• «Камень преткновения». 759 мтап на Кубе во время Карибского кризиса 1962 года

    Ныне широко известно, что разрешению самого острого международного кризиса второй половины 20 века – Карибского кризиса – способствовал компромисс, достигнутый между Председателем Совета министров СССР Н.С. Хрущевым и президентом США Джоном Кеннеди: СССР обязался вывести с Кубы ядерные ракеты среднего радиуса действия в обмен на гарантии США ненападения на Кубу и вывод ядерных ракет, нацеленных на СССР, с территории Турции. Однако ныне мало кто помнит, что кроме ракет на Кубе был размещен советский авиационный полк на бомбардировщиках Ил-28. Острые дискуссии между советской и американской сторонами о выводе этих бомбардировщиков с Кубы поставили под угрозу урегулирование Карибского кризиса. 759-му минно-торпедному авиационному полку и его людям которые, сами того не ведая, стали «камнем преткновения», посвящен это материал.

    В 1961 году в соответствии с директивой Главного штаба Военно-морского флота № ОМУ/4/9650сс на аэродроме Храброво (Калининградская область) был сформирован 759-й минно-торпедный авиационный полк (759 мтап, в/ч 30945) по штату 15/720-Б с вхождением в состав 384-й Гатчинской Краснознаменной мтад (штаб г. Рига). Полк получил на вооружение бомбардировщики Ил-28.

    В соответствии с директивой Генерального штаба МО СССР № ОРГ/5/62233 от 8.12.1961 г. 759 мтап был переименован в 759-й Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова минно-торпедный авиационный полк. 23 февраля 1962 года 759 мтап было вручено красное Знамя 51-го Краснознаменного Таллинского орденов Ушакова и Нахимова минно-торпедного авиационного полка с укрепленными на нем орденами Красного Знамени, Ушакова 2-й степени и Нахимова 1-й степени.

    Фронтовой бомбардировщик Ил-28 в полете. Фото «Авиапоиск. Фотогалерея реактивного бомбардировщика ОКБ Ильюшина Ил-28», http://aviapoisk.narod.ru/il28foto.htm

    Вспоминает ветеран 759 мтап полковник в отставке Евсеев Лев Сергеевич: «В 759-м мтап я служил с 1961 года техником в первой эскадрилье под командованием майора Осенникова Валентина Алексеевича и обслуживал четыре самолета Ил-28 – «спарку» УИл-28 (Ил-28У) и боевые машины с бортовыми номерами «11», «17» и «18». На этих самолетах часто летал командный состав полка, в том числе командир полка замечательный летчик и настоящий русский мужик подполковник Ермаков Дорофей Самсонович и его штурман майор Андреев Борис Михайлович».


    Лев Сергеевич Евсеев. 1970-е годы

    «В июле 1962 года, – отмечается в историческом формуляре полка, – командующим авиацией Краснознаменного Балтийского флота была поставлена задача по подготовке 759 мтап, 4287-й авиационно-технической базы, 289-го отдельного дивизиона обеспечения управления посадки и 47-й минно-торпедной партии к выполнению задания Советского правительства за рубежом».

    «По этому поводу, – продолжает свой рассказ Л.С. Евсеев, – на рулежной дорожке аэродрома Храброво был построен весь личный состав нашего 759 мтап. Командир полка подполковник Ермаков Д.С. скомандовал: «Пять шагов вперед, те, кто согласен ехать выполнять интернациональный долг!» Когда мы сделали пять шагов вперед и повернулись «кругом», то увидели, что лишь один или два человека остались стоять на своем месте. 4 августа закипела работа. На стоянках мы разбирали самолеты, консервировали двигатели, упаковали все в контейнеры. Работа была для нас новая, но интересная. К 25 августа было разобрано и упаковано 11 самолетов Ил-28, а к 20 сентября – 33 самолета. В среднем разборка и упаковка одного самолета Ил-28 занимала 5 дней. В середине сентября 1962 года вся разобранная техника, вооружение (мины, торпеды, бомбы, снаряды) и другое необходимое имущество железнодорожными эшелонами было перевезено на порт Балтийск».

