История двух экипажей

Главная >> История >> История двух экипажей >> 5

 


Слово Сергею Ивановичу Садовникову: «…Мне удалось, взяв день за свой счёт, съездить в Подольск. Я заказал ксерокопии оперсводок, которые будут готовы вместе с архивной справкой чуть позже… Также удалось проверить по картотеке награждённых сведения об указанном экипаже (Максимов, Чупров)…

Результаты следующие:

1) сведения о награждении Чупрова К.А. - отсутствуют;
2) Максимов Г.Н., 1922 г.р., русский. Место рождения г. Владимир, образование среднее. Должность - лётчик, мл. лейтенант 872 шап 14 ВА. Награждён орденом "Красного Знамени" б/н, орденская книжка М № 094670. Дата и номер Указа о награждении - 30.7.1943 г. № 095/н. Приказ 14 ВА. Адрес семьи - сестра, проживала (на 1994 г.) по адресу: 600022 г. Владимир, ул. Завадского, д.3, кв. 22. В графе подпись награждённого - прописью "Голубева". Ниже указано - правильность данных и подпись награждённого заверяю Ленинский районный военный комиссар г. Владимира полковник Широков. Гербовая печать РВК. Дата составления карточки 5 июля 1994 г. В графе "для отметок" имеется приписка - "Орденская книжка Максимова Г.Н. передана на хранение его сестре Голубевой Капитолине Николаевне как память о погибшем брате». Основание: учётная карточка награждённого…».


Г.Н. Максимов, 09.09.1941 года

Спустя несколько дней Сергей Иванович Садовников прислал копии интересующих нас архивных документов. Начнем с самого главного документа, как говорится с первоисточника – «Итоговое боевое донесение № 0188 штаба 872 ШАП от 27 июля 1943 года». Это донесение было составлено к 18.00 и отправлено в вышестоящий штаб 281-й штурмовой дивизии. В таких донесениях полностью и четко прописывалась вся боевая работа конкретной части за истекший день. Итак, слово архивным документам:

"…1. В течение дня 872 ШАП выполнял боевую задачу согласно приказа штаба 281 ШАД по разведке дорог Мга-Шапки-Любань, Мга-Тосно, Тосно-Любань-Лезье-Нурма и уничтожение подвижного железнодорожного состава и автотранспорта противника. Всего летало самолетов: 6. Произведено самолетовылетов: 10. Боевой налет: 10 часов 00 минут. Израсходовано боеприпасов: ФАБ-100 – 17 шт., ФАБ-50 – 4 шт., АО-25 – 24 шт., РС-82 – 34 шт., снарядов ШВАК – 1050 шт., патронов ШКАС – 700 шт.
Потери противника: в результате бомбардировочно-штурмовых ударов уничтожено и повреждено: орудий ПА – 4, орудий ЗА – 5, взорвано – склад с боеприпасами.
Разведданные и противодействия: отмечен огонь ЗА из районов Шапки, Сологубовка, Турышкино, Нурма, Войтолово, Нечеперт, Тосно, Ушаки, Любань, Кирсино.
По дорогам Шапки-Любань, Нечеперт-Нурма, Шапки-Турышкино, Лезье-Кирсино отмечено двухстороннее движение отдельных автомашин. В районе Нечеперт 1 Ме-109 на высоте 1000 м произвел одну лобовую атаку на самолет, пилотируемый старшим лейтенантом Ульяновским и две атаки сверху, сбоку, справа на самолет, пилотируемый младшим лейтенантом Глазковым. После атак самолет противника ушел в направление станции Мга.
…2. Свои потери:
А) с боевого задания не возвратились младший лейтенант Максимов с воздушным стрелком красноармейцем Чупровым и младший лейтенант Ляпин с воздушным стрелком старшим сержантом Кузьминым. По наблюдению экипажей истребителей сопровождения самолет младшего лейтенанта Максимова загорелся в воздухе, и горящий самолет повел на склады с боеприпасами в районе Бородулино. В результате наблюдалось два сильных взрыва складов, сопровождающиеся большим пожаром, - взорван склад с боеприпасами. Летчик вместе с воздушным стрелком героически погибли.
Б) младший лейтенант Ляпин с воздушным стрелком Кузьминым ушел в сторону Ладожского озера. Место посадки и состояние экипажа не известно.
…3. Погода на маршруте и в районе цели: ясно, слабая дымка, видимость до 8 км.
…4. Истребители сопровождения прикрывали хорошо.
…5. Аэродром для работы годен.
…6. Разное:
А) С аэродрома Гремячево на аэродром Ежева перегнано два самолета Ил-2. Налет – 1 час 00 минут.
Б) Произведен один полет на пробу матчасти. Налет – 0 часов 15 минут.
Командир 872 ШАП подполковник Кузнецов.
Начальник штаба 872 ШАП майор Солдатов."

