• Игорь Сейдов. 91 Стратегическая Разведывательная Эскадрилья в Корее


    RB-29 31-й стратегической разведывательной эскадрильи. Корея, июль 1952 г.
    Фото: National Archives and Records Administration


    К началу боевых действий на корейском полуострове, которые начались 25.06.1950 г. американское Командование США на Дальнем Востоке имело в своём распоряжении только одну стратегическую разведывательную эскадрилью вооружённой самолётами B-29 и RB-29 – это была 31-я SRS (Strategical Reconnaissance Squadron), которая дислоцировалась на авиабазе Кадена на острове Окинава (Япония). Кроме того, на авиабазе Кларк на Филиппинах базировалась 3rd Photo Mapping Squadron (эскадрилья фоторазведки), на вооружении которой были уже устаревшие В-17. Однако, как минимум один такой В-17 с началом боевых действий в Корее прибыл на одну из баз в Японии и участвовал в боевых вылетах на разведку территории Северной Кореи.

    Перед самым началом войны в Корее 8 самолётов RB-29 31-й эскадрильи были отправлены с США на авиабазу Tinker для модернизации и ремонта. Оставшиеся самолёты 31-й SRS начали ежедневные боевые вылеты на разведку территории Северной Кореи. Ежедневно экипажи 31-й SRS делали как минимум два разведывательных вылета на территорию Северной Кореи – один вдоль западного побережья КНДР, и второй на восточное побережье Северной Кореи. В конце лета 1950 года 31-я SRS была перебазирована на авиабазу в Йокота (Yakota – Япония), где 31-я SRS стала получать ранее посланные в США на ремонт и модификацию с авиабазы Tinker свои самолёты RB-29. Одними из первых прибыли машины с №44-61727 «So Tired», №44-61810 и №44-61813 «Flak Shack/Overexplosed», которые вошли в звено «С». Это означает, что в составе 31-й SRS было как минимум три звена по 4 машины в каждом звене.


    Штаб-сержант Arthur L/ Goins, штатный фотограф экипажа RB-29 31-й SRS,
    загружает фотокамеру К-18 перед вылетом на задание над Северной Кореей.
    Корея. Декабрь 1950 г.
    Фото: National Archives and Records Administration


    К осени 1950 года все машины бывшие на ремонте и модернизации в США вернулись в состав 31-й SRS и приступили к боевой работе. До конца ноября 1950 года лётчики 31-й SRS выполнили более 250 разведывательных полётов над территорией КНДР, КНР и СССР. В зону ответственности самолётов 31-й SRS также входили полёты над Северо-Восточным Китаем, а также Ляодунским полуостровом, где базировалась 39-я армия ВС СССР, и даже вдоль границ СССР в Приморье.

    В ноябре 1950 года на авиабазу Johnson (Япония) прибыли экипажи 91-й SRS с авиабазы McGuire (США). Туда же, на базу Johnson прибыли экипажи и самолёты 31-й SRS и формально, на бумаге, передали свои самолёты вновь прибывшим. По-сути, 31-я SRS стала 91-й SRS и в дальнейшем до конца боевых действий в Корее, на данном театре долгое время действовали все те же экипажи, числившиеся уже в составе 91-й SRS на самолётах В-29 и RB-29.

    На момент слияния 31-й и 91-й SRS по данным американской стороны 31-я SRS потеряла только два своих RB-29: первый был потерян RB-29 №42-0903 с названием «The Heap», причём он был потерян незадолго до начала боевых действий в Корее 16.06.1950 г. Из-за проблем с шасси, экипажу было приказано покинуть самолёт, а сам «The Heap» был затем расстрелян своими же F-80 над морем. При этом, вследствие неудачного приземления с парашютом, один из членов экипажа потерял ногу.

    Единственную боевую потерю 31-я SRS понесла 9-го ноября 1950 г., когда в результате атак двух реактивных истребителей МиГ-15 были повреждены два двигателя на левом крыле RB-29 №44-61813, и при посадке на авиабазе Johnson самолёт потерпел аварию и затем был списан. Эту победу одержали лётчики 72-го ГИАП майор Бордун А.З. и его ведомый ст. лейтенант Дымченко Л.М.. Следует отметить - американцы считают, что хвостовому стрелку из экипажа «Flak Shack/Overexplosed» сержанту Harry Lavene удалось сбить одного из атаковавших их самолёт МиГ-15, однако, как известно, все МиГи из того боя благополучно вернулись на свою базу. Из экипажа «Flak Shack/Overexplosed» пострадали только два члена экипажа (по воспоминаниям ветеранов 31-й РАЭ погибли все члены экипажа данного самолета) KORWALD:

    Список членов экипажа:

    Имя Звание Служба Статус Комментарии
    LADEN, Robert E. капитан USAF UNK (неизвестно) (23rd Sq, 5th Gp - TDY with 21st Recon - per 5th AF daily diary)
    LAVENE, Harry J. капитан USAF NIJ

    Также сообщается о повреждении одного RB-29 во время разведки над Пхеньяном во время миссии 21.09.1950 г. При этом имеются данные, что ранение получил один член экипажа, однако американцы не сообщают номер этого RB-29.

