• Дебют МиГ-29 в западном небе

    Сергей Исаев


    Дебют МиГ-29 в западном небе
    Отрывок из книги Сергея Исаева «Страницы истории «пилотажного» полка»


    1-4 июля 1986 года состоялся, без преувеличения, исторический визит шести самолетов МиГ-29 из состава 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского истребительного авиационного полка, базировавшегося в подмосковной Кубинке, в Финляндию. Впервые за пределами стран «социалистического содружества» был продемонстрирован широкой публике новейший советский самолет-истребитель четвертого поколения, который авторитетный английский журнал «Flight International» назвал «наиболее важным советским фронтовым истребителем», а состоявшийся визит – «неожиданным и впечатляющим дебютом в западном небе» (Flight Internaional, 19 July, 1986, P. 14).

    Общее руководство визитом было возложено на командира 9-й истребительной авиационной дивизии полковника Лонгиненко В.В. По данным Антона Павлова (Павлов А.В., Войлоков С.В. Истребитель МиГ-29 в строевых частях. – М., 2009. – С. 37) в этом визите принимали участие шесть самолетов МиГ-29 «изделие 9-12» с узкими рулями направления с бортовыми № 01, 02, 03, 07, 08 и 12. Группа выполняла перелет по маршруту в Финляндию и обратно в следующем порядке: ведущий Лонгиненко В.В. (борт № 01), левые ведомые Соловьев В.А. (борт № 03) и Шилин В.Н. (борт № 12), правые ведомые Кравец В.В. (борт № 07) и Яшкин В.Н. (борт № 02), хвостовой ведомый Спица Л.В. (борт № 08).

    «Шестерка» МиГ-29 из состава 234 гиап во время визита
    в Финляндию, июль 1986 года. Рисунок С.Г. Вахрушева

    Во время воздушного показа в небе Финляндии одиночный пилотаж выполнял майор Шилин В.Н., групповой пилотаж «ромба» из четырех МиГ-29 осуществлялся в следующем составе: ведущий подполковник Яшкин В.Н., левый ведомый майор Соловьев В.А., правый ведомый майор Кравец В.В., хвостовой ведомый майор Спица Л.В. Майор Арестов А.М. во время визита выполнял функции запасного летчика. Во время показа на авиабазе Риссала один МиГ-29 стоял на наземном показе, другой летал в одиночном показе, четыре самолета летали в составе «ромба».

    МиГ-29 из состава 234 гиап на авиабазе Риссала. Финляндия, июль 1986 года. Фото Klaus Niska

    Рассказывает ветеран 234 гиап Виктор Александрович Шаров: В начале 1986 года нам сообщили, что летом предстоит визит в Финляндию на самолетах МиГ-29. Процесс подготовки к визиту начался автоматически. Стали готовить списки личного состава, технических аптечек, т.е. запасного оборудования по каждой специальности. И, конечно, самолеты, которые обязательно должны быть с запасом ресурса и со всеми выполненными работами и осмотрами. К началу лета все было сформировано и списки личного состава были отосланы в штаб ВВС МВО. По опыту предыдущих визитов мы знали, когда эти списки вернуться из вышестоящих инстанций, то примерно треть наших специалистов будет вычеркнута. Это делалось для того, чтобы вместо вычеркнутого инженерно-технического состава в визите участвовали представители вышестоящих штабов. Во время визитов людей, не занятых непосредственно обслуживанием авиационной техники, было примерно 20-25% от общего числа группы. Их всегда легко было определить: в полетах они не участвовали, но всегда оказывались первыми на торжественных построениях и банкетах…

    В июне была сформирована группа ИТС под командой инженера полка по СД майора Вишневского В.Н., в которую вошли инженер по РЭО майор Тарасов О.А., инженер по АО майор Шаров В.А. и командир АТО майор Коваленко В.А. Возимые технические «аптечки» с группами усиления на случай ввода самолетов в строй в отрыве от основного аэродрома мы взяли из ТЭЧ полка. Перед отлетом из Кубинки нам выдали новые технические комбинезоны, а сами мы купили новые спортивные костюмы.

    Шаров Виктор Александрович

    Родился 15 января 1949 года в городе Бийске Алтайского края. В 1966 году окончил среднюю школу и поступил в Ачинское военное авиационное техническое училище, которое окончил в 1969 году. По окончании училища был направлен в 47-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк, аэродром Шаталово, на должность техника по авиационному оборудованию самолетов.
    В Шаталово прослужил 7 лет на должностях техника, старшего техника, начальника группы регламентных работ по авиационному оборудованию ТЭЧ полка. Освоил обслуживание самолетов Як-27Р, Як-28Р, МиГ-25Р, МиГ-25УБ, МиГ-25РБ.

