• Авиационная база «Дечебал»

    Авиационная база «Дечебал»
    в/часть 06858
    аэродром Маркулешты


    Весной 1992 года, на аэродроме Маркулешты, на базе расформированного 86 гвардейского Краснознаменного морского истребительного ордена Суворова III степени Борисовского авиационного полка, был сформирован истребительный авиационный полк ВВС Республики Молдова. Командиром авиаполка назначен полковник Ион Ротару. Вскоре его сменил полковник Василий Степанович Брагиш.

    Полк это был только на бумаге, так как после расформирования 86 МИАП в Маркулештах не осталось ни одного лётчика. Руководство молодого государства начало активно рассылать представления на офицеров-молдаван по всему бывшему СССР. Среди откликнувшихся было не так много лётчиков, а тех, кто летал на МиГ-29, можно было сосчитать по пальцам одной руки.


    Стоп-кадр из видеофильма снятого на аэродроме Маркулешты в 1992 году. Хорошо видно, что бортовые номера на МиГ-29 № 07 (з/н 2960721514) выполнены желтым цветом. Архив Павлова Антона.

    Датой отсчета своей истории молдавские лётчики считают 27 мая 1992 года, когда на аэродроме состоялись первые полёты. В небо поднялась спарка №62, в кабине которой находились капитан Виталий Русу (выполнял роль инструктора) и старший лейтенант Александр Попович. 1 июня в Маркулешты приехали еще два лётчика: старший лейтенант Святослав Небурак и капитан Александр Дарануца. Оба имели допуски к полётам на МиГ-29 и уже 2 июня они летали вчетвером. Все четверо являлись бывшими офицерами 642 АПИБ, дислоцировавшегося на аэродроме Вознесенск (Украина). К концу 92-го года была сформирована эскадрилья из 16-ти летчиков.



    Капитан Виталий Русу и старший лейтенант Александр Попович проводят разбор выполненного ими полетного задания. На заднем плане МиГ-29 № 20. Автор Корчмарь Валерий.

    Установленный перечень самолётов МиГ-29 по состоянию на апрель 1992 года.

    Бортовой номер Заводской номер
    1 01 желтый 2960717453
    2 02 желтый 2960717940
    3 03 желтый 2960717456
    4 04 желтый 2960717469
    5 06 желтый 2960717473
    6 07 желтый 2960721514
    7 08 желтый 2960721907
    8 09 желтый 2960710828
    9 10 желтый 2960717458
    10 11 желтый 2960717459
    11 12 желтый 2960717464
    12 14 желтый нет информации
    13 20 желтый 2960516753
    14 21 желтый 2960516755
    15 22 желтый 2960516766
    16 24 желтый 2960707750
    17 25 желтый 2960516761
    18 27 желтый 2960512124
    19 28 желтый 2960512140
    20 29 желтый 2960707753
    21 40 желтый нет информации
    22 41 желтый 2960721930
    23 42 желтый 2960721933
    24 43 желтый 2960721937
    25 44 желтый 2960721938
    26 45 желтый 2960721939
    27 46 желтый 2960721940
    28 47 желтый 2960721943
    29 48 желтый 2960721945
    30 49 желтый 2960721946
    31 61 желтый 50903012038
    32 62 желтый нет информации

    Прошло совсем немного времени, когда стало понятно, что укомплектовать истребительный авиаполк лётным составом по полному штату не удастся, и его переформировали в смешанную авиационную бригаду трехэскадрильного состава: 1 АЭ - МиГ-29, 2 АЭ - Ми-8, 3 АЭ - Ми-24. От 3 АЭ со временем отказались из-за отсутствия Ми-24.


    МиГ-29УБ в обновленном камуфляже, но еще без опознавательных знаков ВВС Молдавии. Архив Павлова Антона.


    Территория Молдавии очень мала (с севера на юг 350 км, с запада на восток 150 км.), но это не помешало организовывать и проводить полёты в четырех пилотажных зонах. Из них одна предназначалась для полётов на малых и предельно-малых высотах. Два маршрута отводились для полётов на разгон до максимальной приборной скорости и «на потолок». При этом, надо отдать должное лётчикам и руководителю полётов полка, они не разу не воспользовались воздушным пространством соседних государств. И даже случайно не залетали в 5-ти километровую приграничную зону Украины или Румынии.