    Учебный Ил-28У на стоянке. Фото «Авиапоиск. Фотогалерея реактивного бомбардировщика
    ОКБ Ильюшина Ил-28», http://aviapoisk.narod.ru/il28foto.htm

    4 сентября 1962 года президент США Джон Кеннеди в личном послании председателю Совета министров СССР Н.С. Хрущеву подчеркнул, что США не потерпят присутствия на Кубе «советских наступательных вооружений». В свою очередь Н.С. Хрущев ответил, что Советскому Союзу «нет необходимости размещать такое оружие в Карибском бассейне».

    С 10 сентября по 5 октября в Балтийске была произведена погрузка на суда и отправка техники и личного состава 759 мтап и обслуживающих частей. На сухогруз финской постройки «Касимов» было погружено 22 самолета Ил-28, 38 автомашин, 75 торпед РАТ-52, различное имущество и 368 человек личного состава. Командиром воинского эшелона был назначен подполковник Ермаков Д.С.

    «Я был бригадиром по погрузке, – вспоминает Л.С. Евсеев. – Мой товарищ старший техник-лейтенант Сергей Вершинин работал крановщиком одного судового крана. День и ночь мы грузили авиационную технику, оборудование и имущество. Однажды даже погрузили чей-то ГАЗ-69, эта машина встала в ряд с техникой нашего полка, и мы по ошибке «забросили» «газик» в трюм. Трюмы «Касимова» до отказа были забиты техникой и имуществом, тоннами торпед и бомб, снарядов и мин. В кормовом трюме были сделаны специальные нары-балконы для личного состава: внизу - матросы, выше - офицеры. Каждый офицер имел пистолет в кобуре. Все находившиеся на борту были в штатской одежде, а на контейнерах, стоявших на верхней палубе судна, были нанесены надписи «Автоэкспорт».

    Сухогруз «Касимов» отдал швартовы 15 сентября и вышел в Балтийское море. Весь личный состав нашего полка находился в трюме под палубой. Только некоторые офицеры находились на верхней палубе, в том числе и я. В Северном море проходили какие-то военные учения, виднелись корабли, над нами летали самолеты. Но, похоже, наш сухогруз ни у кого не вызвал подозрений.

    Жизнь на борту судна шла своим армейским чередом: проводились политинформации, беседы, изучали карту мира. Завтрак, обед и ужин были по распорядку. В мои судовые обязанности, как бригадира, входило и обеспечение питанием своей «бригады». Поэтому я регулярно ходил на «камбуз» – место приготовления пищи на верхней палубе, поднимаясь из трюма по вертикальной лестнице, хватаясь одной рукой за трос или ограждение, а другой держа бачок с пищей или чайник. Питались мы в трюме за длинным столом. Таких «бригадных» столов в трюме было несколько.

    По мере нашего плавания в открытом океане некоторых авиаторов начало сильно укачивать. Они лежали на своих местах и только иногда пили воду. Мне часто приходилось брать на «камбузе» селедку, лук, соленые огурцы, чтобы хоть как-то помочь больным морской болезнью».

    Теплоходом «Эстония» из Балтийска отбыла группа офицеров и вольнонаемных в составе 65 человек. Судно вышло в плавание 23 сентября. На грузовое судно «Братск» было погружено 7 самолетов, 85 торпед РАТ-52, 163 мины, 68 спецмашин, имущество и 291 человек личного состава. Теплоход «Братск» вышел в море 2 октября. Теплоход «Альметьевск» принял на борт 4 самолета Ил-28, 86 автомашин, 823 практические бомбы, имущество и 280 человек личного состава и вышел в море 5 октября. Последним из порта Балтийск 11 октября вышел теплоход «Николаевск» с 20 вольнонаемными на борту. Переход и перевозка грузов и имущества 759 мтап в порты разгрузки на острове Куба были осуществлены без происшествий и потерь в среднем за 15 суток.

    «После того как мы прошли Багамские острова, – продолжает Л.С. Евсеев. – нас начали облетывать американские патрульные самолеты типа «Нептун» с длинными хвостиками-пиками (обтекатели магнитомера) в хвостовой части самолета. Самолеты пролетали на уровне верхней палубы в 30-40 метрах от судна. Были видны лица экипажа, открытые грузовые двери, через которые нас фотографировали большими объективами фотокамер.

    Американский базовый патрульный самолет Lockhed P-2 Neptune облетывает советское судно.
    Карибское море, осень 1962 года. Архив С.М. Исаева

    Такое вызывающее поведение американцев не осталось безнаказанным. Однажды кто-то из наших офицеров не выдержал и стал бросать картошкой по американскому самолету, пролетавшему совсем рядом. Командир полка полковник Ермаков по-русски заорал на тех, кто бросался картошкой, и приказал всех отправить в трюм. Ведь как могли советские специалисты из «Автоэкспорта» вести себя так некультурно?! Это могло выдать нас и скрытое прибытие на Кубу могло быть раскрыто.