    В апреле-июле 1972 года находился в командировке в Египте на самолетах МиГ-25РБ.
    В 1976-1980 годах обучался в ВВИА им. Жуковского по специальности инженер по авиационному оборудованию. По окончании академии был направлен в 234 гиап, аэродром Кубинка, на должность инженера полка по АО. Освоил эксплуатацию оборудования самолетов МиГ-21, МиГ-23, Су-20/22, МиГ-29, Су-27.

    В ноябре 1989 года был командирован в Ирак на самолетах МиГ-29. 9 января 1991 года в составе группы советских специалистов эвакуирован из Ирака в связи с началом операции «Буря в пустыне».
    В сентябре 1991 года назначен на должность старшего инженера по эксплуатации и ремонту АТ 9-й истребительной авиационной дивизии, штаб аэродром Кубинка.
    В 1993-1995 годах – старший инженер ИАС 16-й воздушной армии, штаб аэродром Кубинка.
    Гвардии подполковник Шаров Виктор Александрович демобилизовался в 1995 году.
    Награжден 7 медалями.
    Живет в Кубинке.


    Перелет боевых самолетов должен был состояться во вторник 1 июля с одной промежуточной посадкой на аэродроме Смуравьево. Группа ИТС на транспортном Ан-12 вылетела раньше – в субботу 28 июня. Воскресенье мы провели в Смуравьево, погуляли в одинаковых спортивных костюмах по окрестностям местного аэродрома – кругом озера и болота.

    1 июля прилетели наши боевые МиГ-29. При опросе летчиков после перелета выяснилось, что на самолете майора Кравец В.В. возникли неполадки с кислородным оборудованием. Поэтому ему пришлось покинуть основную группу, снизиться до высоты 2000 метров и остаток маршрута совершать на этой высоте. Выяснилось, что причиной отказа стал прибор КП-52М, регулирующий подачу кислорода на высоте, который мы заменили на запасной, взяв его из техаптечки. После этого замечаний на работу прибора не поступало.

    Торжественная встреча на авиабазе Риссала. В комбинезонах и пилотках летчики «визитной» группы, слева направо: полковник Лонгиненко В.В., подполковник Яшкин В.Н., майор Спица Л.В., майор Арестов А.М., майор Соловьев В.А., майор Кравец В.В. Финляндия, 1 июля 1986 года. Архив В.А. Коваленко.

    После того, как было закончено обслуживание самолетов МиГ-29, группа вылетела из Смуравьево в Финляндию на авиабазу Риссала. Следом на Ан-12 полетели и мы. По прилету наш транспортный самолет зарулили на площадку у финской ТЭЧ, где уже стояли наши МиГ-29. На авиабазе Риссала дислоцировалась 31-я истребительная эскадрилья финских ВВС, единственная авиационная часть, имевшая на вооружении самолеты МиГ-21БИС советского производства.

    Мы выполнили послеполетную подготовку, после чего состоялось торжественное построение и знакомство с финским личным составом. Затем нас на автобусах отвезли в город Куопио в гостиницу и разместили в двухместных номерах. Помню, что в ванной меня удивили смесители без барашков…
    На следующий день 2 июля состоялся показ. Утром за завтраком нас поразил шведский стол: такого изобилия продуктов мы никогда не видели. Затем сели в автобусы и отправились на аэродром, где сделали предполетную подготовку и стали ждать наших летчиков для проведения тренировки перед показом. По пути мы обратили внимание на большое число машин и людей, направляющихся к аэродрому. Наш сопровождающий объяснил, что накануне местное телевидение и пресса сообщили о прилете русских на новейших истребителях МиГ-29 и всех желающих пригласили посетить авиашоу. Поэтому местные жители заблаговременно начали собираться на аэродроме.

    На авиабазе Риссала, слева направо: летчик майор Соловьев В.А., инженер по АО майор Шаров В.А., техник самолета капитан Аникин Н., начальник группы ДРАД ТЭЧ ап капитан Быстров В.В.
    Финляндия, июль 1986 года. Архив В.А. Коваленко

    Летный день 2 июля начался с тренировочного вылета Владимира Шилина на одиночный пилотаж. Затем наш «ромб» «пристрелялся» к аэродрому Риссала. После чего состоялся непосредственно воздушный показ, программа которого была весьма насыщенной. Свое мастерство показали лучшие летчики ВВС Финляндии на различных самолетах.