    С самого начала эксплуатации истребителей МиГ-29 в ВВС Молдавии, с ними было связано несколько резонансных историй. Первое громкое упоминание приходится на июнь 1992 года. К этому моменту молодая страна Молдова уже находилась в состоянии вооруженного противостояния с Приднестровской Молдавской Республикой. Пик конфликта пришелся на начало лета 1992 года. Ситуация настолько обострилась, что МО Молдавии приняло решение о необходимости применения боевых самолётов.

    Перед лётчиками поставили задачу нанести бомбовый удар и разрушить автомобильный мост через Днестр, соединявший город Бендеры с селом Парканы. По мосту проходила дорога на мятежный Тирасполь. В этом районе шли очень тяжелые и плотные бои. На отдельных участках позиции противников разделяли считанные метры. В результате выполненного 22 июня 1992 года налёта двух самолётов МиГ-29 мост остался невредим, восемь бомб упали мимо цели. Но вот последствия случившегося каждая из сторон трактовала в свою пользу. При этом в СМИ, как с молдавской, приднестровской, так и с российской стороны, помимо жестких выводов, появилось множество версий случившегося. Журналисты и «свидетели» произошедшего расходились во мнениях не только о количестве самолётов выполнявших авиаудар и числе сброшенных бомб, но и разрушениях от их падения. Например «Красная Звезда» вышла с обличающим материалом, в котором приводилась выдержка из обращения военного совета российской 14 общевойсковой армии (находившейся на территории ПМР и выступившая в роли миротворческих сил), направленном главам, правительствам и народам Содружества независимых государств.

    В обращении отмечалось, что: 22 июня 2 самолёта МиГ-29 с 19-15 до 19-45 совершили два налёта на бендерскую зону противостояния и нанесли два бомбовых удара, имея, очевидно, целью - разрушить мост, соединяющий Бендеры и Тирасполь, но поразивших мирное село Парканы и нанесших ему значительный урон. Отмеченные также 24 июня полёты не оставляют сомнений в том, что ведется планомерная и целенаправленная подготовка массированного применения ВВС Молдовы в зоне конфликта, что многократно увеличит и без того многочисленные жертвы среди мирного населения.

    Власти Молдовы некоторое время отрицали сам факт боевого применения 22 июня своей авиации, но позже вынуждены были признать использование МиГ-29 в этом конфликте. Вскоре со ссылкой на представителей 14 армии было объявлено о сбитом 23 июня 1992 года молдавском истребителе, и даже в качестве подтверждения говорилось о неких обломках МиГ-29, изъятых с места падения ЛА. Молдова отвергла потерю боевой машины.



    Стоп-кадр из видеофильма снятого на аэродроме Маркулешты в 1996 году. МиГ-29 № 40 в новыми опознавательными знаками ВВС Молдавии. Архив Павлова Антона.


    Спустя годы, объективною картину тех событий удалось получить лишь после прямого общения с лётчиками и техниками молдавских самолётов, местными жителями, бывшими офицерами 14 армии, и изучения отчёта о приднестровском конфликте, подготовленного независимыми наблюдателями от общества «Мемориал».

    Никто из опрошенных, включая местных жителей, не подтвердил информацию о жертвах от бомбового удара среди военных и мирного населения, хотя до последнего времени в интернете сохраняются статьи с информацией о разрушенных домах и якобы погибшей от авиабомб семье. Расстояние от моста до села Парканы составляет немногим более одного километра. Действительно одна из бомб долетела до окраины села и попала в частный огород. В ближайших к месту взрыва домах взрывной волной побило стекла, но ни один разрушен не был. Другие бомбы упали в Днестр или взорвались в поле вдоль берега реки.