    В начале октября влажной тропической ночью мы подошли к берегам Кубы. К нашему судну подошел маленький катерок, с которого на «Касимов» поднялся лоцман – полный негр в белой морской форме. Наш сухогруз медленно вошел в маленькую бухту местечка Байя-Онде, окаймленную по периметру сваями из железного дерева. Судно встало так, что его можно было разгружать с обоих бортов. На берегу выставили кубинскую охрану.

    На следующий день началась разгрузка. Вначале мы ночевали в трюме, там же принимали пищу. Позже поставили палатки на берегу, где и жили. Когда подошло время транспортировки наших грузов на аэродром, меня назначили старшим колонны по перевозке контейнеров. В колонну обычно входило 15-25 большегрузных дизельных трейлеров американского производства. По маршруту движения от местечка Байя-Онде до аэродрома Сан-Хулиан, который располагался в юго-западной части острова Куба в 15-20 километрах от побережья, нас сопровождал кубинский военный мотоциклист Ригоберто Родригес из охраны главы государства Фиделя Кастро. С Ригоберто мы подружились, общались и по-испански, и по-русски, и жестами. Техника была у него сильная, белого цвета, с сиренами и мигалками – мотоцикл «Харлей-Дэвидсон».

    Техники 759 мтап, слева направо: Евсеев Л.С., Пашинин Ф.Ф., Ахтаров Р.А. и Харитонов Л.И., на фоне кубинского тягача.
    Куба, осень 1962 года. Архив Л.С. Евсеева

    Всего на Кубу было доставлено 33 самолета Ил-28 нашего полка. Разместив контейнеры и грузы по всем стоянкам аэродрома Сан-Хулиан, 14 октября мы приступили к сборке первых двух самолетов. Первым собрали мою «спарку» УИл-28. Я проверил на земле работу двигателей, заправку топливом, работу другого оборудования и, подписав контрольный лист, доложил о готовности к полетам. Нельзя не вспомнить техника звена старшего лейтенанта Кондратьева Александра Сергеевича, впоследствии награжденного орденом Красной Звезды, моего товарища по службе старшего лейтенанта Ахтарова Рафаиля, инженера эскадрильи капитана Коркина Владимира Ивановича, командира нашей эскадрильи майора Осенникова Валентина Алексеевича, награжденного орденом Красного Знамени, – все они сыграли большую роль при сборке самолетов».

    Переброска на Кубу сорокатысячной группировки советских войск на Кубу, включая ракеты средней дальности, тактические ракеты и ракеты ПВО, авиацию, мотострелковые части и части обеспечения не могли остаться незамеченной американской разведкой. Однако долгое время США оставались в неведении относительно присутствия на Кубе советских ракет среднего радиуса действия.

    Доставка контейнеров с самолетами Ил-28 на аэродром Сан-Хулиан.
    Октябрь 1962 года. Архив Л.С. Евсеева

    14 октября американская разведка впервые получили аэрофотоснимки, фиксирующие признаки строительства стартовых позиций ракет «земля-земля». Одновременно с этим было обнаружено сборка на Кубе бомбардировщиков Ил-28, которые американская сторона вместе с ракетами средней дальности рассматривала как «наступательное вооружение». 16 октября информация о развертывании советских ракет на Кубе была доложена президенту США. Руководители вооруженных сил США потребовали от Джона Кеннеди отдать приказ о бомбардировке позиций советских ракет с последующей высадкой американских войск на Кубе. Президент США не согласился с требованиями военных и предложил объявить морскую блокаду Кубы с целью недопущения прибытия на остров новых советских войск и вооружений. Одновременно с этим был отдан приказ усилить все виды разведки на Кубе, в том числе, и воздушную.
    Ситуация вокруг Кубы усложнялась с каждым часом, назревал серьезный международный кризис.

    Фотография стартовой позиции советских баллистических ракет средней дальности в районе
    Сан-Кристобаль, сделанные с борта самолета-разведчика Vought RF-8A Crusader из
    состава эскадрильи VFP-62. Фото из книги William Ecker, Kenneth Jack. Blue Moon Over Cuba.
    Aerial reconnaissance during the Cuban missile crisis.

