• Авиамузей в Котбусе


    Вход в здание музея


    Памятная стелла у входа
    Этот авиамузей затерялся на северно-западной окраине города Котбус, на краю бывшего аэродрома, основная часть которого сейчас используется как солнечная электростанция. Авиамузею удалось отстоять порядка 20000 квадратных метров, где экспонируется хорошая коллекция самолетов и вертолетов, в основном советского производства. Характерной особенностью этого музея является то, что тут не только разрешается всё трогать руками, так вам ещё могут открыть кабины большей части самолетов и вертолетов, и вы сможете в них посидеть или сфотографировать нужные вам фрагменты – правда о таком своём желании надо сообщить сотрудникам музея заранее.

    Об этой особенности музея я знал давно и при планировании визита списался с руководством музея, высказав свои желания увидеть всё что можно. Вскоре получил доброжелательный ответ о готовности нам показать всё, что нас интересует и предоставить нам в помощь русскоговорящего сотрудника. За несколько дней до визита я получил письмо из музея с просьбой уточнить количество визитеров и время нашего прибытия в музей. Музей открывался в 10.00. Мне было жалко терять час светового дня, поэтому спросил, можно ли приехать к 9 утра. Вскоре был получен утвердительный ответ – нас будут ждать в 9 утра.

    К 9-ти подъезжаем к распахнутым воротам музея, не успеваю заглушить мотор, как служащий музея взглянув на номер, машет нам рукой, заезжайте внутрь. Паркуемся у входа в музей, где нас уже поджидают сотрудники музея. После приветствий и знакомства уточняем, что нас интересует. А интересует нас традиционно все. Просим открыть кабины самолетов, которые находятся в хорошем состоянии. Пока сотрудники музея начали расчехлять самолеты и открывают фонари, идем фотографировать доступные самолеты.

    Так как количество стремянок в музее ограничено, договариваемся быстренько отрабатывать по открытым кабинам и пока закрывается-чехлится отснятый самолёт и готовится к фотосессии новый, продолжаем тотальный отсъём музея.

    Пытаемся помогать в открывании фонарей самолётов. При отсутствии давления в гидросистеме на некоторых самолётах это сделать тяжело, особенно неподъёмен фонарь на Су-17М4. Между делами беседуем с сотрудниками про историю музея.

    Музей использует часть территории и аэродромных построек, оставшихся от воинской части армии ГДР. А история аэродрома начинается с 16 года прошлого века, когда было окончено строительство аэродрома. Первоначально на нём располагалась школа подготовки лётчиков и наблюдателей. С 1927 года аэродром становиться официальным аэропортом Нижнелужицкой области. А с 1933 года аэродром начинает использоваться зарождающимися Люфтваффе, пока как школа гражданских пилотов. С 1939 по 1941 год на аэродроме базируется учебный полк FAR 82, позже, какое то время, базировался SG2 «Immelmann». С 1941 на аэродроме начинается сборочное производство продукции фирмы Фокке-Вульф. Первым освоенным типом стал FW 200C, с 1944 переключились на сборку более актуальных истребителей FW-190 и Ta-152. В последние дни существования 3-го Рейха на аэродроме базировались части SG 77 unddes JG 6. 23 апреля 1945 года аэродром был захвачен частями Красной Армии.

    С 1952 по 1982 год на аэродроме дислоцируется первая истребительная часть NVA - JG1 „Fritz Schmenkel". До объединения Германии на аэродроме базировался вертолётный полк KHG-67. С 1990 года аэродром начинает использоваться гражданскими самолётами, а через год вертолётный полк был расформирован. Тогда же группой энтузиастов была сохранена часть авиа и авто техники и было положено начало созданию музея. Ми-9 и другие вертолеты, служившие на этом аэродроме, а теперь находящиеся в экспозиции музея, остались памятью о тех днях. До 1997 года аэродром ещё использовался вертолётами и ремонтными подразделениями «Бундесвера» по переоборудованию МиГ-29, а потом был передан в «народное хозяйство».

    Кроме открытой экспозиции, есть небольшое помещение, в котором располагается часть экспонатов музея – различные образцы вооружения, форма военнослужащих армии ГДР, различные авиадвигатели. В нескольких комнатах рассказывается о первых годах существования музея и деятельности в годы войны. Есть комната с моделями самолетов и вертолетов, служивших в составе ВВС ГДР, а так же небольшой магазинчик с литературой, моделями и сувенирами времен ГДР.



