с землей выведен из крена, но из-за большой вертикальной скорости снижения и малого запаса высоты столкнулся с землей на скорости 1065 км/ч с углом тангажа 300, вертикальной Н=219 м/с и взорвался.
    Комиссия в своих выводах записала, что причиной гибели экипажа стало попадание машины в область грозовой активности. Однако, как заявил П.Дейнекин, истинная причина - отказ системы энергоснабжения и КК просто не имел возможности катапультировать экипаж, хотя самолёт в момент возникновения аварии находился на высоте 11000 м.

    16 мая 1986 г. авария Ту-22М2 (экипаж Мурсанкова С.Г.)
    52 тбап, Шайковка
    На взлете, после отрыва, произошел пожар СУ. Экипаж начал разворот на обратный посадочный, начался пожар 2-й СУ. КК довернул в озеро, т.к. был над г.Киров на высоте 80-60 м. КК катапультировал экипаж сам за 2-3 с до взрыва.
    Самолёт взорвался над проходной фаянсового завода (заправка 42 т).
    Экипаж жив, ШК повредил ногу. На земле погибло более 20 чел., остатки самолёта упали в озеро.
    Причина: перегорел на двигателе некондиционный топливный шланг.

    3 сентября 1986 г. поломка Ту-22М3 (экипаж Подчиненнова)
    У заходящего на посадку самолёта убрались закрылки и предкрылки, самолёт упал с высоты 30 м, оставил на земле 100-м колею и взлетел.

    29 января 1987 г. поломка Ту-22М (экипаж Смирнова)
    840 тбап, Сольцы
    Грубая посадка. Самолёт списали.

    4 марта 1987 г. авария Ту-22М2 (экипаж капитана А. Д. Бурундукова)
    170 мрап, БФ
    на взлете с максимальным весом произошло отключение двигателя. Командир прекратил взлет. При сходе самолета с ВПП от сильной тряски произошло самопроизвольное катапультирование летчика. ПКК катапультировался самостоятельно. Самолет разрушился, экипаж невредим.

    21 апреля 1987 г. авария Ту-22М2 (экипаж Копылова)
    840 тбап, Сольцы
    ЛТУ АЭ. На взлете заклинил стабилизатор в положении мах.кабрирования, самолёт вышел на закритический угол атаки и «свалившись» упал. Расследование установило: «нарушение продольной управляемости самолёта, из-за возникшей в механической проводке управления стабилизатора временного упора, приведшего к ограничениям управления штурвала». Проще говоря за штурвал что то попало. Версия - из приборной доски выпали часы или что то в этом роде. В РА57(рулевой агрегат) оторвался золотник и выдал команду на кабрирование.
    Экипаж катапультировался. КК-капитан Копылов, ПКК-Стрельцов, ШК-Мочалов, ШО-Храмков

    20 июля 1988 г. катастрофа Ту-22М3 (экипаж Лесняка)
    1225 тбап = 4 =
    Серышево. Экипаж из Белой на ЛТУ полка. Взлет ночью на маршрут. В процессе взлета на 32 секунде ШК и ПКК доложили об отказе своих указателей скорости (причина: из-за закупорки проводки динамического давления у КК, разница в показаниях скорости у членов экипажа. На 4-й минуте полёта на Н=1400 м самолёт вышел на второй режим, началась прогрессирующая поперечная раскачка с потерей высоты. Только через 2 мин. 20 сек. после начала раскачки на высоте 600-800 м капитан А.И.Лесняк доложил РП о случившемся. РП подал экипажу безграмотную команду на выключение демпферов. На шестой минуте полёта самолёт с большим положительным углом тангажа и левым креном столкнулся с землей, разрушился и сгорел.

    13 января 1989 г. катастрофа Ту-22М3 (экипаж майора В.Зерцалова)
    Монгохто = 4 = Авиации ВМФ
    Учебный полёт. После взлета при наборе высоты упал в Татарский пролив. Отказ управления. Не сработали штатные средства аварийного спасения. Спасатели обнаружили лишь тело второго пилота, у которого отсутствовал морской спасательный костюм, а резиновая лодка стала надуваться лишь тогда, когда вертолетчики затаскивали её в кабину.