    В середине октября резко возросло число вылетов американских стратегических самолетов-разведчиков U-2, полеты которых осуществлялись на большой высоте. К воздушной разведке Кубы подключились ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты США. 23 октября 1962 года самолеты RF-101A/C Voodoo 18-й, 20-й и 29-й эскадрилий 363-го тактического разведывательного крыла, базировавшегося на авиабазе Шау (штат Южная Каролина), начали совершать низковысотные разведывательные полеты над территорией всей Кубы. Эскадрильи VFP-62 (ВМС) и VMCJ-2 (Корпус морской пехоты), имевшие на вооружении новые тактические разведчики RF-8A Crusader, были переброшенные на авиабазу Сесил Филд (Джексонвилль, штат Флорида) и приступили к систематическим облетам Кубы.

    «Американцы очень пунктуально, – рассказывает Л.С. Евсеев, – начиная с 9 утра и до обеда, ежедневно летали над нашим аэродромом. Американцы всегда летали над нами парами: первый самолет – с открытыми люками под фюзеляжем (в этих люках стояли фотокамеры), второй самолет – чуть сзади и выше – боевой. Летали они очень низко.

    Однажды на наш аэродром въехало машин двадцать типа ГАЗ-53, на прицепе у которых были четырехствольные зенитные пулеметы. В кузовах сидели боевые расчеты. Зенитные установки рассредоточили по всему периметру аэродрома. Прошел день, второй. Приехали какие-то кубинские военачальники. Они собрались на КДП, где находилось командование нашего полка.

    В этот момент на аэродром стали заходить два американских истребителя. Когда американцы пролетали совсем низко около КДП, раздалась автоматная очередь. Кто стрелял – мы не узнали. А кубинские зенитные расчеты, приняв это за сигнал, открыли огонь. Около моего самолета стояла ЗУ, расчет которой состоял в основном из солдат-негров. Я быстро влез на крыло своего самолета (он был зачехлен) и увидел разрывы снарядов, впереди, сверху, снизу пролетающих американцев, а попаданий все нет и нет. Американцы сделали три захода, три раза крупнокалиберные пулеметы открывали огонь. Осколки зенитных снарядов, сыпались рядом с нами. А американцы, выполнив свое задание, улетели целыми и невредимыми. После этого случая полеты над нашим аэродромом на какое-то время прекратились».


    Самолет-разведчик Vought RF-8A Crusader из состава разведывательной эскадрильи ВМС США VFP-62. Хорошо видны люки фотокамер для перспективной и панорамной фотосъемки. Фото из книги William Ecker, Kenneth Jack. Blue Moon Over Cuba. Aerial reconnaissance during the Cuban missile crisis.

    В 19:00 22 октября 1962 года (по вашингтонскому времени, в Москве было 3:00 23 октября) президент США Джон Кеннеди выступил по национальному радио и телевидению с обращением к американскому народу, в котором сообщил об обнаружении на Кубе советских ядерных ракет среднего радиуса действия. Президент США потребовал от СССР вывода ракет и объявил о введении так называемого «карантина» (что фактически означало блокаду острова – С.И.), заявив, что «США будут рассматривать любой пуск ядерной ракеты с территории Кубы по любой стране Западного полушария как нападение Советского Союза на США, что в свою очередь повлечет за собой соответствующий ответ по Советскому Союзу».

    Стратегическое авиационное командование США было приведено в состояние полной боевой готовности, его бомбардировщики были рассредоточены по гражданским аэропортам и приступили к круглосуточному дежурству в воздухе. Атомные подводные лодки США с баллистическими ракетами «Поларис» на борту были выведены на боевые позиции. Для осуществления блокады Кубы в Карибское море были направлены дополнительные соединения ВМС.

    22 октября после окончания выступления президента США по телевидению главнокомандующий Революционными вооруженными силами Кубы Фидель Кастро отдал приказ о приведении войск в полную боевую готовность. Одновременно с этим все части и подразделения Группы советских войск на Кубе также были приведены в повышенную степень боевой готовности.

    Мир оказался на грани ядерной войны…

    23 октября Н.С. Хрущев направил Джону Кеннеди письмо, в котором доказывал законность действий двух суверенных государств – СССР и Кубы, вынужденных в ответ на «неприкрытые агрессивные действия США» принять меры для обеспечения безопасности Кубы. На Кубе была объявлена всеобщая мобилизация. В тот же день в повышенную боевую готовность были переведены Ракетные войска стратегического назначения, Дальняя авиация, войска ПВО страны, пограничные войска, группы войск, дислоцированные за пределами СССР, и вооруженные силы стран Варшавского договора.

