Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 4. Ракетное и арт.вооружение в период ВМВ

 

Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.)

4.1. Предвоенная обстановка и начальный период Великой Отечественной войны.

 

Соглашение 29-30 августа 1938 года, заключенное в Мюнхене премьер-министром Великобритании Н.Чемберленом, премьер-министром Франции Э.Даладье, фашистским диктатором Италии Б.Муссолини об отторжении части Чехословацких территорий в пользу Германии, Венгрии и Польши предопределило захват Германией всей Чехословакии.
Политические слепцы, Чемберлен и Даладье, по возвращении из Мюнхена объявили своему народу, что установленный дружеский контакт с Гитлером есть гарантия дружбы и безопасности в международных отношениях с гитлеровской Германией и лично с Адольфом Гитлером, что Адольф Гитлер врагом номер один считает СССР, а не их страны.
Спустя всего один год после Мюнхенского сговора Германия 1 сентября 1939 года напала на Польшу. 16 сентября правительство Польши сбежало в Румынию. Польское государство распадалось.17 сентября по решению нашего Правительства, части Красной Армии были введены на территорию Польши с целью защиты белорусского и украинского народа и приостановления дальнейшей гитлеровской агрессии.
3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии, но в течение девяти месяцев фактически бездействовали.
В ходе "странной войны" между Германией с одной стороны, Великобританией и Францией - с другой, гитлеровская армия к маю 1940 года захватила государства Западной Европы (Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург) и через их территории прибрала к рукам "дружественную" Францию, которая капитулировала 22 июня 1940г. В августе 1940 года гитлеровская авиация начала массированные воздушные бомбардировки столицы "дружественной" Великобритании - Лондона.
Италия, вступившая в войну на стороне Германии, 10 июня 1940 г. вторглась на территорию африканских государств, а Япония - в южные районы Китая и Индокитая.
Весной 1941 г. США создала военные базы в Гренландии и Исландии, а 8 декабря 1941 г. после нападения японцев на американскую военную базу Перл-Харбор, США, Великобритания и другие страны объявили войну Японии.
Советское Правительство делало все, чтобы предотвратить войну, создать систему Коллективной безопасности в Европе, однако, западные державы, под видом "невмешательства" и "нейтралитета", подталкивали фашистскую Германию к нападению на СССР. Советский Союз, не надеясь на западные державы, принял предложение Германии о заключении договора о ненападении (23 августа 1939 г.), чем предотвратил образование единого антисоветского империалистического фронта и выиграл некоторое время для укрепления своей обороны и перевооружения.
С 1939 года оборонная промышленность и Красная Армия готовилась к неминуемой большой войне.
XVIII съезд ВКП (б) (10-21.3.1939г.), ряд совещаний в ЦК ВКП (б) и XVIII конференция ВКП (б) (15-20.2.1941г.), направленные на развитие и совершенствование управления промышленностью и транспортом, своими решениями красной нитью проводили в жизнь страны дело укрепления обороноспособности в обстановке возрастающей угрозы войны.
Укреплялась дисциплина в Красной Армии. Повышалась мобилизационная готовность страны к отпору агрессора. Вводились в строй новые производственные мощности, размещенные в центре страны, на Урале и в Сибири. На промышленный поток устанавливалась новая боевая техника и вооружение.
Война пришла внезапно-вероломным нападением 22 июня 1941 года гитлеровской Германии на СССР вместе с ее союзниками Венгрией, Румынией, Финляндией, Италией.
Вторая мировая война охватила 61 государство с 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств, на всех морских и океанских театрах.
Советско-германский фронт являлся главным фронтом второй мировой войны, привлекшим от 62% до70% действующих дивизий фашистской Германии и ее люфтваффе.
По данным Рикоффа, опубликованным в книге "Итоги Второй Мировой войны" М., ИН.1957, люфтваффе в начале войны насчитывали:
- 30 бомбардировочных групп (1180 бомбардировщиков);
- 13 истребительных групп (771 истребитель);
- 9 групп пикирующих бомбардировщиков(336 самолетов);
- 10 групп истребителей - бомбардировщиков (408 самолетов);
- 1 группу штурмовиков (40 самолетов);
- 552 транспортных самолетов;
- 23 эскадрильи дальней и 30 эскадрилий ближней разведывательной авиации (721 самолет);
- 14 эскадрилий береговой авиации, 2 эскадрильи кораблей и 2 эскадрильи авианосных самолетов (всего 240 самолетов);
- 55 самолетов специального назначения.
Всего 4303 самолета, превышающих требования Геринга на 1934 год в два раза.
Военно-Воздушные силы Красной Армии к июню 1941 года составляли 79 авиадивизий и 5 авиабригад. Основу самолетного парка составляли самолеты разных конструкций, большинство из которых имели небольшую скорость полета и слабое вооружение Р-5, И-15, ТБ-3.