    В музее имеется небольшая реставрационная мастерская. Сейчас там ведутся работы по восстановлению МиГ-15УТИ и Ан-2.

    мастерская музея, идёт восстановление МиГ-15УТИ восстановление МиГ-15УТИ восстановление МиГ-15УТИ восстановление МиГ-15УТИ мастерская музея, идёт оклейка крыла Ан-2 перкалью "арсенал" музея восстановление МиГ-15УТИ
    В мастерской музея

    Помимо авиационной экспозиции есть интересная коллекция автомобильной техники. К сожалению, большинство автомобилей стоят очень плотно и их трудно осмотреть и фотографировать. Настоящими раритетами можно назвать аэродромные машины, они достались музея явно с баз хранения. У нас такие машины я видел только в справочниках.

    В общем, впечатления от музея остались самые позитивные! Блестящий пример музея, который существует для посетителя и старается полностью удовлетворить его запросы. Несмотря на то, что музей содержится силами небольшой группы авиационных энтузиастов и, в основном, за счет частных пожертвований, большинство экспонатов находятся если не в отличном, то в очень хорошем состоянии. Ведется постоянная работа по восстановлению экспонатов, состояние которых не столь великолепно. Публично собираются средства на их ремонт. Кроме того, музей является местом проведения различных встреч и выставок. Кому интересны подробности – посетите сайт музея. И конечно, при случае посетите сам музей – он того стоит!

    самолет сельскохозяйственной авиации Z-37 Cmelak Ан-14 самолет  сельскохозяйственной авиации PZL-106 Kruk МиГ-21ПФМ МиГ-21ПФМ МиГ-21УС Mielec* Lim-5 МиГ-23МФ МиГ-23МФ МиГ-23МФ МиГ-21бис МиГ-23БН МиГ-23УБ МиГ-23УБ эмблема на борту МиГ-23УБ МиГ-23МФ Су-22M4 Су-22УM3K зажигательные авиабомбы агитационная бомба АГИТАБ-500 носовая часть Ил-28 потерпевшего катастрофу. Су-22УM3K Су-22УM3K Су-22УM3K СППУ-23 подвешенная для стрельбы назад моделисту трудно оторваться от живой натуры Mielec* Lim-5 Як-11 Як-11 Як-11 Як-11 Mielec* Lim-5 Sud Aviation SE3130 Alouette 2 МиГ-21Ф-13 МиГ-17 Ми-2 Ми-4 Ми-9 Ми-24Д Ми-2 Ми-2 МиГ-17 вооружение ПВО - пушка С-60 вооружение ПВО - пусковая установка С-75

    Благодарю немецких друзей за организацию посещения музея!


    Андрей Зинчук
    февраль 2015 г.

    Список летательных аппаратов находящихся в коллекции музея


    Бортовой номер Тип
    826 Aн-2T
    996 Aн-14A
    JA+111 Canadair CL-13B Sabre 6
    205 Ил-28
    32+15 Fiat G91R/3
    4 FockeWulf Fw190F-3
    370 Let L-29 Dolphin
    EB+399 Lockheed T-33A
    20+62 МиГ-23УБ
    22 МиГ-17
    1015 МиГ-21Ф-13
    215 МиГ-21УС
    653 МиГ-21МФ
    821 МиГ-21ПФМ
    848 МиГ-21бис
    981 МиГ-21ПФС
    584 МиГ-21МФ
    696 МиГ-23БН
    584 МиГ-23МФ
    104 МиГ-23УБ
    502 Mielec Lim-5
    537 Mielec Lim-5
    437 Mielec Lim-5P
    2 Ми-2
    380 Ми-2
    401/D-HZPM Ми-2
    538 Ми-4A
    785 Ми-4A
    93+60 Ми--8TБ
    482 Ми--9
    98+32 Ми-24Д
    92+13 Piaggio FWP149D
    DD+313 Republic F-84F Thunderstreak
    76+22 Sud Aviation SE3130 Alouette 2
    14 (98+17) Су-22M4
    365 Су-22M4
    137 Су-22УM3K
    98 Як-11
    Комментарии 1 Комментарий
    1. Аватар для Д.Срибный
      Д.Срибный -
      Отличный репортаж, спасибо Андрей и спасибо немецким друзьям за их труд!