    23 октября, – отмечается в историческом формуляре 759 мтап, – частям, дислоцированным на аэродроме Сан-Хулиан, был отдан приказ о приведении в повышенную боевую готовность. В период с 23 по 30 октября личный состав полка, не прекращая сборки самолетов, находился на огневых позициях наземной обороны в готовности к отражению нападения противника.

    24 октября ситуация продолжала обостряться. Н.С. Хрущев в очередном послании президенту США обвинил последнего в «выдвижении СССР ультиматума» и в резкой форме отверг «попытку США диктовать свои условия». В этому времени по оценке американских специалистов на Кубу было доставлено около 30 советских ракет средней дальности и более 20 бомбардировщиков Ил-28. США предприняли меры по ужесточению морской блокады Кубы.

    26 октября Н.С. Хрущев в очередном послании президенту Джону Кеннеди впервые официально признал размещение советских ракет на Кубе, заявив при этом, что они никогда не будут использованы против США. В послании советского руководителя содержалось предложение США гарантировать ненападение на Кубу и снять блокаду острова в обмен на вывоз с острова советского наступательного оружия. Американская сторона расценила это послание как позитивный сигнал к урегулированию кризиса.

    27 октября ситуации вновь резко обострилась вновь. 10 часов 21 минуту (по Гаванскому времени) по приказу зам. командующего Группы советских войск на Кубе генерала Гречко С.Н. расчет 1-го дивизиона 507-го зенитно-ракетного полка майора Герченова И.М. сбил в воздушном пространстве Кубы американский самолет-разведчик U-2. Летчик майор Андерсон, пилотировавший самолет, погиб. Обломки самолета упали на остров. Американские военные потребовали немедленно начать бомбардировку позиций советских ракет на Кубе с одновременной высадкой на остров амфибийных сил.

    «Обстановка накалилась до предела, – продолжает свой рассказ Л.С. Евсеев, – когда советский расчет сбил зенитной ракетой американский разведчик U-2. Американский самолет упал на территорию острова. Место падения разведчика посетил Фидель Кастро. Фотографии Фиделя на фоне сбитого U-2 на следующий день обошли все кубинские газеты, вызвав на Кубе волну ликования.

    Но наш дух был крепкий, паники никакой не было. Мы все были готовы выполнить свой интернациональный долг по защите кубинской революции. Часто встречаясь с кубинцами, мы пели песню, припевом которой было «Кува - си, янки - но, Кува - си, янки – но!» Почему-то кубинцы вместо «Куба» говорят «Кува».

    27 октября президент США получил очередное послание Н.С. Хрущева, в котором выдвигалось дополнительное требование о выводе американских ракет с территории Турции. В ответ Джон Кеннеди сообщил, что США готовы предоставить гарантии того, что Куба не подвергнется вторжению, а карантинные меры будут отменены при условии, что с острова будут вывезены «все наступательные виды вооружений» под наблюдением ООН.

    28 октября советское руководство приняло решение дать положительный ответ на американские предложения. В условиях жесточайшего цейтнота не было времени на передачу заявления Советского правительства по традиционным дипломатическим каналам. Поэтому заявление, в котором сообщалось, «что советское правительство отдало приказ демонтировать оружие, которые вы (США) называете наступательным, погрузить его на суда и вернуть его в СССР», было передано в 10 часов утра Московского времени по всесоюзному радио. В ответ президент Кеннеди сделал короткое заявление по американскому телевидению, в котором выразил удовлетворение позицией СССР и высказался в пользу дальнейшего развития советско-американского диалога в конструктивном духе. Самая острая и опасная фаза кризиса была преодолена.

    Сборка бомбардировщиков Ил-28 759 мтап на аэродроме Сан-Хулиан. Октябрь 1962 года.
    Архив Л.С. Евсеева

    Однако в заявлении советского правительства от 28 октября не были упомянуты бомбардировщики Ил-28, сборка которых продолжалась. 28 октября в 13 часов по Гаванскому времени командующий Группы советских войск на Кубе генерал Плев И.А. объявил командиру 51-й ракетной дивизии генерал-майору Стаценко И.Д. директиву Министра обороны СССР демонтировать стартовые позиции ракет средней дальности Р-12, а соединению передислоцироваться в Советский Союз.

