• Аварии и катастрофы 3М/М-4


    3М Мясищева. Фото из коллекции Сергея Цветкова

    Потеряно в катастрофах 26 самолётов, погибло 156 человек личного состава.
    Из 116 «эмок», находившихся в эксплуатации, в авариях и катастрофах потеряно 27, ещё не менее трех М-4 разбились до поступления в части.
    Однако, по имеющимся данным, утрата 17 машин приходится на М-4.

    За первые три года эксплуатации в 201-й тбад произошло множество аварий и не менее шести катастроф. (Первый М-4 поступил в часть в феврале 1955 г.). В 1958 г. строевая эксплуатация всего парка М-4 из-за большого количества отказов и высокой аварийности остановлена более чем на год. За время простоя М-4 превратили в танкеры и провели комплекс доработок. В строю осталось чуть более 20 машин, из которых сформировали две эскадрильи заправщиков.

    21 марта 1955 г. катастрофа М-4M №5300609
    При перегонке в строевую часть попал в грозу =1=8?
    Погиб С.И.Леонов штурман-бортоператор

    15 июня 1955 г. катастрофа М-4М №5301013
    Во время приемо-сдаточных испытаний пожар, возникший в результате разрушения прослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления =8=

    25 августа 1955 г. катастрофа М-4 (экипаж Пронина)
    1096 тбап, Энгельс =7=
    При облете заводским экипажем самолёт после отрыва на высоте 25-40 м и угле крена 60-800 скользнул на крыло и, ударившись о землю, взорвался.
    Экипаж: И.Н.Пронин КК, В.К.Коккинаки 2-й пилот (брат знаменитых лётчиков), В.В.Васильев штурман, А.И.Зайцев штурман-оператор, К.И.Петухов б/радист, Д.Ф.Ковальский б/механик, Э.Л.Ильгисонис ведущий инженер-погиб.
    КК Пронин И.П., операторы Леонтьев С.И.

    26 июня 1956 г. катастрофа М-4M №5300912 (экипаж Вербицкого)
    1096 тбап, Энгельс =6=
    Экипаж Героя Советского Союза командира полка выполнял взлет. После отрыва от ВПП с высоты 20 м самолёт с прогрессирующим креном упал на землю.
    Экипаж: КК полковник А.В. Вербицкий, майор Н.П.Горчаков, подполковник И.Л.Спицын, майор В.К.Елпатов, капитан Л.И.Лежнев, ст.лейтенант И.Н.Глебов - погиб.
    капитан ЛЕЖНЕВ А.М. ст.лейтенант ГЛЕБОВ М.Н.

    17 августа 1957 г. катастрофа M-4M №5301417
    =6=

    23 августа 1957 г. катастрофа M-4M № 5302023
    =6=

    22 ноября 1957 г. катастрофа 3М
    =7=
    Экипаж взлетел с застопоренными рулями.
    майор Шилик В.И., капитан Салтынский Ю.М., капитан Казадаев Л.З, ст.лейтенант Землянухин В.М., лейтенант Глазко В.И., лейтенант Гагин П.А. экипаж из Энгельса (информация с монумента памяти 201 авиадивизии)
    капитан КОЗОДАЕВ А.Э. . старший лейтенант ГОЛОВИН Е.А. . сержант ГАЛИН П.А.

    18 марта 1958 г. катастрофа M-4M №6303235 (экипаж Машковского)
    Катастрофа при испытаниях с отключенными бустерами =6=
    Экипаж: КК С.Ф.Машковский, Э.Н.Пономарев 2-й пилот, И.Ф.Овчаренко штурман, А.Н.Котерев б/инженер, Л.Ф.Чижиков б/радист, Ю.С.Казанский инженер погиб, похоронен в Жуковском.

    ??.??.1958 г. М-4
    =7=Катастрофа.

