• С.Исаев. Создавая новый стандарт

    Вскоре после появления в конце 1980-х годов первых отечественных книг-монографий, посвященных отечественным же летательным аппаратам (в первую очередь боевым самолетам), в течение короткого времени сам собою сложился некий стандарт содержания таких работ. Первый, самый значительный по объему, раздел книги посвящался истории проектирования, создания, строительства первых образцов авиационной техники, испытаниям и доводке опытных машин. Второй раздел монографии, уже менее объемный, рассказывал о серийной производстве ЛА и его модификациях, третий же раздел, самый скромный по объему, содержал зачастую весьма краткую и фрагментарную информацию об эксплуатации и/или службе данного ЛА в частях ВВС. В самом обобщенном и усредненном виде объем информации содержавшийся в трех основных разделах такой монографии можно определить пропорцией 3:2:1. Т.е. теме эксплуатации ЛА и/или его боевого применения отводилось как правило менее 20% общего объема монографии.

    Конечно, такая «несправедливость» вызывала вполне обоснованную критику со стороны читателей. Но в ответ авторы монографий лишь пожимали плечами и отвечали, что в архивах обобщенной информации об эксплуатации и применении того или иного самолета/вертолета практически нет, а кроме всего прочего такая информация весьма разрозненна и находится в разных источниках…

    Шло время, начался новый век, но структура большинства монографий, посвященных конкретным отечественным ЛА, оставались неизменной и в начале XXI века. И мне, честно говоря, уже стало казаться, что такое положение дел никогда не изменится…
    «Первая ласточка» появилась в 2009 году, когда вышла в свет уникальная книга А.В. Павлова и С.В. Войлокова «Истребитель МиГ-29 в строевых частях – история, символика, окраска. Книга первая – «изделие 9-12», – полностью посвященная освоению и эксплуатации истребителей МиГ-29 в частях ВВС СССР/СНГ.

    А когда в конце 2012 года была издана монография Андрея Кожемякина и Андрея Короткова, посвященная первому периоду эксплуатации штурмовика Су-25 в частях ВВС СССР, - Кожемякин А.Ю., Коротков А.Е. Штурмовик Су-25. Тридцать лет в строю. Часть I. В Вооруженных силах СССР 1981-1991 гг. – М., 2012. – 400 с. – ISBN 978-5-98734-011-0 - я понял, что наконец появляется новый стандарт/формат монографий об отечественных боевых самолетах.

    Авторы длительное время по крупицам собирали материалы об эксплуатации Су-25 во всех строевых частях ВВС и авиации ВМФ СССР. Собранная информация была тщательно проанализирована и структурирована, сведена в различные таблицы, проиллюстрирована воспоминаниями очевидцев и участников событий, снабжена большим числом фотографий, посвященных строевой службе «грачей», и наконец, расцвечена многочисленными цветными боковиками и тремя десятками цветных проекций штурмовика различных авиационных частей и подразделений на почти 400 страницах книги формата А4!

    Андрей Кожемякин и Андрей Коротков в своей книге умело сочетают рассказ о серийном производстве Су-25, его модификациях и доработках с описанием эксплуатации и боевого применения «грача». Так, например, впервые, пожалуй, в отечественной литературе подробно рассказывается о боевой работе первой авиационной части на Су-25 – 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрилье, которая в июле 1981 года приступила к боевым действиям в Афганистане. А далее авторы в хронологическом порядке подробно рассказывают обо всех частях ВВС и авиации ВМФ СССР, на вооружении которых стояли Су-25.

    В монографии «Штурмовик Су-25» собраны биографии ряда авиаторов, отдавших лучшие годы своей жизни этому самолету, а их правдивые и живые воспоминания, удачно вписанные в общую канву книги, позволяют передать дух и атмосферу тех лет, когда «и деревья были зеленее и солнце светило ярче…»

    Безусловно, любители самолета-штурмовика Су-25 по достоинству оценят публикацию подробной табличной информации о «грачах», стоявших на вооружении различных авиачастей в 1981-1991 годах, списков личного состава ряда авиационных частей и подразделений, летавших на этих штурмовиках.

    На мой взгляд, в силу своей уникальной широты и полноты охвата заявленной темы, монография Андрея Кожемякина и Андрея Короткова будет интересна самому широкому кругу читателей: любителям истории отечественной авиации как ценнейший источник разнообразной информации об эксплуатации и боевом применении самолета-штурмовика; ветеранам-авиаторам, служившим на Су-25, как правдивый и не приукрашенный рассказ о недавнем прошлом; любителям авиационного «железа» как первоисточник серийных номеров «грачей» и их перемещений между частями-эксплуатантами; и, наконец, любителям авиационного камуфляжа и стендового моделизма как авторитетный источник информации о схемах камуфляжной окраски, о многочисленных эмблемах, нарисованных на бортах Су-25, который, как справедливо отмечают авторы, «стал едва ли не самым популярным «холстом» для воплощения многочисленных художественных идей».

    Безусловно, в такой большой «бочке меда», которой является рецензируемая книга, не может не найтись «ложка дегтя». И эта «ложка» есть: качество верстки и полиграфического исполнения книги явно не соответствует высокому качеству ее контента-содержания. Эта тема уже подробно обсуждалась на форуме airforce.ru, поэтому едва ли есть смысл к ней возвращаться. Будем надеяться, что работая над вторым томом своей книги, авторы сделают все необходимое, чтобы полиграфическое исполнение следующей книги было столь же блестящим, как качество ее контента.

    На мой взгляд, выход в свет монографии А.Ю. Кожемякина и А.Е. Короткова «Штурмовик Су-25. Тридцать лет в строю. Часть I. В Вооруженных силах СССР 1981-1991 гг.» является знаковым событием для историографии отечественной авиации. Эта книга задает новый стандарт качества исследований, посвященных истории отечественной авиационной техники. Надеюсь, что этот стандарт будет принят, и в ближайшем будущем мы порадуемся выходу новых блестящих монографий о лучших отечественных самолетах и вертолетах.

    Сергей Исаев