    29 октября в Нью-Йорке под эгидой ООН начались советско-американские переговоры о мирном урегулировании конфликта. В ходе переговоров возникла проблема адекватной трактовки термина «наступательное оружие», которое советское правительство обязалось вывезти с Кубы. Американская сторона относила к «наступательному оружию» помимо ракет и находящиеся на территории острова бомбардировщики Ил-28 и требовала их вывода с острова. По мнению советской стороны эти бомбардировщики являлись устаревшими типами самолетов, не представляли угрозы для США и не подпадали под категорию «наступательного оружия».

    К 29 октября, отмечается в историческом формуляре полка, были собраны один Ил-28У и один Ил-28. За период с 19 октября по 10 ноября было собрано, осмотрено и облетано 7 самолетов, 3 самолета Ил-28 собраны на 80% и 3 самолета – на 40%.

    30 октября первый из собранных самолетов 579 мтап – Ил-28У был облетан. После этого полк приступил к плановым полетам. Всего проведено 5 летных дней с общим налетом 23 часа 12 минут. Сделано 77 посадок, летало 14 экипажей.

    «Обычно полеты осуществлялись через два-три дня, – продолжает свой рассказ Л.С. Евсеев, – и на старт выводили не более 2-3 самолетов. Летные экипажи входили в строй и облетывали боевую технику. Во время этих полетов вооружение на самолеты не подвешивалось. На наших самолетах опознавательных знаков (красные звезды) не было, они были закрашены. В воздухе, когда шли полеты, сохранялось радиомолчание. Однажды Ил-28 выполнял полет по кругу, а за ним, почти рядом, пристроились два американских истребителя. Летчик капитан Сидоров Юрий крикнул по СПУ стрелку-радисту: «Смотри, не шевели пушки!» Взлет и посадка производились по сигнальным ракетам. На земле бомбардировщики тщательно маскировали сетками, ветками деревьев».

    К 31 октября стартовые позиции советских ракет были демонтированы, о чем генерал Стеценко И.Д. доложил прибывшему на Кубу Генеральному секретарю ООО У Тану и послу СССР на Кубе А.И. Алексееву. 2 ноября советские ракеты Р-12 были сосредоточены в портах погрузки. В период с 5 по 9 ноября 1962 года все 42 ракеты были погружены на суда и вывезены с острова на советских судах.

    «7 ноября 1962 года в день Октябрьской революции на построении всего личного состава полка командир подполковник Ермаков Д.С. поздравил нас с праздником и объявил день выходным. – Вспоминает Л.С. Евсеев. – «Поздравили» нас и американцы: над нами пролетела пара американских истребителей, сделав в этот день только один заход. Вечером был концерт и танцы в клубе военного городка, где всем бесплатно давали «Кока-колу» и большие куски белого хлеба со свининой. Вечер всем понравился».

    9 ноября 1962 года брат президента США министр юстиции Роберт Кеннеди заявил советскому представителю о «настоятельной необходимости решить скорейшим образом вопрос о вывозе самолетов Ил-28 с Кубы». Конфликт по этому поводу грозил ликвидацией всех ранее достигнутых договоренностей.

    11 ноября вопрос о вывозе Ил-28 был рассмотрен Президиумом ЦК КПСС и было принято решение пойти навстречу американскому требованию, но «немного поторговавшись».

    12 ноября командир 759 мтап получил приказ прекратить сборку самолетов Ил-28.

    14 ноября Роберт Кеннеди в очередной раз встретился с послом СССР в США А.Ф. Добрыниным и сказал, что «президент Кеннеди будет разочарован полученным ответом относительно самолетов Ил-28, если он не будет безусловно положительным». Советская сторона настаивала на том, чтобы вывоз Ил-28 был увязан с отменой карантина и прекращением полетов американских самолетов над Кубой.

    20 ноября советская сторона сообщила о том, что СССР обязуется вывезти Ил-28 в течение 30 дней. Президент Кеннеди заявил, что споры вокруг советских вооружений на Кубе исчерпаны и поэтому он отдал приказ об отмене в вооруженных силах США готовность №1.