    Небурак Святослав Дмитриевич, непосредственно участвовавший в выполнении боевого вылета, вспоминает о задании и событиях вокруг него:

    Был один боевой вылет пары боевых МиГ-29 (9.13) в составе: ведущий - Русу Виталий, ведомый - Небурак Святослав. Вылет состоялся примерно в 19.30 22.06.1992 года. Задачу поставили примерно за 30 минут до вылета. И это было связано с резким ухудшением ситуации в Бендерах. Танки противника прорывались через Днестр по мосту. Было много наших окруженных групп в Бендерах которые на тот момент могли продержатся максимум 30-40 минут. Цель: мост Бендеры-Парканы. Боевая загрузка смешанная – по 2 ОФАБ-250-270 и 2 ОФАБ-250. У ведомого дополнительно 2 ракеты Р-60.
    Когда прозвучал приказ, мы заняли места в кабинах. Мы были воспитаны так, что приказы не обсуждаются. У нас не было сомнений в необходимости этого удара. Все жители Маркулешт каждый вечер смотрели новости по телевизору, репортажи с линии соприкосновения и особенно с Бендер. Там были зверства, от которых, как мы думали, нам предстояло оградить свои семьи.
    Подлётное время до цели составило около 14 минут. Ведущий сбросил 4 бомбы с одного захода, ведомый выполнил два захода по 2 бомбы. Сошли все как описано выше. В цель не попала ни одна. Часть из них упали в Днестр. Причин промаха, на мой взгляд, несколько:
    - информация о том, что наши войска находятся в обороне примерно в 50 метрах от начала моста со стороны Бендер;
    - психологически выполнить первый боевой вылет в жизни по реальной цели в результате которого могут пострадать мирные люди по обеим берегам, которых мы никак врагами не воспринимали;
    - начало выполнения маневра "с горки" в условиях сильного задымления (горело одно из предприятий, возможно - бендерский шелковый комбинат);
    - смешанная боевая загрузка: ОФАБ-250-270 и ОФАБ-250. У них разная баллистика, а наши оружейники (бывший истребительный полк) на это не обратили внимание;
    Отвечая на вопрос об информации, о сбитом ПВО 14 армии нашем самолёте добавлю. Других полётов МиГ-29 ближе чем примерно 70 км. от Бендер, нашими самолётами не производились и не было сбито ни одного самолёта любого типа принадлежащего Республике Молдова. Все это время, начиная с 27.05.1992 года мы регулярно занимались по учебному плану в наших пилотажных зонах. Они находились в северной части Молдавии (уж точно северней Оргеева). Так что это дезинформация.
    Насчет нашей подготовки:
    - Русу Виталий - летчик 1-го класса, летал полный ИБА-шный курс боевой подготовки, так как Вознесенск (Мартыновка) был полком истребителей-бомбардировщиков и он там служил с выпуска в 1984 году по начало 1992 года.
    - Небурак Святослав - летчик 3-го класса. Подготовлен был до уровня 2-го класса (ИБА). С 1990 года летал парой с В. Русу в 642 АПИБ. Был подготовлен к боевым действиям по наземным целям днем, в составе эскадрильи.
    Пара была больше чем слетана, что стало главной причиной постановки этой боевой задачи именно нам.
    Я считаю своим долгом отметить, что Виталий Русу летчик "от Бога" со серьезной подготовкой и великолепный ведущий, ком. звена с 1989 года.
    Разговоры об трех самолётах участвующих в боевом вылете имеют под собой определенную почву. А именно. Примерно за 3 минуты до взлёта нашей пары, взлетела спарка с ракетами Р-73 и после нашего взлёта сразу села.
    До нашего вылета 22 июня обсуждались возможные варианты применения МиГ-29, но в основном все они были направлены на недопущение продвижения противника на правый берег и в сторону Кишинева. Я еще раз повторю, наша подготовка в то время велась исключительно под призмой обороны объектов на правом берегу Днестра. Были сведения, что Приднестровье могло применить российские Ми-24 (А.П.: имеются ввиду вертолёты имевшиеся у 14 общевойсковой армии) для вывода из строя ряда стратегических объектов, в том числе технику на нашем аэродроме, и мы неоднократно занимали готовность в кабинах, в том числе и ночью. И это было очень серьезно если учесть что наши семьи жили в основном в городке, рядом с аэродромом. Это и было причиной взлёта спарки с ракетами воздух-воздух перед нашим вылетом. Все делалось в полном радиомолчании. Кроме того, два захода ведомого приняли за третий самолёт.
    После Бендер, не часто, но летали на полигон Бульбоака на боевое применение по наземным целям. Боевая зарядка как правило ограничивалась ракетами С-8 и пушкой. Постепенно вся эскадрилья МиГ-29 прошла программу по перехвату низколетящих мало скоростных целей, где нашим истребителям подыгрывали вертолётчики на Ми-8. Правда к тому времени вышли из строя несколько двигателей из-за попадания посторонних предметов и одна КСА (давление масла).
    Выполняли подыгрыш нашим средствам ПВО, во время одного из них мы на спарке нахулиганили и пролетели над мостом через Днестр около городка Вадул-луй-Водэ. Идея была пролететь над пляжем, а за ним сразу мост. А там миротворцы стоят, и как раз выполнялась инспекция командующими этих сил и они (командующие от трех сторон) находились на мосту. А мы метров на 30 над мостом, на форсажах, так как уже уходили в набор, пронеслись над головами генералов и их свиты. Конечно, на второй день мы замучились писать объяснительные. Дело дошло до президента, но обошлось. Так вот этот был единственный случай несанкционированного входа в зону безопасности после 1992 года.
    Исправность авиапарка в разное время достигала 85-90%. Во всяком случае, до 1995 года, мы облетали все самолёты (в стратосфере на разгон и потолок).