    Наши летчики летали в заключение программы. Сначала майор Шилин В.Н. так открутил одиночный пилотаж, что звук аплодисментов зрителей был слышен даже на нашей стоянке. «Ромб» завершил воздушный показ. Мы много раз видели этот пилотаж, но все равно с восхищением наблюдали как ведомые пилотажниками Кубинки МиГ-29, будто связанные, выполняли фигуры высшего пилотажа. Что же говорить о финских зрителях, которые подобный воздушный «цирк» видели впервые!?

    Ромб МиГ-29 из состава 234 гиап в полете. Фото А.М. Джуса

    С финскими инженерами и техническим составом у нас установился хороший рабочий контакт. Хозяева сразу сказали, что все наши вопросы решат в кратчайшие сроки. Относительно средств наземного обслуживания (воздух, азот, кислород, АПА) мы не беспокоились, так как финны эксплуатировали МиГ-21. Нас прежде всего интересовало состояние кислородной машины и АПА. «Кислородка» ничем не отличалась от нашей, а вот с АПА дело оказалось сложнее. Финский АПА оказался агрегатом на двухосной тележке, который мы попросили запустить и стали замерять тестером Ц-4313 постоянный и переменный ток. Увидев это, финский инженер по АО через переводчика объяснил нам, что приборы на тележке по классу точности выше, чем наш тестер. Мы, естественно, не поверили и стали замерять напряжение нашим прибором пока не убедились, что точность выдачи электроэнергии на тележках была высокой.

    Во время пребывания на финском аэродроме нас очень удивило то обстоятельство, что мы видели очень мало финских самолетов. Причем перед полетами финские МиГ-21 откуда-то появлялись, рулили, а потом также куда-то пропадали. На наши вопросы хозяева отмалчивались. Лишь после сауны финские коллеги намекнули, что их самолеты стоят в скальных укрытиях, сделанных в горе. Эта гора располагалась рядом с ВПП и при необходимости самолеты могут выруливать на полосу прямо из укрытий. После этого мы разглядели закрытые маскировочными сетями массивные створки ворот укрытий.

    На следующий день началась культурная программа. Сначала мы осмотрели музей ВВС Финляндии, а затем посетили ферму, на которой одна семья управлялись с десятком коров… Прощаясь с нами, финский фермер спросил, кто из нас летчик Шилин. Володя вышел из общей группы. Хозяин посмотрел на него и сказал: «Я думал, что так может летать только какой-то русский исполин. А вы – обыкновенный человек, но я восхищен вашим мастерством! Сегодня ночью на моей ферме родился теленок, и я назвал его в честь русского мастера пилотажа – Шилин…»


    Летчики 234 гиап с финскими коллегами. Советские летчики, слева направо: майор Шилин В.Н., майор Кравец В.В., майор Алексеев, полковник Лонгиненко В.В., майор Соловьев В.А., подполковник Яшкин В.Н., майор Арестов А.М.; сидит – майор Спица Л.В. Финляндия, июль 1986 года. Архив В.А. Коваленко

    Рассказывает Василий Николаевич Вишневский: В начале июля 1986 года я возглавил группу ИАС во время визита самолетов МиГ-29 нашего полка в Финляндию. Главный инженер ВВС МВО генерал-майор Муха Сергей Сергеич во время инструктажа сказал мне: «Там тебе обращаться будет не к кому, все решения будешь принимать самостоятельно, так что соображай!» Однако авиационная техника отработала хорошо. Единственной проблемой было то, что накануне воздушного показа на аэродроме Риссала мы обнаружили потерю заглушки от прибора КП-52М в кабине одного из самолетов. Первые поиски результатов не дали, поэтому встал вопрос о том, чтобы снимать катапультное кресло, а для этого надо приспосабливать оборудование, имевшееся у финнов. Но к нашей великой радости начальник группы АО старший лейтенант Чернецов И.И. обнаружил злополучную заглушку, и мы, проведя вечер на стоянке, счастливые ушли отдыхать.