    13 июля 1961 г. катастрофа 3М (экипаж Морозова)
    Энгельс =7=
    В 13.00 при взлете на Шауляй отворачивали от города, упали в реку.
    Экипаж: майор П.Н.Морозов, капитан Б.М.Рыбаков, подполковник Б.Л.Орлов, капитан М.М.Скуратов, ст.лейтенант А.П.Черных, лейтенант Н.И.Рыбалко, сержант Н.В.Моряков - погиб.
    12 июня (июля?)1961 г

    25 декабря 1961 г. катастрофа М-4 (экипаж Чувашова)
    40 тбап, Украинка =6=
    Метеоусловия: облачность 10 баллов, высота нижней границы облаков 900 метров, видимость 10 км, ветер слева под 30°, 5 - 6 м/с.
    Экипаж командира отряда в/ч 15499 майора Чувашова, военного лётчика 1-го класса, выполнял взлет с максимальной массой на маршрут. В процессе разбега на удалении 1400 метров от начала ВПП у самолёта появился прогрессирующий левый крен до 10°, что привело к касанию ВПП консолью левого крыла и сходу самолёта на грунт.
    Через 200 метров движения самолёта по грунту отломилась консольная часть левого крыла длиной 5,2 метра с неповрежденной подкрыльной стойкой. При дальнейшем движении с поднятым вверх правым крылом и увеличением разворота влево самолёт столкнулся с находящимся на стоянке самолётом. Самолёт майора Чувашова сгорел. Погибли шесть членов экипажа, кроме КОУ, но погиб КОУ самолёта ЗМ, находившегося на стоянке, который тоже сгорел.
    Причина: Разрушение левого крыла во время разбега из-за недостаточной прочности в районе 24 - 15 нервюр.
    Виновник: - Минавиапром
    Экипаж: майор Чувашов Д.М., капитан Баринов В.М., капитан Абдулкаримов М.Х., старший лейтенант Хрущ А.В., старший лейтенант Петров П.С., рядовой Ткачук А., старший сержант с/с Свешников В.А.

    25.12.1961 Катастрофа М-4 (в/ч 15499, авиабаза Украинка)

    25 декабря 1961 г. катастрофа 3М
    Украинка =1=
    Сгорел на стоянке после того, как в него врезался М-4. Погиб КОУ

    1962 г. катастрофа ЗМД №1801
    Пожар на борту. Экипаж погиб =7=

    8 марта 1963 г. катастрофа двух самолётов 3М (экипажи Середы и Гильмитдинова)
    40 тбап, Украинка, в/ч 15499 =5+5=
    Метеоусловия: облачность 10 баллов, высота верхней границы облаков 3000 метров, видимость 10 км.
    Экипажи комэска подполковника Середы И.Н. и командира отряда майора Гильмитдинова Н. Г., военных лётчиков 1-го класса, выполняли полёт ночью на дальность над океаном в плотных боевых порядках на ЛТУ полка на 30-секундной временной дистанции, эшелонированные через 300 метров, на эшелоне 11600 - 11900 метров.
    В полёте, командир ведомого экипажа майор Гильмитдинов неоднократно нарушал боевой порядок и режим полёта. Он вплотную подходил к ведущему и даже выходил на его траверз на одной высоте, создавая угрозу столкновения. Об опасных сближениях майор Гильмитдинов неоднократно предупреждался членами обоих экипажей. Кроме того, подполковник Середа дважды давал команду ведомому занять свое место в боевом порядке. Пренебрегая этими требованиями и проявляя крайнюю недисциплинированность, Гильмитдинов продолжал лететь рядом с ведущим и отвечал по радио: «Вас понял, все вижу, у меня эшелон». При очередном сближении и при переходе с левой на правую сторону с потерей высоты произошло столкновение самолётов. Самолёты разрушились и сгорели. 10 членов экипажа, включая обоих командиров, погибли, шесть членов экипажа катапультировались и приземлились на парашютах.
    Личная недисциплинированность майора Гильмитдинова не явилась случайной. Он и ранее допускал в полёте сближение самолётов, о которых командование полка знало. Командир полка, отмечая некоторые успехи Гильмитдинова в заправке топливом в полёте, стал чрезмерно хвалить его, что привело к зазнайству, высокомерию, переоценке своих сил, пренебрежению к товарищам. Этому способствовали близкие отношения с подполковником Середой, которые привели на службе к панибратству. Все это и привело в итоге к катастрофе и гибели людей.
    Причины: Недисциплинированность майора Гильмитдинова и невыполнение обязанностей подполковником Середой.
    Виновники:
    1. Майор Гильмитдинов Н. Г.
    2. Подполковник Середа И. Н.
    Экипаж: подполковник Середа И.Н., капитан Свистухин Ж.Н., капитан Потапкин В.К., ст.лейтенант Стрекалов В.Е., ст.лейтенант Анохин В.В.;
    Экипаж: майор Гильмитдинов Н.Г., капитан Соболев А.В., капитан Маков А.С., лейтенант Гайдай В.А., ст.лейтенант Ракецкий Н.А., ст.лейтенант Сорин Э.Е.

