• Музей ВВС Швеции

    Андрей Зинчук

    Музей ВВС Швеции находится в городе Malmslätt, около 7 км в западу от Linköping.

    Музей состоит из двух залов соединённых офисным перешейком, в котором имеется сувенирный магазинчик, весьма скромный надо сказать.
    Первый зал посвящён развитию ВВС Швеции. В нём экспонируется около 30 самолётов и пара вертолётов. Из за особенностей шведского нейтралитета в этом зале можно увидеть прекрасно сохранившиеся самолёты, которые поступали на вооружение ВВС Швеции от стран-противников в обоих мировых войнах. Рядышком стоят два британских биплана Hawker Hart и Gloster Gladiator с опознавательными знаками Финских ВВС. С началом "Зимней войны" в Швеции была сформирована авиагруппа из этих самолётов для ведения боевых действий против СССР и 4 месяца она провоевала в Финляндии. Рядышком приткнулся голландский Fokker CVE, тоже участник той войны.

    Декларируемое неприятие действий стран "Оси" не мешало закупать шведам у них авиационную техникуи долго её эксплуатировать, поэтому мы сейчас можем прикоснуться к единственному сохранившемуся по сей день Junkers Ju-86К (W.Nr. 0869412), такому же раритету Do-17 и чуть более распространённому Fieseler Storch. По своему уникальна коллекция итальянских самолётов Fiat CR 42 (всего 4 таких самолёта сохранилось в мире), и Reggiane 2000. Са.313 хоть и является репликой, но выполнен на очень хорошем уровне.

    Так же хорошо представлены шведские авиационные разработки. Одноместный истребитель Saab 21 является уникальным в том отношении, что он был единственным в мире самолетом, который выпускался в серии как с поршневым, так и с турбореактивным двигателем. Обе этих модификации представлены в экспозиции музея.

    Второй зал посвящён "Холодной войне". Основа экспозиции этого зала останки самолёта-шпиона, сбитого "коварными коммунистами", якобы над нейтральными водами Балтики. Самолёт был поднят в 2005 году со дна Балтийского моря. Сбитый в 1952 году советскими войсками ПВО шведский самолет-разведчик DC-3, выполнял разведывательный полет у границ СССР. Только в экспозиции не сказано, что трагически завершившийся полёт был 25-м по счету вылетом этого экипажа в район советских военных баз в Вентспилсе и Лиепае. Обломки этого самолёта находятся в подполье (как бы в глубине балтийских вод), подполье это имеет частично прозрачное перекрытие с общим залом, сквозь которое виден самолёт Catalina, которая как бы выполняет спасательную операцию на месте гибели самолёта-разведчика, а над ней кружит краснозвёздный МиГ-15, который как бы и сбил "шпиона" и теперь угрожает и спасателю. В общем, в зале нагнетается обстановка ужаса "холодной войны". Это подчёркивается крайне скудным освещением и стенами и потолком окрашенными в чёрный цвет. Видимо хорошо Пётр I навалял шведам под Полтавой, страх перед Россией чувствуется до сих пор.

    Самолеты в экспозиции:
    Пионеры авиации
    M 1 Nieuport, B 1 Bréguet, SK 1 Albatros, J 1 Phönix, Ö 1 Tummelisa, Thulin G and SK 5, L II Donnet-Lévêque

    Между войнами
    B 3 Junkers Ju 86K, B 4 Hawker Hart, S 6 Fokker CVE, SK 9 DH 60T Moth Trainer, SK 10 Tigerschwalbe, SK 14 NA-16-4M, J 8 Gloster Gladiator.

    Состояние готовности
    B 17 SAAB, B 18 SAAB, B 16 Caproni, S 14 Fieseler Storch, J 9 Seversky Republic, J 11 Fiat CR 42, J 20 Reggiane 2000 Falco, J 21A SAAB, J 22 FFVS и J 26 Mustang.

    Техническое развитие
    MiG-15, J 33 Venom, TP 47 Catalina, S 31 Spitfire, J 28 Vampire, J 29 Tunnan, J 34 Hunter, J 35 Draken, AJS 37, A 32 Lansen, SK 60, Hkp 3, Hkp 4, Hkp 9 и RB 68 (robot).

    Официальный сайт музея

    Фотогалерея