    Список членов экипажа:

    Имя Звание Служба Статус Комментарии
    RANKIN, JR., Loyso техник-сержант USAF WIA (ранен в БД)

    Странно, но как раз за день до этого, т.е. 20.09.1950 г. китайцы сообщают об ещё одном уничтоженном В-29, который, скорее всего, был разведчиком RB-29. Вот как об этой победе рассказывает в своей работе Анатолий Дёмин: «Расквартированная в Шанхае 4-я смешанная авиабригада после переучивания официально заступила на боевое дежурство в октябре 1950 г. Еще до этого, 20 сентября, китайские летчики на МиГ-15 «отметились», открыв боевой счет. С началом войны в Корее входившие в отдельную группу ПВО радиолокационные станции неоднократно фиксировали пролеты одиночных самолетов между Тайванем и Кореей. По ряду признаков, в том числе и по скорости, их идентифицировали как В-29. В зоне ПВО Шанхая на перехват поднимались истребители, но нарушений воздушного пространства КНР обычно не происходило.

    Утром 20 сентября РЛС обнаружили в 133 км к юго-востоку от Шанхая неизвестный самолет, приближающийся к городу, и вскоре он вторгся в воздушное пространство КНР. В воздух подняли пару МиГ-15 (ведущий - Хэ Чжундао, ведомый - Ли Юннянь). Вскоре они обнаружили противника - американский В-29 на высоте 4000 м над Чэньцзячжэнь. «Сверхкрепость» первой открыла огонь, после этого МиГи зашли В-29 в хвост и провели семь атак, выпустив, пять очередей. В-29 упал в море. Самолет ведущего был слегка поврежден, но оба благополучно вернулись на базу. Это был первый американский самолет, сбитый китайскими летчиками ПВО». – Что это была за машина, и из какой части, до сих пор неизвестно. Американцы до сих пор молчат по-поводу данного инцидента.

    В сентябре 1950 г. в состав 31-й SRS прибыли из США три RB-45C. Вернее сказать прибыли только две машины: одна сгорела при дозаправке на Гавайях, две прибыли в Японию. Это было звено из отдельной 84-й эскадрильи, которая вошло в состав 31-й/91-й SRS, но действовала отдельно от экипажей RB-29. Позже один из них был сбит нашими МиГами из состава 29-го ГИАП 4.12.1950 г. – отличился ст. лейтенант Андрианов А.Ф. Это был RB-45C №48-015 в составе экипажа из 4-х человек:

    Список членов экипажа:

    Имя Звание Служба Статус Комментарии
    LOVELL, John R полковник USAF POW (военнопленный)
    MCDONOUGH, Charles E. капитан USAF POW (военнопленный)
    PICUCCI, James J. капитан USAF MIA (пропал без вести)
    YOUNG, Jules E. капитан USAF MIA (пропал без вести)

    В январе 1951 г. в Японию были посланы ещё два звена RB-45C из состава 322-й и 324-й SRS - одна базировалась на базе в Мисава, а вторая (324-я) - в Йокоте. Именно они имели ряд встреч с МиГами в апреле и ноябре 1951 г. и чудом избежали потерь, но, скорее всего повреждения 2-3 машины от огня МиГов всё же имели. В 1952 году летом была потеряна вторая машина RB-45C из состава 91-й SRS. По заявлению американской стороны, это произошло в результате отказа двух двигателей, и, как следствие, самолёт разбился на авиабазе в Йокота, экипаж спасся на парашютах.

    Дата потери: 06.06.1952
    Бортовой номер: 48-016
    Тип самолета: RB-45C
    Эскадрилья: 91st Strat Recon Sq
    Обстоятельства потери: No. 3 engine blew up on take off, No. 4 engine out, on fire, crashed near Yokota AB, crew successfully bailed out