    Понадобилось время для того, чтобы дать подтверждение или опровергнуть сообщения о потере одного самолёта МиГ-29 в результате поражения ракетой ПВО 14 армии. Анализ численности самолётов этого типа в ВВС Молдовы за период с 1992 по 1999 годы позволяет со 100% уверенностью говорить, что все истребители из Маркулешт возвращались на родной аэродром, как после боевых вылетов, так и после выполнения учебных заданий, проводившихся в период с января по декабрь 1992 года. Исключение составляет факт «безвозмездной» передачи одной машины (з/н 2960717453) осенью 1992 года в Румынию. Неофициально считается, что таким образом руководство Молдовы расплатилось за оказанную стране военно-техническую помощь. По воспоминаниям офицеров из Маркулешт, борт перегонял военный лётчик из Румынии. До границы его сопровождал молдавский МиГ-29.


    МиГ-29 № 53 (з/н 2960717453) ВВС Румынии это бывший Борт № 01 из 86 гвардейского МИАП. Автор Крис Лофтинг.


    Как выяснилось позже, эта машина стала «первой ласточкой» среди истребителей МиГ-29, которым предстояло навсегда покинуть страну. Руководство молодого государства посчитало, что не нуждается в столь значительных по численности ВВС. Ведь если считать на душу населения, или относительно площади страны, то Молдавия в 1992-1997 годах была одной из самых сильных авиационных стран в регионе. Но уже в 1994 году был заключен контракт на поставку 4 МиГ-29 в Йемен. Известно, что ушло три боевых борта и одна спарка.

    Если до развала СССР, по понятной причине только это государство занималось экспортом истребителей МиГ-29, то к 1997 году количество стран, желающих избавиться он излишков доставшейся им авиационной техники, существенно прибавилось. На мировой рынок боевых самолетов, где до этого в основном были представлены исключительно СССР, США, Англия, Франция и Швеция, вдруг неожиданно ворвались такие страны как Украина, Белоруссия и как видно из рассказанного выше - Молдова. Новые участники рынка характеризовались желанием поскорее сбыть доставшиеся им излишки вооружений, тех же МиГ-29, являвшиеся для них в большей степени обузой, нежели необходимостью. Так что окрыленные первым успехом руководители Молдавии продолжили переговоры с потенциальными покупателями.

    Вскоре на горизонте появился новый контракт. На этот раз самолётами заинтересовались в Перу. Достоверно неизвестно, но скорее всего поставка самолётов предполагалась через Белоруссию, так как в Маркулешты поступило указание подготовить и передать в ремонт на 558 АРЗ (аэродром Барановичи, Республика Беларусь) шестерку боевых машин. В помощь инженерно-техническому составу авиабазы прибыли офицеры 927 ИАБ. В Маркулештах они пробыли 9 дней, с конца июня по начало июля 1997 г. Отобрали МиГ-29 №№07, 42, 43, 44, 45 и 47. Самолёты до этого простояли без полётов примерно два года. Их облетали и перегнали белорусские лётчики.