Новые самолеты (МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2) по боевым возможностям не уступали самолетам немецко-фашистской армии, а по ряду показателей превосходили их.
Поступление же самолетов новых конструкций, разработанных во исполнение заданий ЦК ВКП (б) от 1939 года, в авиационные части началось только незадолго до 22 июня 1941 года. К этому времени их насчитывалось 2739 практически еще не освоенных ни летным, ни инженерно-техническим составом ВВС.
В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по аэродромам западных приграничных военных округов, в результате чего мы потеряли на земле и в воздухе сразу 1200 самолетов. Только один Белорусский военный округ лишился 738 самолетов.
В этот же день войны наши летчики совершили 6 тысяч самолето-вылетов, нанесли значительный урон наступавшим танковым соединениям и авиации. В воздушных боях было сбито свыше 200 самолетов противника, но перевес сил оставался на стороне врага. Авиация противника захватила господство в воздухе. Это поставило советские Сухопутные войска и ВВС в трудное положение и явилось одной из причин временных неудач Красной Армии. Мы отступали, но, отступая, готовили резервы к всемирноизвестным ударам по врагу, первые из которых были под Тихвином (10.11-30.12.1941 г.) и под Москвой (5.12.1941-20.04.1942 г.).
Причина неудач первого периода войны заключалась не только в том, что война захватила нас на пороге перевооружения ВВС, но и в том, что практически все немецкие летчики приобрели боевой опыт в войне еще до нападения на СССР и имели на боевом счету десятки сбитых английских, французских и польских самолетов. Ими до мелочей была освоена авиационная техника, эксплуатируемая на войне.
Наши авиационные кадры готовились в авиационных академиях, в 78 летных и в 18 технических школах и училищах. Предметом изучения и освоения в основном была авиатехника довоенного поколения. Новая техника изучалась в показном порядке.
Летный состав по окончании училищ не имел достаточных навыков в ведении воздушного боя и боевого применения вооружения самолетов в сравнении с немецкими летчиками.
Для наших летчиков верхом боевого применения оружия была стрельба по воздушным мишеням, буксируемым самолетом без маневрирования. В воинских частях маневренные учебные воздушные бои отрабатывались робко и сводились, в основным, к маневренному пилотированию самолетов в отведенных зонах.
Опыт воздушных боев в Испании, Монголии и Китае практически не внедрялся или распространялся с осторожностью, поскольку отчеты командиров и рядовых летчиков, прошедших уроки войны, хранились под грифом "секретно" или "совершенно секретно".
Общий налет летчиков, особенно тех, кто перед самой войной прибыл, в авиационные части из военных училищ был, в три-пять раз меньше, чем у немецких летчиков. Система вооружения основных самолетов-истребителей И-15, И-153 и И-16 не соответствовала по боевой эффективности действиям по воздушным целям противника, несмотря на очень высокий секундный залп огня пулеметного вооружения.
Летчики расстреливали практически весь боекомплект по вражеским бомбардировщикам, но сбить их не удавалось.
Наши герои летчики шли на таранный удар по врагу при израсходовании боеприпасов или при отказе вооружения в бою.
Именно по этим причинам в первые же дни войны появились массовые тараны вражеских самолетов.
За всю Отечественную войну известно 322 тарана, из них в 132 случаях таранившие летчики, благополучно произвели посадку, 83 летчика, покинув самолет, спаслись с парашютом, а 107 погибло в таранном ударе. Летчик Б.И.Ковзан применял таранный удар четыре раза. Остался жив, продолжал воевать.
Сбить самолет врага можно было только при стрельбе почти в упор - с дальности 50-70 м с израсходованием почти всего боекомплекта. Когда в бой были введены наши новые самолеты с высокой боевой живучестью и более мощной системой вооружения, решение вопроса: кто кого победит было делом техники пилотирования, тактики воздушного боя и морально-боевых качеств летчиков.
Новое поколение отечественных самолетов вооружалось 7,62мм пулеметом ШКАС, 12,7мм пулеметом УБ-12,7, 20мм авиапушкой ШВАК и 23мм авиапушкой ВЯ на штурмовике Ил-2.
Все новые самолеты - истребители превосходили немецкие по секундному залпу огня, за исключением истребителя МиГ-3 , до модернизации его вооружения.
Прицелы воздушной стрельбы на наших и немецких самолетах были коллиматорные, примерно с одинаковыми показателями, если не считать, что коллиматор у немцев был более легким.
В первый год войны в дополнение к стрелково-пушечному вооружению самолеты-истребители вооружались ракетами РС-82, а штурмовики Ил-2 и Су-2 были ракетоносцами всю войну.
Основные показатели стрелково-пушечного вооружения новых отечественных и германских самолетов, участвующих в начальном периоде Великой Отечественной войны приведены в таблицах №№ 1.1 и 1.2.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама