• Продолжая «открывать Америку»

    Сергей Исаев


    Двадцать первый век ознаменовался бумом «цифровых» и on-line технологий. Интернет стал диктовать форму и содержание происходящего не только в Сети. В последние годы все реже и реже стали появляться монографии, посвященные истории авиации. Ныне стали востребованы яркие и красочные книги, в которых содержание все более и более переводится в графический, легкий для восприятия, вид: много фотографий, схем, карт, цветных боковиков и проекций авиационной техники, но все меньше и меньше обычного текста. Наверное, это общая тенденция, которую мы не в силах изменить…

    На этом фоне сам факт появления в начале 2012 года монографии Вона Хардести и Ильи Гринберга «Возрождение «красного феникса». Советские ВВС во Второй мировой войне» (Von Hardesty, Ilya Grinberg. Red Phoenix Rising. The Soviet Air Force in World War II. University Press of Kansas, 2012) – 428 страниц, 105 фотографий, 9 карт, 8 приложений, подробная библиография, – изданной на английском языке, не может не радовать.

    Монография посвящена большой и сложной теме участия Военно-воздушных сил Красной Армии во Второй мировой войне. Анализируя опубликованное исследование, важно помнить, что эта работа рассчитана на западного читателя, знания которого о советских ВВС в 1941-1945 годах ограничиваются знакомством с истребителем Поликарпова И-16 «Rata», поставками авиационной техники по ленд-лизу и копированием американского бомбардировщика B-29.

    Авторы в краткой, но емкой форме рассказывают о бурном развитии военной авиации в СССР накануне Великой Отечественной войны, подчеркивая при этом, что резкое увеличение числа выпускаемых промышленностью военных самолетов не сопровождалось соответствующей подготовкой экипажей, не обеспечивалось развертыванием материально-технической и ремонтной базы, надлежащей радиосвязью. В монографии отмечается, что жесткое подчинение авиации наземному командованию, ее децентрализация, устаревшая тактика применения обусловили низкую эффективность советских ВВС на начальном этапе войны, что, в конечном итоге, явилось теми комплексными причинами, в результате которых была практически уничтожена авиация западных военных округов.

    Однако уничтожение материальной части авиации, отмечают авторы, не равносильно уничтожению ее летного состава. Уже через несколько месяцев после, казалось бы, полного разгрома в приграничных сражениях, аккумулировав все возможные ресурсы советские ВВС, равно как и сухопутные войска, возродились и вступили в ожесточенные сражения.

    Командование советской военной авиации быстро извлекло уроки из поражений. Уже во время битвы за Москву была внедрена более эффективная система управления авиацией с элементами централизации, последовавшее за этим создание воздушных армий и изменение тактики применения авиации способствовали победе под Сталинградом, опыт воздушных боев над Кубанью использовался в ожесточенных боях над Курской дугой, когда ценою больших потерь превосходство в воздухе стало переходить к советской авиации.

    Сражения 1944 года продемонстрировали очевидное численное превосходство советских ВВС и, по крайней мере, паритет с противником в тактике и боевом применении авиации. Советское авиационное командование умело и достаточно эффективно взаимодействовало с наземными войсками во время проведения крупнейших наступательных операций. Все эти усилия привели к тому, что к концу войны в Европе в мае 1945 года советские ВВС представляли собой крупнейшие в мире оперативно-тактические военно-воздушные силы (operational-tactical air force).

    Многое из того, о чем рассказывается в монографии, для отечественного читателя представляется очевидным. Однако, «из-за миллиардов причин, – отмечают авторы, – до недавнего времени на западе практически не уделялось внимание значению войны в воздухе на Восточном фронте». Поэтому титаническая борьба советских ВВС и Люфтваффе в восприятии западных специалистов была лишь эпизодом на фоне сражений под Эль-Аламейном, Салерно, Нормандии и других.

    В далеком 1982 году американский историк Вон Хардести опубликовал книгу «Красный феникс: рост советской авиационной мощи, 1941-1945» (Red Phoenix: The Rise of Soviet Air Power, 1941-1945), в которой пытался практически впервые в западной литературе показать реальную роль и значение советских ВВС во Второй мировой войне, тем самым «открыв Америку» англоязычным читателям.

    С тех пор многое изменилось в мире. Рецензируемая работа Вона Хардести и Ильи Гринберга является логическим развитием монографии, опубликованной в 1982 году. Но эта новая работа имеет совсем иное качество. Монография написана с привлечением большого числа русскоязычных источников: и не только уже ставшими классическими монографий М.Н. Кожевникова, В.Г. Никифорова, И.В. Тимоховича, но и недавно изданных работ М.Ю. Быкова, В.Г. Горбача, М.Э. Морозова, М.А. Маслова, О.В. Растеренина, Д.Б. Хазанова и других, а также материалы из сборников боевых документов, статистических сборников и ряда архивных источников. Авторы активно использовали значительный массив журнальных и Интернет-публикаций, посвященных вопросам истории советских ВВС периода Великой Отечественной войны. – Все это позволило Вону Хардести и Илье Гринбергу подготовить академическую и глубокую (насколько это позволил небольшой объем) монографию и проиллюстрировать ее большим числом примеров и эпизодов той грандиозной воздушной битвы, которая шла на востоке Европы с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года.

    Нельзя не отметить, что в книга «Возрождение «красного феникса» богато иллюстрирована тщательно и сбалансировано подобранными фотографиями (редкий случай применительно к монографии!), делающими академический текст более ярким и выпуклым.

    Пожалуй, самым серьезным IMHO недостатком монографии является, как ни странно, весьма неудачный рисунок штурмовика Ил-2 на суперобложке книги, создающий ощущение лубочности, которое явно не соответствует серьезному характеру работы. А огромность и широта темы – советские ВВС во Второй мировой войне – не могли не обусловить и обзорный характер самого материала.

    Хочется пожелать авторам успешного продолжения (на сей раз – многотомного) важной и многогранной работы по «открытию Америки» для западных читателей – об истинном месте и роли советских ВВС во Второй мировой войне.