• Евгений Пепеляев

    Глава из книги W.Wayne Patton "Aces"
    Squadron/Signal Publication, 1998


    Евгений Пепеляев был лучшим асом войны в Корее, хотя СССР никогда (до самого последнего времени) не признавал его участия в этой войне.
    Рисунок автора.


    В результате коренных изменений в Советском Союзе, теперь стало доступно гораздо больше информации о том, что действительно происходило в корейской воздушной войне. Например, отношение сбитых истребителей МиГ-15 к сбитым F-86 было не 15 к 1, как считалось ранее. Истинное соотношение равно 3,5 к 1 и очень близко 1 к 1, если учитывать сбитые истребители-бомбардировщики F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet.

    Два лучших аса войны в Корее были русскими - полковник Евгение Пепеляев (23 победы) и капитан Николай Сутягин (21). Американцы первый лейтенант Joseph McConnell (16 побед) и майор James Jabara (15) были лучшими асами союзников.

    Евгений Пепеляев командовал 196-м ИАП, который входил в состав 324 ИАД, возглавляемой великим асом второй мировой войны Иваном Кожедубом (62 победы). (В корейской войне И.Кожедубу не разрешили участвовать в воздушных боях - Дм.). Пепеляев был талантливым пилотом МиГ-15, верящим, что упорные тренировки - это лучший способ научиться сбивать американские Сейбры. Пепеляев уделял особое внимание полетам на малой высоте и вместе со своими пилотами настойчиво отрабатывал слетанность и взаимодействие пар. За время боевых действий в Корее пилоты 196-го ИАП заявили о сбитии 104 самолетов противника, при потере 10 своих МиГов с пилотами. 23 из этих побед принадлежат Евгению Пепеляеву. (Из этих 23-х было сбито: 12 F-86 Sabre, 6 F-80 Shooting Star, 4 F-84 Thunderjet и 1 F-94. -Дм.).


    Советский МиГ-15 составлял основу истребительной авиации коммунистов в корейской войне. Большинство из них дислоцировалось за рекой Ялу, которая была границей между Кореей и Манчжурией.

    Появление советских МиГ-15бис в небе Кореи было настоящим шоком для американских пилотов. Превосходный истребитель был результатом установки современного реактивного двигателя (советской копии английского Rolls-Royce Nene) в хорошо проработанный фюзеляж, созданный на основе немецкого реактивного истребителя Ta-153 - лучшего реактивного истребителя Люфтваффе последних дней второй мировой войны. МиГ-15 был немного быстрее, скороподъемнее, имел больший потолок и лучшее вооружение по сравнению с американским F-86 Sabre. Сейбр был быстрее в пикировании и имел лучшее время разворота. F-86A и E был менее маневренным, чем МиГ-15, но F-86F мог достать МиГ за несколько виражей. МиГ был вооружен пушкой, в то время как Сейбр имел шесть пулеметов. Во многих отношениях для американцев повторилась ситуация второй мировой войны, когда американские истребители были почти всегда тяжелее самолетов противника, но лучше пикировали и разворачивались.

    Истребительные бои над Кореей обычно заключались в столкновении, после которого американцы уходили в пикирование, а русские в набор высоты.

    Подготовка русских пилотов и русских советников в китайских и северокорейских эскадрильях была достаточно высокой, однако китайские и северокорейские летчики были подготовлены гораздо хуже, что приводило к тяжелым потерям.


    Полковник Евгений Пепеляев, командир 196-го ИАП, летал на этом МиГ-15бис, бортовой №925, во время войны в Корее в 1951 г. МиГ-15 имел неокрашенную металическую обшивку с нанесенными на ней опознавательными знаками. Все МиГ-15 носили опознавательные знаки Северокорейских ВВС.