    На какое-то время всем показалось, что больше потерь не будет. Но так только показалось. Уже в 1997 году Молдавия активно вела переговоры о поставке МиГ-29 с Ираном, который из-за введенных против него военно-экономических санкций, очень нуждался в подобной технике. Однако информация о переговорах стала известна США. Госдепартамент быстро убедил молдавское руководство воздержаться от продажи истребителей неугодному правительству.


    Предполетная подготовка самолетов МиГ-29 на аэродроме Маркулешты. Архив Павлова Антона.


    И вот в начале сентября 1997 года общественности стало известно о факте сделки между Республикой Молдова и США. Причем, последние уже не первый год проявляли настойчивое желание получить в свое распоряжение МиГ-29. Американские военные мечтали поскорее досконально изучить советские истребители, превосходившие по многим параметрам их собственную технику. В США даже существовала специальная воинская часть, где были собраны различные образцы авиационной техники советского производства. Как правило, это были устаревшие самолёты, купленные или захваченные в третьих странах. После изучения и восстановления, данные машины периодически использовалась на учениях, имитируя советскую тактику ведения воздушного боя. Молдавские МиГ-29 как нельзя лучше подходили для данных целей.

    Официальное подтверждение намерений США купить молдавские МиГи Кишинев получил 26 сентября 1997 года. Результатом переговоров с представителями США стал Договор между Министерством обороны Республики Молдова и Департаментом обороны США “О кооперировании в области нераспространения оружия массового поражения”. Он предусматривал, что Молдова продаст США 21 МиГ-29, все ракеты «воздух-воздух», а также все запасные части и всё необходимое оборудование для проверки, диагностики и обслуживания. В начале октября в Маркулешты прибыла команда из 40 специалистов вооруженных сил США, которая принимала участие в подготовке бывших советских самолётов к транспортировке. С 20 октября по 2 ноября, транспортный самолёт С-17 Globemaster III (авиабаза Чарльстон, штат Южная Каролина) вывез разобранные машины (вооружение и навигационное бортовое оборудование вывозились по отдельности) на территорию германской военной базы "Рамштайн", а уже оттуда за океан. За один рейс доставлялось по два истребителя. Последней Молдавию покинула 61-я спарка.


    МиГ-29 №08 (з/н 2960721907) на авиационной выставке в США. Архив Павлова Антона.

    Пропустим экономическую и политическую составляющую той сделки, констатируем лишь факт того, что в руки американских технических аналитиков одновременно попали три типа самолётов разных серий – «изделие 9.12» (в количестве 6 единиц), «9.13» (14 ед.) и «9.51» (1 ед.). Что же случилось потом? Нет сомнений, что за океаном досконально изучили технические возможности БРЭО МиГ-29, вооружения «воздух-воздух» и конструктивные особенности двигателей РД-33. Несколько МиГов, которые вероятно были в пригодном для полётов состоянии, были отправлены на испытания на базу ВВС Эдвардс в Калифорнию. По крайней мере, два экземпляра оказался на авиабазе Неллис, где находится учебный центр. Еще шесть машин попали в экспозиции различных музеев и выставок вооружения иностранного производства (все они получили новые бортовые номера - 08, 15, 17, 23, 53, 62). Что касается остальных машин и деталей, то данные о них засекречены, поэтому не удивительно, что в общедоступных источниках информации нет подтвержденных сообщений об эксплуатации экс-молдавских МиГ-29.



    Самолеты МиГ-29, ставшие экспонатами различных музеев в США. Всем им вернули камуфляж, выполненный по мотивам окраски самолетов МиГ-29 ВВС СССР, и восстановили пятиконечные красные звезды опознавательных знаков. Архив Павлова Антона.


