• Сторожук О.А. Воспоминания о службе в Серышево в 1968-1970 годы.


    Лейтенант Сторожук. 1968 г.
    В 1968 г. я был призван на военную службу на два года как офицер после окончания МЭИ. К этому моменту я уже 4 года работал на почтовом ящике, был старшим инженером, у меня были хорошие перспективы, плюс я уже был женат, а жена училась в аспирантуре. В этой ситуации я всячески пытался увильнуть от призыва, в результате всех, кого призывали вместе со мной, направили в части недалеко от Москвы, а меня в Серышево Амурской обл. в дивизию дальней авиации. Но как потом оказалось, я только выиграл от этого назначения.
    Что такое Серышево? В то время это был ПГТ с населением около 10 тыс. человек, из которых около половины составляли семьи офицеров дивизии. Военный городок состоял из примерно двух десятков 3-4х этажных кирпичных домов со всеми удобствами, кроме того, в нем был Дом офицеров, кинотеатр, стадион. Остальная часть фонда были частные дома.

    Аэродром стратегической авиации (дальние бомбардировщики КБ Мясищева 3М и заправщики М-4) находится около села Украинка примерно в 10 км от Серышева и соединен с ним узкоколейкой и шоссе. Аэродром сейчас называется авиабаза «Украинка».

    Я прибыл в Серышево из Благовещенска (до Благовещенска на самолете Ил-18 из Москвы) 8.12.1968г. Поскольку прилетел я из Москвы, то был одет довольно легко (я имел очень слабое представление о том, какая там погода) в легком пальто, полуботинках и шапке. Температура в это время была минус 42 гр. И это было мое первое и, наверное, самое сильное впечатление от Серышева. Поэтому сначала я хочу рассказать о климате этого района. Хотя Серышево находится на широте Киева, здесь зона резко-континентального климата: зимой мороз достигал 47 гр., а летом до жара 35-40 в тени. Это зона вечной мерзлоты, что накладывает отпечаток на многое.

    В году 300 солнечных дней, как в Сочи, зимой осадков мало - снег около 10-15 см, бывают вообще бесснежные зимы. В середине сентября днем 15 гр. тепла, ночью -15 гр. мороза. Листья и трава замерзают зелеными и так всю зиму и стоят, постепенно бурея.

    Если посмотреть в окно в ноябре-декабре, то обычная картина: солнце, голубое небо, зеленые листья и трава, пыль на дороге, а на улице может быть 25-30 гр. мороза.

    Небольшие озера, которых там много, зимой промерзают до дна вместе с единственной водящейся в них рыбой – ратанами (весной они оживают). А когда летом купаешься, то сверху вода 20гр., а ногами по льду идешь. Подобное (в совокупности) вряд ли можно где-то еще встретить.

    Необходимо отметить, что зимой влажность воздуха очень низкая и мороз даже в 47 гр. переносится довольно легко – если не было ветра, мы обычно даже не опускали уши на шапках.

    Природная зона – лесостепь. Севернее тайга, южнее – степь.

    Основная сельскохозяйственная культура – соя. В Амурской области в то время выращивалась треть всего урожая сои в СССР. Мороза она не боится, поэтому убирают урожай обычно, когда земля замерзнет. Растение похоже на фасоль.


    Теперь о службе


    Офицеры-двухгодичники на аэродроме "Украинка" Дом на ул.Пионерская, где проживал автор
    Мы попали в самый первый офицерский призыв на срочную службу выпускников, окончивших ВУЗы с военной кафедрой. Закон вступил в силу в 1968 г. Таких двухгодичников в Серышево приехало в ноябре-декабре 1968 г. 9 человек (все разных специальностей, по радиоэлектронике я был один): 6 из Москвы (в т.ч. я ), один из Перми (с женой и ребенком), двое не помню откуда (но тоже из Европейской части). Нас поселили в офицерское общежитие (семье из Перми дали двухкомнатную квартиру в городке). Немного позже мы все переехали в комнаты в частных домах. Я снял на улице Пионерской маленькую комнатку около 6 кв.м. за 20 руб. в месяц, включая ужин.

    Всех нас назначили служить в ТЭЧ дивизии на аэродроме, меня – в подразделение по ремонту и эксплуатации систем управления бомбометанием и пушками. В подчинении у меня было еще двое солдат имевших образование 10 классов, для непосредственно ремонтно-технических работ. Надо сказать, что служба техника-лейтенанта в ТЭЧ была не очень загруженной.