    08.04.1963 Катастрофа 3М (в/ч 15499, авиабаза Украинка):
    Метеоусловия: облачность 10 баллов, высота верхней границы облаков 3000 метров, видимость 10 км.
    Экипажи командира эскадрильи подполковника Середы И.Н. и командира отряда майора Гильмитдинова Н. Г., военных летчиков 1-го класса, , выполняли полет ночью на дальность в плотных боевых порядках на ЛТУ полка на 30-секундной временной дистанции, эшелонированные через 300 метров, на эшелоне 11600 - 11900 метров.
    В полете, командир ведомого экипажа майор Гильмитдинов неоднократно нарушал боевой порядок и режим полета. Он вплотную подходил к ведущему и даже выходил на его траверз на одной высоте, создавая угрозу столкновения. Об опасных сближениях майор Гильмитдинов неоднократно предупреждался членами обоих экипажей. Кроме того, подполковник Середа дважды давал команду ведомому занять свое место в боевом порядке. Пренебрегая этими требованиями и проявляя крайнюю недисциплинированность, Гильмитдинов продолжал лететь рядом с ведущим и отвечал по радио: «Вас понял, все вижу, у меня эшелон». При очередном сближении и при переходе с левой на правую сторону с потерей высоты произошло столкновение самолетов. Самолеты разрушились и сгорели. Десять членов экипажа, включая обоих командиров, погибли, шесть членов экипажа катапультировались и приземлились на парашютах.

    5 мая 1965 г. катастрофа ЗМД №1301 (экипаж Болдинского) или 4 мая
    79 тбап, Украинка =8=
    Экипаж командира дивизии полковника В.И.Болдинского выполнял контрольный полёт в паре с другим бомбардировщиком над Охотским морем в облаках на высоте 600 м. В процессе полёта уклонился от маршрута в сторону береговой черты. Самолёт столкнулся с сопкой, взорвался и сгорел. Экипаж погиб.
    Очевидно, Болдинский и его штурман не учли, что по курсу находились сопки высотой до 1200 м.
    погибли полковник Болдинский В.И., подполковник Лопатин А.Я., подполковник Севастьяненко П.И., подполковник Чепурнаев В.М., майор Саньков В., капитан Лысенко И.И., ст сержант Дроздов И.А.

    27 мая 1966 г. столкновение в воздухе Ту-95К и М-4-II (экипажи Гершуненко и Васильева)
    Экипажи командира эскадрильи в/ч 06679 подполковника Гершуненко и заместителя командира в/ч 45172 майора Васильева, военных лётчиков 1-го класса, выполняли полёт днем по маршруту с двумя дозаправками Ту-95К в воздухе и четырьмя «сухими» контактированиями. После дозаправки экипаж Ту-95К должен был произвести фотострельбы по М-4. Выполнив основную, наиболее сложную часть задания по дозаправке и контактированию, подполковник Гершуненко приступил к выполнению маневра по обгону М-4 для фотострельбы.
    Заданием предусматривалось, что обгон должен производиться справа от заправщика на интервале 300 метров и с принижением 300 метров. Однако подполковник Гершуненко, считая, что ему, опытному лётчику, не обязательно выдерживать определенные заданием безопасные интервал и принижение, сознательно нарушил установленный маневр и обгон производил на сокращенных расстояниях. Поравнявшись с М-4, он прекратил за ним дальнейшее наблюдение, полагая, что наблюдение ведут остальные члены экипажа, а сам занялся выполнением операций с оборудованием в кабине, которые обязан выполнять помощник командира корабля. Остальные члены экипажа наблюдения за танкером не вели, полагая, что этим занимается командир.
    Выполняя не свойственные командиру корабля операции с оборудованием кабины, подполковник Гершуненко отвлекся от пилотирования самолётом и допустил незначительный левый крен с небольшим набором высоты. В результате Ту-95К сблизился с М-4, оказавшись под ним, и ударил хвостовым оперением снизу по передней части фюзеляжа танкера. Командир М-4 майор Васильев в период перестроения за воздушной обстановкой не следил и не потребовал этого от экипажа. Его помощник за Ту-95 тоже не следил (хотя самолёт подходил справа) и столкновения не предотвратил.
    Столкновение было неожиданным для обоих экипажей. В результате на Ту-95К были разрушены часть киля, половина руля направления, правая часть стабилизатора, часть руля высоты. На М-4 выведены из строя два двигателя, разрушены створки шасси, повреждена топливная система. Экипажи произвели посадку на поврежденных самолётах на ближайших аэродромах.