    Что касается дальнейшей боевой деятельности 91-й SRS, то о том, чем занимались экипажи 91-й SRS хорошо сказал бывший стрелок и по совместительству фотограф одного из RB-29 91-й SRS William F. (Bill) Welch: «Мы сфотографировали фактически каждую милю береговой линии от Гонконга до Порт-Артура, и из Владивостока до Камчатки и назад. Нас часто перехватывали истребители МиГ-15, над китайским побережьем (нам однажды удалось сделать хороший снимок этого самолета камерой K-30 во время одного из полётов приблизительно в миле от нашего крыла) и советскими Як-9 и Ла-5 с советских аэродромов к северу от Японии. В каждом из этих случаях перехвата, нам удавалось уйти от истребителей». – Это означало, что помимо полётов над территорией КНДР, самолёты-разведчики 91-й SRS также осуществляли разведывательные полёты над КНР и СССР. Однако не всегда эти полёты заканчивались благополучно для экипажей 91-й SRS. Так 13.06.1952 г. в территориальных водах СССР в Приморье, в районе мыса Овсянкина был перехвачен двумя МиГ-15бис и сбит RB-29 №44-61810, которого сбили лётчики 7-й ИАД ТОФ капитан Проскурин И.П. и капитан Федоров О.П. – Экипаж RB-29 №44-61810 считается пропавшим без вести:

    Busch, Samuel N. .. майор
    Scully, James A. .. 1-й лейтенант
    Service, Samuel D. .. 1-й лейтенант
    McDonnell, Robert J. .. 1-й лейтенант
    Homer, William B. .. мастер-сержант
    Moore, David L. .. мастер-сержант
    Blizzard, William A. .. штаб-сержант
    Monserrat, Miguel W. .. штаб-сержант
    Berg, Eddie R. .. штаб-сержант
    Bonura, Leon F. .. штаб-сержант
    Becker, Roscoe G. .. штаб-сержант
    Pillsbury, Danny A. .. рядовой 1-го класса

    Далее 4.07.1952 г. майор Карелин А.М. из состава 351-го ИАП на МиГ-15бис над Северной Кореей ночью сбивает RB-29 №44-61727 «So Tired». Из его экипажа двое пропали без вести, остальные попали в плен и были возвращены домой после окончания войны:

    Список членов экипажа:

    Имя Звание Служба Статус Комментарии
    ALBRIGHT, Richard L. рядовой 1-го класса USAF MIA (пропал без вести)
    BASS, Kenneth H. рядовой 1-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch*
    BRAZIL, Kenneth S. 1-й лейтенант USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    COMBS, Edwin D. рядовой 1-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    EVERS, Eugene E. рядовой 2-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    HAND, Donald L. рядовой 2-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    HARRIS, Theodore R. 1-й лейтенант USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    JOHANSEN, Charles V. штаб-сержант USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    KOSKI, William E. рядовой 1-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    MAST, Clifford H. рядовой 1-го класса USAF MIA (пропал без вести)
    MORELAND, Joseph E. 1-й лейтенант USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    RIVERS, Bernard F. штаб-сержант USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch
    STRIEBY, Francis A. 1-й лейтенант USAF RMC (возвращен военным властям) RMC Big Switch

    *RMC Big Switch - Возвращен военным властям во время операции Big Switch (большой обмен). Операция по обмену пленными после окончания войны в Корее. Проводилась с августа по декабрь 1953 г. В результате операции были возвращены своим властям 75823 военнопленных северокорейцев и китайцев и 12773 военнопленных сил ООН (7862 южнокорейцев, 3597 американцев и 946 британцев). Интересно отметить, что 21 американец и 1 британец отказались от репатриации. - прим.редактора.

    7-го октября 1952 г. ещё один экипаж RB-29 из состава 91-й SRS был потерян вовремя разведки территории Советского Союза. Вовремя полёта над островами Курильской гряды, в районе острова Юрий, двумя истребителями Ла-11 из состава 368-го ИАП был сбит RB-29 №44-61815 «Bub Daijobu/ Moon`s Moonbeam» - отличились ст. лейтенант Жеряков Б.А. и ст. лейтенант Леснов В.С. - Экипаж в составе 8 человек пропал без вести:

    Brock, Paul E.
    Colgan, Samuel A.
    English, Eugene M.
    Hirsch, John Arthur
    Kendrick, Fred G.
    Neail, Frank E.
    Shipp, Thomas G.
    Dunham, John R.

    И, наконец, 13.01.1953 г. RB-29 с №44-62217 был сбит МиГ-15бис вовремя ночного фотографирования в районе Аньдун (КНР), лётчиком 535-го ИАП ст. лейтенантом Хабиевым Я.З. Большая часть экипажа покинула горящий самолёт и попала в плен китайцам, двое погибли, один пропал без вести.

