• Николай Дмитриевич Кузнецов: взгляд сквозь годы


    Николай Дмитриевич Кузнецов
    (10 (23) июня 1911 — 31 июля 1995)
    В течение длительного времени (с 1953 по 1976 г.) в качестве ведущего специалиста по двигателям научно-испытательного института ВВС мне довелось близко общаться с генеральным конструктором Николаем Дмитриевичем Кузнецовым при проведении различного рода стендовых и летных испытаний, при проведении работ по повышению надежности и увеличению ресурса и при решении многих технических вопросов, связанных с проведением испытаний и эксплуатацией двигателей, носящих его имя.

    Для ОКБ, руководимого Н.Д.Кузнецовым, это были годы создания и внедрения в широкую эксплуатацию турбовинтовых двигателей различного назначения, двухконтурных ТРД для пассажирской авиации и первых двухконтурных ТРД с форсажом для боевой авиации.

    При проведении государственных стендовых испытаний ряда двигателей мне приходилось выступать в качестве председателя комиссии (по двигателям НК-12М3, НК-4, НК-12МА) или его заместителя (по двигателю НК-22).

    Все это позволило мне довольно хорошо узнать характер Николая Дмитриевича, стиль его работы и манеру поведения при решении различных, порою очень сложных технических вопросов.

    Прежде всего, следует отметить необычайную работоспособность Николая Дмитриевича, позволявшую ему не только вникать во все тонкости работ, проводимых в опытном и серийном производстве, но и быть в курсе всех новейших достижений авиационной науки и техники у нас и за рубежом. С этим связана его огромная эрудиция и умение быстро найти решение трудных технических вопросов.

    Будучи в курсе технических достижений не только в области авиации, но и в смежных областях, Николай Дмитриевич постоянно сотрудничал с учеными, инженерами и испытателями НИИ различных направлений, быстро находил необходимые пути решения технических проблем и смело шел на привлечение новейших технологий в производство и испытания опытных двигателей. Николай Дмитриевич обладал духом новаторства и большой технической смелостью, не боялся внедрения в производство двигателей новых материалов и технологий, новых методов испытаний.

    Приведу лишь один пример.

    В начале 60-х годов остро встал вопрос об увеличении ресурса авиационных двигателей. Работы по увеличению ресурса требовали больших затрат времени и средств. Для ускорения этих работ специалисты НИИ ВВС (в том числе автор этих строк) выступили с инициативой проведения сокращенных (так называемых эквивалентных) испытаний на повышенных режимах для проверки прочностных характеристик двигателя на увеличенный ресурс с завершающей проверкой ресурса по эксплуатационных программам.

    При одной из встреч с Николаем Дмитриевичем этот вопрос был всесторонне обсужден с ним. Николай Дмитриевич живо заинтересовался этой идеей, но его беспокоил один вопрос: как будут засчитываться результаты эквивалентных испытаний в общей системе испытаний по установлению ресурса. Получив заверение, что эквивалентные испытания по прочностной оценке будут засчитываться как полноразмерные, Николай Дмитриевич после ряда уточняющих вопросов принял эту идею и был первым, кто осуществил ее на практике.

    Вскоре после этого разговора с Николаем Дмитриевичем был согласован ряд программ эквивалентных и эксплуатационных испытаний, по которых развернулись широкие испытательные работы, позволившие в очень короткие сроки увеличить эксплуатационный ресурс двигателей типа НК-12 и НК-8 соответственно до 2500 и 4000 часов.

    Хочется отметить еще одну характерную черту Николая Дмитриевича, которая особенно ярко проявлялась в процессе работы комиссий по расследованию летных происшествий, связанных с отказами материальной части: он никогда не «прятался» за спину других и при наличии объективных показателей открыто брат ответственность на себя, в то же время категорически отвергая необоснованные обвинения.

    В спорах Николай Дмитриевич проявлял завидный бойцовский характер и совместная с ним работа в комиссиях по проведению государственных стендовых испытаний двигателей была не легкой. Однако, на протяжении многих лет этой совместной работы при решении трудных технических вопросов, возникавших в ходе государственных испытаний двигателей и вызывавших порой острейшие дискуссии, всегда находился приемлемый для всех сторон вариант решения и испытания продолжались.

    Окидывая мысленным взором, описываемый период времени, уже вошедший в историю, только сейчас осознаешь в полной мере, какой титанической фигурой в авиадвигателестроении был Генеральный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов – один из самых выдающихся творцов отечественной авиационной техники. Его неповторимый образ навсегда останется в благодарной памяти всех, кто работал под его руководством или рядом с ним.

    Полковник-инженер в отставке Масалов Виктор Григорьевич
    октябрь 2000 г.