    Последовательность продажи самолётов МиГ-29 ВВС Молдовы

    Год поставки Страна-покупатель Бортовой номер Заводской номер Примечания
    1992 Румыния 01 2960717453 № 53 красный
    1994 Йемен 14 нет информации
    1994 Йемен 40 нет информации
    1994 Йемен 49 2960721946
    1994 Йемен 60 нет информации
    1997 Беларусь/Перу 07 2960721514 Контракт не реализован. Самолеты возвращены.
    1997 Беларусь/Перу 42 2960721933 Контракт не реализован. Самолеты возвращены.
    1997 Беларусь/Перу 43 2960721937 Контракт не реализован. Самолеты возвращены.
    1997 Беларусь/Перу 44 2960721938 Контракт не реализован. Самолеты возвращены.
    1997 Беларусь/Перу 45 2960721939 Контракт не реализован. Самолеты возвращены.
    1997 Беларусь/Перу 47 2960721943 Контракт не реализован. Самолеты возвращены.
    1997 США 02 2960717940
    1997 США 03 2960717456
    1997 США 04 2960717469
    1997 США 06 2960717473 Экспонат на авиабазе ВВС США Неллис. Штат Невада. № 30 красный
    1997 США 08 2960721907
    1997 США 09 2960710828
    1997 США 10 2960717458
    1997 США 11 2960717459
    1997 США 12 2960717464
    1997 США 20 2960516753 / 26.09.85
    1997 США 21 2960516755 / 26.09.85
    1997 США 22 2960516766 / 18.10.85 [TD]Экспонат музея. Штат Аризона. № 53 синий
    1997 США 24 2960707750
    1997 США 25 2960516761 / 18.10.85 Экспонат Национального музея авиации. Штат Огайо. № 08 синий
    1997 США 27 2960512124 / 31.10.84 Экспонат на авиабазе ВВС США, штат Техас. № 17 синий
    1997 США 28 2960512140 / 13.03.85
    1997 США 29 2960707753
    1997 США 41 2960721930
    1997 США 46 2960721940
    1997 США 48 2960721945
    1997 США 61 50903012038 / 31.12.88 Экспонат Национального музея авиации, штат Огайо. № 62 синий

    В 1998 году стало понятно, что поставка молдавских МиГ-29 в Перу сорвалась, и отремонтированные в Белоруссии самолёты были возвращены в Маркулешты. Никто не ожидал такого поворота событий. Лётчики, просидевшие без полётов больше года, не имели возможности подняться в небо без соответствующих допусков. Да и военное руководство страны не особенно стремилось заниматься проблемами, связанными с вернувшимися на баланс военно-воздушных сил страны самолетов и подготовкой летчиков-истребителей. Смена командиров авиабазы - с 2000 года командиром авиабазы был назначен полковник Чебан Сергей Кириллович, в 2004 году на этой должности его сменил уже известный нам полковник Небурак Святослав Дмитриевич (по 2010 г.) – никак не отразилась на судьбе машин. Они так и остались на долгие годы стоять на аэродроме, пока 31 мая 2010 года их снова не выставили на продажу.


    МиГ-29 №07 (з/н 2969721514) на аэродроме Маркулешты в 2007 году. После ремонта на 558 АРЗ (Республика Беларусь) самолет получил новую камуфляжную окраску. Архив Павлова Антона.

    После рассказа о судьбе молдавских самолётов, необходимо вернуться на несколько лет назад и снова уделить внимание внешнему облику истребителей – камуфляжной окраске и новой символике на МиГах.

    Первым заметным визуальным изменением на самолётах, стала смена оформления цвета бортовых номеров. С какого-то момента из голубых они превратились в желтые с белой окантовкой. Логично было бы предположить, что это могло произойти из-за смены нумерации у большей части самолётов. Но на момент написания книги было известно лишь о замене бортового номера у одной из спарок - №61 стал №60. Все остальные машины предположительно сохранили свою нумерацию.