Итак, становится окончательно известно, что боевой вылет состоялся именно 27 июля 1943 года. При нанесении бомбоштурмового удара по району Бородулино, один самолет был подбит, и развернувшись, был направлен рукой летчика на склады с боеприпасами противника. Второй самолет, о котором ни чего не говорится о характере его повреждений, ушел в сторону Ладожского озера. По докладу истребителей сопровождения, которые прикрывали наших штурмовиков, указывается, что именно самолет Максимова-Чупрова был направлен на склад боеприпасов и взорвался вместе с ним, а самолет Ляпина-Кузьмина ушел от цели, и о его состоянии и судьбе экипажа на 18.00 в полку ни каких сведений нет, самолет на свой аэродром не вернулся.

Прочитав внимательно боевое донесение 872-го штурмового авиаполка, возникают некоторые вопросы: истребители сопровождения наблюдают за штурмовыми действиями подопечных штурмовиков, видят, что один самолет подбивают и его сам летчик направляет на склад боеприпасов, тем самым, совершив огненный наземный таран. Второй самолет уходит от цели в сторону Ладожского озера, но о его судьбе ни кто ни чего не знает? Возникает вопрос, а что делают в это время истребители прикрытия? Почему они не проследили за вторым самолетом, ведь это их непосредственная задача: прикрытие работы штурмовиков? А в донесении говорится о том, что: «истребители сопровождения прикрывали хорошо…».

Найти ответы, на эти возникающие вопросы мы пытаемся в других архивных документах. Вот документ вышестоящего штаба – 281-й штурмовой дивизии:

