• Авария во льдах Арктики

    Мой отец, Уткин Анатолий Федорович, был бортмехаником в экипаже Ли-2, летавшего над Арктикой.


    Этот борт помимо основной работы (или прикрываясь другой работой) решал задачи связи с нашими подводными лодками в Северном Ледовитом океане. При выполнении задачи они выбирали льдины для посадки, садились, снова взлетали...

    3 мая 1973 г. во время одного из таких взлетов, а точнее, во время рулежки они провалились и легли на плоскости.


    Если посмотреть на координаты (82 град.15 мин. с.ш., 125 град. зап. д.), то можно увидеть, что происходило дело вдали от наших берегов.


    Связались с материком. Оттуда поступила команда, что, мол, спасти самолет невозможно и, учитывая близость к "противнику" (которому могли быть интересны очень секретные материалы, находящиеся на борту самолета), борт взорвать имеющейся для таких случаев взрывчаткой и отправить его на дно. Заложили взрывчатку где-то посредине между центропланом и стабилизатором (чуть ближе к стабилизатору) и взорвали.



    (Все это было подробно отснято на пленку двухобъективным аппаратом "Любитель-2", который отец всегда таскал с собой). Предварительно конечно вытащили из самолета все, что могли. (Хронометр с него у меня до сих пор дома стоит работает исключительно хорошо.) Их пообещали забрать при первой же возможности каким-то Ан-2 с дополнительный топливным баком.

    В тот день на льдине вместе с отцом оказались:
    командир корабля Долматов Александр
    2-й пилот Литвинов Юрий
    штурман Алтунин Вячеслав
    радист (фамилия не известна)

    Кроме экипажа на борту были:
    командир летного отряда Вепрев Лев Афанасьевич
    гидролог -н.с. Ленинградского института Арктики и Антарктики Илья Павлович Романов.


    Забрали их со льдины только через 2 суток. Шоколад из НЗ от пролитого спирта превратился в "кашу". Эту кашу и ели и спиртом запивали. Была палатка и надувная лодка. Через сутки льдина под ними стала плохо себя вести (то ли крошиться, то ли потрескивать). Принято решение – на резиновой лодке через полынью перебраться на соседнюю льдину. Весь этот процесс переселения также отснят на вторую пленку.

    Позже их нашли и сняли со льдины. Долго потом они рассказывали и писали о своих приключениях КГБ-шникам. У отца пленки изъяли. Но, как ни странно, потом вернули почти все, за исключением нескольких кадров. И всему экипажу дали большую денежную премию и сразу же двойной отпуск.

    Когда отец прилетел в отпуск в конце того же месяца (май 1973г.) мы сразу поехали с ним в Озерное (341ТБАП, Ту-22) к моему дядьке. У отца была пачка фотографий и негативы пленок. Там он все это и рассказывал моему дядьке (тогда комэску на Ту-22), а я все их разговоры на эту тему слушал заворожено, как и любой пацан, влюбленный в авиацию. Потому и запомнилось.

    Добавлю, что у отца имеется нагрудный знак "Участник дрейфа СП", который он получил еще до этого происшествия. Летал он на севере с 1967 по 1980 г. Помню из баз: Тикси, Амдерма, Черский, Чокурдах, Усть-Нера, Усть-Мая, Оленек, Анадырь, Магадан, Норильск и другие.

    Игорь Уткин, фотографии А.Ф.Уткина