История двух экипажей

Главная >> История >> История двух экипажей >> 4

 

 

Теперь, уважаемый читатель, Вам понятно, что на основании рассказов местных жителей деревни Бородулино мы точно знали, что факт совершения героического подвига – огненного тарана в Бородулино был! Теперь, сам собой напрашивался вопрос. Так кто же таранил склад боеприпасов немцев в Бородулино? Ведь, обломки самолета экипажа Максимова – Чупрова мы обнаружили в 24-х километрах севернее Бородулино. Но, это ни чуть не умоляет подвиг, совершенный экипажем Гурия Максимова и Кузьмы Чупрова. Нет, вам не показалось! Они тоже совершили подвиг! Только один факт гибели в страшном небе войны уже подвиг. Судя по результатам, поисковой экспедиции по подъему обломков их самолета можно с уверенностью сказать, что их сбили при атаке аэродрома Бородулино...

Бомбострелковое вооружение их самолета Ил-2 состояло из двух 20-и мм пушек ШВАК, двух пулеметов калибра 7,62 мм ШКАС которые стояли в крыльях самолета, шести реактивных снарядов калибра 82 мм, которые тоже располагались под крыльями, и четырех 100 кг авиабомб. Так вот, при подъеме обломков из болота мы нашли осколки стокилограммовых бомб, которые детонировали при падении самолета, но не нашли ни одного осколка от реактивных снарядов, а только страшно искореженные от взрыва их направляющие. Это как раз говорит о том, что в первый заход по цели, точно как в наставлении по штурмовой авиации РККА, был выполнен с использованием реактивных снарядов! Второй заход должен был быть выполнен со сбросом авиабомб, потом, если благоприятствовала обстановка, экипаж должен был штурмовать пушками и пулеметами. Так было записано в наставлении для летчиков штурмовиков, при нанесении бомбоштурмовых ударов по противнику. Причем, при подъеме обломков самолета постоянно попадались стреляные гильзы от пулемета УБТ, который стоял у воздушного стрелка самолета. После отстрела эти гильзы сбрасывались в специальный брезентовый мешок, которых находился в кабине стрелка и обрывки которого мы также нашли в воронке. Это могло говорить и о том, что воздушный стрелок Кузьма Чупров при выходе из атаки самолета вел обстрел цели со своей задней кабины самолета.

Тем временем Наталья Изотовна Некрасова, руководитель новосибирской экспедиции «МГИВ» не теряла время даром. Пока мы вытаскивали мотор, завершали работу на раскопе и занимались изучением доступных мемуарных материалов, буквально за неделю удалось разыскать двух сестер Кузьмы Чупрова. Одна из них, Наталья Алексеевна Григорьева, проживает в Новосибирске, а вторая – Зинаида Алексеевна Сафронова живет в Санкт-Петербурге!


Сестра К.А. Чупрова – Н.А. Григорьева

Вот так судьба разбрасывает или соединяет людей. Можно нам было предположить такое? Расслаивая пролежавшие в болоте более шестидесяти лет документы, воздушного стрелка самолета Кузьмы Алексеевича Чупрова мы обнаружили, что среди документов находилось письмо от матери, которое было вложено в самодельный конверт, склеенный из обложки простой ученической тетради. А когда на подсохнувшей бумаге проступили чернила, и стали видны записи, мы прочли: «...Тетрадь ученицы 6 класса Чупровой Зинаиды...». А теперь оказывалось, что та девочка Зинаида, которая своей рукой заполняла эту тетрадь, живет у нас в Питере, рядом с местом гибели своего родного старшего брата, пережив его на 64 года...


Красноармеец Чупров К.А.

Связавшись с сестрами, мы решили для себя самый главный вопрос – где похоронить останки Кузьмы Алексеевича Чупрова. По просьбе сестер погибшего мы стали готовиться к доставке останков воздушного стрелка на его Родину в город Новосибирск, так как решили похоронить его рядом с могилкой его матери – Анастасии Яковлевны Чупровой.

Параллельно поиску родных воздушного стрелка в Новосибирске, шли поиски родных летчика самолета Гурия Максимова. Связавшись с нашими коллегами в городе Владимире с Натальей Симановой и Олегом Гуреевым, мы сообщили все имеющиеся у нас сведения о нем. И результат не заставил себя ждать, ребятам оперативно удалось разыскать адрес и телефон племянницы Гурия Максимова – Савиной Натальи Арсентьевны. Кроме того, Олег Гуреев сообщил, что во Владимирской энциклопедии, изданной в 2002 году, есть статья о Гурии Николаевиче Максимове как об огненном пилоте. Статья о нем также была опубликована в газете "Призыв" в 1973 году. В статье подробно описывался владимирский период жизни Максимова.


Летчик Максимов Г.Н, 1940 год

Статью написал владимирский журналист Владимир Елагин, который, к сожалению, умер в 2005 году. В 1973 году в областной газете "Призыв" он сделал цикл статей под названием "Огненные пилоты". Как оказалось, сын Владимира Елагина - Сергей уже несколько лет участвует в поисковых экспедициях, в том числе и в Ленинградской области, в составе сводной поисковой экспедиции Владимирской области «Гром» под руководством Михаила Бунаева, а учится Сергей на истфаке Владимирского университета.

