• МиГ-21-93

    Страница истории



    Бытует мнение, что первый «модифицированный» МиГ-21И (И-ндийский), оснащенный ракетами Р-27 и Р-73, экспонировался на «Мосаэрошоу-92» в августе 1992 года.

    Но как оказалось, показанный МиГ-21С не имеет к проекту 21-93, никакого отношения.



    В январе 1993 года состоялось первое совещание предприятий-участников модернизации самолета МиГ-21 за счет улучшения системы вооружения, бортового оборудования и оружия (тема Копье).

    В связи с заинтересованностью зарубежных партнеров участники совещания подтверждают:
    - необходимость скорейшего развертывания этапа ОКР, не дожидаясь оформления контрактов с зарубежными партнерами;
    - необходимость координации усилий предприятий-участников.
    Присвоить следующие названия модернизированным самолетам:
    Для Индии – МиГ -21И
    Для Сирии и др. – МиГ -21ИС
    (индекс И означает слово «инициативная»)
    Определить следующую очередность постройки самолетов образцов:
    1 очередь – один самолет МиГ-21ИС
    2 очередь – один самолет МиГ-21И

    НГАЗ «Сокол» информировал участников совещания, что в целях ускорения работ и максимальной преемственности при переходе ко 2 этапу, НГАЗ «Сокол» подключается к модернизации образцов самолетов МиГ-21 на этапе ОКР и при условии поставки на НГАЗ первого летного образца изд. «Копье» от НПО «Фазатрон» в июне 1993 года обеспечивает возможность начала летных испытаний в конце текущего года. И берет на себя следующие обязательства:

    Предоставляет базу (лабораторную производственную, испытательную) для проведения всех работ, связанных с модернизацией самолетов МиГ-21.
    Приобретает и выделяет два самолета МиГ-21 для модернизации и испытаний – январь 1993 г.
    Приобретает вновь вводимое оборудование:
    - один полный комплект для изделия ИС;
    - один полный комплект для варианта И;

    Разрабатывает и выпускает рабочую конструкторскую документацию (при условии получения исходной документации с АНПК «МИГ»
    Осуществляет технологическую подготовку производства.
    Обеспечивает и участвует в проведении лабораторной проверки новых систем БРЭО и их сопряжении – июль 1993г.
    Поставляет на НПО «Фазатрон» две рамы для монтажа изделия «Копье» - апрель 1993г.
    Осуществляет доработку самолетов – 1 самолет 30 августа 1993 г.
    Обеспечивает и участвует в наземных испытаниях модернизированных самолетов и их оборудования - сентябрь 1993 г.
    Обеспечивает и участвует в летных испытаниях (кроме траекторных измерений и пусков) ноябрь 1993 г.

    Изначально предполагалось использовать:
    самолет бортовой номер 69, формулярный номер - 75009521 серийный 75-07-10 – как выставочный образец для показа на международной выставке;
    бортовой номер 83 – летно-испытательный образец с отечественной комплектацией оборудования;

    (примечание: в документах фигурирует бортовой номер 83 хотя на самом деле это бортовой номер - 81 формулярный номер – 75021510, серийный – 75-14-10.)

    В июле 1993 г. следуют изменения технических условий.
    В качестве второго выставочного образца самолета МиГ-21И с «Копьем» использовать машину 75-01-10 (борт-61 с «Лазурью») взамен машины 75-14-10 (борт 81, с «Полетом»)

    Было сформировано Техническое Лицо испытательного образца самолета МиГ-21М «Копье»
    (примечание: именно МиГ-21М, так указано в документах).

    Испытательный образец самолета МиГ-21М «Копье» создается по технической документации АНПК «МиГ» и НГАЗ «Сокол» на базе самолета МиГ-21БИС № 750710 (б/н-69) и предназначен для конструктивно-технологической отработки идеи модернизации самолетов МиГ-21 и проведения летно-эксплуатационных испытаний.
    Испытательный образец самолета МиГ-21М «Копье» по конструктивному исполнению, составу оборудования и электрожгутовым схемам полностью соответствует летному образцу, а от исходного МиГ-21БИС («Лазурь») отличается следующим:

    На самолете устанавливается (вводится):
    Радиолокационная станция «Копье» (К001).
    Нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ-1).
    Система управления оружием СУО-21И в конформных контейнерах с блоками выброса помех БВП-2Ф и системой 2ОСП.
    Новое вооружение:
    Управляемые ракеты класса воздух-воздух Р-73Э, РВВ-АЕ, Р-27Р1 (Т1).
    Неуправляемые ракеты С-8 калибра 80 мм, снаряжаемые в блоки Б8-М1.
    Авиабомбы корректируемые КАБ-500КР, КАБ-500Д, КАБ-500КРУ.
    Аппаратура наведения Э502-20 с антенной «Лазурь».
    Система ближней навигации А-331-04.
    Антенно-фидерная система «Пион-НМ-02»
    Инерциальная курсовертикаль изд. 802.
    Авиагоризонт АГР-29М доработанный.
    Система воздушных сигналов СВС-2Ц-У.
    Приборы ИНП-РД, УУАП-21И, УС-1-1, ВБМ-РПБ, ДУС-3.
    Система автоматической продольной устойчивости АПУС-21.
    Связные радиостанции Р-800Л2 и Р-800Л1 с антенной Р-832М.
    Автоматический радиокомпас АРК-25 с рамочной и ненаправленной антеннами.
    Радиовысотомер А-037 с малогабаритным индикатором А-034-4М.
    Маркерный радиоприемник А-611 с антенной МРП-56П.
    Самолетный запросчик изд. 025.
    Ответчик госопознавания изд.680.
    Самолетный ответчик СО-72М с антеннами станции СОД-57М.
    Антенны для работы изд. 025, 037, 680, АРК-25.
    Новые приборная доска, щиток приборов, левый и правые пульты с установленным оборудованием и обеспечением подсвета белым светом.
    Бортовая автоматизированная система контроля БАСК.
    Система автоматической регистрации полетных параметров «Тестер-УЗЛ» (Карат-Б).
    Видеомагнитофон с видеокамерой.
    Система энергоснабжения переменным током в составе:
    - генератор ПГЛ-40-2М;
    - преобразователь ПТО-1000/1500М с коробкой управления КУ 1000/1500;
    - блок регулирования БРЗУ-115ВО-1;
    - блоки БТТ-30БТ, БЗТ-1, БЧФ-208, Т-1,5/0,2, ТР-100Д;
    - панель силовых контакторов;
    - коробка регулирования;
    - новые энергоузлы 115в и 36в;
    - ЩРАП-400-ЭФ:
    Система топливоизмерения РТС1-1.
    Топливный насос ДНС-76А.
    Новая ручка управления двигателем с кнопками выброс помех и переключателем выбора внешних и внутренних подвесок.

    Система жидкостного охлаждения станции «Копье» в составе:
    - топливожидкостный радиатор 4976АТ;
    - насос 4062;
    - фильтр 8Д2.966.756-01;
    - воздухоотделитель;
    - расширительный бак СЖО;
    - датчик давления МСТ-3А;
    - сигнализатор температуры П-109;
    Редуктор РВ-5А.
    Ручка управления самолетом с новой головкой на рукоятке.
    Новый взаимозаменяемый радиопрозрачный конус под антенну станции «Копье» с измененной структурой и толщиной стенки.
    Беспереплетный козырек.
    Откидная часть фонаря с новым остеклением.
    Боковые конформные контейнеры под СУО-21И и БВП-2Ф.
    Болты крепления крыла и конформных контейнеров к фюзеляжу.
    В системе наддува сжатый воздух изменяется на сжатый Азот.
    Переходные балки на точки «1» и «2».
    Переходные балки на точки «3» и «4».
    Катапультные устройства АКУ-170.
    Пусковые устройства П-72-1Д.
    Пусковые устройства АПУ-470.
    Жгуты и фидера оборудования из современных проводов.

    С самолета снимается:
    Станция Сапфир-21М с блоками, жгутами и системой охлаждения.
    Система управления оружием СУО-21 с блоками, коробками реле и жгутами.
    Система АСП-ПФД-21 с блоками, пультами и жгутами.
    Аппаратура «Лазурь-МЛ» с блоками, жгутами (кроме антенны).
    Курсовертикаль КСИ-АГД с блоками и жгутами.
    Датчики воздушных сигналов ДВС-10, ДВ-15, ДВ-30, ЗДВ-30.
    Приборы изд. 1122, УКЛ-2, УС-1600, ВДИ-30, ДА-200, УИСМ-И, УУА-1, АМ-10, УВПД-20, ВК-53РШ.
    Радиостанция Р-832 с блоками, пультами, жгутами (кроме антенны и антенного фидера).
    Радиокомпас АРК-10 с блоками, пультами, жгутами (кроме антенн и фидеров).
    Маркерный приемник МРП-56П с блоками и жгутами (кроме антенн и фидера).
    Самолетный ответчик СОД-57М с блоками и жгутами (кроме антенн и фидеров).
    Радиовысотомер РВ-УМ с блоками, пультами, жгутами, фидерами и антеннами.
    Станция «Сирена-3М» с блоками, пультами, жгутами, фидерами и антеннами.
    Система автоматической регистрации полетных параметров САРПП-12Г с блоками и жгутами.

    Система энергоснабжения по переменному току в составе:
    - генератор ГО4П4-4.
    - преобразователь ПО-750 (2 шт.).
    - преобразователь ПТ-500Ц
    - преобразователь ПТ-125;
    - коробка КВР-11;
    - регулятор РН-400В;
    - энергоузлы 115в и 36в;
    штепсельный разъем ШРА-2000ЛК;

    Система топливоизмерения РТСУ-3О-6А.
    Топливный насос ДНЦ-44-ДТ.
    Ручка управления двигателем (для доработки).
    Фоторегистрирующая аппаратура ПАУ-437-3.
    Доска приборов, щиток приборов, левый и правые пульты с приборами.
    Ручка управления самолетом (для доработки).
    Козырек фонаря.
    Откидная часть фонаря (для доработки).
    Болты крепления консолей крыла.

    На самолете дорабатывается:
    Рама под установку контейнера станции «Копье».
    Фюзеляж:
    - низ в зоне шпангоута 2-3 под установку антенн изд. Пион и 680;
    - верх в зоне шпангоута 1-3 под установку антенн изд. 025 и блока ДУС-3;
    - крышка люка переднего отсека оборудования под установку беспереплетного козырька фонаря;
    - верх в зоне шпангоута 5-8 под установку беспереплетного козырька;
    - низ в зоне шпангоутов 7-8 под установку объединенных разъемов ШРАП-400-3 и ШРА-250;
    - крышка люка зафонарного отсека шпангоуты 11-13 под установку направленной антенны АРК-25;
    - откидная часть фонаря под новое остекление;
    - нижняя часть двигательного отсека в зоне шпангоутов 25-28 под установку мультипликатора и ПГЛ-40-2М;
    - дорабатываются шпангоуты 3, 6 и 11 под новые гермопроходники и гермовыводы жгутов, а также под систему кондиционирование, жидкостное охлаждение и топливной трубопровод;
    - пол переднего отсека оборудования под расширение продувочных отверстий;
    - отсеки оборудования: передний, кабина, подкабинный, зафонарный, закабинный, отсек 1-го топливного бака, киль под установку нового оборудования по измененной компоновке самолета.

    Крыло:
    - передние нижние корневые лючки под установку антенны А-037;
    - корневые зализы верхние и стыковочные болты под установку конформных контейнеров СУО;
    - отверстия после снятия антенн РВ-УМ.
    Ручка управления самолетом под установку органов управления: кнюпеля КУ-31, кнопок «Сброс», «Б-Б», «Гашетка ИО», боевой кнопки «РС, СС, Б».

    Топливная система для работы генератора ПГЛ-40-2М.
    Коробка приводов двигателя под установку мультипликатора и генератора ПГЛ-40-2М и насосов НП-100.
    Система вентиляции установки моноблока станции «Копье».
    Система вентиляции переднего отсека оборудования за счет установки дополнительных клапанов сброса воздуха из отсека моно-блока станции «Копье» и канала воздухозаборника.
    Система ПВД.
    Система АП-155.
    Система постоянного тока с дополнительной коробкой.

    30 июня 1993 года принимается решение ( АНПК МиГ, НГАЗ «Сокол» и «Фазатроном») об участии выставочных образцов МиГ-21М в «Мосаэрошоу» - 25 августа, в авиасалоне «Нижегородская ярмарка» - 8 сентября, и в авиационной выставке в Китае – в октябре. Однако этим планам не суждено было сбыться. Из за постоянных срывов поставок комплектующих изделий, конструкторской документации, демонстрационного варианта «Копья», графики работ постоянно срываются, корректируются и переносятся.