    14 февраля 1989 г. катастрофа Ту-22М2 (экипаж капитана Г.В.Карпенко)
    52 тбап, Шайковка = 4 =
    Экипаж выполнял полёт ночью по маршруту с инструктором-лётчиком, зам.комдива полковником В.И. Логуновым
    На маршруте, после работы на а/п Калиновка (Крым) по команде ведущего группы экипаж Карпенко перешел в набор высоты с 1200 до 10100 м. После доклада о проходе 7000 м экипаж перестал информировать ведущего о своей высоте. На Н = 8100 м экипаж обнаружил отказ электропитания, на снижении сделали 3 попытки запуска ВСУ, окончательно разрядив АБ. Инструктор доложил на РЦ УВД Симферополь об отказе бортового электропитания и работе на аккумуляторе с просьбой обеспечить посадку на ближайший аэродром с простой погодой.
    По данным постов ПВО самолёт начал энергичное снижение по крутой траектории, после чего на экране РЛС отметка пропала. Экипаж штатными средствами спасения воспользоваться не смог и при столкновении с землей погиб. Самолёт упал в 36 км севернее города Мариуполя.
    Причина: отказ блока коммуникации 6-ти генераторов постоянного тока.

    ТУ-22М2, разбившегося ночью 14 февраля 1989г.в окрестностях села....
    В ту ночь вместе с самолетом погибли:
    командир корабля гвардии капитан Карпенко Геннадий Владимирович
    инструктор гвардии полковник Логунов Василий Иванович
    штурман корабля гвардии майор Семенов Николай Петрович
    штурман-оператор гвардии ст.лейтенант Вязников Сергей Иванович

    12 апреля 1989 г. катастрофа Ту-22М2
    Николаев, 33-й УЦ, 540 мрап = 3 =
    Упал на взлете. Катапультировались ШК и ШО (пилоты пытались парировать крен). Оператору высоты хватило. Штурман «вышел» из перевернутого самолёта. (или 540 МРАП)
    Причина: отвалилась ПЧК из-за усталости механизма поворота крыла.
    катастрофа на взлете Ту-22м2 пилотируемого заместителем начальника 33 ЦБП и ПЛС по политической части полковником А. И. Багаевым, в результате разрушения узла поворота консоли крыла. Штурман экипажа катапультировался и остался невредим. Командир корабля полковник А. И. Багаев, помощник командира корабля майор А. П. Полтавцев, второй штурман корабля майор А. Н. Полинер погибли.

    2 июня 1989 г. авария Ту-22М (экипаж Кузьмина)

    23 ноября 1989 г. катастрофа Ту-22М2
    570 мрап ТОФ =4=
    При возвращении с учебного задания упал в Татарский пролив
    при выполнении маршрутного полета с Аэр. Кам. Ручей в Татарском проливе предположительно из-за отказа системы управления потерпел катастрофу Ту-22м2, пилотируемый майором В. И. Зерцаловым (штурман корабля - капитан Гусев Владимир Леонидович, помощник командира ст. лейтенант С. А. Мавродиев) Как минимум два члена экипажа катапультировались, но погибли в ледяной воде до прилета спасательного вертолета.

    21 мая 1990 г. катастрофа ТУ-22М3
    943 мрап ЧФ
    при выполнении маршрутного полета в районе н.п. Зуя на самолете Ту-22м3 пилотируемом командиром отряда майором Ю. И. Захаревич произошел пожар на двигателе и потеря управляемости. Экипаж (командир корабля майор Ю. И. Захаревич, помощник командира корабля лейтенант С. И. Косарев, штурман корабля капитана В. Г. Шадрин, штурман-оператор подполковник А. П. Бурьянов) катапультировался, при этом штурман погиб из-за повреждения купола обломками взорвавшегося самолета;