Как писал Олег Гуреев в своем письме к нам: «…Сергей со мной прошел по улице Железнодорожной. Кстати, она граничит с улицей Урицкого, на которой жил летчик Евгений Белин, поднятый ленинградскими поисковиками в 1993 году. Вот такие у нас начинаются параллели…».

В архиве ЗАГСа по городу Владимиру, Олег уточнил дату рождения Гурия Максимова: оказалось, что он родился 26 января 1922 года, что расходилось с данными ЦАМО. Как Вы помните в документах полках Гурий Николаевич значится родившимся в 1919 году.

Связавшись с Натальей Арсентьевной, а она оказалась дочерью родной сестры Гурия Максимова, мы пришли к выводу, что останки Гурия Николаевича Максимова так же как и останки его воздушного стрелка Кузьмы Чупрова будут отправлены на Родину, для захоронения в городе Владимире!

Читателям, наверное, будет интересно узнать, что писал Владимир Елагин в газетной статье про Гурия Максимова в 1973 году: «…Совсем недавно в газете "Призыв" появилось обращение членов клуба "Юный авиатор". Они просили откликнуться всех тех, кто был как-то связан с Владимирским аэроклубом. У меня были сведения о Павле Келине, поэтому для начала написал им о нем. Очень быстро был получен ответ, в котором начальник клуба А.М. Осипенко благодарил за помощь. В свою очередь он сообщил, что по их обращению получено много писем, а в одном из них владимирец Е.Н. Горелов рассказал, что его бывший сосед Гурий Максимов был курсантом Владимирского аэроклуба, а в годы войны повторил подвиг капитана Гастелло.

И вот я уже в доме № 9 на улице Железнодорожной, где некогда проживал владимирский комсомолец Гурий Максимов. Как и предполагал, сестра его, Галина Николаевна, переехала на новую квартиру. Но внимательные соседи помогли. Они дали не только новый адрес сестры Гурия, но и номер телефона.


Гурий Максимов, 30-е годы

Через несколько минут я уже разговариваю по телефону с Галиной Николаевной, устанавливаюсь встретиться.

И вот эта встреча! Передо мною обаятельная женщина – сестра героя. Пока мы рассматривали фотографии, подъехала другая сестра Капитолина Николаевна, которая привезла с собой еще материалы о брате.

Из рассказов обеих сестер, из документов, фотографий постепенно вырисовывается образ героя. Семья Максимовых жила до войны на Железнодорожной улице. Сверху была видна Клязьма, на которой в летнюю пору целыми днями пропадали ребятишки. Гурий среди своих сверстников выделялся силой и выносливостью. Е.Н. Горелов вспоминает, что Гурий один из немногих мог перенырнуть полноводную в то время Клязьму. Гурий был и удивительно музыкальным. В их семье музыку очень любили. И особенно увлекалась ею старшая сестра Галина, которая после смерти матери воспитывала Гурия. Передо мною интересная довоенная фотография. Струнный оркестр, в составе которого мы видим и Гурия с балалайкой в руках, запечатлен на фоне стен Боголюбовского монастыря. В этом селе владимирские музыканты давали свой шефский концерт.


Гурий Максимов среди учеников школы, стоит крайний слева

Гурий окончил владимирскую 17-ю неполную среднюю школу и ушел работать на "Автоприбор". Отсюда его потянуло в аэроклуб, к крылатым машинам. Полтора года неутомимый юноша делил время между заводом и аэроклубом. Он работал на заводе и настойчиво учился летному делу.


Г.Н. Максимов, курсант

В 1939 году Гурий Максимов с аттестатом отличника поступил учиться в летную школу. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 18 лет, но он начал ее настоящим мастером летного дела. Позднее – он один из лучших штурмовиков ленинградской авиации. В воздушных боях с врагами проявлялась большая смелость и находчивость летчика, настоящий чкаловский характер.

Передо мною пожелтевший номер "Красной звезды", вышедший в августе 1943 года. В нем рассказывается о подвиге нашего земляка:
"Летчик, младший лейтенант Максимов и воздушный стрелок сержант Чупров совершили героический подвиг во славу Родины. Во время штурмовки вражеских складов с боеприпасами самолет Максимова от зенитной артиллерии получил сильное повреждение и загорелся".
Отважный воин повторил бессмертный подвиг капитана Гастелло. Он врезался на горящем самолете во вражеский склад боеприпасов и поджег его. За самоотверженное выполнение боевого задания и героизм своим приказом командующий наградил посмертно младшего лейтенанта Гурия Николаевича Максимова орденом Красного Знамени и воздушного стрелка Василия Николаевича Чупрова – орденом Красной Звезды…».

Понятно, что материалы для написания статьи были взяты Владимиром Елагиным из открытых источников, он сам упоминает о них в своей статье – документы, хранящиеся в семье Гурия Николаевича Максимова, в том числе газету «Красная Звезда» за август 1943 года. И мы опять сталкиваемся с неточностями связанными с написанием данных на стрелка радиста самолета, в статье о нем говорится как о Василии Николаевиче, а не как его правильно звали – Кузьма Алексеевич.

И тут приходят первые документы из Центрального Архива Министерства Обороны. Эти документы прислал Сергей Садовников, наш друг и коллега из Москвы, который по нашей просьбе выехал в архив и стал собирать документы про интересующий нас экипаж.

Обсудить на форуме

© Илья Прокофьев 2009

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Илья Прокофьев

Назад Главная Вверх Следующая

Реклама