    Конечно, много внимания уделялось бдительности и охране наших самолетов, ведь весь МиГ-29 был под грифом «секретно». Когда наш Ан-12 финские хозяева заруливали на стоянку, то поставили его таким образом, что кабина стрелка-радиста смотрела на стоянку наших боевых самолетов. Когда я вышел из самолета, то финский инженер через переводчика сказал примерно следующее: «Я знаю, вы, наверное, не доверяете нашей охране, хотя я гарантирую ее надежность и сохранность ваших самолетов. Поэтому мы так зарулили ваш транспортный самолет, чтобы было удобно наблюдать». А наших специалистов, которые на ночь оставались в Ан-12 для охраны, финская сторона обеспечивала питанием.

    Вишневский Василий Николаевич

    Родился 2 января 1954 года на Украине в селе Мартыновка Луцкого района Волынской области. После окончания средней школы в городе Броды Львовской области в 1971 году поступил в 1-е Харьковское военное авиационно-техническое училище.
    По окончании училища в 1974 году был направлен для дальнейшего прохождения службы на должности бортового техника вертолета Ми-6 в 239-й отдельный вертолетный полк, аэродром Брандис, ГСВГ.

    В 1979 году поступил в ВВИА им. Жуковского на факультет пилотируемых летательных аппаратов. В 1983 году окончил академию и был направлен в 234 гиап, аэродром Кубинка, на должность инженера полка по самолету и двигателю. В 1986-1989 годах – начальник ТЭЧ 234 гиап.
    В 1989-1993 годах – инженер, старший инженер летающей лаборатории инженерно-авиационной службы ВВС МВО.
    В 1993-1995 годах – старший инженер инженерно-авиационной службы Командования фронтовой авиации ВВС.
    В 1995 году переведен на должность начальника группы авиационных средств Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны РФ.
    Полковник Вишневский Василий Николаевич уволился в запас в 2001 году.
    Награжден орденом «За военные заслуги», медалями.
    Проживает в поселке Нахабино Красногорского района Московской области


    Я думаю, что целью первого визита МиГ-29 был показ возможностей этого самолета с целью их продажи Финляндии. Командир авиабазы Риссала полковник Антикайнен был страстным приверженцем наших самолетов и даже организовал занятия для офицеров штаба ВВС Финляндии по ознакомлению с МиГ-29, которые мне пришлось проводить. Полковник Антикайнен попросил провести эти занятия перед воздушным показом, когда все руководство финских ВВС было в сборе. Мне пришлось возразить, т.к. самолеты были подготовлены к полету и к ним кроме техников никто не имел права приближаться. Финский командир в шутку мне ответил: «Вы проведите условную черту, за которую заступать нельзя, и если кто-то ее нарушит, то я его повешу на ближайшей сосне!»

    В отличие от полковника Антикайнена главнокомандующий ВВС Финляндии генерал Мериё смотрел на Запад. Возможно, сказалось то обстоятельство, что после советско-финской войны его родное поселение оказалось на территории, отошедшей к СССР. Тем не менее, финны были склонны к закупке наших самолетов.


    Майор Вишневский В.Н. проводит ознакомительные занятия по самолету МиГ-29 с офицерами
    штаба ВВС Финляндии. А
    виабаза Риссала, Финляндия, июль 1986 года. Архив В.Н. Вишневского

    Во время экскурсии по фермерскому хозяйству нас очень удивили слова фермера, что ему установлен лимит производства сливочного масла, а если он произведет масло сверх установленного количества, то на него наложат штраф. По этому поводу полковник Антикайнен в шутку предложил: «Оставьте нам один МиГ-29, а за это мы загрузим полный Ан-12 сливочным маслом».
    Но вмешалась высокая политика... Говорили, что финская сторона была готова заплатить за МиГ-29 в валюте 50-60% , а остальное товарами. Но такое предложение не устроило советское руководство во главе с Горбачевым. В итоге Финляндия закупила американские самолеты, и финский рынок был утерян для нас.

    В.А. Шаров: 4 июля после прощальных мероприятий мы отправились домой в Кубинку. Боевые самолеты шли с промежуточной посадкой в Смуравьево, где их обслужила наша передовая команда. А все оставшиеся погрузились в Ан-12 и пошли домой. При перелете домой авиационная техника работала без замечаний и скоро нас встречала родная Кубинка.



    Самолет МиГ-29 «изделие 9-12» из состава 1 аэ 234 гиап, принимавший участие в визите
    в Финляндию в июле 1986 года
    . Рисунок С.Г. Вахрушева