• В небесных просторах

    Общеизвестно, что ОАО "ЛОМО" является основным в нашей стране производителем оптических приборов для ВМФ, головок самонаведения для ПЗРК и управляемых артиллерийских снарядов. Но список изделий оборонного назначения петербургской фирмы этим далеко не исчерпывается. Не каждый знает, что на Объединении в 60-80-х гг. были созданы элементы вооружения для ВВС - ракет класса "воздух-воздух". Им мы и посвятим свой рассказ, основой для которого послужили воспоминания двух сотрудников, занимавшихся этой тематикой - Ю.А. Рыжика и В.А. Комарова.

    Началась эта история в конце 50-х годов, когда Министерство оборонной промышленности закрепило за ГОМЗом (Государственным оптико-механическим заводом им. ОГПУ, вошедшим впоследствии в состав Ленинградского оптико-механического объединения) создание электронно-оптических взрывателей. Заводу предписывалось совместно с ГОИ им. С.И. Вавилова обеспечить разработку этих изделий для ракет класса "воздух-воздух". При образовании ЛОМО в 1962 году эта тематика была сохранена за предприятием.


    Летающая лаборатория Ту-124

    Для решения поставленных задач на заводе в конце 50-х годов было образовано специализированное конструкторское бюро, получившее в дальнейшем номер 1712. Ему предстоял большой объем работы, в том числе широкий комплекс научно-технических изысканий с экспериментами и исследованиями физических характеристик целей предполагаемого противника, выбор физических принципов, обеспечивающих наибольший эффект регистрации целей с определением момента подрыва, выпуск технической и конструкторской документации, изготовление и испытания опытных образцов, корректировка документации и подготовка к серийному производству изделий для комплектации боевых ракет.

    В состав нового подразделения вошло несколько научно-исследовательских лабораторий и конструкторских групп. Начальником СКБ стал бывший главный энергетик ГОМЗа С.Ф. Соболев, его заместителем и начальником научно-исследовательской лаборатории - кандидат технических наук А.И. Кузнецов, пришедший на фирму из ГОИ. В состав подразделения вошли как высококлассные специалисты, так и молодые сотрудники, только что закончившие вузы города. В течение двух десятилетий коллективом СКБ был создан целый ряд отечественных неконтактных электронно-оптических взрывателей для ракет класса "воздух-воздух" и уникальной аппаратуры для автономной проверки параметров изделий как в заводских условиях, так и в процессе их эксплуатации.

    Но вернемся в конец 50-х. Первые отечественные ракеты класса "воздух-воздух" только-только появились на вооружении ВВС. Они еще уступали зарубежным аналогам и потому требовали постоянного совершенствования. В частности, на основе опыта их эксплуатации (а оснащались они, в большинстве своем, радиолокационными взрывателями) была выявлена потребность в специальных оптических взрывателях (ОВ). Она диктовалась необходимостью обеспечить эффективность ракет большой дальности действия в условиях радиопротиводействия. В этот период и началась история создания ОВ и оптических каналов (ОК) для комбинированных радиолокационно-оптических взрывателей (КРОВ).

    Первой разработкой стало изделие 121. Оно представляло собой двухканальный пассивный взрыватель, фиксирующий цель с помощью приемников инфракрасного диапазона, для ракеты К-80. Ведущим конструктором изделия был М.В. Куликов, руководивший впоследствии всеми разработками ЛОМО в области взрывательной техники.

    Разработка К-80 (Р-4) началась в ОКБ-4 согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 июня 1958 г. Ею должен был вооружаться дальний сверхзвуковой перехватчик Ту-28, способный действовать на удалении свыше 1000 км от аэродрома. Такая машина была абсолютно необходима нашей стране, занимавшей шестую часть суши планеты. В 1962 г. ракета вышла на испытания, и 27 сентября того же года успешно поразила цель. В апреле 1965 г. комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.

    А СКБ-1712 уже трудилось над следующей разработкой - ОК активного типа "Аист-2" для КРОВ ракеты Р-40. Последняя создавалась в том же ОКБ-4 специально для самого скоростного истребителя мира - МиГ-25П - и предназначалась для поражения высотных скоростных и низколетящих воздушных целей - самолетов и крылатых ракет в широком диапазоне применения при наличии огневого и помехового противодействия. Соответственно, и характеристики ракеты должны были быть существенно выше, чем у Р-4. Откровенно говоря, Р-40 не имела (и не имеет до сих пор) ни одного аналога - зарубежные ракеты попросту не применялись в условиях столь больших скоростей и высот пуска.

    "Аист-2" представлял из себя активный электронно-оптический канал, работающий по отраженному от цели оптическому излучению. Эта разработка постоянно контролировалась Правительством и была на ЛОМО одной из приоритетных. В силу этого коллектив разработчиков был значительно расширен; к созданию изделия был подключен целый ряд предприятий и организаций СССР. При разработке пришлось столкнуться с большим количеством непредвиденных трудностей, которые совместными усилиями постепенно были преодолены. Проводившиеся с 1968 г. натурные испытания ракетных комплексов, укомплектованных изготовленными на ЛОМО оптическими взрывателями, подтвердили высокое качество и надежность последних. Известен случай, когда после разборки неразорвавшейся и упавшей в поле ракеты взрыватель “Аист-2”, к удивлению многих специалистов, сохранил свою работоспособность. В 1971 г. перехватчик МиГ-25П с ракетами Р-40 был принят на вооружение. "Аист-2" выпускался с 1968 по 1983 г., в это время для производства изделий взрывательной тематики был специализирован отдельный цех (№82).

    Последними разработками ЛОМО в данной области были ОВ “Сокол-М” (изд. 123) и ОК “Бекас-2” (изд. 245) для модернизированных ракет Р-4 и Р-40 (приняты на вооружение соответственно в 1973 и 1983 гг.). “Сокол-М” представлял из себя двухканальный электронно-оптический взрыватель. Один оптический канал использовал пассивный принцип регистрации, а второй - активный принцип, т.е. по отраженному от цели оптическому излучению. Это обеспечивало расширение возможностей боевого применения ракет Р-4. Для проверки технических решений и выявления других возможностей взрывателя была поставлена специальная НИР “Заря”. Она проводилась на базе летно-испытательного центра ВВС (Владимировка Астраханской области) совместно с войсковой частью и включала в себя большой объем летных и наземных испытаний, причем сотрудникам ЛОМО был выделен специальный самолет-лаборатория. С использованием этого самолета и аппаратуры, созданной специалистами СКБ, по разработанной ими же уникальной методике были выполнены испытания изделия 123, приближенные к реальным дорогостоящим пускам ракет. Результаты НИР подтверждали правильность технических решений, заключенных в ОВ “Сокол-М”, и послужили основой для следующей разработки – ОК “Бекас-2”.

    Уникальные материалы, полученные в НИР “Заря”, позволили разработать “Бекас-2” в исключительно сжатые сроки и без проведения обычно необходимых специальных натурных испытаний. Изделия “Сокол-М” и “Бекас-2” выпускались на ЛОМО до середины 80-х годов. Многие специалисты СКБ-1712 за проявленные успехи были отмечены правительственными наградами.

    Впоследствии СКБ-1712 вошло в состав СКБ-1720, а еще через несколько лет стало частью СКБ-1718. Техническая подготовка и великолепный производственный опыт специалистов КБ был сполна востребован в новом подразделении, занимавшемся военно-морской тематикой.


    Николай Власов
    начальник бюро коммуникаций отдела общественных связей ОАО "ЛОМО"