    Режим: 1-я смена: завтрак, служба с 8 до 15, потом обед, на служебный поезд до Серышево – и свободен. 2-я смена: обед, служба с 15 до 22, потом ужин, третья: ужин, служба с 22 до 8, обед в 3 часа ночи, утром завтрак. В основном была 1 и 2 смена, третья бывала во время учений или во время казарменного положения, когда были события на острове Даманский (март 1969г.)
    Раз в месяц наряд (охрана территории или патруль).

    Сама служба заключалась в основном в ремонте аппаратуры, снятой приданными солдатами с самолетов. Иногда какие-то работы проводились и непосредственно на самолете. Зимой было конечно труднее: при температуре 45 гр. на ветру что-то делать (что-нибудь снимать, ставить или регулировать), сидя верхом на хвостовом оперении на высоте 15 м (высота пятиэтажного дома) удовольствие, мягко выражаясь, ниже среднего.

    Правда, получилось так, что характер моей службы через небольшой период существенно изменился. Дело в том, что мой начальник в ТЭЧ и многие другие офицеры учились в заочный военных академиях. И когда выяснилось, что я хорошо знаю математику, физику и многие технические дисциплины (электронику, радиотехнику и т.д.), начальник полностью переложил на меня свою учебную программу (курсовые, контрольные и т.п.), а другие «студенты» приходили в основном с контрольными по математике и физике. И это занимало большую часть моего рабочего времени в первый год службы. Иногда приходили и домой в Серышево. В результате за два года я прошел почти полный курс по нескольким специальностям, в том числе и по паре, которых я в институте и не изучал.


    Офицеры в зимнем обмундировании
    На второй год моя службы существенно изменилась из-за наземной аварии с одним из бомбардировщиков 3М, произошедшей осенью 1969 г. на авиабазе Украинка. Ни номера самолета, ни его командира я не помню. После возвращения самолета из очередного суточного полета по облету границ СССР, во время послеполетных работ, при извлечении кислородных баллонов, солдат уронил баллон в помещении между кабиной пилотов и бомбовым отсеком. При падении вентиль сорвало, и от искры начался сильный пожар, в результате которого выгорела кабина пилота, прилегающие помещения и часть бомбового отсека. Пострадало, к счастью, только оборудование и кабели, конструктивные элементы не пострадали. Чтобы избежать возможного серьезного наказания, командир дивизии дал обязательство, что самолет будет восстановлен своими силами. Собрали бригаду из 6 инженеров-двухгодичников (в т.ч в нее вошел и я) и мы за год самолет полностью восстановили. После этого самолет необходимо было перегнать на ремонтный завод в Рязань, но летчики категорически отказывались лететь на «самодельном» самолете. В конце концов, перегнали и оказалось, что мы все сделали ремонт идеально, никаких претензий у завода не было и самолет был принят в эксплуатацию.

    Во время учений мы один раз летали на транспортном самолете Ил-14 в Семипалатинск (летом) , а другой раз в Анадырь (зимой). Были там по 2-3 дня.

    Расскажу комичную историю из жизни дальней авиации, случившуюся, по-моему, в 1970г. Бомбардировщики 3М, базировавшиеся на аэродроме Украинка, постоянно совершали беспосадочные облеты вдоль границы СССР (против часовой стрелки). Полет длился обычно около суток с двумя дозаправками в воздухе. Взлет был ночью, часа в 3-4. А перед этим на самолете выполнялись регламентные работы. Однажды во время регламентных работ с правой стороны самолета в районе бомбового отсека был снят круглый лист обшивки диаметром около 2м., который потом в темноте забыли поставить обратно. Самолет так и взлетел с «дырой» в правом борту, и ни экипаж, ни наземные службы этого не заметили. Какого-то существенного значения для полета это не имело, так как бомбовый отсек вообще негерметичен, а на аэродинамику на высоте 10 км это тоже особенно не влияло. Но был один нюанс. Дело в том, что облеты наших границ параллельно с нашими самолетами совершали американские Б-52. Большинство пилотов даже знали друг друга в лицо. Американские пилоты, увидев нештатную дыру в фюзеляже, удивились, и стали жестами показывать нашим пилотам на борт самолета. Наши, естественно ничего не понимали и не никак не реагировали. Американцы связались со своим штабом в Анкоридже и доложили, что в советском 3М нештатный проем в правом борту и видимо, установлено какое-то новое оборудование. Наши перехватили это сообщение и направили его в штаб ВВС в Москву. В штабе очень удивились, потому что ни о каком новом оборудовании ничего не знали, и запросили штаб Забайкальского ВО, находившийся в Иркутске. Там тоже ничего не знали. В результате к моменту возвращения самолета в Украинку, туда прилетел командующий ЗабВО. Никаких последствий это происшествие не имело – посмеялись, пожурили кого надо, солдат, забывший поставить лист, получил наряд вне очереди. На этом все и кончилось.