    То, что показывали на этих выставках 1993 года не имеет ничего общего с проектом МиГ-21-93.
    Как видим обычный МиГ-21бис формулярный номер – 75022731, серийный – 75-14-12 под крыльями которого просто повесили подфюзеляжные 800 литровые баки.



    Первый выставочный образец, имеющий техническое лицо проекта 21-93 мир впервые увидел только на выставке ILA 94 в Берлине в мае 1994. Это был самолет № 75-07-10 (борт 69).



    В июне 1994 года принимается решение разработать программу летных испытаний для оценки работоспособности доработанных самолетных систем, электрических схем, вновь установленного оборудования, силовой установки, энергообеспечения, навигации, САУ, радиоэлектронного оборудования. Начало испытаний 15 августа на базе НГАЗ «Сокол».
    Однако и эти планы оказались невыполнимы.

    Состояние монтажно-сборочных работ и отработка самолета МиГ-21-93 № 75-07-10 на 19.01.95 г.
    Самолет собран для проведения 1-го этапа наземных и летных испытаний.
    На самолете установлены весовые эквиваленты изделий : РЛС «Копье», системы гос. опознавания – изделие 680, станции нашлемного целеуказания Щель-3УМ, резервной радиостанции Р800Л1.
    Общее количество монтажей 1396.
    Не выполнено 202 монтажа, из них:
    108 – монтажи по сборке и отработке систем;
    94 – по комплектовке.
    Не выполненные монтажи, связаны со следующими вопросами:
    1. Не герметична топливная система. Заменены баки № 2, 3, 4, 5.
    2. Не проверена работоспособность ответчика СО-69.
    3. Не установлены штатные радиосвязные радиостанции.
    4. Не установлен высокочастотный переключатель антенны радиосвязных станций Р800Л1 (блок 31 Р-862).
    5. Не в норме герметичность кабины.
    6. Не получен 61 конструкторский документ по причине отсутствие бумаги.
    7. Не закончено оформление документации (паспорта, этикетки, формуляры и т.д.)
    8. Не оформлен формуляр на двигатель Р-25И-300 в соответствии с проведенными доработками.

    В итоге: первый вылет МиГ-21-93 состоялся 25 мая 1995 года с аэродрома Нижегородского авиазавода. Самолет пилотировал летчик испытатель Владимир Горбунов.

    Надо полагать, что неудача с проектом 21-93 явилась именно итоговая цена на доработку, которая, по всей видимости, приблизилась к цене нового самолета. С развалом союза производители комплектующих взвинтили цены, а некоторые комплектующие уже были сняты с производства и серийно не выпускались.

    Встречаются документы для подготовки контрактов с Вьетнамом, Алжиром, Эфиопией, Сев. Кореей (перечни оснастки и технологической документации для модернизации 21-х на территориях заказчиков). К сожалению, и этим планам не суждено было сбыться, возможно, из-за неумелой политики по продвижению товара. Ходила такая байка: в проекте одного из контрактов указали заоблачную цену на ведро из состава наземного оборудования. На вопрос представителя заказчика "почему так дорого" ответили: "оно же оцинкованное"...

    Эпоха МиГ-21 уже завершалась, и тратить огромные деньги на модернизацию устаревшего самолета было бессмысленно. Тем более, что ресурс планера и срок службы модернизированного самолета исчислялся с учетом ресурса и срока службы самолета до проведения модернизации.

    Кабина самолета МиГ-21-93



    Фотографии МиГ-21-93 на различных выставках и авиа-салонах.



    В настоящее время опытные МиГ-21-93 упокоились в разобранном виде на стоянках НГАЗ «Сокол»



    В статье использованы фотографии с сайтов: airliners.net, strizhi.ru
    Выражаю особую благодарность коллегам, за предоставленную возможность подробно ознакомиться с материалами по данной теме.
    Комментарии 1 Комментарий
    1. Аватар для Bitchevar
      Bitchevar -
      С большой грустью прочитал перечень оборудования, которое предлагалось установить на модернизированный Миг. Принципы построения радиоэлектронного комплекса не меняем (о том, что существуют бортовые ЦВМ, никогда не слышали). Берем железяку позапрошлого века и меняем ее на аналогичную железяку прошлого века. О международной кооперации и не заикаемся - побьют. Все железки должны быть только доморощенные. Если представить себя на месте потенциального заказчика, например Индии, то прочитав перечень оборудования я отказался бы сразу, даже не спросив цену. Вся эта затея была мертворожденная с самого начала.