    21 ноября в войсках ПВО ВС СССР, ракетных войсках стратегического назначения, дальней авиации, в группах советских войск за границей была снята боевая готовность. Прямая угроза мировой войны миновала…

    Техники 759 мтап Вершинин С.М. (слева) и Евсеев Л.С. (справа) на фоне сухогруза «Касимов», стоящего под погрузкой в порту Мариэель. Куба, начало декабря 1962 года. Архив Л.С. Евсеева

    21 ноября командование 759 мтап и 47-й минно-торпедной партии получили распоряжение о возвращении в Советский Союз. 22 ноября началась разборка собранных и находящихся в состоянии сборки самолетов и упаковка их в контейнеры. В период с 25 ноября по 5 декабря все имущество полка и минно-торпедной партии было перевезено с аэродрома Сан-Хулиан в порт Мариэель. С 1 по 5 декабря в порту Мариэль была произведена погрузка самолетов Ил-28, имущества 759 мтап и 47 мтп на грузовые суда «Охотск», «Касимов», «Красноградск» и «Кимовск». 16 декабря личный состав убыл из порта Гавана на пассажирском теплоходе «Михаил Калинин».

    Говоря о вывозе с Кубы бомбардировщиков Ил-28, необходимо отметить, что после достижения договоренности о выводе с острова советских ракет, сразу же встал вопрос о контроле выполнения договоренностей. Американская сторона предложила осуществлять такой контроль в портах Кубы. С этим было категорически не согласно революционное правительство Фиделя Кастро. После острых дискуссий между СССР и США была достигнута следующая договоренность: инспекция проводится американскими морскими и воздушными средствами при выходе советских судов в океан. Для этого вывозимые с Кубы ракеты, в нарушение правил морских перевозок, размещались на верхних палубах судов с открытыми верхними крышками контейнеров, что позволяло фотосъемкой зафиксировать вывоз ракет с острова. Т.к. советская сторона согласилась с вывозом Ил-28 как «наступательного оружия», то процедура инспекции за вывозом бомбардировщиков была аналогичной вывозу ракет: контейнеры с самолетами Ил-28 с открытыми верхними крышками размещались на верхних палубах судов, что позволяло американцам удостовериться в выполнении договоренностей.

    Сухогруз «Касимов» с самолетами Ил-28 на верхней палубе при проходе через Датские проливы.
    Серия фото сделана 18 декабря 1962 года самолетом-разведчиком RF-84 Thunderflash ВВС Дании, на основе
    которых «собрана» эта фотопанорама. Фото любезно предоставлены Peer Henrik Hansen, научным сотрудником
    Датского музея «холодной войны»

    19 декабря сухогруз «Касимов» прибыл в порт Калининград, а теплоход «Охотск» в порт Николаев. 20 декабря судно «Красноградск» прибыло в порт Калининград. 28 декабря теплоход «Кимовск» прибыл в порт Балтийск.

    30 декабря 1962 года теплоход «Михаил Калинин» с личным составом 759 мтап и 47 мтп прибыл в порт Балтийск. Весь личный состав, самолеты, автотранспорт и имущество были перевезены без происшествий и потерь.

    Лев Сергеевич Евсеев: «30 декабря 1962 года мы прибыли в Балтийск, а затем в наш гарнизон. Во всех семьях была радость, что все приехали живыми и здоровыми. Вскоре пришли и контейнеры с самолетами. А дальше все шло по плану: собрали и облетали побывавшие в тропиках Ил-28, начались плановые полеты. Так закончилась наша кубинская командировка».

    Автор выражает глубокую благодарность Сергею Жванскому за огромную помощь, оказанную при подготовке этого материала.

    Сергей Исаев

    Источники:

    • Коллектив авторов под ред. А.И. Грибкова. У края ядерной бездны. – М.: Грэгори-Педж, 1998.
    • А.А. Фурсенко. Россия и международные кризисы: середина XX века. – М.: Наука, 2006. – С. 471-472
    • С.Я. Лавренов. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. – М.: АСТ, 2005. – С. 270
    • Д. Кондратков. Сверхзвуковой крестоносец. – История авиации. – №5, 2000.
    • William Ecker, Kenneth Jack. Blue Moon Over Cuba. Aerial reconnaissance during the Cuban missile crisis. – Osprey Publishing, 2012.
    • Kev Darling. McDonnell F-101 Voodoo. Warpaint Books.
    Комментарии 1 Комментарий
    1. Аватар для Д.Срибный
      Д.Срибный -
      Сергей, отличная работа, спасибо!