Удар не туда

Главная >> Люди в авиации >> Рассказы истребителя >> Удар не туда

 

 

Удар не туда
Размышления о соотношении штабной работы и летного дела
Полностью придуманная история

 


После авиаудара. Фотопланшет результатов удара (Ми-8 с АФА-39)

В старое доброе время начальники штабов (адъютанты) эскадрилий и НШ полков не летали. Кому-то надо было писать в летных книжках, инструктировать караулы, строить личный состав и заниматься всей наземной работой, до которой у летчиков-командиров не доходили руки.
Потом, появилась мысль укомплектовать в эскадрильях звено управления из четырех экипажей, и начальники штабов аэ стали назначаться из летного состава.
В начале 80-х, когда фронтовую авиацию подчинили пехоте, а самолеты испачкали идиотским камуфляжем, началась новая кампания. В пехоте путь к командиру полка лежал исключительно через должность НШ. Именно НШ, познавший тяжесть штабной работы, караулов, борьбы с рядовым составом и другой подобной работы, представлял лучшую кандидатуру для пехотного командира. Но в авиации НШ не летали! Если в пехоте проблему посадки танка с остановленным двигателем можно решить при навыках одного «полета» в год по праздникам, то авиации раз в год в самолет лучше вообще не садиться!
Но решение было принято - начальники штабов авиационных полков стали летчиками, готовя резерв будущих командиров. Если на уровне эскадрильи влияние земных забот было не столь значительным, то выше совмещать две стихии было уже невозможно.
Все это не в обиду начальникам штабов - многие из них были отличными людьми и летчиками, просто огромный объем наземной штабной работы не оставлял времени достаточно часто летать, готовиться к полетам и менял психологию.
Теперь о конкретных событиях. Конец лета первой половины 80 годов. Разгар интернациональной помощи дружескому народу. Н-ский авиационный полк (не помню, апиб или иап) готовился к очередному боевому вылету. Удар «по координатам», цель задана заранее - севернее города Х., в районе характерного выступа границы сопредельного государства – отдельная крепость в малонаселенной долинке на восточном ответвлении ущелья в форме трехконечной звезды. Далее на восток - горы и граница. По плану удар выполняла шестерка: группа подавления ПВО – пара командир и замполит полка, и ударное звено во главе с начальником штаба –обычно он летал на удары третьим в звене командира.
В горах особых проблем с ориентировкой нет, видимость отличная, сверху все как на карте. При ударах ближе 100 км никто не рисовал пути и даже не считал точно курс, (это обычно делал только художник-прапорщик, готовивший карты к постановке задач – штурман научил!). В лучшем случае цель обозначалась на полетной карте точкой или кружочком. Но это у ведущих, у ведомых не было и того - привыкли «сосать» крыло и бомбить по разрывам и кукареканью ведущего, мол цель в стольких-то километрах севернее или южнее первых взрывов. В горах видно далеко!
В описываемом ударе, как это и бывает в любом происшествии, совместились вроде бы не очень важные детали, в своей совокупности определившие дальнейшие события:
- группа подавления ПВО была с РБК, (от них не стометровые дымы, а только небольшая пыль);
- ударная группа следовала за ней на пятиминутном интервале (и этой пыли не увидишь);
- во главе ударной группы был начальник штаба;
- чуть далее на юг было очень похожее ущелье, восточное ответвление которого переходило в обширную долину (но уже на территории запредельного государства).
По вполне естественным законам природы командир второй, ударной, группы при подходе к цели разрывов группы подавления ПВО не обнаружил, быстро нашел ущелье (конечно второе) и, повернув на восток, вывел группу в долину, величина которой не явилась достаточно весомым аргументом для сомнений! Успешно преодолев приграничную ПВО противника, группа успешно нашла «похожую» на описываемую в боевом распоряжении цель, и нанесла удар. По тем же законам природы промахов почти не было!