"…Оперсводка № 303 штаб 281 ШАД, д. Вячково к 23.00 27 июля 1943 года.
…1. 281 ШАД 27 июля 1943 года в период 9.00 – 20.20 бомбардировочно-штурмовыми действиями содействуя наступлению наземных войск на участке 8 армии, выполняла задачи:
А) уничтожала огневые средства, живую силу и разрушала оборонительные сооружения противника в районах: безымянных высот 1 км юго-западнее Поречье и 2 км юго-западнее Вороново.
Б) парами Ил-2 методом свободной охоты, выискивали и уничтожали подвижной железнодорожный состава и автотранспорт противника на участках дорог: Мга, Шапки, Любань, Мга, Тосно, Любань, Лезье, Нурма.
Выполняя поставленную задачу 30-ю самолетами произвела 34 самолетовылета. Налет 28 часов.
Израсходовано боеприпасов: 32 ФАБ-100, 85 ФАБ-50, 12 АО-25, 126 РС-82, 2330 ШВАК, 3270 ШКАС, 300 ВЯ.
Потери противника: подавлен огонь до 13 орудий разного калибра, уничтожено 14 минометов, рассеяно и частью уничтожено до 100 солдат и офицеров, подавлен огонь 3-х точек ЗА.
Свои потери: не вернулись с боевого задания 2 Ил-2, летчики – сержант Максимов, младший лейтенант Ляпин, воздушные стрелки – Чупров, Кузьмин.
Один Ил-2 ведущий группы лейтенант Рукавишников с группой четыре Ил-2 потерял ориентировку. В районе Новой Ладоги отстал от группы и произвел вынужденную посадку с убранными шасси в районе озера Безродинское. Экипаж невредим, состояние самолета выясняется.
…2. 448 ШАП в течение 27 июля 1943 года боевой работы не вел, производил осмотр и ремонт материальной части. Летный состав отдыхал.
…3. 703 ШАП в период 18.00-19.00 27 июля 1943 года штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожал артиллерию, минометы и живую силу противника в районе безымянных высот 1 км юго-восточнее Поречье и районе высоты 54.1 в 2 км юго-западнее Вороново.
12-ю самолетами произвел 12 самолетовылетов. Налет 10 часов 40 минут.
Израсходовано боеприпасов: 18 ФАБ-100, 47 ФАБ-50, 76 РС-82, 780 ШВАК, 1870 ШКАС, 300 ВЯ.
Уничтожено и повреждено: 6 орудий разного калибра, 7 минометов, подавлен огонь 1 точки ЗА, рассеяно и частью уничтожено до 40 солдат и офицеров противника.
Потерь нет.
…4. 872 ШАП в период 9.04-20.20 27 июля 1943 года пятью самолетами Ил-2 под прикрытием 4 истребителей на каждую пару методом свободной охоты выискивал и уничтожал подвижной железнодорожный и автотранспорт противника на дорогах: Мга, Шапки, Любань, Тосно, Любань, Лезье, Нурма и уничтожал огневые средства и живую силу противника в районе безымянной высоты 1 км юго-западнее Поречье.
6-ю самолетами произвел 10 самолетовылетов. Налет 9 часов 10 минут.
Израсходовано боеприпасов: 12 ФАБ-100, 18 ФАБ-50, 6 АО-25, 34 РС-82, 1000 ШВАК, 700 ШКАС.
Уничтожено и повреждено: 4 орудия разного калибра, 4 миномета. Рассеяно и частью уничтожено до 30 солдат и офицеров противника.
Потери: не вернулись с боевого задания 2 Ил-2, летчики – сержант Максимов и младший лейтенант Ляпин, воздушные стрелки – сержанты Чупров и Кузьмин. По докладам прикрывающих истребителей известно: в районе Бородулино огнем ЗА был подбит ведущий самолет Ил-2 сержанта Максимова, последний развернул самолет и направил его в склад боеприпасов противника, взорвал его. Экипаж – сержант Максимов и сержант Чупров погибли.
Второй самолет Ил-2 младшего лейтенанта Ляпина развернулся и ушел на север. Результаты неизвестны. Сопровождающие истребители в это время были связаны боем с 6-ю ФВ-190.
…5. 958 ШАП в период 17.30-18.50 27 июля 1943 года уничтожал артиллерию, минометы и живую силу противника в районе безымянных высот 1 км юго-западнее Поречье.
12-ю самолетами произвел 12 самолетовылетов. Налет 8 часов. Из них 4 самолета задание не выполнили вследствие потери ориентировки группой. Ведущий лейтенант Рукавишников в составе 4 Ил-2 потерял ориентировку. В районе Новая Ладога ведомые 3 Ил-2 опознав район вернулись на свой аэродром не выполнив задания, лейтенант Рукавишников со стрелком Бычковым отстал от группы и произвел вынужденную посадку с убранными шасси в районе озера Безродинское. Экипаж невредим. Состояние самолета выясняется.
Израсходовано боеприпасов: 6 ФАБ-100, 20 ФАБ-50, 32 РС-82, 500 ШВАК, 700 ШКАС.
Уничтожено и поврежден: одна батарея полевой артиллерии, рассеяно и частью уничтожено до 30 солдат и офицеров противника.
…5. Противодействие: из района безымянной высоты 1 км юго-западнее Поречье экипажи обстреливались интенсивным огнем ЗА, МЗА и всех видом пехотного оружия.
В районе Бородулино сопровождающие истребители группы охотников Ил-2, вели воздушный бой с 6-ю ФВ-190. Результаты неизвестны. В районе Поречья наблюдали 1 Ме-109 который делал попытку атаковать 1 Ил-2 сзади снизу, но безрезультатно.
...6. Связь в течение суток со всеми направлениями работала исправно.
...7. Аэродромы базирования частей дивизии пригодны для работы всех типов самолетов.
...8. Погода в течение дня в районах базирования частей, на маршруте и районе цели ясно, видимость 10-15 км.
Начальник штаба 281 ШАД, полковник Жуков
Начальник опер.развед.отд., майор Копиецкий...».

Обсудить на форуме

© Илья Прокофьев 2009

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Илья Прокофьев

Назад Главная Вверх Следующая

Реклама