• Иван Павлович Трушин

    Очерк об отце


    Иван Трушин. 20й запасной иап (49й утап), ст.Коченево под Новосибирском. 06.01.1942 г.

    Трушин Иван Павлович, 22.09.1918 г.р., уроженец д. Апушка, Шацкого р-на Рязанской области, русский. В авиацию попал из аэроклуба. В Великой Отечественной войне участвовал 34 месяца. С 22 августа 1942 по 08 августа 1943 года - командир звена связи управления 288-й истребительной авиационной дивизии для обеспечения боевой оперативной связи на Сталинградском фронте. После переформирования дивизии в Саратове назначен командиром авиационного звена истребителей. С 14 августа 1943 года по 14 мая 1945 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронте в составе 659-го истребительного авиационного Галацкого Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова полка 288-й дивизии 17-й Воздушной Армии.


    Иван Трушин у самолета Як-9Т (?)

    Командир звена связи управления 288-й истребительной авиационной дивизии для обеспечения боевой оперативной связи за год совершил 627 самолетовылетов.
    Боевые вылеты: на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку войск противника и разведку -135 раз
    Воздушные бои: 6
    Сбитые самолеты: 2 самолета противника типа Messerschmitt Bf.109
    Штурмовка войск противника: 27 штурмовок, при этом уничтожил до 7 автомашин и 15 солдат и офицеров вермахта
    Сбивали самолет Ивана Трушина: 4 раза (2 раза свои и 2 раза немцы).
    Имел одно тяжелое ранение - 02 января 1945 года.
    Награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями: «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За оборону Сталинграда», выдано удостоверение «За участие в героической обороне Сталинграда».
    Трушин Иван Павлович похоронен 09.03.1971 на ст. Вырица Ленинградской области.

    Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 14 мая 1945 года

    «02.01.1945 года, выполняя задание командования по прикрытию штурмовиков Ил-2 в группе 4-х ЯК, в котором был ведущим, в районе Тата встретил 8 Ме-109, которые пытались атаковать штурмовиков. Не допустив врага и расстроив его планы в этом неравном воздушном бою, тов. Трушин сбил один самолет противника и получил тяжелое ранение. Штурмовики успешно выполнили боевое задание и вернулись на свой аэродром.
    За смелость и мужество, проявленные на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведенные 46 успешных боевых вылетов, успешное ведение разведки, сбитый один самолет противника типа Ме-109 и получение тяжелого ранения в боях за Советскую Родину, достоин правительственной награды – ордена Отечественная Война первой степени.»


    Об обстоятельствах ранения в этом бою мне рассказал отец.

    Воздушный бой происходил над линией фронта. С земли наши самолеты были поддержаны зенитным огнем своих войск. Так уж случилось, что самолет отца был подбит «дружественным» огнем зенитной артиллерии. Самолет стал падать. Открыв фонарь и отстегнув привязные ремни, летчик выполнил маневр «горка». В верхней точке «горки», под действием центробежной силы, отец покинул кабину самолета. При этом зацепился за вертикальный руль, в результате чего левая рука была сломана в шести местах.

    На этом злоключения не закончились. Так как кабины самолетов не отапливались, летчики летали в меховых комбинезонах. На ногах - унты. Перед вылетом унты привязывались к поясному ремню специальными штрипками (веревочками).

    Напомню, воздушный бой происходил 2 января 1945 года, можно предположить, что Новогодние праздники на войне не отменялись. При раскрытии парашюта, из-за динамического рывка унты слетели с ног. Отец буквально остался в одних носках. До линии фронта 6 км. Положив левую руку на запястье правой руки, в котором сжимал пистолет, отец где шагом, где бегом стал продвигаться в сторону фронта. Отец хорошо ориентировался на местности и вышел на батарею зенитчиц, сбивших его. «Стой, немецкая гадина!» - остановил его женский окрик. Сложно представить, сколько горячих неприветливых слов было произнесено с обеих сторон. Зенитчицы доложили своему командованию о задержанном. За отцом приехала машина, доставившая его в медсанчасть полка. После этого, с переломами левой руки, обмороженными кистями, с обмороженными ступнями отец попал на излечение в 2951 Армейский авиагоспиталь, которым руководил майор медицинской службы Гончарж.


    Семья Трушиных

    Лечение отца проходило сложно. Неправильно сросшиеся кости левой руки хирургам дважды пришлось ломать, чтобы обеспечить правильное сращивание и последующее выздоровление. Молодая кареглазая дивчина Матрена Гринева помогала выхаживать раненого летчика, обрабатывала и бинтовала раны. Жизнь взяла свое. Лечение прошло удачно. Срослись кости, отступила боль, здоровье восстанавливалось. Иван и Матрена не расстались: пришла любовь, они поженились. Был май 1945 года. Победу молодая семья встречала вместе. Спустя положенные 9 месяцев, в Бухаресте, в феврале 1946 года родился сын - Трушин Владимир Иванович.

    Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 08 августа 1943 года:

    «Звено связи под командованием тов. Трушина с 22.08.42г. и по настоящее время на боевую оперативную связь, в сложных условиях боевой обстановки, произвело 1016 самолетовылетов, без единого случая задержки или срыва в доставке боевых распоряжений подчиненным частям.
    Лично сам тов. Трушин, как командир звена, имеет 627 самолетовылетов, он, не считаясь со временем дня и ночи, всегда готов для доставки того или иного боевого распоряжения как подчиненным частям, а также и вышестоящим штабным соединениям.
    Тов. Трушин своей повседневной работой на боевую оперативную связь содействовал боевым частям дивизии в быстрейшем разгроме немецких полчищ, в этом его большая заслуга.
    За проявленное мужество, самоотверженный труд при выполнении боевой оперативной связи, достоин правительственной награды орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».