    Список членов экипажа:

    Имя Звание Служба Статус Комментарии
    ARNOLD, Jr., John K. полковник USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    BAUMER, William E. майор USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    BENJAMIN, JR., Harry M. рядовой 2-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    BROWN, Howard W. техник-сержант USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    BROWN, Wallace L. 1-й лейтенант USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    BUCK, John W. капитан USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    HART, JR., Alvin D. рядовой 1-го класса USAF KIA (убит в БД)
    KIBA, Steve E. рядовой 1-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    LLEWELLYN, Elmer F. капитан USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    SCHMIDT, Daniel C. рядовой 1-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    THOMPSON, III, John W. рядовой 2-го класса USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    VAADI, Eugene J. капитан USAF RMC (возвращен военным властям) Возвращен из Китая в 1955 г.
    VAN VOORHIS, Paul E. 1-й лейтенант USAF MIA (пропал без вести)
    WEESE, Henry D. 1-й лейтенант USAF KIA (убит в БД)

    В итоге, через состав 31/91-й SRS прошли около 20 самолётов RB-29 и В-29 (по неполным данным 17 самолётов RB-29 и три В-29):

    RB-29A-20-BN №42-0903 «The Heap»
    RB-29A-20-BN №42-93987
    RB-29A-20-BN №42-93993
    RB-29A-20-BN №42-94000 «Tiger Lil»
    RB-29A-35-BN №44-61533 «Salem Witch»
    RB-29A-45-BN №44-61727 «So Tired»
    RB-29A-50-BN №44-61807 «Ichiban»
    RB-29A-50-BN №44-61810
    RB-29A-50-BN №44-61813 «Flak Shack/Overexplosed»
    RB-29A-50-BN №44-61815 «Bub Daijobu/ Moon`s Moonbeam»

    RB-29A-50-BN №44-61817 «Shutterbug/ Ah Sooooooooo»
    RB-29A-50-BN №44-61818 «Boomerang»
    RB-29A-50-BN №44-61854 «Butterfly Baby»
    RB-29A-55-BN №44-61929 «Honeybucket Honshos»
    B-29A-55-BN №44-61951 «Over Exposed/ Our Lil`Lass»
    RB-29A-60-BN №44-62022 «Old Double Deuce»
    RB-29A-70-BN №44-62217
    RB-29A-70-BN №44-69704
    В-29 №45-21742 «Honeybucket Honshos II»
    В-29 №45-21766

    (красным цветом выделены машины, потерянные в ходе б/действий)

    В заключение надо указать, что позже, после окончания войны в Корее, часть машин 91-й SRS попали в состав других разведывательных подразделений ВВС США. Один из них RB-29A-20-BN №42-94000 (бывший «Tiger Lil») после окончания войны в Корее, попал в состав разведывательного подразделения 6007 Composit Grp. ВВС США и погиб по данным американской стороны во время разведывательной мисси. - 7-го ноября 1954 г., (чень неудачный выбор дня для полетов – это ведь был праздник, а в эти дни традиционно все вооруженные силы СССР находились в состоянии повышенной готовности к противодействию противнику. Эту же ошибку командорвание USAF повторило 1 мая 1960 года, когда ПВО страны был сбит Гарри Пауэрс на самолете У-2). во время разведывательного полёта RB-29 с экипажем, состоящим из одиннадцати человек, был перехвачен двумя МиГ-15 приблизительно в десяти милях в международном воздушном пространстве (по американским данным - к югу от советского острова Танфильева, Курильской гряды), которые подбили американский самолет. Советские власти утверждали, что RB-29 нарушил воздушное пространство СССР и стрелял по советским истребителям. Это заявление было отклонено американскими властями. К счастью, RB-29 смог уйти от нападавших истребителей, но при атаке он получил серьезные повреждения, и затем упал в воду и разбился при попытке приземления на северном конце острова Хоккайдо. Десять членов экипажа выжили (вероятно, один погиб или был ранен). Перехват осуществили два лётчика 610-го ИАП капитан Костин и ст. лейтенант Серебряков, которые и сбили бывшую «Тайгер Лил».

    Такова краткая история участия 31/91-й SRS в Корейской войне против КНДР и КНР, а также в «холодной войне» против СССР. Остаётся только неясным до сих пор, кого же сбили советские лётчики в районе мыса Сейсюра возле наших территориальных вод в Приморье 26-го декабря 1950 г. и в небе КНДР 10.01.1951 г.? Были ли это RB-29 из состава 91-й SRS или это были самолёты других типов (например, спасательные SB-29, самолёты разведки погоды WB-29 или самолёты ВМС США типа PB4Y «Прайвитер», которые внешне похожи на В-29) из других подразделений ВВС или ВМС США? До сих пор власти США скрывают правду о данных инцидентах в воздушном пространстве СССР и КНДР. К большому сожалению, автору недоступны официальные списки потерь USAF в инцидентах в воздушном пространстве КНДР, КНР и СССР. Существующий ныне неофициальный дата-банк KORWALD несмотря на заявления его владельцев о наличии совершенно достоверных данных о потерях не полон, примером чего могут послужить два борта RB-29 №44-61810 и RB-29 №44-61815, которых в KORWALDе нет, хотя данные о сбитии обеих этих машин имеются в Интернете в свободном доступе.

    И. Сейдов