    Осень 1969 г.
    Украинка
    После возвращения самолета из очередного суточного полета по облету границ СССР, при проведении послеполетных работ, при извлечении кислородных баллонов, солдат уронил баллон в помещении между кабиной пилотов и бомбовым отсеком, вентиль сорвало и от искры начался сильный пожар, в результате которого выгорела кабина пилота, прилегающие помещения и прилегающая часть бомбового отсека. Пострадало только оборудование и кабели, конструктивные элементы не пострадали. Чтобы избежать возможного серьезного наказания, командир дивизии дал обязательство, что самолет будет восстановлен своими силами. Собрали бригаду из 6 инженеров-двухгодичников и за год самолет полностью восстановили. После этого самолет необходимо было перегнать на ремонтный завод в Рязань, но летчики категорически отказывались лететь на «самодельном» самолете. В конце концов перегнали и оказалось, что ремонт был выполнен идеально, никаких претензий у завода не было и самолет был принят в эксплуатацию.Видимо, этот случай не попал в официальные отчеты, так как в результате самолет остался в эксплуатации.



    25 января 1971 г. катастрофа М-4 (экипаж Бондаренко)
    1230 тбап, Энгельс =7=
    Экипаж командира отряда выполнял перелет с тундрового аэродрома Воркута (Советский) на аэродром Энгельс.
    Взлет выполнялся с максимальной взлётной массой 180 т. Отрыв произошел на удалении 2800 м от начала ВПП без крена. На высоте 5-8 м образовался небольшой левый крен, в последующем крен начал энергично увеличиваться и самолёт стал разворачиваться влево с набором высоты. С креном 60-650 самолёт левой консолью крыла задел за снежный бруствер, перевернулся и в перевернутом положении «вверх колесами» ударился о землю на расстоянии 85 м левее полосы и 720 м от места отрыва. Самолёт разрушился и частично сгорел.
    Причина: выход самолёта на закритические углы атаки из-за совпадения процесса «вздыбливания» с продольной раскачкой самолёта. Эти особенности являются конструктивными недостатками самолета М-4, выявленные при государственных испытаниях
    Из восьми членов экипажа семь погибли: майор В.П.Бондаренко, капитан И.И.Шаров, капитан Н.С.Демченко, капитан М.Н.Нурмыев, старший лейтенант А.С.Седов, старшина В.В.Щербаков, старший сержант В.А.Сигарев, майор БОНДАРЕНКО В.Я.

    15.04.71 г. КАТАСТРОФА САМОЛЕТА 3МС-2
    Экипаж командира корабля майора Лыбина Г.А., выполнял перелет ночью с аэродрома Энгельс на аэродром Оленья. Выполнив полет по маршруту, экипаж вышел на аэродром Оленья. На пробеге произошло несколько отделений самолета от ВПП. Четвертое приземление произошло с большим углом тангажа и левым креном на удалении 1693 м от начала и в 30 м левее оси ВПП с ударом левой плоскостью о грунт и кормовой кабины о ВПП, которые при этом начали разрушаться, затем основные колеса отделились от земли и самолет, пролетев 130 м, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел. Экипаж в составе 8 человек погиб.
    майор ЛЫБИН Г.А. капитан ДАВЫДЕНКО Ю.С. капитан КАШКАРОВ Е.М. ст.лейтенант ХМЕЛИНИН Г.Н. капитан КАРИКАНОВ М.С. капитан ПЛЕШАЧКОВ А.Д. мл.сержант БУРЫКИН Л.П. борттехник капитан Лазирский Андрей

    Уточнение по катастрофам (приложение к книге Рощина):
    - к катастрофе 15.04.71 экипажа м-ра Лыбина Г.А. - не к-н Кариканов М.С., а к-н Корепанов И.С.;
    Экипаж в составе 8 человек погиб. капитан КАШКАРОВ Е.М.. капитан КАРИКАНОВ М.С., борттехник капитан Лазирский Андрей