    И еще один случай на аэродроме. Как известно, реактивные самолеты заправляют керосином. Для этого по аэродрому проложены керосиновые трубопроводы, расположенные в бетонированных траншеях. Не знаю почему, но все эти трубопроводы сильно подтекали и траншеи всегда были полны керосином. Кому был нужен керосин для своих нужд приходили с бидончиком и набирали его. А на аэродроме примерно в центре поля было одно место, где образовалось понижение рельефа, и из какого-то трубопровода туда натек керосин, образовалось озерцо из керосина диаметром метров 30. Вокруг, метрах в 100 от этого места располагались стоянки самолетов. Дело было зимой. Что делать? И какой-то умник ночью поджег это озеро. К счастью не было ветра. Никакой, подходящей по ситуации, пожарной техники на аэродроме не было. Озеро горело около суток и выгорело. К счастью все обошлось.


    Рулежка 3МД. Фото из коллекции С.Цветкова

    Денежное и материальное довольствие

    По прибытии в часть нас полностью одели и обули в соответствии с климатом (полушубки, шапки, валенки, меховые сапоги, меховые варежки с одним пальцем, нижнее белье теплое и обычное, выдали полевую форму, шинели, фуражки, ботинки и материю для повседневной формы и парадной). Из материи для парадной формы я уже потом в Москве пошил себе костюм и пальто, которые потом еще долго носил. А шинель с лейтенантскими погонами до сих пор (уже более 45 лет) висит у меня в шкафу как память.

    Оклад у меня был 310 руб. в месяц, мы также получили подъемные в размере двух окладов и столько же при убытии из части в декабре 1970г. По тем временам это были очень хорошие деньги. Учитывая, что ни на еду, ни на одежду тратить было не нужно, при экономной жизни можно было за два года скопить тысяч 6 (в то время цена Жигулей). Некоторые из нас столько и скопили. Я был менее экономен (кроме того, я посылал часть денег жене), привез в Москву 2,5 тыс. руб, на которые сделал первый взнос на 2-х комнатную кооперативную квартиру.

    Сама организация воинской службы была для нас несколько непривычна. Дело в том, что в то время (не знаю как сейчас) денежное содержание офицера не зависело от того, где он находится и что делает: болею я, в отпуске, в запое, просто прогуливаю, – с точки зрения зарплаты никакого значения не имело. Особенно это относилось к двухгодичникам, мер воздействия на которых, по-существу, не было. Если кадровый офицер мог получить выговор или какое-то другое наказание, которое влияло на получение следующего звания, должности и т.п., то для двухгодичников это было совершенно неважно. За два года мы по два раза были в отпуске, официальная продолжительность которого была с дорогой 45 дней. Я, например, оба раза задерживался на неделю, некоторые больше. А один из нас послал из отпуска телеграмму с просьбой оформить ему отпуск на месяц за свой счет. Ответа он никакого не получил. Приехал на месяц позже. Ну, его немного пожурили и все. Приходит день зарплаты, он не идет получать. Его спрашивают, что ты, мол, не идешь. Он – ну как же, я же за свой счет… Над ним посмеялись и отправили в кассу.

    Быт и времяпровождение


    Кинотеатр и универмаг в Серышево
    Почти сразу после обустройства в Серышеве, я поступил на Всесоюзные заочные курсы иностранных языков (были тогда такие, стоило это совсем мало) и за два года неплохо освоил французский язык с нуля, кроме того, сам с одним из наших ребят все два года занимались английским. Летом часто играли в футбол на стадионе. Летом пару раз ходили на охоту, но не видели никого. Вообще я там из животного мира видел только тушканчиков и фазанов, и больше никого.

