• А.Соловьев. Крылатые финны Петрограда

    Список выдающихся «воздушных полярных волков» - первопроходцев и первооткрывателей арктических и приполярных воздушных линий СССР пестрит финскими фамилиями: К.Г. Неронен, Э.Т. Валтонен, О.А. Кальвица…

    Все они обрели крылья в Петрограде. В специальной авиационной школе. О существовании которой сегодня практически никто не знает. Даже специалисты.

    18 (31) декабря 1917 государственная независимость Финляндской Республики первой была признана Советом народных комиссаров Российской Советской Республики, а 23 декабря 1917 (ныне - 5 января 1918) Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Cоветов рабочих и солдатских депутатов (высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти Советской России).

    В течение первой недели 1918 года независимую республику Финляндию признали семь стран: 4 января — Россия, Франция и Швеция, 5 января — Греция, 6 января — Германия, 10 января — Норвегия и Дания, 11 января — Швейцария.

    Как и любая другая революция, революция в Финляндии, не обошлась без кровопролития. Население бывшего Великого княжества Финляндского разделилось на два непримиримых лагеря: красных и белых. С приходом в Финляндию войск Германии и добровольческих отрядов из Швеции, революционная резня обрела масштаб полноценной гражданской войны с применением всех современных видов вооружений. За исключением танков.

    Войска Советской России в этой войне не участвовали. Но Россия оказывала помощь красногвардейцам Финляндии продовольствием, оружием, боеприпасами, помогала в обучении командных и технических кадров.

    В начале ХХ века война уже не мыслилась без применения авиации. Нуждались в авиационной поддержке и финские красногвардейцы. Финская коммунистическая партия обратилась к руководителям Советского государства рабочих и крестьян с просьбой помочь им в организации собственных авиаотрядов и обучении лётчиков. Просьба была принята с пониманием.

    Морской Отдел Реввоенсовета Республики поручил Управлению Морской Авиации и Воздухоплавания оказать всяческое содействие становлению Красной финской авиации. В самые сжатые сроки в Петрограде, на Гутуевском острове, был сформирован «Финский Авиационный Отряд-Школа Вооружённой Организации Финской Коммунистической партии». Во главе Отряда-Школы был поставлен известный военный авиатор П.В. Кузнецов. Инженерно-технический состав набрали из российских специалистов. В качестве механиков в отряд пригласили рабочих простаивавших тогда авиационных заводов Петрограда. Всего набрали 46 специалистов, в том числе трёх профессионалов в области аэрофотосъёмки: А.С. Щепилова, А.А. Пемлат и И.Ф. Слепяна. Лётному мастерству курсантов Отряда-Школы должны были учить сам командир Отряда-Школы и его заместитель, лётчик-инструктор С.Д. Никольский.


    Группа летчиков "Красные финны", среди которых - Отто Кальвица

    Всего в Отряд-Школу отобрали 11 человек. Исконных финнов, разделявших революционные убеждения. Главным критерием отбора был уровень технической подготовки будущих пилотов. Среди отобранных были шофёр, два шофёра-механика, четыре машиниста, судовой техник, два моториста и даже лётчик-наблюдатель – Г.Г.Везетау, овладевший профессией летнаба ещё в Императорском Военном Воздушном Флоте.
    Учились финны, судя по всему, старательно. Ибо за весьма короткий срок существования Финского Авиационного Отряда-Школы успели овладеть азами лётной профессии. Ещё немного и Вооружённая Организация Финской Коммунистической партии смогла бы отправить на фронт свой первый авиаотряд. Но скоротечная Гражданская война в Финляндии завершилась поражением красных.


    Вернер Лехтемяки

    В мае 1919 финские интернационалисты — курсанты Авиаотряда-Школы были временно мобилизованы и отправлены на борьбу с войсками генерала Н.Н. Юденича. В пехоту. Отто Кальвица, например, сражался в красноармейских рядах в качестве ученика пулемётчика. К июню 1919-го дело Финской Коммунистической партии было окончательно проиграно. Встал вопрос о ликвидации её Вооружённой Организации. 16 июня 1919 года Морской Отдел Реввоенсовета Республики отдает приказ о расформировании Отряда-Школы. 46 русских специалистов обслуживающего персонала перевели на работу на гидроавиационный завод «Гамаюн». Весьма примечательно, что в списке этих сотрудников Финской Авиаотряда-Школы фигурирует выдающаяся фамилия: Марк Лазаревич Галлай. Оказывается, наш знаменитый лётчик-испытатель и писатель, начинал в Финском Авиаотряде-Школе свой трудовой путь чертёжником.