    Желание командования ВВС максимально отстраниться от советского прошлого, привело к тому, что вскоре после преобразования бригаду смешанного состава, она получила наименование «Авиабригада «Дечебал»*. МиГи первыми попали под новые веяния. В 1993 году их перекрасили в болотно-зеленые цвета по верхним плоскостям и бирюзовый по низу. Работы выполнялись силами специалистов ТЭЧ. Звезды, эмблемы и бортовые номера при этом были закрашены. Некоторое время самолёты летали вообще без признаков государственной принадлежности и нумерации. Подобное нарушение длилось до тех пор, пока не были утверждены новые опознавательные знаки: сине-желто-красная восьмиконечная звезда, вписанная в белый круг. Схема нанесения ОЗ ни чем не отличалась от советской, а вот цифры бортовых номеров (оформленные теперь белым цветом) на молдавских МиГах располагались более рационально чем в ВВС СССР – на внешних сторонах килей, под ОЗ. Кроме того, для всей авиатехники, включая вертолёты, разработали эмблему авиабазы – изображение лика царя Дечебала, вписанный в крылатый круг цветов национального флага, и надписью «DECEBAL». У МиГ-29 этот рисунок наносили на воздухозаборниках, в том месте, где раньше располагались бортовые номера. В дополнение к символу авиабазы, на обеих сторонах носовой части, у обтекателя РЛС, появилась эмблема эскадрильи - стилизованное изображение пикирующего сокола с мечом в когтях. К 1996 году, до продажи самолётов в США, полный набор декора успели получить самолёты №№03, 04, 07, 08, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49. Из общего ряда выделялась спарка. Её, так же как и все боевые машины изначально покрасили в болотно-зеленый цвет. Вскоре авиаторов известили о том, что аэродром посетит Президент Республики Молдова Мирча Снегур. Оперативно была подготовлена демонстрационная программа, включавшая в себя наземный и воздушный показ авиационной техники. В небо должен был подняться экипаж на МиГ-29УБ. Специально по такому случаю для машины придумали демонстрационную окраску. В таком виде машина эксплуатировалась вплоть до продажи в США.


    Последние шесть самолетов МиГ-29 ВВС Молдавии на аэродроме Маркулешты. Архив Павлова Антона.

    Итак, с 1998 года ВВС Республики Молдова насчитывалось шесть МиГ-29. После нескольких лет простоя, все они пришли в неисправное состояние. По оценке экспертов ремонт истребителей мог обойтись бюджету в 30 миллионов долларов. Оборонное ведомство долгое время не знало, что делать с этим наследством. Лётный и инженерно-технический состав давно уже переучился с МиГ-29 на другую авиационную технику и выполнял новые задачи. Наконец 31 мая 2010 года было объявлено о том, что самолёты выставлены на продажу. После нескольких попыток организовать аукцион и отсутствия заявок на приобретение самолётов результата получено не было и машины по-прежнему остаются на аэродроме Маркулешты. По словам главы МО Молдовы Виталия Маринуца, в случае, «если покупатель на МиГ-29 не найдется, они будут утилизированы».

    *До образования Румынского и Молдавского княжества на этих территориях располагалось древнее государство - Дачия. Наибольший расцвет и свое могущество оно приобрело при древнем царе Дечебале: Decebal правил в годы 87-106 от рождества Христова. 23 декабря 1999 года приказом министра обороны бригада была реорганизована в авиабазу «Дечебал».

    Антон Павлов
    август 2015 г.
    sparrow, Fencer, F70173 and 8 others like this.
    Комментарии 4 Комментарии
    1. Аватар для AndyM
      AndyM -
      Aвиабазе ВВС США Неллис

      "Экспонат на авиабазе ВВС США Неллис. Штат Невада. № 30 красный"
      Nellis Air Force Base Threat Training Facility Aircraft
      проверенный - завод 3217
      (17464?)

      https://www.flickr.com/photos/49589823@N05/7919014828/
      https://www.flickr.com/photos/38016434@N05/8643587908
      309 красный, 65 синий
      проверенный - завод 3221
      (17473?)
    1. Аватар для andrew_78
      andrew_78 -
      Куда молдаване 6 самолет спрятали? На фото 2007-08 гг. на стоянке 6 машин. На фото после 2011 - пять.
      http://www.ohtyrka.net/wp-content/ga...3/DSC03616.jpg
    1. Аватар для Антоха
      Антоха -
      Цитата Сообщение от andrew_78 Посмотреть сообщение
      Куда молдаване 6 самолет спрятали? На фото 2007-08 гг. на стоянке 6 машин. На фото после 2011 - пять.
      http://www.ohtyrka.net/wp-content/ga...3/DSC03616.jpg
      в ангаре стоял долгое время. изучали износ.
    1. Аватар для piston
      piston -
      Простите, как можно связатся с авторе материала?