• Валерий Лимаренко. МиГ-15УТИ и штопор


    Валерий Лимаренко в задней кабине L-29, ХВВАУЛ, полк в Ворошиловограде, 1-я эск., 1963 г.

    Было это еще до 1958 года, когда я был курсантом Ворошиловоградского военного авиационного училища летчиков имени пролетариата Донбасса. Какой номер у нашего учебного полка (2-эскадрильного состава) был я уже не помню, но он точно базировался в Ворошиловоградской области у села Варваровка близ города Рубежное.

    Из-за чего я точно это помню – взлетали мы на город Кременная, где находился «желтый дом», психушка то есть. Так вот, раз в год по весне надо было пройти три обязательные процедуры: укол какой-то уж больно болючий (у меня неделю то место болело), парашютные прыжки и контрольный полет на штопор. Из наших никто этого не любил... В нашей 2-й эскадрилье на штопор летали мы с двумя постоянными пилотами-инструкторами, допущенными к полетам на штопор – командиром 1-го звена майором Захаровым и штурманом эскадрильи майором Бобылевым Иваном Тимофеевичем. (Почему я его имя отчество запомнил – часто летал с ним). Больше никто не летал.

    В эскадрильях у нас было по 11-12 боевых МиГ-15 и 8-9 спарок, спарки - чешского производства. Все спарки были без камуфляжа, алюминий. А для штопора был у нас во второй эскадрилье только один МиГ-15УТИ советского производства, бортовой номер 05. Стоял он на правом фланге самолетной стоянки полка, и относились мы к нему не просто бережно-нежно, а с почтением и любовью. Был он всегда чистенький, без пыли, блестел, как у кота ..., ну сами знаете что. Мы на него чуть не молились – жить то всем хочется. А почему так относились – да он из штопора запросто выходил. Как нам объясняли, нивелировка у него хорошая была. Что такое нивелировка я и до сих пор не знаю, но помогала она нам здорово! И все бы было ничего, да машинка эта свой ресурс выработала и ее в 1958 году списали. И на штопор в 1958 году взяли МиГ-15УТИ чешского производства. Вот где-то в это время производство спарок передали нашим «братьям», а мы делали только боевые.

    Ну и случилась неприятность. В первом же полете на штопор этот «чех» из того самого штопора выходить не захотел. Пришлось обоим пилотам катапультироваться... Как обычно тут комиссия: кто виноват, кого наказать, но так ни к чему вроде не пришли. А летный план выполнять надо. Второго «чеха» пригнали. Летал вроде нормально, но как на штопор пошел – опять два катапультирования... Когда разобрались, оказалась у «чехов» нивелировка немного не та, и из штопора они, мерзавцы, выходят с большим трудом.

    Вот и получилось, что 1958 год – год последнего учебного штопора в ВВС (у нас, в Ворошиловоградском училище), после этих аварий его в учебных целях запретили.

    Лимаренко Валерий Игоревич
    сентябрь 2002 г.
    Подготовил к публикации Алексей Валяев-Зайцев


    8-я ВАШПОЛ г.Павлоград,Днепропетровск ой обл., 1955г, третий справа - В.Лимаренко


    ХВВАУЛ, полк в Ворошиловограде, 1-я эск., 1963г., летчик-инструктор В.Лимаренко (слева), дает "накачку" курсанту


    L-29 ХВВАУЛ, 1963 г.


    На этом фото Лимаренко В.И. в задней кабине Як-18У в ХВВАУЛе (Рогань) в 1962.