    21 августа 1992 г. катастрофа Ту-22М3
    при полете в районе Аэр. Веселое на самолете Ту-22м3 пилотируемом майором А. А. Рылиным произошел пожар из-за воспламенения топлива вытекающего из бака. Самолет стал неуправляем по крену. Экипаж в составе: командира майора Рылина А.А., инструктора майора С. М. Пьянзина, штурмана корабля капитана В. В. Романенко, штурмана-оператора лейтенанта Кудзиева катапультировался. Самолет разбился, экипаж невредим.
    5 гв. мрап ЧФ, Весёлое (1,2 аэ ТУ-22м3, 3-я Ту-16) (Крым, Джанкойский р-н) =2=
    В полёте отрыв лопатки левого двигателя. Она прошила гидросистему - самолёт потерял управление. Из-за рассогласования стабилизаторов высоты самолёт в непроизвольной «бочке» падает. Разбился при заходе на посадку. Заходил со стороны Джанкоя. Упал в 5 км от торца ВПП, над пос. Зуи (юго-восточнее Симферополя). Упал на окраине, зацепив крайний двор. Погибли КК и ВШК

    27.11.1992 г. 568 морской ракетоносный авиационный полк ВВС ТОФ;
    При посадке на Аэр. Каменный Ручей днем в СМУ из-за ошибки летчиков произошла авария самолета Ту-22м2 пилотируемого капитаном С. И. Маховым. Самолет получил повреждения, экипаж невредим.

    9 сентября 1994 г.
    Во время исследовательского полета Ту-22М3, принадлежавший ЛИИ имени М.М.Громова, столкнулся с Ту-134, с которого велась видеосъемка картины обтекания крыла самолета-лаборатории.
    Ту-134 погиб, Ту-22М3 с фрагментами обшивки Ту-134 сумел дотянуть до аэродрома.

    8 июля 2004 г. катастрофа Ту-22М3 (экипаж Тяпкина)
    840 тбап, Сольцы = 4 =
    КК майор Тяпкин Олег, ШК майор Толстов Николай, ШО капитан Иванов Александр, ПК капитан Ласков Илья.
    При выполнении планового тренировочного полёта произошёл отказ генератора. Экипаж около 23:40 при заходе на посадку выпустил шасси и включил фары. На удалении 14 км от ВПП фары погасли, самолёт стало разворачивать. РП дал команду экипажу на катапультирование, но экипаж катапультироваться не смог.
    Заявление главкома ВВС В.Михайлова: «Да, там был отказ техники. На самолёте этого типа установлены четыре электрогенератора, один из которых отказал. В инструкции по эксплуатации написано очень мягко - отключить один генератор и вроде бы все должно быть нормально, однако не все оказалось так просто. Экипаж единственно в чем виноват - вовремя не доложил об отказе, и через 43 минуты произошла катастрофа. Когда до аэропорта оставалось 8 км, напряжение в бортовой электросети упало настолько, что катапультироваться было уже невозможно. Всего 15 вольт нужно, чтобы сработало катапультное устройство, но напряжения уже не было».

    ??.??.8? = Ту-22М3
    200 тбап, Бобруйск = 0 =
    На земле при запуске двигателя пожар. Самолёт сгорел.

    ??.??.8? = Ту-22М3
    132 тбап, Тарту = 0 =
    При пробе двигателей в ТЭЧ сгорел самолёт.

    ??.??.8? = Ту-22М3
    43 ЦБП и ПЛС, Дягилево, Рязань, = 0 =
    Полёт по кругу, помпаж одного двигателя, затем другого.
    Экипаж катапультировался, самолёт упал на поле с перегрузкой 3.5g.

    ??.??.90 катастрофа Ту-22М3
    43 ЦБП и ПЛС, Дягилево = 1 =
    Самолёт имел общий налет 70 часов. Переучивание экипажа из Стрыя. Н = 3100. ПМУ. Ночь. Зона на отработку запуска двигателя. Инструктор дал команду, что выключает правый двигатель, а сам выключил левый. КК дал команду ШО выключить генераторы правого двигателя. Начали дергаться, посадили АБ, при U = 17 вольт поднялся левый интерцептор. Экипаж катапультировался. ШО через 2 недели скончался.

    На Ту-22М3 в Николаеве ни было катастроф. Бортовой номер 71 - при разбеге оторвалась лопатка, произошло загорание хвостовой части, по команде РП прекратил взлет с выкатыванием на полосу безопасности, где потушен.
    После восстановления силами 1 АЭ и доработчиков из Казани был отправлен в ремонт в Калининград (Храброво).

    Информацию подготовил Homo Sapiens