    Однополчане И.П.Трушина. Предположительно 1943 г.

    Для управления подчиненными полками 288-й истребительной авиационной дивизии 17 -й Воздушной Армии, использовалось звено связи, в которое после окончания учебы в запасном авиационном полку на ст. Кочнево, Новосибирской области был откомандирован отец. Задача летчиков звена состояла в доставке боевых распоряжений и отчетов командиров полков с мест, и отчетов старшему начальнику. Эту работу выполняли летчики на самолете По-2 (в народе «Кукурузник»). Им приходилось взлетать и садиться на неподготовленные площадки в любое время суток. Самолет не был подготовлен для воздушного боя и был легкой мишенью для немецких летчиков. Как рассказывал отец, летать приходилось на малой высоте, буквально цепляясь шасси за верхушки деревьев. Но и это не всегда спасало. Самолет отца немцы сбивали дважды. Отец на выполнение боевой оперативной связи с 22 августа 1942 года по 8 августа 1943 года совершил 627 самолетовылетов. Получается, что за сутки совершал по 2 вылета. И это на Сталинградском фронте, где у немцев было трехкратное преимущество в самолетах.

    Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 28 августа 1944 года:

    «Участвуя в операции по прорыву линии обороны противника в районе нижнего течения р. Днестр, проявил себя мужественным, бесстрашным летчиком-истребителем неутомимым разведчиком, способным выполнить любое задание, поставленное командованием. В период операции произвел 14 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, из них со штурмовкой - 8, уничтожив до 6 автомашин противника.
    За успешное ведение разведки в период операции и добытые при этом важные сведения, произведенные 27 успешных боевых вылетов, из них 14 на разведку войск и аэродромов противника, проведенные 8 штурмовок и уничтожение 6 автомашин противника, достоин правительственной награды- ордена «Красное Знамя».


    Иван Павлович Трушин

    Фраза из наградного листа - «неутомимым разведчиком» скрывает факт собственно из-за чего отец был награжден орденом «Красное Знамя». Из рассказа отца следовало что, выполняя разведывательный полет, он обнаружил в одной из балок скопление до 20 немецких танков. Связавшись по рации с командованием и доложив обстановку он, корректируя огонь артиллерии, сопровождал уничтожение этой группы танков.

    Будучи пилотом, а впоследствии и командиром звена управления 288 ИАД, отец обрел навык отлично ориентироваться в воздухе в любых погодных условиях. И это умение сохранилось на последующие годы. Спустя много лет (1957-1960 гг.) наша семья жила в Анучинском районе Приморского края. Время для страны и нашей семьи было непростым. Чтобы пополнить семейный бюджет, отец брал меня с собой в тайгу для поиска знаменитого корня женьшень. Уходили в тайгу на 3-5 дней. И ни разу не блудили, потеряв направление движения.

    Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 17 мая 1944 года

    «Участвуя в Отечественной войне в составе 659 ИАП за период с 14 августа 1943 года по настоящее время лично произвел 62 успешных боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и разведку. В проведенных воздушных боях сбил лично 1 самолет противника.
    Мужественный, смелый летчик-истребитель, всегда готов на выполнение любого задания командования. Горит желанием скорее разбить ненавистных захватчиков.
    За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведенные 62 успешных боевых вылета, сбитый лично 1 самолет противника, смелость и мужество, проявленное в воздушных боях, достоин правительственной награды – ордена КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

    В наградных документах, в соответствии с существующей практикой, не принято писать о промахах и ошибках, совершаемых награждаемыми. Для этого существуют другие процедуры воспитания и обучения. Об одном из казусов войны, в частности, обстоятельствах, при которых был сбит самолёт отца, да еще и «дружественным» огнем, поведал мне отец.

    Был у него фронтовой друг, ведомый, по имени Сеня (предполагаю, Никитин Семен Никитович, 1921 р.) Основная задача ведомого - прикрытие самолета ведущего пилота со стороны задней полусферы.


    Отец слева. Думаю, справа - ведомый Сеня

    Во время одного из воздушных боев отец обнаруживает, что у него «на хвосте» висит немецкий самолет, который вот-вот откроет огонь на поражение. Времени на раздумывание и ожидание помощи от ведомого категорически нет. Для спасения отец, по его словам, «открывает воздушные щитки». В результате самолет резко теряет скорость и немецкий самолет на скорости пролетает вперед, обгоняя самолет отца. Ну вот, кажется, и пришло спасение. Но в это время в сценарий боя наконец-то вмешивается ведомый Сеня. Исправляя ошибку, по прикрытию самолета отца, он сблизился с вражеским самолетом для поражения. В горячке боя, не отследив маневр отца по сбросу скорости, Сеня по ошибке берет в прицел своего пулемета не врага, а самолет отца. Пулеметная очередь точно легла в самолет. Отец покидает кабину подбитого Сеней самолета. Сеня сопровождает его до земли. Приземление, к счастью, происходит на территории, занятой своими войсками.

    Уж какие объяснения и разборки были друг с другом и командованием мне неизвестно.


    04.10.1947 Последнее военное фото


    Владимир Иванович Трушин
    фотографии из архива автора
    март 2015 г.
    An-Z, sparrow and Bask like this.
казино на рубли