Вход в здание музея
Этот авиамузей затерялся на северно-западной окраине города Котбус, на краю бывшего аэродрома, основная часть которого сейчас используется как солнечная электростанция. Авиамузею удалось отстоять порядка 20000 квадратных метров, где экспонируется хорошая коллекция самолетов и вертолетов, в основном советского производства. Характерной особенностью этого музея является то, что тут не только разрешается всё трогать руками, так вам ещё могут открыть кабины большей части самолетов и вертолетов, и вы сможете в них посидеть или сфотографировать нужные вам фрагменты – правда о таком своём желании надо сообщить сотрудникам музея заранее.
Об этой особенности музея я знал давно и при планировании визита списался с руководством музея, высказав свои желания увидеть всё что можно. Вскоре получил доброжелательный ответ о готовности нам показать всё, что нас интересует и предоставить нам в помощь русскоговорящего сотрудника. За несколько дней до визита я получил письмо из музея с просьбой уточнить количество визитеров и время нашего прибытия в музей. Музей открывался в 10.00. Мне было жалко терять час светового дня, поэтому спросил, можно ли приехать к 9 утра. Вскоре был получен утвердительный ответ – нас будут ждать в 9 утра.
К 9-ти подъезжаем к распахнутым воротам музея, не успеваю заглушить мотор, как служащий музея взглянув на номер, машет нам рукой, заезжайте внутрь. Паркуемся у входа в музей, где нас уже поджидают сотрудники музея. После приветствий и знакомства уточняем, что нас интересует. А интересует нас традиционно все. Просим открыть кабины самолетов, которые находятся в хорошем состоянии. Пока сотрудники музея начали расчехлять самолеты и открывают фонари, идем фотографировать доступные самолеты.
Так как количество стремянок в музее ограничено, договариваемся быстренько отрабатывать по открытым кабинам и пока закрывается-чехлится отснятый самолёт и готовится к фотосессии новый, продолжаем тотальный отсъём музея.
Пытаемся помогать в открывании фонарей самолётов. При отсутствии давления в гидросистеме на некоторых самолётах это сделать тяжело, особенно неподъёмен фонарь на Су-17М4. Между делами беседуем с сотрудниками про историю музея.
Музей использует часть территории и аэродромных построек, оставшихся от воинской части армии ГДР. А история аэродрома начинается с 16 года прошлого века, когда было окончено строительство аэродрома. Первоначально на нём располагалась школа подготовки лётчиков и наблюдателей. С 1927 года аэродром становиться официальным аэропортом Нижнелужицкой области. А с 1933 года аэродром начинает использоваться зарождающимися Люфтваффе, пока как школа гражданских пилотов. С 1939 по 1941 год на аэродроме базируется учебный полк FAR 82, позже, какое то время, базировался SG2 «Immelmann». С 1941 на аэродроме начинается сборочное производство продукции фирмы Фокке-Вульф. Первым освоенным типом стал FW 200C, с 1944 переключились на сборку более актуальных истребителей FW-190 и Ta-152. В последние дни существования 3-го Рейха на аэродроме базировались части SG 77 unddes JG 6. 23 апреля 1945 года аэродром был захвачен частями Красной Армии.
С 1952 по 1982 год на аэродроме дислоцируется первая истребительная часть NVA - JG1 „Fritz Schmenkel". До объединения Германии на аэродроме базировался вертолётный полк KHG-67. С 1990 года аэродром начинает использоваться гражданскими самолётами, а через год вертолётный полк был расформирован. Тогда же группой энтузиастов была сохранена часть авиа и авто техники и было положено начало созданию музея. Ми-9 и другие вертолеты, служившие на этом аэродроме, а теперь находящиеся в экспозиции музея, остались памятью о тех днях. До 1997 года аэродром ещё использовался вертолётами и ремонтными подразделениями «Бундесвера» по переоборудованию МиГ-29, а потом был передан в «народное хозяйство».
Кроме открытой экспозиции, есть небольшое помещение, в котором располагается часть экспонатов музея – различные образцы вооружения, форма военнослужащих армии ГДР, различные авиадвигатели. В нескольких комнатах рассказывается о первых годах существования музея и деятельности в годы войны. Есть комната с моделями самолетов и вертолетов, служивших в составе ВВС ГДР, а так же небольшой магазинчик с литературой, моделями и сувенирами времен ГДР.
В музее имеется небольшая реставрационная мастерская. Сейчас там ведутся работы по восстановлению МиГ-15УТИ и Ан-2.
Помимо авиационной экспозиции есть интересная коллекция автомобильной техники. К сожалению, большинство автомобилей стоят очень плотно и их трудно осмотреть и фотографировать. Настоящими раритетами можно назвать аэродромные машины, они достались музея явно с баз хранения. У нас такие машины я видел только в справочниках.
В общем, впечатления от музея остались самые позитивные! Блестящий пример музея, который существует для посетителя и старается полностью удовлетворить его запросы. Несмотря на то, что музей содержится силами небольшой группы авиационных энтузиастов и, в основном, за счет частных пожертвований, большинство экспонатов находятся если не в отличном, то в очень хорошем состоянии. Ведется постоянная работа по восстановлению экспонатов, состояние которых не столь великолепно. Публично собираются средства на их ремонт. Кроме того, музей является местом проведения различных встреч и выставок. Кому интересны подробности – посетите сайт музея. И конечно, при случае посетите сам музей – он того стоит!
Благодарю немецких друзей за организацию посещения музея!
Андрей Зинчук
февраль 2015 г.
Список летательных аппаратов находящихся в коллекции музея
Бортовой номер | Тип |
826 | Aн-2T |
996 | Aн-14A |
JA+111 | Canadair CL-13B Sabre 6 |
205 | Ил-28 |
32+15 | Fiat G91R/3 |
4 | FockeWulf Fw190F-3 |
370 | Let L-29 Dolphin |
EB+399 | Lockheed T-33A |
20+62 | МиГ-23УБ |
22 | МиГ-17 |
1015 | МиГ-21Ф-13 |
215 | МиГ-21УС |
653 | МиГ-21МФ |
821 | МиГ-21ПФМ |
848 | МиГ-21бис |
981 | МиГ-21ПФС |
584 | МиГ-21МФ |
696 | МиГ-23БН |
584 | МиГ-23МФ |
104 | МиГ-23УБ |
502 | Mielec Lim-5 |
537 | Mielec Lim-5 |
437 | Mielec Lim-5P |
2 | Ми-2 |
380 | Ми-2 |
401/D-HZPM | Ми-2 |
538 | Ми-4A |
785 | Ми-4A |
93+60 | Ми--8TБ |
482 | Ми--9 |
98+32 | Ми-24Д |
92+13 | Piaggio FWP149D |
DD+313 | Republic F-84F Thunderstreak |
76+22 | Sud Aviation SE3130 Alouette 2 |
14 (98+17) | Су-22M4 |
365 | Су-22M4 |
137 | Су-22УM3K |
98 | Як-11 |
Сообщение форума