    ??.??.71 г. катастрофа 3М
    Зима 1972 г.
    201 тбад =7=
    В ходе ЛТУ танкеры 201-й тбад обслуживали Ту-95КД 106-й тбад, работавшие с ледового аэродрома Оленья. После расцепки заправщик остался с малым запасом топлива, не позволявшим долететь до ближайшего «внеклассного» аэродрома Большой Земли, и командир запросил разрешения садиться в Оленьей. Руководивший полётами начальник штаба 106-й тбад запросил разрешения у Москвы. Переговоры затянулись, в верхах никто не желал брать ответственность на себя. А тем временем положение осложнилось: посреди ВПП застрял Ту-95КД, и стащить его имевшимися средствами не удавалось. Командир 3М, кружившей на последнем керосине, радировал, что обойдет Ту-95 - полоса была достаточно широкой. И руководитель полётов принял решение.
    Танкер чётко выполнил заход, но полоса, горбом вздымающаяся к середине, закрыла от лётчиков место аварии Ту-95. Когда пилоты его увидели, было уже поздно. Пытаясь уйти от столкновения, 3М сошёл с ВПП и вспыхнул. Из экипажа не выжил никто. Начальника штаба 106-й тбад сняли с должности.

    29 февраля 1972 г. происшествие на борту танкера ЗМ (экипаж майора А.Г.Игнатьева)
    На высоте 11000 м разрушился левый блистер передней гермокабины, что вызвало её мгновенную разгерметизацию. Кислородные маски у лётчиков были сняты, и они потеряли сознание. Лишившийся управления самолёт начал снижаться по спирали со значительным левым креном. Сидевший в одиночестве в задней кабине командир огневых установок после безуспешных попыток связаться с остальными членами экипажа посчитал, что катастрофа неизбежна, и на высоте 4800 м катапультировался. Однако трагедию предотвратил борттехник, который надел маски на лётчиков и привел их в чувство.

    15 апреля 1972 г. катастрофа 3МС-2 (экипаж Лыбина)
    1096 тбап, Энгельс =8=
    Перелёт Энгельс-Оленья ночью. Группа из 5 самолётов ЗМ садилась на покрытую мокрым снегом ВПП при сильном боковом ветре.
    Первый самолёт сошёл в сторону с полосы, повредив более 2 км боковых осветительных огней. При этом погасли ограничительные огни торца полосы.
    Выкатилась за пределы ВПП и застряла в грунте ещё одна машина.
    3МС-2 приземлился с перелетом в 1000 м, на повышенной скорости и на переднюю опору шасси. На пробеге произошло несколько отделений самолёта от ВПП. Четвертое приземление произошло с большим углом тангажа и левым креном на удалении 1693 м от начала и в 30 м левее оси ВПП с ударом левой плоскостью о грунт и кормовой кабины о ВПП, которые при этом начали разрушаться, затем основные колеса отделились от земли и самолёт, пролетев 130 м, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел.
    Экипаж: майор Г.А.Лыбин, капитан Ю.С.Довыденко, капитан Е.И.Кашкаров,.капитан И.С.Кореканов, капитан А.Д.Плешачков, капитан Лазирский А.М., ст.лейтенант Г.Н.Хмелинин, ст.сержант Л.П.Бурыкин - погиб.

    13 июля 1972 г. поломка М-4 (экипаж Заседателева)
    Во время ночной посадки на аэродром Семипалатинск после неудачных попыток выпустить стойки шасси аварийно и «выжать» их перегрузкой, с земли поступил приказ покинуть машину. Но командир решил сажать самолёт на фюзеляж на неосвещенную запасную грунтовую ВПП. Это ему удалось. Самолёт отремонтировали и вернули в строй.

    17 сентября 1974 г. катастрофа M-4-II (экипаж майора Л.Н.Станиславского)
    40 тбап=2=
    После взлета в наборе высоты 4500 м при затормаживании колес шасси уже в нише лопнула камера правого заднего колеса. Гидросмесь вылилась на горячие барабаны, воспламенилась, а от нее загорелись пневматики. Через 9 минут это привело к взрыву расположенных рядом топливных баков, тем не менее, объятый пламенем танкер продолжал лететь.
    Через 2 мин. 15 сек. с начала развития аварийной ситуации КК дал команду: «Экипаж покинуть самолёт». В дальнейшем пожар, охвативший самолёт, привел к взрыву и разрушению его в воздухе. Шесть членов экипажа катапультировались и благополучно приземлились. КК катапультировался, но сгорел в воздухе. Воздушный стрелок катапультироваться не смог и погиб.
    погиб стрелок рядовой Угланов А.Ф.

    11 марта 1975 г. авария ЗМ (экипаж Клемешева)

    13 мая 1975 г. катастрофа ЗМ (экипаж Крылова)
    1230 тбап, Энгельс =6=
    Экипаж с инструктором полковником Блинковым выполнял полёт по маршруту днем в составе пары самолётов.
    После взлета на 10-й минуте полёта при наборе высоты 5000 м старший борттехник доложил командиру корабля о повышении температуры до 1000С на левом борту грузолюка. Экипаж проверил включение противообледенительной системы, но температура продолжала расти.
    На 13 минуте отказала УКВ-радиосвязь. Установить связь с РП на резервной КВ-радиостанции экипаж не смог. Лётчик-инструктор на 17-й минуте полёта принял решение прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродроме взлёта. Однако из-за обильного поступления дыма в переднюю кабину, а затем в заднюю и докладов членов экипажа о пожаре инструктор принял решение покинуть самолёт. Были выключены все электропотребители, система наддува и дана команда: «Приготовиться к катапультированию». На 20-й минуте покинул самолёт КОУ, на 23-й минуте отказало СПУ и еще через 2 мин 7 сек произошло разрушение самолёта в воздухе.
    Из-за взрыва самолёта в воздухе погибли 6 членов экипажа: полковник В.И.Блинков - командира полка, майор С.А.Крылов, капитан В.К.Фирулев, лейтенант В.М.Черноусов, капитан Е.И.Серов, прапорщик В.Г.Тарановский

    17 апреля 1978 г. авария М-4 (экипаж Богомолова)

    ??.??.1977 г. катастрофа 3М
    Хороль =6=
    Разбился при посадке

    8 июля 1978 г. катастрофа ЗМ (экипаж майора В.В.Усова)
    40 тбап, Украинка =2=
    Экипаж с инструктором майором В.М.Смирновым выполнял полёт по кругу при минимуме погоды ночью.
    После ухода на второй круг при выполнении первого разворота отказал второй двигатель и возник пожар. Правый лётчик выключил исправный двигатель. Очевидно, состояние этого пилота передалось экипажу, началась неразбериха и паника, в которой были включены огнетушители исправного, но неработавшего двигателя. В итоге пожар разрастался, и через 4 мин 30 с экипаж начал покидать корабль. Лётчики покинули самолёт, не обеспечив покидания его всеми членами экипажа (не сбросили давление воздуха из камер герметизации люков). По этой причине СВСР Харченко и СБТ не смогли сбросить крышки люков и катапультироваться, что привело к их гибели. Остальные члены экипажа покинули самолёт.
    Погибли ст л-т Хамзин Р.М., прапорщик Харченко А.А.

    8 августа 1984 г. катастрофа ЗМ (экипаж Тухватулина)
    1096 тбап, Энгельс =5=
    Экипаж зам.начальника ОБП 37 ВА выполнял взлет для полёта по маршруту. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара самолёт потерял поперечную устойчивость и возник крен 60-700. Самолёт потерял высоту и столкнулся с землей. ВШК и КОУ катапультировались. Погибли: полковник Тухватулин Вил Рахманович, майор Козионов Виктор Алексеевич, капитан Миронов Константин Константинович, капитан Шабрин Николай Васильевич, прапорщик Воротников Александр Васильевич
    большой крен возник из-за того, что они пытались развернуть машину и сесть на аэродром.. Кстати, один из выживших прыгнул без команды, а второй по команде
    По катастрофе Тухватулина! Технические аспекты катастрофы трагичнее и обреченность экипажа была предопределена. В наборе у него не двигатель загорелся, а из-за конструктивной недоработки 40 литровый бак с пусковым бензином находился рядом с двигателем и!!! трубопроводом системы наддува кабины экипажа. В том месте был злополучный фланец, который расстыковался и горячий воздух из двигателя с температурой около 300-400 градусов на взлетном режиме работы двигателей пошел на бак результатом чего стал мощный взрыв с разрушением конструкции крыла и снятием большой площади обшивки крыла. Большой поперечный момент в левую сторону, компенсировать который экипажу не удалось, только уменьшить и изменить траекторию снижения, что не позволило самолету упасть на населенный пункт Генеральское. Ну и как часто бывает в такой ситуации борьба экипажа за самолет в аварийный самолет съела отведенные время на спасение, они прошли критическую высоту , особенно на самолетах того периода с системой покидания вниз Ту-22 Ту-16, минимальная высота покидания 350 метров, что погубило многие экипажи.

    1 июля 1985 г. авария М-4 (экипаж Тимченко)
    В процессе выравнивания самолет сваливается, сгорает за 20 минут. Экипаж успел покинуть самолет.

    16 октября 1986 г. авария М-4 (экипаж Архипова)
    В Чагане на учениях, которыми руководил будущий ГК ок.22.00 ЭМКА садилась с курсом 260. Командир, поняв, что садится до полосы, потянул штурвал, но было поздно. В результате крылом зацепил прожектор, в котором ужинали бойцы. Узбека Арипова выбросило из кабины и припечатало в соседний АПМ. Но если бы не прожектор, то ЭМКА воткнулась бы в СКП на котором кроме смены находились зам.комдива Башкиров, комбат обс и рто Тельнов. А так по огибающей проскочила и в метрах 200 от СКП сгорела.
    после грубой посадки/задняя стойка выскочила в ф-ж, с-т сошёл с ВПП, разбил авто с прожектором, водитель-солдат погиб на месте, пропахав метров 200,загорелся и прим, через 20-30мин,от него остался только хвост.

    2 случая подряд дали повод сомневаться в правильности показаний указателей скорости. И в течении 87 года экипаж испытателей облетал все М4 в паре с самолетом лабораторией Ту-134 уточняли поправки к указателям скорости. И в этом же 87 году на посадке в Семипалатинске складывается задняя стойка шасси. После остановки начинается пожар хвостовой части. Команда спасателей и экипаж чудом смогли в последние секунды вытащить КОУ с кормомой кабины. Аварийный люк заклинило. Хвост почти полностью сгорел. Остальное потушили. Помощник в процессе аврийного покидания через форточку навернулся с 6 метровой высоты раздробил ступни ног, хромал потом года 2. Самолет долго еще стоял было решение восстановить его поменяв хвостовую часть. Пошел на металлолом.

    10 февраля 1987 г. поломка М-4 (экипаж Коваленко)

    16 мая 1992 г. катастрофа двух 3МС-II
    Энгельс =5+6(11)= Столкновение в воздухе.
    Экипаж майора Саюк
    Погибли: майора А.М.Саюк, майор В.В.Сироткин, майор И.О.Киселев, ст.лейтенант В.Н.Лицов, капитан К.Довранов, прапорщик Л.Н.Василенко, прапорщик В.А.Шербич

    Экипаж майора Челяпина
    Погибли: капитан А.Ф.Мостовский, капитан Г.В.Архипенко, прапорщик Ю.В.Федотов, прапорщик В.А.Ежов

    Часть обоих экипажей успела катапультироваться
    небольшое уточнение вместо: 1) Добрякова -к-н Довранов Курбан- сбт 2) пр-к Шербич-коу
    капитан ДОВРАНОВ И.Д. прапорщик ВАСИЛЕНКО Л.И. прапорщик ЩЕРБИЧ В.А.

    Неизвестна дата и обстоятельства 2-х экипажей из Энгельса (информация с монумента памяти членам экипажей самолётов М-4 и 3М 201 авиадивизии) погибших в катастрофах:
    капитан Ахмедшин К.Ф., ст. лейтенант Баишев Е.П., капитан Лазирский А.М., ст. лейтенант Дрёмов Н.П., еф-р Позднеев В.В., мл.сержант Моряков Н.В.;
    капитан Афиногентов, подполковникк Астафьев К.И., капитан Прозоров М.И., лейтенант Руденко Д.И., капитан Ильченко А.И., лейтенант Пашенин С.Г., р. Бабын Р.И.

    За весь период эксплуатации потеряно четыре заправщика 3МС-II и 3МН-II, в т.ч. 2 - 16.05.1992

    Информацию подготовил: Homo Sapiens
    Fencer likes this.