При возвращении домой самолеты все же были засечены РЛ постом, но в связи с наличием РЛ-ответа, шума не было, свои истребители ПВО не поднимались, и группа благополучно приземлилась на аэродроме вылета.
После получасового затишья, началось мелкое волнение. Первыми сбежались особисты. Обычный их интерес, кто, где, когда и с кем спал, коснулся вдруг и боевых дел.
Немного позже забегали командиры и политики.
Привожу результаты опроса (среди своих) участников налета, «сосавших крыло» (главному виновнику торжества тогда было не до интервью сослуживцам).
Как обычные ведомые, факта залета «за бугор» первоначально конечно не обнаружили. При ударе возникли первые сомнения:
- Ввожу на цель, смотрю – пункт великоват, вроде должна быть отдельная крепость в малонаселенной местности. Блин, а на некоторых домах блестят оцинкованные крыши, - ранее нигде таких не видел!
Далее хуже:
- После сброса на выводе справа асфальтовая дорога с разметкой - ближайшая приличная дорога должна быть севернее километров 50 - может построили?
- После вывода смотрю вперед на север, характерная гряда гор, помню без карты, что южнее ее граница. А где тогда мы? Ну все, песец, отлетались! Вспомнились военные рассказы «виновных за капонир!»
Через несколько часов начался Шторм! Прилетели на одном борту оба командующих (обычно каждый на своем) – командира, штурмана, НШ, всех летавших, готовивших, сидевших на КП - на ковер! Политрабочие и особисты роем вьются – каждому нужно доложиться и отреагировать по своей ветке. Узнаем новость: соседнее государство заявило о бомбардировке страны чьими-то ВВС!!! Довоевались! Малой кровью не отделаться – международный скандал!
К счастью, ставки в деле оказались слишком высоки. Желающих каяться и класть голову на плаху оказалось мало, и чем выше, тем меньше. Вверх долго лезть, но ох как больно падать, а суд мог оказаться коротким. Только Политбюро неподсудно, а маршалы и генералы так, винтики, хоть и в лампасах. Сколько их посгорало и по делу, и без. А какой хороший повод кого-то убрать и поставить своего (вспомним случай с Рустом ).
Поэтому шторм, достигнув московских военных вершин, как-то быстро стал стихать. На всех уровнях стали искать приемлемый выход, если задеть овец, то и волкам ух как достанется! И решение было быстро найдено. В заявлении была одна деталь: время происшествия не совпадало с временем удара по местному времени ровно на 30 минут! Это была спасительная соломинка (кто там будет вникать, что летом разница во времени соседних государств составляла именно столько). В указанное время наших в воздухе не было и все! А вот 30-тью минутами позже (точно во время, зафиксированное в ноте) да, в район Х. летала группа дружеских Су-22. Очевидно, это они и шарахнули!
Наших советников уломали видно быстро, им же тоже еще в Союзе служить! Версию с радостью приняли, и шумиха лихо пошла на убыль. Мы оттрубили год и заменились, а местные все время здесь, слава богу, хоть летают, бьют по своим. Аллах дал – аллах взял! С военно-политической стороны удар даже демонстрировал способность национальных ВВС дать отпор любому империалистическому агрессору, наличие и решительность народного правительства - военных даже не пожурили, местных пилотов хотели даже наградить, но вовремя передумали!
Наших героев тоже «вывели живыми из-за капонира», тихо выписав строгие фитили (командиру, НШ, а заодно и штурману, мол плохо обучал разных начальников прокладывать верный курс).
Весь последующий месяц, до своей замены в сентябре командующий ВВС армии лично на Ан-26РТ руководил всеми ударами близ границы, награждая отборным матом тех, кто пытался создать хоть малейший крен в ее сторону!

©  Fighter-pilot 2006

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Ветеран 927 иап

Назад Главная Вверх Следующая

Реклама

Типография лио Типография izdat-chern.ru.