• Lapinjärvi, памятник

    10 августа 1941 года с боевого задания – налета на Берлин – не вернулся тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) 432-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Одиннадцать советских семей, по числу членов экипажа, получили скорбные извещения: «Пропал без вести...» Одно из них получила моя бабушка – Тюшкина Евдокия Тимофеевна. Спустя сорок один год удалось точно установить обстоятельства и место гибели экипажа.
    В военном архиве Финляндии была найдена сводка, в которой сообщалось, что бомбардировщик ТБ-7 упал в районе посёлка Лапиньярви и почти полностью, за исключением хвоста, уничтожен огнем уже на земле. Обнаружены тела шести летчиков. Пятеро раненых взяты в плен. Пленные сказали, что в результате обстрела самолет был сильно поврежден, а командир погиб еще до посадки.



    Ещё дымящиеся обломки ТБ-7.
    Фото из финского архива сделано утром 10 августа 1941 г.

    Александр Иванович Панфилов, тридцатитрехлетний командир ТБ-7, со своим экипажем познакомился в Казани на заводском аэродроме. Бортмехаником был Василий Ефимович Тюшкин, мой дед, воентехник 1 ранга, который к тому времени уже имел военный опыт- участвовал в боевых действиях в Китае в 1937-1938 годах и был кавалером Ордена Красной Звезды за финскую войну 1939-1940 годов.
    Поздним вечером 9 августа 1941 года с аэродрома в Пушкине под Ленинградом вылетели бомбардировщики. Боевое задание – удар по столице Германии. В 22.00, замыкая колонну, в воздух поднялся самолет Александра Панфилова. Для этого экипажа первый боевой вылет оказался последним...
    Моя мама, Дина Васильевна, вспоминает: "Отцу, как ни странно, дали отпуск в начале июня сорок первого. Из Бобруйска мы приехали в Ленинград. И тут – война. Что делать? Отец отвез нас к маминым родителям в деревню Радони под Новгородом, а сам – снова на вокзал, в часть свою возвращался. Мы с мамой провожали его. Поезд подошел, он обнял нас и долго стоял на подножке... А что с нами стало? Лучше не вспоминать. В августе уже гитлеровцы пришли в деревню...".
    Лишь в 1985 удалось восстановить картину первого и последнего боевого вылета экипажа Панфилова и найти братскую могилу экипажа ТБ-7. Вскоре после взлета самолет попал под сильный зенитный огонь. Повреждения оказались серьезными, а главное, был убит командир. Пролетев около четырехсот километров над Финским заливом, самолет описал дугу над южной частью Финляндии. На борту, ко всему прочему, начался пожар. ТБ-7 рухнул, не долетев какой-то малости до наших. Самолет упал в болотистом лесу, недалеко от поселка Лапиньярви.


    Карта полёта ТБ-7

    Местный житель Тюко Бломквист рассказывал нам: "В тот день, когда упал самолет, я вместе с братом Ялмаром отправился на место катастрофы. Военные полицейские приказали нам копать могилу. В самолете их было, кажется, одиннадцать человек. Шестеро погибли. Пятерых похоронили сразу же. Потом Ялмар случайно нашел под огромным валуном еще одного мертвого летчика. Мы его похоронили вместе со всеми. Оставшиеся в живых были взяты в плен. Самолет был четырехмоторный, размах крыльев метров сорок. Он разломался, но хвостовая часть длиной семь-восемь метров осталась целой. При снижении самолет левым крылом зацепился за ель, его развернуло. И тут же он врезался в валун..."


    Погибшие советские лётчики, похороненные в Лапиньярви

    В 1985 году на месте гибели самолёта и могилы погибших членов экипажа был открыт памятный знак.


    Памятник

    На торжественной церемонии открытия 9 мая 1985 г. присутствовало более трёхсот человек, сотрудников советского посольства, финских коммунистов и местных жителей.


    Церемония открытия памятника


    Им разрешили приехать сюда только через два года.
    На фото, сделанном в 1987 г.слева направо:
    Аарно Ниеминен – финский коммунист, организатор сооружения мемориала
    Михаил Крысин – бортстрелок ТБ-7 и вдовы погибших лётчиков -
    Рахима Гайнутдинова, Евдокия Тюшкина, Татьяна Болобошко

    Сейчас лесная дорога, ведущая к мемориалу, зарастает, посольство России никакого интереса к памятнику не проявляет. Приезжают сюда, да и то нечасто, только финские коммунисты, члены общества Финляндия -Россия, а также родственники погибших лётчиков экипажа ТБ-7.

    Открытие этой трагической страницы Великой Отечественной Войны стало возможно благодаря Алексею Горохову, спецкору "Правды" в 80-е годы, и Матти Пюкяля, корреспонденту финской газеты "Тиедонантая". Бронзовая памятная доска была отлита по эскизу финского скульптора П.Роували. На ней изображён летящий журавлиный клин. Позже усилиями родственников была установлена мраморная доска с именами погибших, а однополчане установили модель бомбардировщика ТБ-7.

    Сергей Попружный
    2003 г.