• Музей индийских военно-воздушных сил, Палам, Дели

    Саид Аминов, редактор сайта «Вестник ПВО», специально для «ВВС России»


    В морозные дни января, когда температура в Москве была –30 град., мне выпал шанс посетить страну контрастов Индию. Конечно, из-за этих контрастов были некоторые колебания – ехать - не ехать, но возможность побывать в экзотической стране и, тем более, посетить международную военную выставку DEFEXPO-2006 все перевесила.

    Отчет о международной выставке вооружений сухопутных войск и военно-морских сил DEFEXPO-2006 размещен на «Вестнике ПВО». Еще в Москве на форуме ВИФ-2НЕ мне подсказали про Музей авиации в Паламе.

    Музей ВВС Индии находится на территории военно-воздушной базы Палам в пригороде Дели. Это один из крупных военных музеев Индии, посвященный истории национальной военной авиации, начиная с участия индийских летчиков в Первой мировой войне в составе Британского королевского летного корпуса, до наших дней, включая боевые действия в Каргиле.

    Музей состоит из исторической галереи, экспозиция которой посвящена истории индийских ВВС и состоит из фотографий, персональных вещей индийских летчиков, их униформы и т.п. К зданию примыкает ангар, в котором размещены основные натурные экспонаты из числа летательных аппаратов, стоявших на вооружении ВВС Индии, зенитного вооружения, ракет и других вещей. Также имеется две открытые площадки. На одной из них размещены наиболее громоздкие летательные аппараты из состава военно-транспортной авиации. На другой – имеется зенитный ракетный комплекс, пара вертолетов, а также военные трофеи, захваченные во время индо-пакистанских конфликтов.

    Посещение Музея свободное и бесплатное, необходимо только записаться в книге гостей. Выходные дни работы Музея – понедельник и вторник. Как добраться до музея можно посмотреть на официальном сайте Музея. Но лично я добирался туда на автомашине, которая была закреплена за мной на время командировки в Индию.

    Я фотографировал только натурные экспонаты, которые находились в крытом ангаре и на открытых площадках. Специально для читателей сайта «ВВС России» остановимся на советских летательных аппаратах, которые представлены в Музее и были на вооружении индийских ВВС.


    На основной открытой площадке установлен Ту-124 (бортовой номер V-644, именной - Rajdoot). Подобные самолеты использовались для перевозки ВИП-персон индийских вооруженных сил. В 1980 Ту-124 были списаны из состава индийских ВВС, и один из них был передан на хранение в Музей на авиабазу Палам со своим «плюшевым» интерьером.


    Рядом с ним находится военно-транспортный самолет Ан-12 (бортовой номер BL 727). В начале 1990-х годов в Индии летали 7 Ан-12, но позже было принято решение выставить их на продажу. Борт BL 727 перегнали на авиабазу Палам на консервацию.


    На другой открытой площадке есть еще один отечественный летательный аппарат – это вертолет Ми-4. Примечательно Ми-4 (бортовой номер BZ 900) размещен в непосредственной близи от своего аналога или, по мнению индийцев, вертолета, с которого Ми-4 был скопирован, - это Sikorsky S-55 “Whirlwind”. По сравнению с американцем Ми-4 значительно лучше летал в условиях высокогорий, что способствовало его активному использованию на северо-востоке Индии во время войны 1971 года.


    В ангаре установлены две рабочих лошадки индийских ВВС – это истребитель-бомбардировщик Су-7БМК (бортовой номер В 888) и истребитель МиГ-21ФЛ (бортовой номер С 499). Оба летательных аппарата принимали активное участие в боевых действиях войны 1971 года. Выставленный МиГ-21 (бн С 499) был четвертым самолетом версии ФЛ, приобретенным в СССР Индией.

    Кроме этого в ангаре установлена сильно поврежденная хвостовая часть индийского Су-7, поврежденного огнем с земли. Винг-коммандер Х.С. Мангат, выполнявший боевой полет над Пакистаном, несмотря на тяжелые повреждения самолета, успешно посадил свой Су-7 на индийской территории, за что был награжден боевым орденом.


    Имеется в индийском Музее и ракетное вооружение. В ангаре на транспортной тележке установлена авиационная ракета класса «воздух-земля» Х-29 с лазерным наведением. На ракете, выкрашенной в белый цвет, указан серийный номер, написанный кирилицей – УД6225052834427.


    А на открытой площадке установлен ЗРК С-75 «Двина». Система-75 начала поставляться в Индию в 1965 году непосредственно перед началом индо-пакистанской войны. В Музее имеется станция наведения ракет СНР-75 и зенитная ракета на пусковой установке СМ-90.

    Все это малая часть экспозиции, представленной в Музее ВВС в Паламе. Полный отчет о посещении этого Музея читайте и смотрите на «Вестнике ПВО».


    П.С. Еще один МиГ-21 выставлен в центре индийской столицы в выставочном центре Pragati Maidan. Я его обнаружил во время посещения выставки DEFEXPO-2006. Установленный МиГ-21 является частью постоянно действующей экспозиции, посвященной индийским вооруженным силам.

    В целом Музей авиации и трепетное отношение индийцев к военной авиации оставили у меня положительное впечатление на фоне всеобщей расслабленности индийского образа жизни.

    2006 г.