    В.В.Лехтемяки, К.Г.Неронен, О.А.Кальвица

    Что же касается учлётов, то большинство их направили доучиваться в Петроградскую Школу Морской Авиации им. Л.Д. Троцкого, которая находилась тогда в эвакуации в Н. Новгороде. Остальных распределили по авиаотрядам.

    Эта маленькая петроградская авиационная школа сыграла огромную роль в освоении воздушных просторов Сибири и Заполярья. В 1929 году, когда ОГПУ приступило к проведению операции «Весна», по очистке рядов Красной Армии и Флота от бывших царских офицеров и уроженцев других государств, финнов-авиаторов, уволив их из рядов Воздушного Флота РККАФ, трудоустроили в Гражданской Авиации. Поскольку считали их отлично приспособленными к условиям сурового Севера, то и отправили летать на Север, и в Сибирь, - так сказать, по национальному признаку распределили туда, где никто ещё не летал. Так вот и стали красные финны-авиаторы «знаменитыми полярными волками», первопроходцами северных воздушных трасс СССР.


    Полярный лётчик О.А.Кальвица у своего самолёта ПС-1

    Судьба большинства красных крылатых финнов до 1929 года складывалась практически одинаково – все они служили в авиаотрядах морской авиации РККАФ. А затем…


    Памятник О.А.Кальвице на месте гибели недалеко от поселка Сангары на реке Лене

    Затем кто-то погиб в авиакатастрофах в Сибири, как К.Г.Неронен и О.А.Кальвица. Кто-то исчез в сталинских лагерях. Судьба иных никем не изучалась. Поэтому приведу здесь имена всех остальных учеников «Финского Авиационного Отряда-Школы Вооружённой Организации Финской Коммунистической партии», вдруг родственники отыщутся: Ю.В.Раами, М.М.Тюнюс, К.М.Ренкяс, А.А.Таскинен, Н.К.Синивара, Ф.К.Гарбин, Г.Г.Везетау.


    Книга о В.Лехтемяки, изданная в Финляндии

    Особняком стоит биография Вернера Вильгельмовича Лехтемяки (в ряде документов и публикаций - Лехтимяки). В 1921 году Вернер и его младший брат Ильмари, также ставший авиатором, участвуют в подавлении Кронштадтского восстания. А в 1923 году, его, по заданию Коминтерна, вместе с братом и женой – швейцаркой, оперной певицей Лилли Лееманн, через Китай отправляют в Америку. До революции В.В. Лехтемяки уже жил в Америке. Эмигрировал туда ещё в 1910-м. Работал ковбоем на ранчо, служил корабельным юнгой на Миссисипи. Потом вернулся в Россию и устроился в Петрограде шофёром в представительство американской автомобильной компании «Воксхолл». На этой должности его и застала революция. В ноябре 1917 года Лехтемяки организовал в Турку отряд финской Красной Армии. После отступления красноармейцев в Тампере, Лехтемяки становится главнокомандующим Восточным фронтом. После гибели Хуго Салмелы Вернер Лехтемяки руководил обороной города. Его бойцам удалось прорвать блокаду белофиннов и бежать в РСФСР, где он с остатком отряда вступил в Мурманский легион. Откуда он и попал в Петроград.


    Памятник на могиле летчиков О.Кальвица и Ф.Леонгардта, разбившихся в Якутии в 1930 г.
    Иркутск, у входа в ЦПКиО


    В Америке агент Коминтерна жил сначала в Сан-Франциско, затем – в Чикаго. Потом перебирался в Нью-Йорк. Утверждают, что он даже был знаком с Ф.Д. Рузвельтом. В Америке братья основали авиапредприятие, занимавшееся авиаперевозками и ремонтом самолётов. В СССР вернулись вместе с партией самолётов американского производства.

    22 января 1938 года Вернер Вильгельмович Лехтемяки был арестован, осуждён 29 марта Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР по статье 58-6, 10 УК РСФСР и расстрелян 5 апреля 1938 года.

    Так его отблагодарила советская Родина, которой он служил верой и правдой.

    Материал составлен на основе документов РГА ВМФ.
    Использованы фотографии из архивов Г.Петрова и И.Негенбля.

    Александр Соловьев, СПб