    После приезда, весной 1969 г. я купил мотороллер «Вятка», а двое сослуживцев купили подержанные мотоциклы («Восход» и «Ява-Чезет»), сдали на месте на права и в свободное время много ездили (в Свободный, Белогорск, на Зею купаться, в Благовещенск). Необходимо отметить, что мотоцикл в то время был в Серышеве основным видом частного транспорта. Легковых машин я там вообще не помню.

    Раз в неделю обычно ходили в кино, почти во всех домах были черно-белые телевизоры, но канал был, по-моему, только один – первый.

    Зимой по выходным вечерами собирались и играли в преферанс, попивая спирт. Спирт был основным спиртным напитком в Серышево. Бутылка спирта («Спирт питьевой» 0,5л) в магазине стоила 5,87 руб. Вообще как там пьют, я больше нигде не видел: 10 офицеров в будний день вечером идут в баню, берут с собой 13 бутылок спирта и кастрюлю квашеной капусты, а на следующий день они спокойно выходят на службу (это конечно не летный состав).
    Надо отметить, что в тамошнем климате происходил естественный отбор, тех, кто не может пить, они просто гибли зимой – упал пьяный – все, к утру труп. Я сам видел два таких случая. В конце сентября днем прошел дождь, солдат со дня рождения часов в 11 вечера шел от одной казармы к другой, упал пьяный в замерзающую лужу, а ночью мороз 20 гр. Утром труп. А второй случай – старшина зимой ночью решил пойти пешком со свадьбы в Украинке в Серышево (10 км). Примерно на полпути он упал пьяный. Утром мы едем на поезде и видим метрах в 50 от дороги на снегу кто-то машет рукой. Поезд остановился. Подошли, лежит этот старшина, еще живой. Через три дня умер, почки отморозил.

    Когда я второй раз поехал в отпуск в январе 1970г., я оформил проездные документы через Владивосток, который тогда был закрытым городом, и проехал на поезде от Серышево до Владивостока (3-е суток, а кажется рядом, такие там расстояния), посмотрел город, а уже из Владивостока на Ил-62 в Москву. Прилетел в Москву, тут 20 гр. мороза, а мне-то после 45 все нипочем – иду по улице без шапки, без перчаток и ем мороженное, народ на меня смотрел с ужасом.

    Не могу не рассказать еще об одной достопримечательности Серышева и вообще Дальнего Востока - маньчжурском лимоннике, который в жизни местного населения играет заметную роль.

    Лимонник произрастает там во многих местах и местное население осенью собирают его в больших количествах. Из него делают наливки, настойки, компоты, складывают на балконе в какую-нибудь емкость и он уже в конце сентября – начале октября замерзает.

    В частных домах в сенях обычно ставится бочка, куда складывают ягоды, и они на морозе замерзают.

    Лимонник является мощным стимулятором. Так местные охотники, идя на охоту на несколько дней, берут с собой в рюкзак только замерзший лимонник, периодически бросают в рот горсть лимонника и идут дальше.
    Очень показателен в этом смысле случай с одним из наших офицеров. У него забродила литровая банка с настойкой лимонника, он жидкость вылил, а ягоды ему было жалко, и он их все съел. В течение трех дней после этого он ходил с черными глазами (зрачки расширились до предела), не ел и не спал.
    Если пить спирт (водку) и запивать его соком лимонника, спирт разлагается и как будто и не пил.

    Вот так проходила моя служба. Из армии я вернулся отдохнувшим, богатым (по тем временам), с массой впечатлений и в целом хороших воспоминаний. Не зря среди наших двухгодичников в то время был популярен немецкий лозунг «Если хочешь увидеть мир – записывайся в Бундесвер».

    В тайге Вид на порт г. Свободного Вид с набережной Благовещенска на Хэйхэ-1969-2 Зея в районе Свободного Паром в Свободный Река Томь в районе Белогорска Серышево. Военный городок Серышево

    Олег Андреевич Сторожук
    апрель 2017 г.
    Фотографии из архива автора


    Ссылки:

    GK21, Fencer, Muller and 1 others like this.
    Комментарии 1 Комментарий
    1. Аватар для GK21
      GK21 -
      Олег Андреевич, спасибо Вам за интересный рассказ.
      Офицер запаса выпуска 1979 г.